Конфликтные ситуации в лагере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликтные ситуации в лагере



 

Жизнь в лагере, общение с детьми, новые знакомства за время смены непременно принесут вам много радостных моментов и доставят огромное удовольствие. Но, к сожалению, на это могут наложиться воспоминания о том, какой вам достался несносный напарник, трудно управляемые дети, родители, которые все претензии к лагерю предъявляют именно вам, а так же администрация, намекающая постоянно на то, что «не очень – то вы ответственно относитесь к своей работе».

Проблемы, связанные с работой в лагере, могут возникать из-за конфликтов между вожатыми и их напарниками, детьми и вожатыми, администрацией и вожатыми, между детьми, вожатыми и родителями детей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются как межличностных отношений, так и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Постарайтесь до начала смены выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее, до выступления или проведения игры. Возникающие между вами и вашим напарником разногласия, легче и проще выяснять сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и, естественно, не при детях. Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника (а бывает и такое) то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение.

Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас в отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им «в штыки». Ваша главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, попытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требований, и ни в коем случае не заставлять его. Рассмотрим ситуацию, когда, например, ребенок отказывается есть. Это может произойти, потому, что:

его не устраивает качество еды;

он не хочет есть, потому, что переел конфет и чипсов; у него аллергия, пост, или он просто не ест определенные продукты;

он на кого-то обиделся и не ест в знак протеста; поспорил и старается выдержать характер и др.

 

Цепочка разрешения конфликтов

Поэтому, чтобы понять, почему ваш ребенок поступает так или иначе, вам необходимо докопаться до истинной причины конфликта.

Но что делать, когда конфликт уже назрел? Необходимо принимать все меры к тому, чтобы решать накопившиеся у вас в отряде проблемы. Мы привели своеобразную шпаргалку, которая поможет вам понять, как поступать в таких случаях. В ней рассматриваются несколько этапов разрешения проблемной ситуации. К каждому следующему этапу необходимо переходить, когда действия на предыдущей стадии не принесли ожидаемого результата. В этом случае обязательно скажите ребенку, какими будут ваши следующие действия. Например, если ни ваше внушение, ни разговор в присутствии всего отряда не помогают, и ребенок продолжает нарушать режим, драться, портить чужие вещи и т. д., то угроза обращения к директору лагеря может подействовать.

Разбирая конфликтную ситуацию, постарайтесь не доводить дело до вмешательства администрации. Если ситуация в отряде выходит из под вашего контроля, то это может стать для начальства поводом усомнится в вашей профессиональной компетентности и “взять вас на заметку”.

Существуют разнообразные педагогические приемы и техники, которые могут помочь вам решить конфликтную или проблемную ситуацию. Опираясь на наш опыт, мы привели несколько примеров того, что может сделать вожатый в той, или иной ситуации.

 

Вожатские приемы и способы

 

“Испытательный срок” – подходит, например, если ребенок скучает по дому. “Давай, ты попробуешь потерпеть один день, поучаствуешь во всех наших играх, подружишься с ребятами, а потом решишь сам, нужно ли нам звонить родителям”.

Неоценимый помощник ” – для робкого, застенчивого и сомневающегося в своих силах ребенка. “Ты знаешь, без твоего участия у ребят ничего не получится. Ты им очень нужен…” или – “Мне очень нужен кто-то, кто помогал бы проводить игру”.

Переключение ” – если ребенок категорически отказывается что-либо делать, или откровенно психует, то постарайтесь отвлечь его чем-то, что его интересует, вовлечь в разговор или даже спор. Заставьте его задуматься и когда настроение и состояние ребенка изменятся, вернитесь к его поведению. Например, девочки старшего отряда, считая, что их выступление оценили несправедливо, не хотят спать после отбоя, бесятся, шумят и всем мешают. Зайдите к ним в палату, поговорите о том, что их волнует, постепенно переводя разговор, к примеру, на ближайшую дискотеку. Обсудите их взаимоотношения с мальчиками как своего, так и соседнего отряда. Намекните, о том, что завтра трудный день, а на дискотеке надо хорошо выглядеть, а для этого просто необходимо хорошенько выспаться. А под конец, дайте им понять, что вы тоже человек, сильно устали и хотите спать.

Добрый и злой следователь ” – один вожатый берет на себя роль вредного, недовольного, пытающегося навести дисциплину человека. Детей это выводит из себя. Но после “злого” к детям приходит “добрый” вожатый, которому удается расставить все на свои места.

Разделяй и властвуй ” – если группа детей начинает задирать других, вести себя агрессивно, мешать, то имеет смысл разделить ее – развести ее участников по разным палатам, направить в разные команды. Если же все-таки произошло что-то серьезное, легче выяснять причину случившегося с каждым в отдельности, чем вызывать всю компанию целиком.

Козел отпущения ” – если есть ребенок, который особенно злостно мешает вожатым воплощать в жизнь ими задуманное, можно объявить, что из-за него все должны… И предложить сделать то, что для детей не имеет большой притягательной силы (дополнительная вечерняя пробежка, отмывание стен корпуса, сбор “дани” вожатым). Если же “веселятся” все дети вместе, то следует выбрать самого активного, вызвать его и при всех детально разобрать его поведение (провести параллель между его поведением и поведением более примитивных существ)

Чувство вины ” – см. раздел “ Как поддерживать чистоту и порядок в корпусе”

“Последовательные уступки” – если ребенок не хочет участвовать в играх и мероприятиях, нарушает режимные моменты и т. д. “Давай ты просто посидишь в игровой, и посмотришь, что у нас там происходит. Давай ты попробуешь войти в какую-нибудь команду – ведь просто так сидеть не интересно. Ну, уж раз вошел, надо помогать своей команде… Ты же так замечательно участвовал в прошлой игре!!!”

Сталкиваясь с различными проблемами, и улаживая конфликты у себя в отряде, вы должны сознавать одну простую истину. В задачи пед. коллектива ДОЛа не входит изменения характера ребенка. За смену ни один вожатый или воспитатель не сможет изменить ребенка, поведение которого формировалось родителями, школой или улицей на протяжении всей его жизни. Поэтому все педагогические приемы, которые мы описали, это всего лишь краткосрочные меры, позволяющие сделать жизнь в вашем отряде комфортной для вас и ваших детей.

Серьезные конфликты возникают, когда ребенок нарушает три «главных нельзя»:

курить;

употреблять спиртные напитки;

выходить за территорию лагеря.

В этих случаях вам так или иначе необходимо разрешить эти проблемы, возможно поставив провинившихся детей перед фактом наказания. Но, вот вынести ли конфликт на весь отряд, или решить проблему индивидуально с ребенком, решать только вам. Возможно, в первый раз, стоит ограничиться предупреждением, оставив серьезное наказание до следующего проступка.

Следующая группа конфликтов – конфликты с администрацией. В этом отношении, как нельзя кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявления, ходить на планерки и т. д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым различные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Однако если они звучат в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.

При разговоре с родителями вам необходимо:

обязательно отвечать на все вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением;

ни в коем случае по-детски не оправдываться;

стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра;

по возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.

Во всех рассмотренных нами выше конфликтных ситуациях вы можете явиться непосредственным участником. В следующей группе конфликтов вам придется выступать в роли свидетеля и судьи – это группа конфликтов между детьми.

Первая ваша задача как вожатого – вовремя заметить назревающий конфликт, узнать причины и попытаться найти решение. Дети со своими проблемами будут обращаться именно к вам, поэтому уделите им несколько минут, выслушайте. При вынесении своего «сурового приговора» помните, что оценивать нужно не детей, а их поступки. Разрешение конфликтов можно вынести на отряд или рассматривать индивидуально. Но здесь опять следует помнить о том, как ребенок воспримет это, и быть крайне осторожным.

И последнее:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.009 с.)