Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советский и постсоветский государственный аппарат: общее и особенное
1. При рассмотрении государственного аппарата советского и постсоветского периодов развития российского общества, так же как и дооктябрьского периода, следует обратить внимание, во-первых, на то, что его понятие непосредственно связано и вытекает из общего понятия государственного аппарата. А во-вторых, на то, что в силу разных причин, одной из которых является увеличение сложности и многогранности государственного аппарата, в советской и постсоветской юридической литературе его зачастую отождествляют с государственным механизмом. "Механизм государства, - говорится, например, в одном из известных советских изданий, - это совокупность учреждений, посредством которых господствующий класс осуществляет государственную власть, обеспечивает свое политическое, экономическое и идеологическое господство, подавляет своих классовых противников, осуществляет государственное руководство обществом"*(515). Аналогичное определение государственного механизма (аппарата) "современного Российского государства" содержится также в ряде постсоветских изданий, согласно которым государственный механизм рассматривается как "пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства"*(516). Независимо от того, в какой период своего развития - советский или постсоветский, рассматривается государственный механизм, в нем традиционно выделяется две составные части. Одна из них складывается из системы государственных органов и именуется аппаратом государственной власти и управления. А вторая часть государственного механизма, именуемая "придатком" аппарата государственной власти и управления, включает в себя судебную систему, прокуратуру, а также "прямых носителей принудительной, насильственной функции власти" - армию, милицию, разведку и контрразведку. Данные органы, поясняют аналитики, "выступают как исполнители воли органов государственной власти и правительства", которые сами непосредственно "не применяют принуждения, исключая его "мягкие" формы (административные и дисциплинарные воздействия), Острые же формы принуждения (военное подавление, полицейские меры) осуществляются такими орудиями власти, как войско и полиция"*(517).
Разумеется, подобная структурализация любого, в том числе советского и постсоветского государственного механизма (аппарата), носит в известной степени условный, скорее теоретически и методологически, нежели практически значимый характер. Ибо в практическом плане государственный механизм (аппарат) любого, не исключая советского и постсоветского государства, выступает не иначе как единое, неделимое целое, в рамках которого одни государственные органы, институты и учреждения органически связаны и постоянно взаимодействуют с другими государственными органами, институтами и учреждениями. 2. Рассматривая советский и постсоветский государственный механизм (аппарат) в сравнительном плане, с позиций их общего и особенного, следует обратить внимание не только на их общий теоретико-методологический "корень" в виде общего понятия государственного механизма (аппарата), на базе которого формируется и из которого "выводится" понятие как советского, так и постсоветского государственного механизма (аппарата), но и на другие их общие черты и особенности. Общие признаки и черты советского и постсоветского государственного механизма (аппарата), так же как и иная их государственно-правовая общность, порождаются под воздействием общих исторических, национальных, социально-экономических, социально-генетических и иных факторов - условий жизни российского общества, в рамках и на базе которых этот механизм возникает и развивается. Что же касается особенностей государственного механизма (аппарата) советского и постсоветского периодов развития российского общества, то они обусловлены всеми теми типовыми различиями и противоречиями, которые свойственны, с одной стороны, советскому, по своей природе и характеру социалистическому государству, а с другой - постсоветскому, по своей социально-классовой сущности и содержанию раннекапиталистическому государству.
В первом случае государственный механизм, будучи пролетарским по своей природе и происхождению феноменом, обслуживал тем не менее, наряду с интересами всего общества, в приоритетном порядке интересы высшей государственной и партийной бюрократии. А во втором случае как мелкобуржуазный по своей социально-классовой сущности и содержанию институт он отражает и защищает в таком же приоритетном порядке интересы государственно-партийной бюрократии и органически связанной с ней отраслевой и торгово-финансовой олигархии. Во-первых, именно в различной социально-классовой сущности, социальном содержании и целевом назначении заключается одна из ключевых отличительных особенностей советского государственного механизма (аппарата) от постсоветского, и наоборот. Во-вторых, важной отличительной особенностью государственного механизма (аппарата) России в советский и постсоветский периоды его развития является его "несбалансированное" отношение к идеологии. В советский период это проявлялось в абсолютизации роли и значения идеологии в жизни российского общества и государства. А в постсоветский период - в ее явной недооценке. Речь при этом не идет о ее полном игнорировании, поскольку в формально-юридическом плане, конституционно декларируется "идеологическое многообразие", а фактически особенно в управленческой системе проявляется либеральная, а точнее - псевдолиберальная идеология, разделяемая весьма незначительной частью современного российского общества. Имеется в виду отсутствие в постсоветском обществе и государстве массовой, общенациональной идеологии, традиционно выступающей в качестве одного из весьма значимых средств объединения общества и стратегически целенаправленной деятельности государства. В-третьих, одной из отличительных особенностей государственного механизма России в рассматриваемые периоды заключается в различном характере связей, "ориентации" советского и постсоветского государственного механизма не только по отношению к политике и идеологии, но и по отношению к экономике, в частности, по отношению к различным формам собственности. Если в советский период государственный механизм (аппарат) был ориентирован на обслуживание доминировавшей в стране государственной собственности, то в постсоветский период приоритет фактически отдается защите частной, преимущественно олигархической собственности. В-четвертых, теоретически и практически значимая особенность советского и постсоветского государственного механизма заключается, кроме названных, в существовании и функционировании данного феномена в рассматриваемые периоды развития российского общества на разной партийной основе. В советский период это была строго однопартийная основа. КПСС как единственная партия рассматривалась и конституционно закреплялась (ст. 6 Конституции СССР 1977 г.) как "руководящая и направляющая сила общества", как "ядро" политической системы советского общества - системы всех государственных и общественных организаций. В постсоветский период сложилась многопартийная, весьма разношерстная система, состоящая из нескольких десятков самых различных, федерального и локального уровня политических партий, часть из которых имеет своих представителей в Федеральном Собрании России, в законодательных собраниях субъектов Федерации и на местном уровне.
На роль "руководящей и направляющей силы общества" и государства в настоящее время настоятельно претендует партия под названием Единая Россия, в значительной степени состоящая из разного рода "бизнесменов" и государственных функционеров. И, в-пятых, важная отличительная особенность советского и постсоветского государственного механизма по отношению друг к другу состоит в построении и функционировании данного феномена в рассматриваемые периоды развития российского общества на основе разных принципов. Так, основополагающими принципами организации и деятельности советского государственного механизма были такие принципы, как принцип демократического централизма, партийного руководства - принцип "руководящей и направляющей" роли КПСС, принцип недопущения смешения функций правящей партии - КПСС - с функциями советского государства и др. В то же время основополагающими принципами построения и функционирования постсоветского государственного механизма, вместо прежних принципов в ряде случаев стали принципы, ассоциирующиеся с принципом, или концепцией оптимизации, с принципом разделения властей, и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.006 с.) |