Ситуационный подход к лидерству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационный подход к лидерству.



~ Изучает всю ситуацию, все факторы, создает модель руководства.

МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА ПУТЬ-ЦЕЛЬ (Авторы Митчелл и Хаус)

- (Похоже на теорий ожиданий) Руководитель может побуждать подчиненных к достижений целей организации, воздействуя на пути достижения этих це­лей.

- Есть 4 стиля руководства:

1. Стиль поддержки: -встречается у дружелюбного, простого руководителя, который беспокоится о благополучии исполнителей. Применяется, если у работников есть потребность в самоуважении и принадлежности.

2. Инструментальный стиль: проявляется в том, что подчиненным сооб­щают то, что от них хотят, дают им конкретные указания. Применяется,  если у работников есть потребность в самовыражении и в автономии, а также если руководитель считает, что все определяет фортуна.

З. Стиль, поощряющий участие в принятии решений. Применяется, если руководитель считает, что он в состоянии контролировать подчиненных и ситуацию,  а также, если подчиненные стремятся участвовать в принятии решений.

4. Стиль, ориентированный на достижение: характеризуется постановкой перед подчиненными напряжённой цели и ожиданием, что они будут работать в полную меру своих возможностей. Применяется, если подчиненные стремятся к высокой выработке и уверены, что могут её достичь.

- Стиль руководства, наиболее соответствующий  ситуации и предпочитаемый подчиненными, зависит от: 1. личных качеств подчиненных и 2. От воздействия внешней среды.

ТЕОРИЯ  ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

-Эффективностъ стиля лидерства зависит от ЗРЕЛОСТИ исполнителя.

- Зрелость - это способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, образование и опыт в отно­шении конкретной задачи.

- Зрелость - не постоянное качество исполнителя, а зависит от ситуа­ции.

-Руководител ь должен менять стиль в зависимости от зрелости.

- Есть 4 стиля: 1. "Давать указания" - для подчиненных с низкой зрелостью. Они не хотят и не способны отвечать за конкретную задачу, им требуются чёткие инструкции, руководство и контроль.

2. "Продавать" -стиль в равной степени ориентирован на задачу и на отношения. Подчиненные хотят принять ответственность, но не могут так как обладает средним уровнем зрелости. Руководитель даёт конкрет­ные инструкции, в то же время поддерживает желание и энтузиазм.

3. "Участие в принятии решений". Могут, но не хотят отвечать за вы­полнение задания. Участие в принятии решения привлекает исполнителей к выполнению задания.

4. Высокая зрелость. Могут и хотят нести ответственность. Им делегируются полномочия, права и ответственность.

МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ  РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕМ

- Основное внимание уделяется принятию решений. Выделяется 5 стилей в зависимости от того, насколько подчиненным разрешается участвовать в принятии решений.

1.Сам руководитель решает все проблемы.. 2 Подчиненные дают информацию, а решает проблему сам руководитель. З. Проблема излагается тем подчиненным, кого это касается, выслушиваются их идеи, а решение принимает сам руководитель. 4. Проблема излагается всей группе, а решение принимается самим руководителем. 5.Проблема излагается всей группе и вся группа принимает решение через консенсус.

СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РУКОВОДСТВА ФИДЛЕРА. (Табл.1)

-Выделены три фактора, влияющие на поведение руководителя:

1. Отношения между руководителем и подчиненными. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к руководителю и привлекательность личности рук-ля для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость её формулировки, и структуризации.

3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграж­дение, а так - же уровень поддержки, которую оказывает руководителю формаль­ная организация.

-Руководитель не может менять свой стиль сообразно ситуации, значит нужно помещать рук-ля в такие ситуации, которые лучше подходят к его стилю.

-Различные сочетания вышеуказанных трёх факторов могут дать 8 раз­личных потенциальных стилей руководства/см. таблицу/:- Руководство, ориентированное на задачу, наиболее эффективно в ситуациях 1,2,3,8., ориентированное на человека - в ситуациях 4,5,6.

-В ситуации 7 хорошо могут работать оба типа руководителей.

- Ситуация 1 - самая благоприятная для руководства.

- Ситуация 8 - наименее благоприятная. В обоих случаях самым эффективным стилем руководства будет ориентация на задачу.

Стили / ситуации 1 2 3 4 5 6 7 8
Взаимоотношения Хорошие Хорошие Хорошие Хорошие Плохие Плохие Плохие Плохие
Структура задач Структурирована Структурирована Не структурирована Не структурирована Структурирована Структурирована Не структурирована Не структурирована
Полномочия Сильные Слабые Сильные Слабые Сильные Слабые Сильные Слабые

 

Таблица 1. Модель руководства Фидлера.

 

ГЛОССАРИЙ

ВЛАСТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯТЬ на поведение других.

Право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле

 

ВЛИЯНИЕ

Любое поведение одного индивида, которое вносит из­менение в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида

Действие, оказываемое кем-чем – нибудь на кого-что-нибудь, воздействие.

Оказание какого либо воздействия на кого-либо.

Подчинение одних людей другим

 

КОММУНИКАЦИИ

Процесс обмена смыслами информации

Путь сообщения

 

КОНФЛИКТ

Столкновение, серьезное разногласие сторон

Столкновение противоположенных интересов

 

МЕНЕДЖЕР

Наемный управляющий, специалист по управлению

 

МЕНЕДЖМЕНТ

Управление производством: совокупность методов, принципов управления производством

Наилучшая форма управления предприятием с целью получения максимальной прибыли

Это есть деятельность по созданию, функционированию и развитию организации.

Это процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.

Это социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения цели организации.

Менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов.

Менеджмент –это искусство знать точно, что сделать и как сделать самым лучшим и дешёвым способом

 

МИССИЯ

Основная общая цель организации, чётко выраженная причина её существования

 

МОДЕЛЬ

Образец какого либо изделия или образец изготовления чего-либо

Уменьшенное воспроизведение или макет чего-либо

Представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности

9. МОТИВАЦИЯ:

Побудительная причина, повод к какому либо действию

Побуждение, активное состояние мозговых структур или системно организованное возбуждение центральной нервной системы, побуждающее совершать действие

Процесс побуждения, стимулирования чего либо

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

Организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина

Группа людей, совместно работающих для достижения общих целей.

ПОТРЕБНОСТЬ

Надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

Хотение чего-либо

ПРОБЛЕМА

Сложный вопрос, задача, требующая разрешения

 

РЕШЕНИЕ

12.1. Выбор из нескольких вариантов

 

СИСТЕМА

Определенный порядок в расположении и связи действий

Форма организации чего-либо

Нечто целое, представляющее единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Упорядоченно действующая целостность, тотальность

Целое, составленное из частей соединение.

Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство

 

СТРУКТУРА

Строение, внутреннее устройство

 

ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремится группа, работая вместе.

Предмет стремления

 

ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Это ценностные представления, относящиеся к области морального сознания – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.018 с.)