Порядок разработки и выбора тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок разработки и выбора тем



КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)»

методические рекомендации

для студентов профиля «Изобразительное искусство»

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

ОРЕНБУРГ

 
2019


УДК 7(07)

ББК 85.1я7

 

 

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Положением о курсовой работе / курсовом проекте студентов ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (СМК-П-7.2.1-02:2018, дата введения: 01.09.2018 г.), утвержденным учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет». 

 

Одобрено на заседании кафедры художественно-эстетического воспитания института дошкольного и начального образования (протокол № 5 от 10 января 2019 г.).

 

Авторы-составители:

Т.Г. Русакова, доктор педагогических наук, профессор

Т.А. Бреусова, кандидат педагогических наук

  Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)». Методические рекомендации для студентов профиля «Изобразительное искусство» направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / авт.-сост.: Т.Г. Русакова, Т.А. Бреусова. Оренбург, 2019. – 37 с.

 

Методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи студентам в выполнении курсовой работы по дисциплине «Методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)», предусмотренной учебным планом профиля «Изобразительное искусство», направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. В издании раскрываются принципы, требования, правила подготовки, оценки курсовой работы в соответствии со спецификой профиля.

Методические рекомендации включают разделы: общие требования к курсовой работе (структуре, содержанию, объему, оформлению, критерии оценки курсовой работы); общие требования к оформлению курсовой работы; научное руководство и консультирование студентов; порядок выполнения и представления работ, их хранение.

 

ББК 85.1я7

 
© ФГБОУ ВО ОГПУ, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………….…………………… 4
1. Порядок разработки и выбора тем курсовой работы………………………. 6
2.Общие требования к курсовой работе: структура, содержание, объем…… 7
3. Общие требования к оформлению курсовой работы ……………………… 15
4. Научное руководство и консультирование студентов по курсовой работе………………………………………….…………………………………. 18
5. Порядок выполнения и представления курсовой работы. Критерии оценки…………………………………………………………………………….   19
6. Хранение курсовой работы …………………………..……………………... 23
7. Приложения…………………………………………...……………………… 24
Приложение 1. Примерные темы курсовых работ …………………………… Приложение 2. Лист распределения студентов на выполнение курсовой работы …..……………………….………………………………………………. 24   26
Приложение 3. Пример оформления титульного листа курсовой работы бакалавра ……………………………………….………………………………..   27
Приложение 4. Пример оформления содержания курсовой работы ……….. 28
Приложение 5. Примеры оформления введения и заключения курсовой работы……………………………………………………………………………   29
Приложение 6. Пример оформления списка литературы…………………….. 33
Приложение 7. Пример оформления рисунка………………………………… 35
Приложение 8. Пример оформления таблицы…………..…………………… 36
Приложение 9. Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению………………………………………………………….   37

 


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является обязательной составляющей промежуточного контроля результатов обучения студентов института ДиНО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, Положением о курсовой работе / курсовом проекте ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Курсовая работа является результатом самостоятельного научного  исследования, выполненного обучающимся под руководством научного руководителя, и может основываться на обобщении выполненных ранее рефератов, проектов. Курсовая работа бакалавров представляет собой обобщение теоретических исследований.

Курсовая работа (далее КР) — это документ, представляющий собой законченное самостоятельное исследование частной задачи в рамках образовательной программы.

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

- систематизации и углубления теоретических знаний по соответст­вующей учебной дисциплине;

- выработки навыков применения теоретических знаний в решении конкретных практических задач;

- овладения методикой самостоятельного научного исследования;

- подготовки информационной и научной базы для выпускной квалификационной работы, государственной (итоговой) аттестации;

- формирования компетенций, связанных с профессиональной дея­тельностью.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Перечень дисциплин, по которым предусмотрено выполнение курсовых работ, количество КР, календарные сроки их выполнения предусмотрены в учебных планах по каждому направлению подготовки, профилю подготовки (специализации, магистерской программе) и могут быть изменены только решением Ученого совета Университета.

На весь период обучения предусматривается выполнение не более двух курсовых работ по дисциплинам профессионального цикла и не более 2-х курсовых работ в семестр и в учебном году.

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности студентов.

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ применительно к конкретной учебной дисциплине разрабатываются на кафедрах института, проходят экспертизу на ученом совете института и подписываются директором института.

Процесс выполнения работ должен быть обеспечен учебной, учебно-методической, справочной и иной литературой, техническими и другими учебно-вспомогательными средствами.

Организация учета и выполнения курсовых работ студентов возлагается на кафедру, за которой они закреплены.

Курсовая работа по методике обучения и воспитания (изобразительное искусство) является самостоятельно выполненным исследованием студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиля подготовки «Изобразительное искусство».

В процессе написания курсовой работы осуществляется дальнейшее углубление теоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений и практических навыков, овладение методикой исследования при решении конкретных проблем научно-исследовательского характера, повышение общей и профессиональной эрудиции.

Обучающийся самостоятельно овладевает умениями:

- выбирать актуальную тему, определить цель теоретического исследования и сформулировать его задачи;

- подбирать литературу и делать ее критический анализ;

- выбирать и грамотно использовать методы исследования;

- анализировать результаты исследований, оформлять их в таблицы, литературно грамотно излагать мысль.

Таким образом, при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов отрабатываются навыки ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования.

Курсовая работа должна:

- носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами;

- быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов, аккуратность исполнения).


КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Начальным этапом в работе над курсовыми работами является выбор темы. Своевременный и правильный выбор темы определяет успех всей последующей работы студентов.

Темы курсовых работ представляются выпускающей кафедрой на основании их актуальности, учета проблематики современных научно-педагогических исследований и разнообразия интересов студентов в области педагогической теории и практики, непосредственной связи с возможным практическим применением знаний студентов.

Выбор темы работы определяется, прежде всего, научными интересами, стремлениями и наклонностями студента. Серьезное внимание при избрании темы следует обращать на возможность получения по ней практического материала, доступность нормативных источников, специальной литературы.

При выборе темы курсовых работ можно учитывать материалы ранее написанных рефератов, опыт выступления на научных студенческих конференциях и в научных кружках, материалы, собранные в процессе учебной и производственной практик. В этих случаях студент обычно уже знаком в той или иной степени с имеющейся по теме литературой и другими источниками, в общих чертах представляет круг вопросов, которые подлежат исследованию в курсовых работах.

Одним из основополагающих требований к курсовой работе является интерес самого студента к выбранной теме и ее актуальность, т.е. важность и своевременность исследуемой темы применительно к настоящему периоду.  

Тематика курсовых работ, рекомендуемых студентам, разрабатывается профессорско-преподавательским составом кафедры, ежегодно обновляется, обсуждается и утверждается на заседании кафедры в учебном году, предшествующем выполнению курсовой работы. В протоколе заседания кафедры делается соответствующая запись.

Количество утвержденных тем должно быть достаточным для выбора каждым студентом индивидуального задания. Примерные темы курсовых работ указываются в рабочих программах учебных дисциплин, за которыми данная форма работы закреплена.

Тематика курсовых работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки, культуры и перспективам развития отраслей экономики.

Темы курсовых работ могут быть связаны с программой производственной практики, с непосредственной работой студентов.

Курсовая работа может стать составной частью выпускной квалификационной работы студентов.

Кафедра доводит до сведения студентов примерный перечень тем курсовых работ с указанием предполагаемых научных руководителей по каждой теме (Приложение 1).

Студент обязан определиться с выбором темы курсовой работы и предварительно обсудить ее с научным руководителем. Сроки утверждения тем курсовых работ определяются кафедрой, по которой проходит КР.

Студент имеет право выбрать одну из перечисленных тем или предложить инициативную тему курсовой работы. Тема курсовой работы может быть выдвинута студентом по согласованию с научным руководителем, с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При рассмотрении инициативной темы курсовой работы студента кафедра имеет право аргументированно отклонить или переформулировать тему при согласии студента. В этом случае тема утверждается на заседании кафедры.

Список утвержденных тем курсовых работ с подписями студентов, научных руководителей подписывается заведующим кафедрой и сдается в деканат института (Приложение 2).

В случае длительной болезни студента, его нахождении на стажировке или по другой уважительной причине студент подает заявление в деканат института об изменении сроков выбора темы и выполнения КР.

Выбранная тема должна способствовать максимальному использованию полученных в университете знаний и накопленному практическому опыту.

Разработка одной и той же темы курсовой работы несколькими студентами не допускается.

Тема курсовой работы должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это значит, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать проблему исследования и состоять не более чем из 7-9 слов.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ:

структура, содержание, объем

 

Курсовая работа должна содержать следующие разделы: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (не является обязательным).

Количество глав и параграфов основной части КР определяется совместно студентом и научным руководителем на основании специфики темы, цели, задач КР. Как правило, работа состоит из двух примерно равных глав.

Каждый структурный компонент курсовой работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы.

Главы содержательной части нумеруются в пределах всей работы, параграфы — в пределах каждой главы, пункты — в пределах каждого параграфа.

Нумерация страниц должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номера страниц располагают посередине верхнего поля страницы. На титульном листе номер страницы не указывается. Иллюстрации и таблицы, занимающие целый лист, включаются в общую нумерацию страниц.

Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) — 30 печатных страниц.

Вносить в текст КР информацию рукописным способом не допускается. Формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, символы и т.п. оформляются в специализированном редакторе формул. Опечатки, описки, графические неточности, помарки, повреждения листов не допускаются.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение 3).

После титульного листа помещается содержание с указанием номеров страниц, на которых расположены основные структурные элементы курсовой работы.

Титульный лист курсовой работы подписывается студентом.

Количество глав и параграфов курсовой работы может быть изменено студентом и научным руководителем, исходя из специфики темы, цели, задач работы.

Введение курсовой работывключает обоснование актуальности исследования, формулировку проблемы и научный аппарат. Во введении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц. Общий объем введения составляет 2-4 страницы. Введение по объему не должно превышать 10% курсовой работы. Окончательную редакцию введения целесообразно сделать после окончания всей работы, поскольку это даст возможность лучше сформулировать его отдельные структурные элементы, изложить суть исследования в сжатой форме.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к исследовательской работе. Умение правильно осмыслить проблему исследования и оценить ее с точки зрения социальной значимости характеризует уровень теоретической подготовки студента. Актуальность темы должна быть не более 1/3 введения и содержать 3-4 фамилии авторов, изучающих данную проблему, чьи фундаментальные труды составляют теоретико-методологическую основу исследовательской работы. 

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Правильный выбор проблемы исследования определяет тему курсовой работы, ее предмет, объект, цель и задачи, методы и средства. Проблема возникает из противоречивых научных позиций, объяснений каких-либо явлений, процессов. проблема исследования показывает, что в выбранной области недостаточно изучено и разработано, не изучалось вообще.

Научный аппарат курсовой работы включает объект (какое явление будет исследоваться), предмет (какой аспект исследуемого явления будет раскрыт), цель (конечный предполагаемый результат исследовательской деятельности), задачи (поэтапное достижение цели).

Объект исследования – это процесс или явление, на изучение которого направлена работа. Иными словами, это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию, избранную для исследования.

Предмет исследования – это часть объекта, отражённая в формулировке темы и цели исследования, это грань или сторона объекта, раскрывающаяся в работе.

Определение предмета исследования – это, прежде всего, уточнение «места и времени» действия. В качестве предмета исследования могут выступать любые аспекты педагогической действительности: динамика процесса, особенности поведения и общения, условия и факторы развития, методы, приёмы, способы, условия совершенствования учебного (учебно-воспитательного) процесса. Необходимо помнить, что предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию.

Так, например, если объектом исследования курсовой работы студента выбрана внеурочная деятельность в начальной общеобразовательной школе, то предметом изучения может быть методика обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы во внеурочной деятельности. Если в качестве объекта выступает образовательный процесс на занятиях живописью в детской художественной школе, то предметом может быть методика обучения учащихся детской художественной школы выполнению натюрморта в масляной технике.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет, так как предмет располагается в границах объекта. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. Иными словами, в объекте выделяется часть, которая будет исследоваться автором и которая есть предмет исследования. Именно на нем сосредоточено основное внимание автора, поскольку предмет исследования определяет тему курсовой работы.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) конечного результата, который предполагается получить при выполнении курсовой работы; это определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе ее подготовки. Очень важно предельно четко и конкретно сформулировать цель исследования, поскольку от этого зависит само содержание работы.

Необходимо помнить о том, что формулировка цели исследования не должна совпадать с темой курсовой работы. Она формулируется исходя из проблемы, на решение которой направлена работа студента. Она может быть сформулирована так: на основе анализа педагогического опыта разработать методические рекомендации по обучению учащихся детской художественной школы выполнению натюрморта в масляной технике; разработать методические рекомендации по обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы в рамках внеурочной деятельности и др.

Цель исследования объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи.

Задачи курсовой работы. На основании цели определяются основные задачи, которые требуется решить в процессе ее достижения. Они представляют собой конкретные последовательные этапы (шаги, исследовательские действия), которые необходимо выполнить для решения проблемы и формулировки практических рекомендаций.

Необходимо сформулировать 3-5 задач. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать, разработать, обобщить, выявить, показать, выработать, изучить, определить, описать, установить…). Каждая последующая задача решается только на основе решения предыдущей. Одной из ошибок в постановке задач является их подмена описанием последовательности этапов выполняемой работы. Для описания задач необходимо раскрыть, для чего осуществляется то или иное действие, каким образом оно обеспечивает достижение главной цели курсовой работы. В последующем, при написании заключения, необходимо сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы.

Задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

1. Проанализировать научно-педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявить психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы;

3. На основе изучения педагогического опыта разработать методические рекомендации по организации процесса обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы на занятиях кружка.

Результаты решения каждой задачи оформляются в процессе исследования в виде параграфа (нескольких параграфов) основной части работы.

Непременным требованием к каждому исследованию является соответствие наименования темы исследования, объекта, предмета, целей и задач его структуре.

Методы исследования – это способы получения достоверных научных знаний, умений и данных в различных сферах жизнедеятельности. Они служат инструментом в поиске и обработке фактического материала и необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Методы исследования – это способы решения исследовательской задачи, изучения явления, получения достоверных научных знаний. Результат тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Методы классифицируются по разным основаниям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Данныйкомпонент введения указывается, если у автора курсового исследования имеются опубликованные статьи, сертификаты победителя или участника конкурса, другие личные достижения по теме исследования.

В конце введения раскрывается структура работы (дается краткий перечень ее структурных элементов с указанием количества страниц по каждому разделу и количество литературных источников в списке литературы). Пример оформления введения приведен в приложении 5.

После введения следует основная часть работы, которая представлена двумя главами, по два параграфа каждая. Каждый параграф должен освещать самостоятельный раздел поставленной проблемы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. По объему параграфы работы рекомендуется делать примерно одинаковыми, значительная несоразмерность их объема свидетельствует о несбалансированности структуры работы.

В тексте курсовой работы необходимо вести изложение от первого лица множественного числа (мы считаем, по нашему мнению), от третьего лица (по мнению автора работы, автор работы согласен) или с использованием безличной формы глаголов (в параграфе раскрывается, было доказано). Культуру научной речи определяют такие качества, как точность, краткость, ясность, доступность. Необходимо избегать в тексте просторечных и жаргонных слов, многословия, тавтологии, канцеляризмов. Если в работе используется специфическая терминология, то в приложении может быть дан перечень терминов с соответствующими разъяснениями. Для удобства пользования термины в перечне выстраивают в алфавитном порядке.

Употребление символа § (параграф) не допускается. Заголовок каждого раздела, обозначенного в содержании, печатается жирным шрифтом, нумеруется соответствующим образом, располагается в середине строки. Точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения заголовков не используются.

Все основные структурные части работы (введение, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения) начинаются с новой страницы. Более мелкие подразделы начинать с новой страницы не рекомендуется.

Каждая глава должна освещать самостоятельный раздел поставленной проблемы, параграф – отдельную часть этого вопроса. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. По объему главы и параграфы работы рекомендуется делать примерно одинаковыми, значительная несоразмерность их объема свидетельствует о несбалансированности структуры работы.

Первая глава курсовой работы – теоретическая. Пример оглавления:

Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства.

1.1. Натюрморт как жанр изобразительного искусства.

1.2. Психолого-возрастные особенности обучения подростков изображению натюрморта с натуры.

В первой главе приводится анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы. Первый параграф должен содержать краткую искусствоведческую справку, раскрывающую историю возникновения и развития вида или жанра искусства, выбранного автором исследования, а также разбор стилевых особенностей и средств художественной выразительности, характерных для выбранного вида/жанра искусства.

Второй параграф должен включать анализ психолого-возрастных особенностей детей выбранного студентом возраста, а также изучение специфики обучения детей данного возраста выполнению художественных работ выбранного вида / жанра искусства.

Вторая глава курсовой работы – методическая. Пример оглавления:

Глава 2. Методические аспекты обучения учащихся 6 класса рисованию живописного натюрморта с натуры.

2.1. Анализ программного материала.

2.2. Методические рекомендации по организации процесса обучения учащихся 6 класса изображению живописного натюрморта на уроках рисования с натуры.

Первый параграф второй главы может включать анализ программ для общеобразовательной или художественной школы, а также дополнительных программ, если выбранный вид/жанр искусства входит в содержание данных программ. Возможен также анализ педагогического опыта на основе изучения статей, методических или иных пособий, подготовленных педагогами-практиками по теме, близкой к теме курсовой работы.

Во втором параграфе второй главы студент представляет собственные методические рекомендации по обучению детей выбранного возраста с учетом изучения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. В данный параграф можно включить тематическое планирование и фрагменты уроков / занятий по выбранной теме с описанием выбранных методов/ приемов обучения, использованных методических и дидактических пособий. Конспекты уроков / занятий, а также дополнительные образовательные программы, разработанные студентом в рамках темы исследования целиком могут приводится только в приложении к курсовой работе.

Поскольку первый и второй параграфы первой главы, а также первый параграф второй главы реферативного плана, они должны быть насыщены ссылками на авторов, материал которых используется, иначе параграфы будут представлять ни что иное, как плагиат – присвоение чужого авторства, литературное воровство.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности темам. Следует проанализировать, каким уже изученным или планируемым к изучению темам наиболее близка тема выбранной работы.

Подбор книг и статей следует производить с использованием имеющихся в библиотеках систематических каталогов литературы, в которых названия произведений расположены по отраслям знания; алфавитных каталогов, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов; предметных каталогов, содержащих названия произведений по конкретным проблемам и специальностям, а также различные библиографические справочные издания, сноски и ссылки в учебниках, монографиях, словарях. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. При подборе литературы целесообразно использовать также данные, полученные при помощи глобальной информационной сети Интернет.

При чтении нужно делать записи, которые могут иметь форму выписок, тезисов или конспекта. Выписки и цитаты могут быть оформлены в виде прямой или косвенной речи.

Прямые цитаты – это дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. Прямое цитирование целесообразно использовать тогда, когда необходимо подчеркнуть точную формулировку мысли автора. При этом текст заключается в кавычки с обязательным указанием в квадратных скобках номера книги в списке литературы и страниц, на которых находится цитируемый фрагмент.

При использовании косвенных цитат мысли автора излагаются в пересказе. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, можно записывать своими словами, сокращая формулировку и сжато излагая содержание. Информация из источника при этом передается в несколько измененном (переформулированном) виде. Это может касаться изменения или опускания отдельных слов или выражений для более краткого пересказа основной мысли или информации, содержащейся в источнике. В случае косвенных цитат текст пишется без кавычек. Но и в этом случае целесообразно в выписках или конспекте в квадратных скобках указывать номер книги в списке литературы и номера страниц, на которых эта информация содержится, например: Текст, текст, текст, текст [3, с.245].

Курсовая работа должна быть написана грамотно, в соответствии с нормами русского литературного и профессионального языка, выдержана в научном стиле. На это важно обратить особое внимание при использовании материала учебников, научно-популярных книг и статей, которые обычно пишутся в ином жанре. Для того чтобы освоить стилистику научной речи, необходимо при чтении научных работ обращать внимание на их язык.

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным, все главы связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Каждый параграф должен завершаться краткими выводами по рассматриваемой в нем проблеме.

Механическое переписывание трудов ученых или статей не допускается. Необходимы их анализ, сравнение и иные методы исследования, а также выражение собственного мнения.

При изложении в курсовой работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Вместе с тем нельзя сводить работу к перечислению точек зрения разных авторов, ограничиваясь утверждением о согласии или несогласии с тем или иным автором. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, то есть приводить цитаты.

Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является анализ действующего законодательства и практики его применения, сравнение рекомендаций, содержащихся в инструктивных материалах и работах различных авторов.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научная обоснованность. Если автор работы оперирует терминологией, имеющей неоднозначное толкование в науке, то следует отдельно оговорить, в каком значении этот термин употребляется в курсовой работе.

Пример оформления содержания курсовой работы представлен в приложении 4.

Заключение как составная часть курсовой работы должно содержать выводы, которые показывают, как решены задачи, сформулированные во введении, достигнута ли цель. Кроме того, в заключении можно указать практическую значимость исследования (кому и в каких случаях исследование будет полезно).

Учитывая, что содержание курсовой работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить по этой же логике. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме (вывод) и сформулировать в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат деятельности студента. В них должно найти отражение решение основных задач курсовой работы. Результаты излагаются как в позитивном плане (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном (чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсутствием необходимой базы.

Общий объем заключения составляет в среднем 2 страницы. Заключение является последней частью основного текста работы, за ним следует список литературы.

Пример оформления заключения приведен в приложении 5.

Список литературы должен содержать не менее 30 источников. Такой список составляет одну из существенных частей работы, отражает самостоятельную, творческую работу студента и позволяет судить о степени глубины проведенного исследования.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение курсовой работе в виде ссылки. Не следует включать в список использованных источников те работы, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в такой список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, учебники.

Список литературы требует особого внимания, вместе с тем, именно в этой части работы студенты часто допускают небрежность, неточности, грубые ошибки при написании фамилий, инициалов авторов, названии источников, тем самым портят впечатление о работе. Вся литература, используемая при подготовке работы, располагается в алфавитном порядке.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. В тексте статьи или книги отсылка к источнику делается после упоминания его автора по образцу: [4, с.11]. При необходимости указать несколько источников записи в скобках разделяют знаком «;»: [4, с. 11; 8, с. 52; 10; 11].Описание источников на иностранных языках помещается в конце списка литературы, также в алфавитном порядке.

Выдержки из ГОСТа и примеры оформления списка использованной литературы приведены в приложении 6.

Примечание: оформление списка использованной литературы может варьироваться в зависимости от действующего ГОСТа.

Приложение не является обязательным компонентом курсовой работы. Приложения должны быть озаглавлены, пронумерованы, каждое начинается с новой страницы, которые указываются в содержании (оглавлении). Объём приложений – не более 15% от объёма работы. Приложение также может быть электронным. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны.

Характер приложения определяется автором самостоятельно, исходя из содержания. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссылок на литературные источники. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тек­сте работы. Они должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Суть всех этапов и резул



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.095 с.)