Оценка чувства синтаксической функции слова и умения выделять теморематические отношения в предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка чувства синтаксической функции слова и умения выделять теморематические отношения в предложении



Ребенку демонстрируют две сюжетные картинки. Экспериментатор начинает рассказывать о своей картинке и просит ребенка составить предложение по аналогии, но о собственной картинке. Сюжетная ситуация на обеих карточках («Голодный котенок» и «Разбитая тарелка») обусловливает появление аналогичных членов предложения в ответах испытуемого:

в первом предложении — с помощью порядка слов, интонационно и количественно (увеличением однородных членов предложения до трех) взрослый акцентировал внимание на подлежащих;

во втором предложении — на определениях;

в третьем предложении — на сказуемых;

в четвертом предложении — на дополнениях;

в пятом предложении — на обстоятельствах.

Если требуется, то помощь оказывается через постановку вопросов к членам предложения в образце взрослого (например, «Котенок был — какой? — грязный, голодный и грустный») и к ситуации, изображенной на карточке испытуемого («У тебя какой или какая?»).

При оценке учитывается, воспринимает ли ребенок помощь, выделяет ли в своем рассказе аналогичные члены предложения интонационно и количественно, переключается ли на другой тип ориентировки.

Каждый член предложения, аналогичный образцу, оценивается в 1 балл.

1.4. Составление предложений из начальных форм слов (по принципу построения методики Д. Слобина, Ч. Уэлша)

Методика выявляет особенности внутреннего программирования высказывания. Мотивом к выполнению задания выступает интерес к содержанию закрытой картинки (9 сюжетов).

Экспериментатор предлагает отгадать, используя заданные слова, что изображено на рисунке (для детей до четырех лет — по 2-3 слова, старше четырех лет — 3-5 слов). Вопрос задается в виде начальных форм слов предложения, содержание которого является сюжетом рисунка.

Ответы оцениваются в 3 балла:

1  балл — все члены предложения согласованы только грамматически или по смыслу;

2  балла — все слова согласованы грамматически и по смыслу;

3  балла — присутствуют все заданные слова, они согласованы грамматически и по смыслу, порядок слов в предложении отражает иерархию его членов.

1.5. Выявление возможностей синтаксического прогнозирования (по принципу построения методики Ж. Ньюттена)

Испытуемому предлагается закончить четыре незавершенных высказывания (сложноподчиненные предложения), касающихся его личного опыта.

Ответы оцениваются по следующим параметрам:

•   соблюдение требуемой синтаксической схемы высказывания;

•   выполнение «грамматических обязательств», заданных в первой части высказывания;

•   реализация заданного набора семантических признаков во второй части высказывания;

•   сохранение целостного смысла всего высказывания.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, за вер-но составленную фразу — 3 балла.

Оценка уровня развития синтаксического контроля («чувства грамматической правильности высказывания»)

Используется принцип, лежащий в основе построения методики Э. С. Бейн и А.Н. Корнева.

Дети младшего дошкольного возраста (I уровень ОНР, переход с I на II уровень ОНР) должны оценить грамматическую правильность или неправильность произносимых экспериментатором 17 фраз. Дети старшего дошкольного возраста (II и III уровень ОНР) оценивают логико-грамматическую правильность 56 высказываний.

За каждый верный ответ ребенку присуждается 1 балл.

2. Определение уровня развития семантического компонента языковой способности. В исследовании используется шесть методик.

Рассказ по аналогии

Методика исследует сформированность некоторых семантических обобщений и возможность оперирования понятиями по аналогии.

По аналогии с образцом взрослого (рассказ «Стул») ребенок моделирует собственный текст («Чайник»). В случае затрудненного припоминания образов стула и чайника демонстрируются предметные картинки с их изображением.

Текст, предложенный взрослым, состоит из 5 предложений и включает такие семантические отношения, как род — вид, пространственное расположение, функциональное предназначение, материал, часть и целое.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Дополнительные 3 балла испытуемый получает за употребление синонимов (методика 1.3); антонимов (методика 1.2, задания 7-9); слов, обозначающих конверсивные (обратные) отношения (методика 1.2, задания 2-3).

Полученные по каждой методике данные заносятся в таблицу. Среднее арифметическое шести методик определяет уровень развития синтаксического компонента языковой способности.

2.2. Объяснение ребенком значений малознакомых слов (10 слов)

1  балл — за объяснение с помощью описания ситуации употребления;

2  балла — за определение с помощью упоминания функ-ционального предназначения;

3  балла — за обобщение и отнесение предмета к опреде-ленному роду.

2.3. Определение значений несуществующих слов (построенных по моделям слов русского языка)

Испытуемому предлагается определить примерное значение десяти несуществующих слов (3 глаголов, 3 существительных, 3 прилагательных, 1 наречия).

1  балл - за ответ-слово в виде уподобления звуковому комплексу заданного слова;

2  балла - за осознание согласованности формы заданного слова и морфологического комплекса слова-объяснения (за ответ в той лее грамматической категории).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.006 с.)