Диагностика языковой способности у детей младшего и старшего дошкольного возраста Н.В. Микляевой (Микляева Н.В., 2006) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика языковой способности у детей младшего и старшего дошкольного возраста Н.В. Микляевой (Микляева Н.В., 2006)



Диагностика языковой способности у детей младшего и старшего дошкольного возраста Н.В. Микляевой (Микляева Н.В., 2006)

Структура методики

Исследование уровня развития синтаксического компонента языковой способности

1.1. Ознакомительная беседа с ребенком

1.2. Подбор слова по аналогии

1.3. Оценка чувства синтаксической функции слова и умения выделять теморематические отношения в предложении

1.4. Составление предложений из начальных форм слов

1.5. Выявление возможностей синтаксического прогнозирования

1.6. Оценка уровня развития синтаксического контроля («чувства грамматической правильности высказывания»)

Определение уровня развития семантического компонента языковой способности.

2.1. Рассказ по аналогии

2.2. Объяснение ребенком значений малознакомых слов

2.3. Определение значений несуществующих слов (построенных по моделям слов русского языка)

2.4. Понимание текста «лингвистической сказки»

2.5. Словообразование разных частей речи (существительных, прилагательных и глаголов)

Выявление уровня развития фонологического компонента языковой способности

3.1. Выявление артикуляционных возможностей детей

3.2. Выявление возможностей восприятия артикуляционной позы

3.3. Выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков

3.4. Выявление сформированное звукослоговой структуры слова и навыков звукового синтеза

3.5. Определение уровня развития фонематического восприятия

3.6. Исследование навыков языкового анализа и синтеза

Содержание методики

1. Исследование уровня развития синтаксического компонента языковой способности, представлена шестью основными методиками.

1.1. Ознакомительная беседа с ребенком (18 пунктов)

В процессе беседы выявляются возможности ребенка к трансформациям высказываний:

•   вопроса в сообщение (1,2 пункты);

•   утверждения в отрицание (3, 4 пункты);

•   отрицания в утверждение (5,6 пункты);

•   двойного отрицания в утверждение (7 пункт);

•   личного предложения в безличное предложение (8, 9 пун-кты);

•   безличного предложения в личное предложение (10, 11 пункты);

•   сообщения в вопрос (12-14 пункты);

•   сообщения в побуждение (15 пункт);

•   прямой речи в косвенную речь и наоборот (16-18 пункты).

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Подбор слова по аналогии

Проверяется способность ребенка обозначить объект восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом взрослого, способность уловить языковую установку говорящего, восприимчивость к обучающей помощи взрослого.

Испытуемому последовательно предлагается 11 предметных картинок. Экспериментатор демонстрирует ребенку свою картинку, обозначает ее одним словом. Затем он показывает другую картинку и просит придумать слово, которое также подходит к данной картинке. Первая пара картинок является обучающей. Экспериментатор произносит ответ за ребенка и демонстрирует способ решения, задавая вопрос к названному слову. В следующих речевых образцах предмет внимания ребенка обозначается глаголом (2-3), существительным (4-5), прилагательным (6-7), наречием (8-9), местоимением (10), числительным (11).

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Оценка уровня развития синтаксического контроля («чувства грамматической правильности высказывания»)

Используется принцип, лежащий в основе построения методики Э. С. Бейн и А.Н. Корнева.

Дети младшего дошкольного возраста (I уровень ОНР, переход с I на II уровень ОНР) должны оценить грамматическую правильность или неправильность произносимых экспериментатором 17 фраз. Дети старшего дошкольного возраста (II и III уровень ОНР) оценивают логико-грамматическую правильность 56 высказываний.

За каждый верный ответ ребенку присуждается 1 балл.

2. Определение уровня развития семантического компонента языковой способности. В исследовании используется шесть методик.

Рассказ по аналогии

Методика исследует сформированность некоторых семантических обобщений и возможность оперирования понятиями по аналогии.

По аналогии с образцом взрослого (рассказ «Стул») ребенок моделирует собственный текст («Чайник»). В случае затрудненного припоминания образов стула и чайника демонстрируются предметные картинки с их изображением.

Текст, предложенный взрослым, состоит из 5 предложений и включает такие семантические отношения, как род — вид, пространственное расположение, функциональное предназначение, материал, часть и целое.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Дополнительные 3 балла испытуемый получает за употребление синонимов (методика 1.3); антонимов (методика 1.2, задания 7-9); слов, обозначающих конверсивные (обратные) отношения (методика 1.2, задания 2-3).

Полученные по каждой методике данные заносятся в таблицу. Среднее арифметическое шести методик определяет уровень развития синтаксического компонента языковой способности.

2.2. Объяснение ребенком значений малознакомых слов (10 слов)

1  балл — за объяснение с помощью описания ситуации употребления;

2  балла — за определение с помощью упоминания функ-ционального предназначения;

3  балла — за обобщение и отнесение предмета к опреде-ленному роду.

2.3. Определение значений несуществующих слов (построенных по моделям слов русского языка)

Испытуемому предлагается определить примерное значение десяти несуществующих слов (3 глаголов, 3 существительных, 3 прилагательных, 1 наречия).

1  балл - за ответ-слово в виде уподобления звуковому комплексу заданного слова;

2  балла - за осознание согласованности формы заданного слова и морфологического комплекса слова-объяснения (за ответ в той лее грамматической категории).

Диагностика языковой способности у детей младшего и старшего дошкольного возраста Н.В. Микляевой (Микляева Н.В., 2006)

Структура методики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.009 с.)