Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ



 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорная система – это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

Дети с задержкой речевого развития способны выделять основные признаки предметов: форму, величину, цвет, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии [46, с. 35].

Сенсорное развитие у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета [15].

Отмечается целый ряд особенностей сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Во-первых, для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.

Во-вторых, наряду с поздними сроками начала развития у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей оказывается ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация.

Однако, задержка развития характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья специфическая задача – преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях - коррекция, в других – компенсация. Так у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, полноты, константности восприятия, а также его инактивность и недифференцированность.

Узость восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в том, что эти дети отчетливо воспринимают в каждый данный момент меньшее количество объектов, чем их нормальные сверстники.

Следует также отметить, что сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью проходит чрезвычайно неравномерно - один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с интеллектуальной недостаточностью действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки - пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами [50].

Согласно исследованиям Л.А. Головчиц, Т.Г. Богдановой, И.М. Соловьевой, Ж.И. Шиф, Е.Ф. Рау, нарушения слуха накладывают свой отпечаток на сенсорное развитие ребенка [21]. Познавательная деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков в полной мере, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Недостатки слуховой функции у детей приводят к отсутствию полноценного общения с взрослыми, трудностям руководства предметными действиями ребенка. Все эти факторы непосредственно задерживают сенсорное развитие дошкольника и приводят к трудностям самостоятельного выделения свойств и отношений предметов.

Глухой ребёнок с первых дней жизни попадает в неблагоприятные условия развития. Задерживается, по сравнению с нормально слышащим ребёнком, развитие локомоторных статистических функций, что оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает ближайшее пространство, доступное органам чувств ребёнка. Задерживается развитие предметного действия и, как следствие этого, развитие предметного восприятия. Страдает развитие восприятия пространства и пространственных свойств видимых объектов.

Не идентично с нормально слышащими детьми происходит и развитие акта хватания. Анализ хватательных движений указывает на отсутствие чёткой дифференциации форм и величин в зрительном плане и недостаточное участие осязательной чувствительности в восприятии этих чувств.

Развитие зрительного поиска, связанного с невидимым объектом, формированиезрительно-слуховой ориентации в пространстве, локализация звука в пространстве при помощи биноруального слуха становится невозможным.

На протяжении преддошкольного детства в сенсорном развитии глухих и слабослышащих детей происходят значительные изменения. К концу первого полугодия второго года жизни, большинство детей, овладевает ходьбой и начинает свободно передвигаться, что кардинально меняет их взаимоотношение с предметным миром [21].

Происходит развитие«соотносящихся» предметных действий, сюда относятся действия типа накладывания предметов друг на друга, нанизывание колец на стержень, заполнение вырезов вкладышами. Однако развитие такого рода действий происходит организованной взрослыми деятельности. Это развитие идёт очень медленно и неравномерно.

У значительного количества глухих детей старше двух лет наблюдается очень низкий уровень развития восприятия. Некоторые дети не могут действовать по подражанию даже после двух лет. Дети подражают только некоторым действиям, чаще всего с хорошо знакомыми предметами.

Дети с нарушением слуха отстают в области зрительного восприятия свойств и качеств объектов. В плане компенсации у детей с нарушениями слуха приобретают большой вес некоторые особенности поведения при выполнении заданий. Особенно большая роль принадлежит ориентировке на реакцию взрослого. У многих детей она носит гипертрофированный характер и препятствует ориентировке на свойства предметов. Указанная тенденция на определённом этапе является существенным тормозом в развитии восприятия и интеллекта [21].

Исследования психологов и дефектологов (О. Л. Алексеева, Л. С. Волковой, Л. С. Выготского, Т. П. Головиной, М. И. Земцовой, В. А. Кручинина, А. Г. Литвака, И. С. Моргулиса, Л. В. Рудаковой, Л. И. Солнцевой, К. Becker, W. Belmer, H. Felden, H. Suhrweir, С. Urwin, L. Zeuthen и др.) показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи. Низкий уровень сенсорных процессов, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на развитие сохранных зрительных функций.

Нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия. Ограниченность зрительного восприятия вызывают у детей трудности в овладении сенсорными эталонами, что обусловливает возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения и других признаков предметов. Отсюда вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения, которые, в первую очередь, проявляются в снижении запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающего мира [18, с. 21].

Дети с двигательными нарушениями уже в период младенчества, испытывая ограничения передвижения в пространстве, не способны в полной мере задействовать механизмы перцепции и восприятия. Сенсорная сфера не получает достаточного развития. Чем сильнее выражены двигательные ограничения, тем выше сенсорная депривация [43, с. 38].

Характеризуя особенности восприятия детей с ДЦП, можно отметить как качественное, так и количественно отставание от возрастных нормативов:

- «притормаживание» зрительных и слуховых реакций в ответ на раздражитель;

- отсутствие двигательного компонента ориентировочной реакции или ее замещение на защитно-оборонительную реакцию;

- нарушение работы мышечного аппарата глаз накладывает отпечаток на зрительное сосредоточение и прослеживание. Оно формируется позже возрастных нормативов и характеризуется ограничением полей зрения и фрагментарностью;

- недостаточность зрительно-тактильной интеграции;

- степень глубины интеллектуального дефекта повышает степень нарушения сенсорно-перцептивной деятельности;

- нарушение слухового восприятия в дальнейшем ведет к задержке речевого развития;

- ограниченность предметно-практической деятельности;

- нарушение пространственно-временного восприятия;

- задержка в формировании схемы тела и нарушение проприоцептивной чувствительности [43, с. 61].

У детей с ДЦП формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание, являющееся основой сенсорного развития ребенка, уже с первых месяцев его жизни развивается аномально и, в сочетании с ограниченностью практического опыта, становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций [7].

Таким образом, у детей раннего возраста с ОВЗ сенсорное развитие не осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно, он происходит иначе, поскольку общая инертность психики, различные нарушения развития, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей раннего возраста с ОВЗ сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей раннего возраста с ОВЗ, затрудняют формирование представлений об окружающей действительности, тормозят развитие психических процессов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.007 с.)