Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..

3
ГЛАВА 1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ    
1.1. Сенсорное развитие детей раннего возраста в онтогенезе……………………………………………………..   6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с ОВЗ.....……………………………………………..   17
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ ……………………………………………………………   27
ГЛАВА 2. Практическая работа по изучению сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ    
2.1. Подбор методик по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ…………………………………   33
2.2. Методические рекомендации по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ…..…..……...…………………   45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. ….

66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....

68

 


ВВЕДЕНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие в раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.

Приоритетное место среди проблем развития детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) занимает сенсорная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение ребенка. На первый взгляд может показаться, что сенсорное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

Проблема сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ изучена в работах З. М. Богуславской, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой и др. Проблема сенсорного развития различных категорий детей раннего возраста с ОВЗ актуальна, так как формирование сенсорной сферы обеспечивает овладение ими различными видами деятельности. В конечном итоге, это обеспечивает максимально возможную компенсацию дефекта и социальную адаптацию лиц с ОВЗ.

Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ.

Цель исследования: изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ.

Гипотеза исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста с ОВЗ, обусловленные различными нарушениями высших психических функций, особенно восприятия, характеризуется следующими особенности:

- неточное знание основных сенсорных эталонов: цвета, величины, формы;

- смешение похожих предметов по форме;

- несоотнесение величин предметов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения особенностей сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ.

2. Описать особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ.

3. Разработать методические рекомендации по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ.

Методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• обобщение передового опыта по проблеме изучения сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ.

Методологической основой исследования являются труды посвященные проблеме сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ следующих авторов: Богуславской З. М., Бондаренко А. К., Венгера Л. А., Запорожца А. В., Зинченко В. П., Катаевой А. А., Поддъякова Н. Н., Стребелевой Е. А., Усовой А. П. и др.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обосновывается особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы родителями и педагогами по работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

Таблица 1

Набор предметов

Похожие на квадрат Похожие на треугольник Похожие на круг
Кубик Конус Монета
Коробок Ёлочка Медаль
Пуговица Формочка Полусфера
Ластик Крышка Цыплёнок
Мыло Ракета Пуговица
Записная книжка Призма Кольцо
Флакон (бутылочка) Флакон (бутылочка) Божья коровка
Батарейка Камушек Коробка (пудреница)

 

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка:

- понимание и принятие задания;

- способы выполнения – умение работать по образцу;

- целенаправленность действий;

- обучаемость;

- отношение к результату;

- результат.

1 балл – ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла – ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла – ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

3. Адаптированный вариант методики И.А. Шаповала «Цветные кубики» [54, с. 122].

Цель: выявление сформированности зрительного восприятия цвета. Оборудование: 4 кубика основных цветов - красного, жёлтого, зеленого, синего.

Ход обследования: 4 кубика разного цвета ставят перед ребенком, просят показать такой же, какой находится в руках у воспитателя и назвать цвет этого кубика. Воспитатель говорит: «Покажи, пожалуйста, такой же кубик, как у меня». Затем взрослый просит ребенка: «А теперь скажи, какого цвета этот кубик».

Обработка результатов: выявляется по следующим критериям:

- принятие задания;

- уровень восприятия цвета: отличает ли цвета, называет ли основные цвета;

- результат;

- отношение к результату.

4. Адаптированный вариант методики И.А. Шаповала «Разбор и складывание пирамидки» [54, с. 124].

Цель: выявление уровня развития практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящихся действий.

Оборудование: пирамидка из трех колец одинакового цвета, разных по величине.

Ход обследования: исследование проводится индивидуально. Ребенок сидит за столом. Ему показывают пирамидку, затем у него на глазах собирают одно кольцо за другим. Затем воспитатель предлагает разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый делает это сам и предлагает ребенку собрать её. Инструкцию можно повторить дважды.

Обработка данных: выявляется по следующим критериям: 

- принятие задание, складывает пирамидку самостоятельно, с учетом или без учета величины колец;

- обучаемость;

- результат выполнения задания;

- отношение к результату;

- способ действия: подбор колец путем «проб и ошибок», сравнение колец путем наложения или не на основе зрительного соотнесения.

5. Методика Стребелевой Е. А. обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет, включает задания по соотнесению предметов по форме, величине, цвету [44, с. 21].

1) «Спрячь шарики».

Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения – ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

1 балл – ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.

2 балла – ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла – ребенок сразу понимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.

2) «Разбери и сложи матрешку».

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования: педагог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: педагог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (огрет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).

2 балла – ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла – ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

3) «Разбери и сложи пирамидки».

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования: педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

1 балл – ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).

2 балла – ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

4) «Поиграй с цветными кубиками».

Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла – ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла – ребенок различает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

По данным методикам можно определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ, кроме детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности грубого нарушения работы рук и мелкой моторики. Эти методики предназначены для детей раннего возраста: уровень сложности и используемый материал соответствуют данной возрастной категории детей.

Основными параметрами оценки в вышеперечисленных методиках по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ считаются:

- принятие задания;

- способы выполнения задания;

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.

Способы выполнения задания: при обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка, следовательно, низкого уровня сенсорного развития.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи:

- выполнение действия по подражанию;

- выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;

- выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

 

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

- количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

- речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

- обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях;

- отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Отношение к результату своей деятельности:

заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей;

безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с низким уровнем сенсорного развития.

Количественная оценка: все указанные выше параметры отражаются в балльной оценке познавательного развития детей. При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении предложенных нами заданий, является  показателем уровня сенсорного развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов.

Таким образом, по результатам данных методик по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ можно определить текущий уровень сенсорного развития: высокий, средний, низкий.

 

 

2.2 Методические рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие.

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы определили, что у детей раннего возраста с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

Также у них недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей фигур, сгруппировать их по параметрам, которые задает взрослый.

Для детей раннего возраста с ОВЗ характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.

У детей раннего возраста с ОВЗ сенсорное развитие не осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно, он происходит иначе, поскольку общая инертность психики, различные нарушения развития, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей раннего возраста с ОВЗ сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей раннего возраста с ОВЗ, затрудняют формирование представлений об окружающей действительности, тормозят развитие психических процессов.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для детей раннего возраста с ОВЗ, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

В методических рекомендациях по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ мы подобрали предметные игры и игры-занятия на различение и усвоение формы, величины предметов, названий цвета.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009. – 271 с.

2. Аксенова Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. – 377 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454719

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.

4. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. – 2002. – № 6. – С. 11-16.

5. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни / Е. Ф. Архипова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

6. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 273 с.

7. Барбышева Н.Ю. Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Научные исследования. – 2019. – №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata

8. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии: Пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.

9. Вачеян Л.А. Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensornoe-razvitie-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

10. Венгер Л.А. Психологическое обследование детей раннего возраста. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159 с.

11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

12. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей/ Л.А. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Изд-во Педагогика, 1976. – 14 с.

13. Вересотская К.И. Зрительное восприятие изображений предметов. – М: Педагогика, 1999. – 38 с.

14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. испр., доп. М.: Просвещение. 1973. –175 с.

15. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб: КАРО, 2005.

16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

18. Денискина, В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С. 20-29.

19. Детская практическая психология: Учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

20. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение,1977. – 64 с.

21. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008. – 330 с.

22. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1963. – 98 с.

23. Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 191 с.

24. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2010. – 240 с.

25. Кобель Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 779-783. – URL: https://moluch.ru/archive/110/27225/

26. Комплексная программа раннего выявления и оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие. / Под ред. Т.А. Ивановой, М.Ю. Резниченко (отв. редактор), В.М. Сумеркиной – Ярославль: 2009 – 147 с. – URL: http://cpd.yaroslavl.ru/Portals/0/Anniversary/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0/21%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC%20%D1%81%20%D0%9E%D0%92%D0%97.pdf

27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. – М.: 2001. – 419 с.

28. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.

29. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

30. Махова В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 9-14.

31. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития ребенка / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.

32. Митиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.

33. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 239 с.

34. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.: ил.

35. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2003. – 95 с.

36. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. / Под редакцией проф. В.А. Доскина. – URL: https://docplayer.ru/113906883-Pantyuhina-g-v-pechora-k-l-fruht-e-l-metody-diagnostiki-nervno-psihicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-pod-redakciey-prof-v-a.html

37. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: кн. для воспитателя детского сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

38. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.

39. Пилюгина Э.Г. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина. – М.: Изд-во Просвещение, 2, АО Учебная литература, 1996. – 150 с.

40. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых дошкольников. – М.:1998. – 203 с.

41. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Изд-во Просвещение, 1981. – 260 с.

42. Приходько О.Г., Югова О.В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни // Специальное образование. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-narusheniy-razvitiya-u-detey-pervyh-let-zhizni

43. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа первом году жизни. – М.: Экзамен, 2004. – 96 с.

44. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

45. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / сост. Е.Р. Баенская. – М.: Либ-линг. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 119 с.

46. Репина З.А. Криницкая О.И. Особенности сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития // Специальное образование. – №2. – 2010. – С. 34-43. – URL: http://journals.uspu.ru/i/inst/spec/spec18/spec18_5.pdf

47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 712 с.

48. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г. Приходько, О.В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис»», 2015. – 145 с.

49. Сенсорное воспитание дошкольников /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 228 с.

50. Упакова Н.С. Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/12/nauchnaya-statya-razvitie-zritelnogo-vospriyatiya-umstvenno-otstalykh

51. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. – М., 1997. – 215 с.

52. Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: метод. пособие. 2-е изд. М.: Экзамен, 2004. – 192 с.

53. Хмелева Г.И. Игры, направленные на сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. URL: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/10/17/igry-napravlennye-na-sensornoe-razvitie-detey-s

54. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с. – (Учебное пособие).

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..

3
ГЛАВА 1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ    
1.1. Сенсорное развитие детей раннего возраста в онтогенезе……………………………………………………..   6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с ОВЗ.....……………………………………………..   17
1.3. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ ……………………………………………………………   27
ГЛАВА 2. Практическая работа по изучению сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ    
2.1. Подбор методик по выявлению уровня сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ…………………………………   33
2.2. Методические рекомендации по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ…..…..……...…………………   45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. ….

66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………....

68

 


ВВЕДЕНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие в раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.

Приоритетное место среди проблем развития детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) занимает сенсорная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение ребенка. На первый взгляд может показаться, что сенсорное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

Проблема сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ изучена в работах З. М. Богуславской, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой и др. Проблема сенсорного развития различных категорий детей раннего возраста с ОВЗ актуальна, так как формирование сенсорной сферы обеспечивает овладение ими различными видами деятельности. В конечном итоге, это обеспечивает максимально возможную компенсацию дефекта и социальную адаптацию лиц с ОВЗ.

Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.172 с.)