Основные группы учетной музейной документации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные группы учетной музейной документации



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАСПОРТИЗАЦИИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ)

Автор-составитель:

Е.Е. Жаринова

Пенза 2018

ВВЕДЕНИЕ

 

В письме Министерства образования Российской Федерации «О деятельности музеев образовательных учреждений» сказано: «В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы… Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования…Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи…»

«Краеведение – не любопытство, а составная часть педагогической работы и педагогического процесса…» - считал пензенский педагог Г.Д. Смагин, создавший в 1910 году первый школьный музей в Атмисской двухклассной министерской школе Нижне-Ломовского уезда. В статье «Организация пришкольного музея» он писал: «Собираемые в процессе краеведческой работы материалы нужно тщательно хранить, строго памятуя, что ничто не должно пропадать даром и исчезать бесследно… Школьный музей не должен являться только местом хранения пособий, а должен являться рабочим учреждением при школе. Он должен гордиться не дорогими пособиями, а большим набором предметов и материалов, сработанных и добытых самими детьми. Школьный музей должен являться лабораторией, мастерской для оживления работы учащих и учащихся. А потому он должен быть открыт в течение всего дня. Надпись «Руками не трогать!» должна иметь в нем условный характер (а лучше ее и не вывешивать)».

 СПЕЦИФИКА МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ)

Главное отличие образовательно-воспитательной составляющей в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре.

 Специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений. Особенностями школьного и детского музея являются: наличие постоянной аудитории возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий; участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций; большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций; возможность проверить себя в будущей профессии; комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом) собственные нормы социального поведения. Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения.

Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

 

ПРОФИЛИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ)

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.

В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:

а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);

б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;

в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства

д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

ДОКУМЕНТЫ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ)

(Рекомендуемый перечень локальных актов формируется исходя из специфики деятельности школьного музея)

Проведя  исследование  и  анализ  наличия  нормативных  документов, регламентирующих деятельность школьных музеев в Российской Федерации, мы предлагаем вниманию руководителей школьных музеев рекомендации по оформлению необходимой нормативно-правовой базы школьного музея.

Документация музея состоит из 4 разделов:

1.Учредительные документы

2. Паспортизации музея

3.Локальные акты

4.Учетная документация

1. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1.1 Положение (Устав) школьного музея с приложениями:

          - Положение о совете музея

          - Положение о попечительском совете (при наличии)

          - Положение о совете ветеранов (при наличии); и т.д.   

1.2 Приказ о создании музея

1.3 Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея

1.4 Свидетельство школьного музея

1.5 Договора

1.1. У школьного музея в обязательном порядке должен быть Устав или Положение о школьном музее, заверенное директором учреждения.   Это положение (Устав) составляется на основе типового положения РФ о школьном музее. К положению или Уставу музея прилагаются локальные акты - о совете музея, о попечительском совете, о совместной деятельности с различными организациями (советом ветеранов, военкоматом, отделом по делам молодежи и т.д.).  

В Уставе (Положении) обязательно должны быть отражены: 

Наличие музейного актива (Совета музея) из числа обучающихся и педагогов (возможно, других заинтересованных лиц),

собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы,     

помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов,

оформленная музейная экспозиция, прочие условия, которые прописываются в Уставе или Положении о музее.

1.2. Как правило, работа любого школьного музея начинается с принятия решения о создании школьного музея и определении его основной направленности. В школе или организации издается приказ о создании музея. Приказ утверждается руководителем учреждения.

1.3 Обязательным условием является приказ о назначении руководителя данного музея. В приказе указывается, на каких условиях принят руководитель, непосредственно руководителем школьного музея либо с совмещением (например, 1 ставка - педагог, 0.5ставки – руководитель школьного музея). Также в приказе обозначается форма оплаты труда. Здесь возможны следующие варианты: оплата по ставке, по совмещению, в виде надбавок и доплат к основной ставке. Этот приказ обязательно должен быть подписан руководителем учреждения, при котором создан и работает данный музей. Копии этих приказов должны быть в музее.

В современных условиях руководители образовательных учреждений самостоятельно определяют должностные обязанности работников школьных музеев

1.4. Каждый школьный музей, занесенный в реестр школьных музеев должен иметь Паспорт школьного музея, номерное свидетельство (если есть). Номерное свидетельство, подтверждающее звание школьного музея, выдается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. Свидетельство музей получает по результатам паспортизации школьных музеев и каждые пять лет подтверждает звание Школьный музей.

1.5. В музейную документацию входят копии договоров, (об аренде или предоставлении помещения (если музей находится не на территории школы), договоры о временном предоставлении экспонатов (например, из другого музея), договоры купли – продажи, приема – передачи экспонатов, и т.д.). Эти договоры   должны быть заверены подписью руководителя учреждения и печатью.

2. ПАСПОРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Паспортизация школьных музеев проходит несколько этапов в соответствии с Положением о паспортизации школьных музеев.

Областная и муниципальные комиссии по паспортизации создаются в составе специалистов органов управления образованием, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, ветеранов локальных военных конфликтов и ветеранов труда, членов попечительских советов, сотрудников музеев.  

Областная комиссия по паспортизации выполняет следующие функции:

-   Рассматривает результаты работы муниципальных комиссий по паспортизации, составляет реестр музеев образовательных учреждений, присваивает звание «Школьный музей»;

-   Координирует работу муниципальных комиссий по паспортизации, осуществляет их методическую поддержку;

-   Состав областной комиссии по паспортизации музеев образовательных учреждений утверждается приказом ГАУДО ПензоблСЮТур.

Муниципальные комиссии по паспортизации выполняют следующие функции:

-   Подробно изучают деятельность каждого музея образовательного учреждения или комнаты, претендующей на звание «Школьный музей».

-   Организуют постановку на учет в государственные музеи наиболее ценных экспонатов, хранящихся в музеях образовательных учреждений, или передачу их на хранение в государственные музеи.

-   Контролируют сверку наличия фондов школьных музеев с учетной документацией, которую проводят руководители школьных музеев.

-   Составляют акт обследования музея.

-   Оформляют учетную карточку музея.

-   Оформляют паспорт и учетную карточку музея для не паспортизированных музеев в случае соответствия музея требованиям звания «Школьный музей».

-   Дают заключение о состоянии работы музея и возможности присвоения ему звания «Школьный музей».

Звание «Школьный музей» присваивается при соблюдении следующих требований:

-   наличие актива учащихся, способного осуществлять систематическую, поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

-   наличие собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;

-   наличие тематических экспозиций;

-   наличие приказа о создании школьного музея, устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения, в котором организован музей;

-   наличие помещения (площади) и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их хранения.

Муниципальные комиссии предоставляют итоговый пакет документов, сформированный в электронном виде рассмотрения областной комиссией по паспортизации в ГАУДО ПензоблСЮТур. В пакет документов входит:

- учетная карточка на музей в формате Exel;

- акт обследования музея в формате pdf;

- 4 фотографии экспозиций в электронном виде (формат JPEG, размера 640х480);

- сводная таблица в формате Exel;

- заявка от органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования формате Word и pdf.

Вопрос о присвоении или подтверждении звания «Школьный музей» рассматривается на заседании областной комиссии. Музеям образовательных учреждений с присвоением звания «Школьный музей» ГАУДО ПензоблСЮТур выдается паспорт установленного образца. Протокол заседания комиссии направляется в ФГБУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», где при положительном решении выдается номерное свидетельство о присвоении звания «Школьный музей».

В паспорте музея обязательно должны присутствовать следующие разделы:

* название музея,

* его профиль,

* юридический адрес и телефон,

* дата основания и открытия,

* структура музея, включающая описание общей площади и площади экспозиций,

площадь фондового хранения,

* описание структуры экспозиции по разделам, подразделам, темам.

* количество основного и вспомогательного фондов, единиц хранения, выведенных в экспозицию.

* средства технического обеспечения, имеющиеся в музее,

* оборудование музея, (сколько и какие есть витрины, стенды, подиумы, и т.д.). 

* какова посещаемость музея в год, кто посещает его,

* тематика и разнообразие видов экскурсионной работы.

3. ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ:

3.1. Программа деятельности школьного музея с приложением схемы деятельности

3.2. План работы школьного музея по разделам деятельности

при необходимости составляются:

- план работы совета музея

-план работы попечительского совета (при наличии)

-план работы методического объединения (при наличии)

-план совместных мероприятий с советом ветеранов)

3.3. Анализ работы

3.1. У каждого музея должна быть разработана Программа деятельности музея, в которой должна быть изложена целостная концепция роли музея в жизни школы, села, района, города. Указаны цели, задачи музея, пути и методы достижения поставленных целей, пути реализации программы, сроки, участники программы, ожидаемые результаты, и т.д.

Рекомендации по созданию концепции формируемого школьного музея

Место музея. Название музея, принадлежность к учебному заведению.

Цель. Выделить конечную цель в работе музея. Определить категорию посетителей.

Создание фондов музея. Составить план поисково-собирательской работы с привлечением школьного актива, учителей и родителей.

Организовать учет и хранение музейных коллекций.

Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиций. Содержание экспозиции. Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь.

Принцип построения экспозиции.

Проблемный (наиболее характерные особенности раскрываемой темы), мемориальный, коллекционный, ансамблевый, образно-сюжетный.

Тематическая структура экспозиции.

Определить темы будущей экспозиции и кратко их раскрыть.

Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию. 

Составить план помещения  с размещением в нем витрин, стендов, подиумов, подставок, турникетов и др. Выполнить художественный эскизный проект.

Основные затраты.  

Определяется исходя из стоимости экспозиционного оборудования, технических средств и оплаты художника-дизайнера.

Концепция является первым этапом в формирования музея.

4. УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:

4.1. Инвентарная книга.

4.2 Книга учета научно-методического фонда

4.3 Книга отзывов

4.4. Портфолио достижений

4.5. Журнал учета проведенных экскурсий

4.6. Отражение деятельности музея в СМИ и других изданиях

4.7. Акты приема экспонатов

4.8. Коллекционные описи экспонатов (есть ли есть коллекции)

4.9. Инвентарная картотека и каталоги

4.1 Учет музейных фондов предусматривает две стадии:

 

УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  (ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ)

ФОНДЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея и относятся к негосударственному музейному фонду РФ.

В состав фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

В музейный фонд входят:

а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ

Акт обследования школьного музея - юридический документ, составляемый комиссией по паспортизации школьных музеев. В акте дается оценка деятельности музея и выносится заключение о целесообразности присвоения ему статуса школьного музея с вручением паспорта и соответствующего номерного свидетельства. В состав комиссии необходимо включать представителя государственного музея.  

Акт приема - юридический документ, удостоверяющий факт приема музеем музейных предметов или научно-вспомогательных материалов от их владельцев на постоянное или временное хранение.

Акт сверки наличия фондов - юридический документ, составленный по результатам сверки наличия хранящихся в музее фондов с записями в книге поступлений. Сверка наличия фондов школьных музеев проводится, как правило, во время очередной паспортизации. Составляется специальной комиссией (эти функции могут быть возложены на комиссию по паспортизации) совместно с лицом, ответственным за учет и хранение фондов музея. Акт подписывается всеми членами комиссии, скрепляется печатью вышестоящей организации.

Актив школьного музея - группа школьников и педагогов, общественников, причастных к работе данного музея. Из числа актива выбирается совет музея.

Архив музея - подразделение музея, в котором хранятся документы, подготовленные в процессе деятельности музея (планы, отчеты, книги отзывов, материалы экспедиций, выставок, сценарии праздников и других мероприятий).

Атрибуция - выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования музейного предмета. В процессе атрибуции устанавливается связь с историческими событиями и лицами, с этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесенные на предмет, указывается степень сохранности предмета и описываются его повреждения.

Аттрактивность музейного предмета – одно из общих свойств музейного предмета; способность музейного предмета привлекать внимание посетителя своими внешними особенностями (форма, размер, цвет), а также исторической, художественной, мемориальной ценностью.

Аудитория музейная – объединение людей, проявляющих интерес к музею. Характеризуется по социально-демографическим признакам (профессия, возраст, образование и пр.), с точки зрения активности по отношению к музею (постоянная и временная, реальная и потенциальная). Имеет подвижный характер: меняется по количеству участников, уровню восприятия.

Библиотека музея - собрание литературы, необходимой для успешного функционирования музея. Включает специальную музееведческую литературу и литературу по профилю музея.

Биогруппа - экспозиционный комплекс, создающийся в музеях естественнонаучного профиля или в естественнонаучных экспозициях в музеях других профилей (например, в краеведческих); отражает экологические особенности видов растений и животных.

Буклет - музейное издание рекламного характера. Отличается лаконичным текстом и компактным размером. Обычно печатается на листе плотной бумаги, сложенном в виде ширмы.  

Вводный зал - помещение, предваряющее экспозицию музея. Во вводном зале размещается первичная информация о музее, его экспозиции. Он предназначен для подготовки посетителей к более полному восприятию музея, создания определенного настроения.

Ведущий экспонат - см. Экспонат.

Вернисаж - торжественное открытие музея, выставки.

Вещевые источники - один из основных типов музейных предметов. Включает вещи, изготовленные человеком в процессе своей жизнедеятельности. В свою очередь подразделяются на виды: а) по материалу - дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса и др., б) по функциональному назначению - предметы труда, быта, вооружение, нумизматика, геральдика и др.

Витрина - элемент экспозиционного оборудования, чаще всего в виде коробки (ящика), застекленной с одной или нескольких сторон. По типу конструкции бывают горизонтальными, вертикальными, настольными, подвесными и др. Вместе с помещенными материалами составляет единый комплекс, призванный решать задачи сохранения музейных предметов, их наилучшего восприятия посетителями.     

Выставка - экспозиция, имеющая временный характер или регулярно сменяющийся состав экспонатов. Может быть размещена как в музее, так и за его пределами. Бывает стационарной и передвижной.

Выставка новых поступлений - традиционный тип музейной выставки, которая готовится на основе музейных коллекций, собранных относительно недавно. Цель подобной выставки - познакомить посетителей, специалистов, общественность с наиболее яркими новинками музея.

Выставка фондов - тип музейной выставки, основу которой составляют материалы, хранящиеся в запасниках музея, т. е. не выставляемые на постоянное обозрение.

Гербарий - коллекция специально собранных и засушенных растений, которые монтируются на листах плотной бумаги с указанием видового названия, места и даты сбора. В последнее время в связи с ограничениями сбора многих растений в музейной практике используется реже. Вместо этого используются фотографии, рисунки растений.

Главная инвентарная книга – см. Книга поступлений основного фонда.

Глиптотека - коллекция камней.

Голограмма - объемное изображение предмета, записанное на светочувствительной пластине или пленке. Воспроизводится в натуральную величину под воздействием пучка света. Создает иллюзию присутствия реального предмета.

Государственные музеи - музеи, являющиеся собственностью государства и финансируемые из государственного бюджета. С 1946 года находятся в ведении Министерства культуры РФ. Государственные музеи призваны оказывать методическую и практическую помощь всем негосударственным музеям, в том числе - школьным.

Дар - предмет или коллекция, переданные музею безвозмездно, в дар. Факт дарения фиксируется специальным актом.

Датировка - один из важнейших элементов атрибуции музейного предмета. Заключается в определении времени создания (изготовления) предмета, его бытования.

Дезинсекция - меры по уничтожению насекомых, угрожающих музейному собранию. Подразделяются на механические, физические и химические.

Дезинфекция - меры по борьбе с микроорганизмами, вызывающими биологические повреждения музейных предметов. Включают профилактику и уничтожение. Главное профилактическое мероприятие - соблюдение необходимого температурно-влажностного режима в музее.

Демонтаж - разборка экспозиции, выставки.

Диорама - экспозиционный комплекс, включающий живописный фон (задник) и передний план, выполненный в объемных формах (в натуральную величину или в уменьшенном виде). Как правило, является произведением экспозиционного искусства и служит для эмоционального воздействия и более наглядного представления о каком-либо объекте.   

Документация музейная - к основным документам школьного музея следуют отнести: паспорт, номерное свидетельство, учетные документы (книга поступлений, акты, картотеки), планы работы, книга отзывов.

Документирование - одна из социальных функций музея, предполагающая целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов и другой информации тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и статусом в музейной сети. Реализуется в процессе поисково-собирательской работы по комплектованию фондов, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной работы.

Дублет - каждый из ряда идентичных музейных предметов. Группа дублетных предметов образует дублетный (обменный) фонд.

Единица учета - предмет или группа предметов (коллекция), зарегистрированные в учетных документах под одним номером.

Зал (комната) - обобщенное название помещения для размещения материалов, экспозиции музея. Существуют различные по назначению залы. Вводный зал представляет в обобщенном виде тематику всей экспозиции, готовит посетителя к более целостному её восприятию, создает особый эмоциональный настрой. Мемориальный зал посвящен памяти какого-либо человека или события. Выставочный зал предназначается для размещения музейных выставок.

Запасники - см. Фондохранилище.

Инвентарная карточка – вспомогательная форма учета основного фонда школьного музея. Составляется на каждый музейный предмет. Дублирует сведения из книги поступлений (инвентарной книги). Является основой для создания различных картотек.

Инвентарный номер - порядковый номер учета музейного предмета в книге поступлений (инвентарной книге), проставляется на предмете и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета).

Инсталляция - произведение музейного искусства в виде пространственного сооружения, объекта (композиции) из сочетания различных элементов. В последнее время часто применяется в выставочной деятельности.

Информативность – одно из общих свойств музейного предмета, его способность выступать в качестве источника информации.

Источниковедение музейное - всестороннее изучение всех типов музейных источников: вещевых, письменных, изобразительных и иных.

Источник поступления - лицо, организация или учреждение, которые представили музею принадлежащие им или найденные ими (например, экспедиция) предметы музейного значения.

Картотека музейная (каталог) - систематизированная в определенном порядке группа карточек, содержащих сведения музейного характера. Картотеки могут быть систематическими, тематическими, именными, хронологическими, географическими и др.

Каталог музейный – перечень музейных предметов, составленный в определённом порядке.

Клеймо - официальный унифицированный знак, нанесенный механическим способом на предмет чаще всего в процессе производства. Позволяет определить место и время изготовления предмета (городские фабричные клейма), принадлежность (клеймо мастера, автора или владельца), материал (клейма пробирных мастеров).

Книга отзывов - тетрадь, журнал, куда посетители музея записывают свои впечатления (отзывы). Является своеобразным барометром интереса разных людей к музею. Помогает изучить общественное мнение и, в конечном счете, улучшить работу музея.       

Книга поступлений основного фонда (Главная инвентарная книга) – основной юридический документ учета (регистрации) музейных предметов. Листы книги прошиваются, нумеруются и скрепляются печатью вышестоящей организации. Запись в книге производится по форме, установленной инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей. В повседневной практике школьных музеев в книгу поступлений могут вноситься предметы как основного, так и научно-вспомогательного фондов.

Коллекция музейная - совокупность музейных предметов в составе основного фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы коллекции группируются на основе одного или нескольких признаков - по тематическому принципу, общности происхождения или бытования, принадлежности конкретному человеку и др.

Комната (зал, уголок) краеведческая - помещение или его часть, где размещены материалы краеведческого характера определенной тематики (комната боевой славы, уголок истории школы и т. п.). Экспозицию данного типа, в которой подчас присутствуют подлинные материалы, нередко ошибочно называют музеем. Однако, являясь прообразом музея, данное краеведческое (музейное) формирование не может таковым считаться, если у него отсутствуют необходимые признаки (коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений, экспозиция, актив, устав). Принадлежность формирования к музею определяет комиссия в ходе паспортизации школьных музеев.

Коммуникация музейная - процесс разнообразного общения музея с посетителем. Все чаще рассматривается не столько как передача информации, но как своеобразный диалог двух сторон (организатора и потребителя). Результативность К. м. зависит от умения с помощью музейных средств создать в музее присущую только ему образную систему (особого рода предметный мир), благотворно воздействующую на ум и чувства посетителей. К. м. призвана передать музейными средствами представления о богатствах культурно-исторического, природного наследия. Нередко специалисты связывают её с символическим актом встречи в музее прошлого и настоящего. Результативность К. м. зависит от способности музея помочь посетителю научиться понимать «язык» вещей (музейных предметов), их природу.   

Комплектование музейных фондов - одно из основных направлений музейной деятельности. Заключается в целенаправленном и систематическом выявлении и сборе предметов музейного значения для пополнения музейного собрания. Осуществляется в соответствии с профилем и задачами музея.

Консервация музейных предметов - обеспечение сохранности музейных предметов в том виде, который максимально обеспечивает его функционирование в музее. Предполагает выявление и своевременное устранение причин дальнейшего разрушения и естественного старения предмета, его деформации и непредусмотренных изменений. К. м. п. предполагает создание оптимальных норм освещенности и температурно-влажностного режима при хранении и экспонировании.

Концепция музея – словесное выражение сущности, основных идей того или иного музея. К. м. - своеобразная модель музея, на основании которой строится реальная конструкция. В концепцию входит круг проблем, тем, задач, которые определяют организаторы музея.

Копия - точное воспроизведение предмета с его особыми приметами, Противоположность подлиннику. Создается для использования в экспозиции, выставке с целью максимального сохранения оригинала. Входит в научно-вспомогательный фонд.

Краеведческий принцип музейной деятельности - основополагающий принцип организации и деятельности музея, связанный с активным взаимодействием музея с местным его природным и историко-культурным наследием. В соответствии со своим профилем музей изучает и собирает различные материалы, отражает музейными средствами различные явления окружающей действительности, создавая тем самым своеобразную летопись родного края. К. п. тесно связан с функцией музей по документированию исторического процесса на локальном уровне.

Культурно-образовательная деятельность - одно из направлений деятельности, осуществляемое в непосредственном контакте с музейной аудиторией как в самом музее, так и за его пределами. Составная часть музейной коммуникации. К основным формам организации работы с аудиторией относятся: экскурсия (в том числе - учебная), лекция, конференция, музейный праздник, клубная деятельность (кружок, студия и др.), конкурс, викторина, историческая игра, консультация. Культурно-образовательная деятельность тесно связана с музейной педагогикой.

Легенда предмета - описание предмета (рассказ о нём), составленное на основе данных, полученных от бывшего владельца или иным способом. Содержит сведения об истории предмета - времени и месте изготовления, прежней принадлежности, среде его бытования, использовании, мемориальном значении. Л. п. составляется на основе тщательной проверки с использованием различных источников.

Макет - объёмное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, объекта, выполненное в необходимом для экспонирования масштабе.

Марка фабричная - знак, обозначающий место производства предмета. В отличие от клейма часто наносится после его изготовления.

Маршрут экскурсионный - путь следования группы в музее во время экскурсии, занятия. Его выбор обусловлен устройством экспозиции, объектами показа, расположенными на пути следования, темой, временем, характером группы и другими факторами.

Международный день музеев - профессиональный праздник работников музеев мира, который по решению XII Генеральной ассамблеи Международного совета музеев (ИКОМа) отмечается с 1978 года ежегодно 18 мая.

Международный совет музеев (ИКОМ) - всемирная неправительственная организация, призванная содействовать международному сотрудничеству музеев. Создан в 1946 году в Париже. Основой его структуры являются национальные комитеты. Руководящий орган - Генеральная ассамблея. Высший рекомендательный орган - Генеральная конференция. Имеет Исполнительный комитет и Секретариат. В составе организации действуют международные музейно-отраслевые комитеты и ассоциации, объединяющие представителей музеев различных профилей и типов. Россия (в составе СССР) вошла в ИКОМ в 1957 году.

Мемориальность – свойство предмета, связанное с памятью об историческом событии, человеке. Ценность мемориального предмета определяется в первую очередь историей возникновения, бытования, а не атрибутивными свойствами предмета. Мемориальный музей - музей, созданный в память о выдающемся событии, человеке, расположенный на памятном месте в историческом здании, помещении.

Модель - 1). Предмет, который использовался в качестве модели в науке или технике. Попадая в музей, приобретает статус и качества музейного предмета. 2).Объемное воспроизведение объекта, создаваемое для демонстрации его вместо другого предмета, механизма или системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.135 с.)