Культура Древней Руси: от язычества к усвоению христианской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Древней Руси: от язычества к усвоению христианской культуры.



 

В конце X века произошло одно из наиболее значимых событий в истории России — приобщение к христианству. Древняя Русь восприняла новую веру далеко неоднозначно: слишком глубокими были укоренившиеся веками языческие традиции, которые оказали огромное влияние на культуру народов, населявших древнерусское государство.

Восточные славяне были знакомы с христианством задолго до официального крещения. Так, по некоторым данным, считается, что около 858 г. Кирилл и Мефодий, прославленные христианские просветители, во время своего пребывания в Хазарском каганате крестилирусов. Примерно в 955 г. приняла крещение вдова князя Игоря, киевская княгиня Ольга. Она же привезла на родину из Константинополя греческих священников. Но ее сын Святослав новой веры не принял, и следующий шаг к православию сделал его сын, князь Владимир.

Император Византии Василий II решил выдать свою сестру Анну за князя Владимира не без дальнего умысла. Он надеялся сохранить власть и получить надежного союзника против своего давнего недруга Варды Фоки, который намеревался сместить его с престола. Брак между язычником и христианкой был невозможен, и князь Владимир принял крещение, поскольку этот союз был выгоден и ему для укрепления собственной страны. Молодое славянское государство в то время испытывало огромную потребность в поддержке Византии. Русь была раздроблена, что существенно ослабляло ее политические позиции.

Немаловажным фактором принятия христианства являлось само язычество: боги, воплощающие их идолы, обряды в разных поселениях существенно отличались друг от друга, и это часто становилось причиной серьезных конфликтов. К примеру, разногласия по поводу того, кого из богов следует считать верховным владыкой, и каким именно образом его следует почитать, могли привести к кровопролитным схваткам. Уместно также вспомнить и о культах некоторых божеств, требующих человеческих жертвоприношений. Так, одному из верховных богов славян Перуну, покровителю воинов и богу грома и молнии, приносились в жертву животные, пленные и даже дети. Надо отметить, что Перун занимал главенствующую позицию в пантеоне богов самого Владимира.

Таким образом, на Руси возникла потребность в создании единой культуры, которая объединила бы разрозненные княжества и стала основой государства. Перед Владимиром встал нелегкий выбор. По свидетельству древних летописцев, киевский князь поддерживал отношения не только с византийским императором, но и с Римом, западноевропейскими государствами, мусульманскими странами, Хазарским каганатом и южными славянами. Вероятно, одной из главных причин того, что выбор пал на Византию, была необыкновенная красота православной службы.

Судьбоносное событие, каким стало Крещение Руси, происходило при следующих обстоятельствах. Летом 988 г. Владимир собрал на берегу Днепра своих подданных, где византийские священнослужители провели обряд крещения. Это было только началом длительного и чрезвычайно сложного процесса, затянувшегося не на одно столетие.

Первые православные храмы на Руси были воздвигнуты византийскими зодчими, у византийских мастеров была заимствована техника древнерусской иконописи, создания манускриптов, мозаик и фресок. Обращение в православную веру послужило мощным толчком для развития славянской письменности, которая была создана Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. Основой славянского письма принято считать церковно-славянский (болгарский) язык. Князь Владимир активно способствовал развитию образования, его примеру последовал и его сын Ярослав.

Однако, переход к православию не был легким. Славянское язычество опиралось, главным образом, на обожествление сил природы и культ предков. Древние обряды далеко не сразу сдали свои позиции, процесс внедрения новой веры проходил очень долго и чрезвычайно мучительно. Христианское мировоззрение постепенно проникало во все сферы жизни славян, часто ломая, но иногда и ассимилируясь со старыми верованиями. Письменных свидетельств языческой культуры древних славян не сохранилось, поскольку ее развитие и расцвет пришелся на период, когда славянской письменности еще не существовало. Но до наших дней, благодаря глубинной памяти наших предков, передававших народные сказания и легенды из уст в уста, сохранились имена древних русских богов, богинь, героев и богатырей, демонов и всякой нечисти, вроде леших и домовых.

Несмотря на некоторую насильственность внедрения православного христианства на Руси, надо отметить, что представители церковной власти через некоторое время пошли на определенные уступки. Прочно укоренился религиозный дуализм — сосуществование новой веры и старых языческих традиций. Так, низвергнутый и попираемый Перун, идолы которого безжалостно сжигались или были брошены в реки, постепенно преобразовался и обрел черты православного святого Ильи-пророка. Черный бог Велес, властитель природы, могучий оборотень, вечный враг Перуна, был превращен в христианского святого Власия, бог вешнего света Ярило был отождествлен со святым Георгием.

Сохранились многие языческие обряды, посвященные определенным временам года. К примеру, празднование Коляды, Ивана Купалы, Масленицы осталось практически неискоренимым.

Но самыми прочными оказались языческие верования, посвященные поклонению духам предков и погребальным культам. Восточные славяне верили, что существует не один, а несколько загробных миров, в которые души умерших попадают в зависимости от их образа жизни и правильного выполнения всех сопутствующих случаю обрядов. Здесь уместно вспомнить о христианских представлениях о рае и аде и о православных погребальных традициях.

Характеристика русской языческой религии

Языческая религия славянорусских племен составляла основу мировоззрения древнерусского народа. Языческие представления глубоко укоренились в сознании народа и стали определяющими факторами формирования национальной культуры. Наряду с христианством эти верования долгое время сохраняли свои позиции и проявлялись в образе жизни народа, в характере его мышления и отношении к миру.

Первозданная чистота и естественность языческого мироощущения оказала влияние на формирование русского национального характера и на дальнейшее развитие древнерусской культуры.

Языческая религия древних русичей была тесно связана с благоговейным обожанием природы, с поклонением великим силам природы.

Ей было присуще одушевление предметов и явлений природы — анимизм, признание мыслящей силы за объектами и явлениями окружающего мира. Поклонение древних жителей Руси солнцу, земле, небу, ветру, воде, птицам, деревьям, камням и т. д. отражено в народных сказаниях, песнях, баснях, в обрядах, празднествах и верованиях, основанных на обожании природы.

Религиозные обряды выражались в поклонении идолам, у народа еще не было храмов и жрецов; еще не существовало разработанного представления о загробном мире — жизнь после смерти представлялась им как продолжение земной жизни. Они поклонялись умершим предкам, приносили им жертвы, просили защиты и покровительства.

Древнерусским языческим верованиям были присущи фетишизм и вера в волшебство, в тайное знание и волшебную силу вещей.

Проявление язычества в преданиях, сказках и былинах

Эти представления пронизывали всю духовную жизнь жителей Древней Руси. Архаическое мировоззрение нашло свое отражение в фольклоре, обрядах, заговорах и заклинаниях. Велика была вера в тайную силу и могущество слова. В большом почете были волхвы, которые считались обладателями тайного знания: широко распространены были различные гадания, шептания и заговоры, которые сохранились до сих пор. Бесценными источниками народного творчества, в которых отразилась вся первозданная прелесть древнерусского язычества, являются сказки, былины, легенды и предания.

Образность и жизненная сила языческих представлений стали основой народного творчества. Одним из самых ярких, характерных фольклорных героев является любимый народом Илья Муромец. В характере этого героя языческая свобода, стихийность и вольнолюбие сочетаются с христианской верой и осознанием необходимости сильной государственной власти.

У былинного героя четко проявляется сознание единства народа и отчизны. Он ощущает себя христианином и защитником бедных и обездоленных людей. В то же время Илья Муромец — олицетворение мощных сил природы, единства и силы русского народа.

Илья Муромец, обращаясь к русским богатырям, призывал их защитить землю русскую, сразиться с врагами, которые хотят захватить стольный Киев град. Илья говорил им, что идет служить за землю русскую, за веру христианскую, за бедных людей, вдов и сирот. Здесь он выступает как защитник Родины, христианских ценностей и простого народа.

История перехода к христианству — влияние Византии на древнерусскую культуру

Переход от языческой религии к христианству происходил постепенно. Этому предшествовали исторические события, которые привели к христианизации Руси. Новгородский князь Олег в 882 году объединив под своей властью земли и города, расположенные вдоль торгового пути «из варяг в греки» стал править в Киеве, сделав его столицей Древней Руси. В 907 году князь предпринял поход против Византии и, овладев Константинополем, заключил с ней мирный договор. Олег правил в Киеве до 912 года. Его преемник – князь Игорь, правивший в Киеве с 912 по 945 гг. продолжил процесс объединения восточно-славянских племен под властью Киева. Жена Игоря — княгиня Ольга в 955 г крестилась в Константинополе и стала христианкой, подав тем самым пример будущим поколениям. Ее примером воспользовался внук Игоря и Ольги – князь Владимир Святославович, принявший христианство как государственную религию в 988 году. Князь Владимир Святой правил на Руси с 980 по1015 гг. В начале своего правления он пытался создать единый пантеон языческих богов для всех восточных славян во главе с богом Перуном, но его попытка оказалась неудачной. После этого Владимир пошел по пути христианизации Киевской Руси.

Принятие христианства определило дальнейший ход духовного развития Древней Руси и, одновременно, решило множество геополитических задач древнерусского государства. Принятие христианства позволило Древней Руси разрешить также целый ряд проблем, связанных с международными связями: улучшились торговые связи с Европой, стали заключаться междинастические браки и т. д. С принятием христианства, Русь стала частью европейской цивилизации и восточным бастионом христианства. Христианское древнерусское государство стало барьером для наступления ислама на Европу (к тому времени под влияние мусульман попали Южная Италия и Испания). Таким образом, по своему геополитическому значению Русь стала преемницей Византии.

Византийская культура оказала огромное влияние на формирование древнерусской культуры: Древняя Русь унаследовала культурные традиции византивизма – особого культурного феномена, в котором сплелись воедино культурные традиции многих народов. В дальнейшем, на русской почве византивизм был трансформирован в новый культурный феномен – евразийство.

Языческие и христианские традиции в культуре Древней Руси

Христианская культура, пришедшая на русскую землю, вобрала в себя весь арсенал архаической языческой славянской культуры. Языческие и христианские традиции на Руси многие века сосуществовали, образуя своеобразный культурный сплав. Народные праздники и обряды, имеющие языческие корни уживались с церковными догмами и церемониями. Противоборство христианства и язычества на Руси не носило ярко выраженного, острого характера. Скорее шел процесс взаимопроникновения и взаимообогащения двух культурных пластов. Именно принадлежность Руси к древнеславянской культурной традиции и славянскому мироощущению стало основой обращения Руси к православию.

В «Повести временных лет» ярко описываются впечатления послов князя Владимира от греческой литургии. Послы настолько были поражены пышностью и красотой православного богослужения, что не смогли забыть эту роскошь и захотели приобщиться к этой красоте. Мировосприятие русского человека в большей степени основывалось на эстетическом сознании, нежели на сознании религиозном. Изначально русский человек искал в христианской вере не новую идею или закон, а красоту и благодать, выражавшуюся в роскошном и пышном православном богослужении.

Формирование древнерусской православной культуры шло параллельно с процессом образования самобытной культурно-религиозной среды, в которой нашли выражение как языческие, так и христианские культурные традиции.

 


Образование империи Чингизхана. Битва на Калке 1223 г. Нашествие Батыя на Русь. Складывание системы ордынской зависимости. Угроза со стороны Швеции, Ливонии и Литвы в XIII в.

 

В начале ХШ века в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. Именем одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами.

Монголы в основном занимались кочевым скотоводством, а в таёжных районах охотой. В XII веке у монголов происходил распад первобытно-общинных отношений. Из среды рядовых общинников-скотоводов, которых называли карачу - черные люди, выделились нойоны (князья) - знать; имея дружины нукеров (воинов), она захватила пастбища под скот и часть молодняка. У нойонов были также рабы. Права нойонов определяла «Яса» - собрание поучений и наставлений.

В 1206 году на реке Онон состоялся съезд монгольской знати - курултай (Хурал), на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов: Темучин, получивший имя Чингисхан - «великий хан», «посланный богом». Победив своих противников, он стал управлять страной через своих родственников и местную знать по 1227 год.

Монголы имели хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч монгольских воинов назывались «тьма» («тумен»).

Тумены были не только военными, но и административными единицами.

Основную ударную силу монголов составляла конница. Воины были хорошо вооружены и обучены. Монгольская конница обладала высокой подвижностью. На своих низкорослых с мохнатой гривой выносливых конях они могли проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными и огнеметными орудиями - до 10 км.

Как и другие народы, проходя стадию становления государства, монголы отличалось силой и монолитностью. Отсюда заинтересованность в расширении пастбищ и в организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на значительно более высоком уровне развития, хотя и переживали период раздробленности.

Это значительно облегчало осуществление завоевательных планов монголо-татар. Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей - бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.). Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли Пекин. Спустя три года была завоевана Корея. Разгромив Китай (окончательно завоеван в 1279 г.), монголы значительно усилили свой военный потенциал. На вооружение были взяты огнеметные, стенобитные, камнеметные орудия, средства передвижения.

Летом 1219 г. почти 200-тысячное монгольское войско во главе с Чингисханом начало завоевание Средней Азии. Правитель Хорезма (страна в устье Амударьи) шах Мухаммед не принял генерального сражения, рассредоточив силы по городам. Подавив упорное сопротивление населения, захватчики штурмом овладели Отраром, Ходжентом, Мервом, Бухарой, Ургенчем и другими городами. Правитель Самарканда сдал город без боя.

Богатые, цветущие земледельческие районы Семиречья (Средняя Азия) превратились в пастбища. Были разрушены создававшиеся веками ирригационные системы. Монголы ввели режим жестоких поборов, ремесленников уводили в плен. В результате завоевания монголами Средней Азии ее территорию начали заселять кочевые племена. Оседлое земледелие вытеснялось экстенсивным кочевым скотоводством, что затормозило дальнейшее развитие Средней Азии.

Основная сила монголов с награбленной добычей возвратилась из Средней Азии в Монголию. 30 тысячная армия под командованием лучших монгольских военачальников Джебе и Субедея отправилась в дальний разведывательный поход через Иран и Закавказье, на Запад. Разбив объединенные армяногрузинские войска и нанеся огромный ущерб экономике Закавказья, захватчики, однако, вынуждены были покинуть территорию Грузии, Армении и Азербайджана, так как встретили сильное сопротивление населения. Мимо Дербента, где был проход по берегу Каспийского моря, монгольские войска вышли в степи Северного Кавказа. Здесь они нанесли поражение аланам (осетинам) и половцам, после чего разорили город Судак (Сурож) в Крыму. Половцы во главе с ханом Коганом, [56] тестем Галицкого князя Мстислава Удалого, обратились за помощью к русским князьям.

31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.

Княжеские распри сказались и во время сражения на Калке. Киевский князь Мстислав Романович, укрепившись со своим войском на холме, не принял участия в битве. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие.

Он и его воины были зверски убиты монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы устроили «пир на костях». Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели и пировали победители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.018 с.)