Тема : роман Диккенса «домби и сын». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : роман Диккенса «домби и сын».



Основные вопросы:

1. Основные события жизни Диккенса, своеобразие личности.

2. Место романа «Домби и сын» в творчестве писателя.

3. История Поля, его воспитание в семье, в пансионе миссис Пипчин, в заведении мистера Блимбера.

4. Образ Флоренс.

5. Судьба главного героя. Финал романа.

6. Особенности портретной характеристики героев (Домби, Каркер, Эдит и др.).

Основная литература:

1.Гениева Е.Ю. Диккенс // История всемирной литературы. М., 1989. Т. 6. С. 120-130.

2.Сильман Т. Диккенс. Л., 1970.

3.Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.

4.Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975.

Дополнительная литература:

1.Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982.

 

 

Тема: Роман Эмиля Золя «Тереза Ракен».

Основные вопросы:

1. Основные положения предисловия к роману.

2. Главная героиня, ее происхождение и жизнь до встречи с Лораном.

3. Камилл и Лоран в жизни Терезы.

6. Смысл финала романа.

Основная литература:

1.Кучборская Е.П. Эмиль Золя – литературный критик. М., 1978.

2.Пузиков А.И. Портреты французских писателей. – Жизнь Золя. М., 1981.

Дополнительная литература:

1.Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. М., 1966.

 

 

Вопросы к зачёту.

 

1. Философские корни раннего немецкого романтизма и его эстетика. Творчество Новалиса.

2. Гофман – крупнейший представитель гейдельбергской школы немецкого романтизма. НовеллистикаГофмана и проблема двоемирия.

3. Роль и место «Восточных поэм» в творчестве Байрона. Анализ одной на выбор.

4. В.Скотт как «Колумб исторического романа». Анализ одного из романов на выбор.

5. Роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» как отражение движения истории. Роль собора в романе. Образы главных героев и их место в романе.

6. Творчество Стендаля и его роман «Красное и чёрное». Проблема наполеонизма в романе. Толкование названия. Эстетика Стендаля.

7. «Человеческая комедия» Бальзака как отражение исторического состояния французского общества первой половины Х1Х века и, одновременно, художественный мир. Структура «Человеческой комедии», её главные темы и проблемы, стиль Бальзака.

8. «Шагреневая кожа» как философский роман. Триада «знать – хотеть – мочь» в её философском звучании. Символика и фантастика в романе.

9. Роман «Отец Горио» как сердце «Человеческой комедии».

10. Особенности творчества Мериме. Экзотика как особый вид типизации и контраста; мир благопристойного ханжества в новеллах Мериме.

11. Проблема преступления и наказания и духовной регенерации личности в творчестве Диккенса на примере анализа его произведений.

12. Особенности сатирической типизации персонажей в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия», проблема положительного героя в романе, толкование названия.

13. Художественный мир и эстетика Флобера. «Госпожа Бовари» как этапный роман в истории французской литературы. Проблематика романа. Авторская позиция в романе.

14.  «Цветы зла» Ш. Бодлера как предвестник французского символизма. Эстетика безобразного в творчестве Бодлера.

15. Основные принципы эстетики и теории французского натурализма. Творчество Э. Золя.

16. Особенности творчества Мопассана. Роман «Жизнь» как роман об утраченных иллюзиях. «Милый друг» как роман-памфлет.

17. Мопассан-новеллист. Тематика и художественные особенности его новелл.

18. Французский символизм, его эстетика и практика в творчестве Верлена, Рембо, Малларме.

19. Скептическое отношение Франса к путям развития истории(по произведениям писателя).

20. Эстетизм как позиция художника. Творчество О. Уайльда. Роль парадокса в его пьесах и романе «Портрет Дориана Грея».

21. Особенности символики и проблематики Метерлинка в пьесах «Слепые», «Там внутри», «Синяя птица».

22. Дилогия Ибсена «Бранд» и «Пер Гюнт» как пролог к его реалистическому творчеству. Образы заглавных героев в их противопоставлении и сопоставлении.

23. Проблематика и художественные особенности зрелых драм Ибсена сквозь призму его эстетики.

24. Творчество Шоу. Пьесы- дискуссии в его драматургии.

 

ЛИТЕРАТУРА 20- 21 ВЕКОВ.

Художественные тексты.

 

Д Джойс. Улисс.

М. Пруст. В поисках утраченного времени

В. Вулф. На маяк.

Г. Гессе. Степной волк.

Т. Манн. Будденброкки. Доктор Фаустус.

Ф. Кафка. Замок. Процесс. Америка.

Э. Хемингуэй. Прощай, оружие. Фиеста.

Э-М. Ремарк. На Западном фронте без перемен. Три товарища.

Ф-С. Фицджеральд. Великий Гетсби.

Д. Оруэлл. 1984.

Р. Бредбери. 451 градус по Фаренгейту.

Ж-П. Сартр. Тошнота. Мухи.

А. Камю. Посторонний. Калигула.

С. Беккет. В ожидании Годо.

Э. Ионеско Лысая певица.

У. Голдинг. Повелитель мух.

Д. Фаулз. Коллекционер. Волхв. Женщина французского лейтенанта.

У.Эко. Имя розы.

П. Зюскинд. Парфюмер.

М. Павич Хазарский словарь.

 

Тематика лекций.

ХХ век как эпоха социально-политической и научно-технической революции. Культура и революция, влияние на искусство программы совершенствования общества и человека, утопизм революционной идеологии и искусства. Научно-техническая революция и литература. Противоречивое влияние научно-технического прогресса: оптимизм, стимулированный победами разума, и пессимизм, как следствие констатации катастрофических последствий цивилизации, экологического кризиса. Формирование «потребительского общества». Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» – характерный признак современной эпохи. Проблема «массовой культуры» как важнейшей составной части «цивилизации потребления». Представление о человеке, времени и пространстве в культуре модернизма. Влияние психоаналитических и философских теорий начала ХХ в. (У. Джеймс, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Бергсон) на становление и развитие модернистского романа. Представление о мире и человеческом сознании как о «потоке» (У. Джеймс, «Научные основы психологии»).

Литература 1910-1940-х годов. Модернизм и декаданс, мировоззренческая близость, различие художественной практики. Дадаизм, его манифесты, вторжение бессознательного в механизм искусства. Сюрреализм и аполлинеровская традиция. Фрейдизм и модернизм, бессознательное как источник эстетического, новая психология и новая литература. Выдвижение на передний план к 30-м годам концептуальных вариантов модернизма; от переживания и прямого выражения абсурдности к изображению абсурдного мира, к образу героя этого мира. Мифологическая природа модернизма. Противостояние модернистского и немодернистского искусства. 

Трансформация реализма. Внимание к внутренней жизни героя в романных циклах. Ромена Роллана. Эпопея о Форсайтах Дж. Голсуорси и традиция семейного романа.

Модернистский роман начала 20 века. Изменение романных форм в модернизме. Неомифологический роман Джеймса Джойса. Способы конструирования текста: прием монтажа, «интертекстуальность» романа, ассоциации и аналогии, «этажи» повествования от натуралистической копии жизни до мифологизированного образа природы, общества и истории. Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе». Повествовательная техника Дж. Джойса. Роман «потока сознания» как одна из новых романных форм начала 20 века. Философия А. Бергсона и У. Джеймса, ее влияние на литературу. В. Вулф о литературе «потока сознания» (статья «Современная литература»). Отличие «потока сознания» от других типов повествования и классического внутреннего монолога. Различные варианты изображения действительности: «поток сознания» у Д. Джойса, В. Вулф, У. Фолкнера, М. Пруста – общее и особенное.

 Роман «Миссис Деллоуэй» В. Вулф, ориентация на принципы Д. Джойса. «Моменты бытия», картины прошлого, перекличка времен в потоке сознания главной героини. Септимус Смит как скрытая, неведомая сторона натуры Клариссы Деллоуэй. Поиск Дома, испытание временем, проблема человеческой некоммуникабельности в романе «На маяк». Эпопея М. Пруста «В поисках утраченного времени». История создания, основные персонажи. Смысл названия цикла романов «В поисках утраченного времени». Композиционная структура «романа в романе»; функция повествователя; конфликт между «жизнью» и «искусством», сознательным и бессознательным

«Литературная вселенная» Уильяма Фолкнера. Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Йокнапатофа – социально-конкретное, национальное и вечное, общечеловеческое в образе вымышленного округа; библейские мотивы. Принципы построения романа «Шум и ярость», внутренние монологи и поток сознания у Фолкнера. Мотив «рока», его содержательная функция. Проблема времени и построение романов Фолкнера.

Интеллектуальный роман первой половины 20 века.

Творчество Томаса Манна.Т. Манн. Эволюция философских и художественных взглядов писателя, формирование жанра «интеллектуального романа». «Волшебная гора» – первый философский роман Т. Манна, результат движения писателя от «житейски-повседневного» к «мифическому». Проблема времени. Ставка писателя на миф и психологию, реализация этой задачи в тетралогии «Иосиф и его братья». Традиция воспитательного романа в творчестве Т. Манна. «Доктор Фаустус»: оценка духовной ситуации века и новый гуманизм писателя. Философский смысл эстетической концепции Адриана Леверкюна. Проблема дегуманизации искусства в романе и оценка этого явления. Прошлое и настоящее в романе, образ современной Германии и мифологема Фауста.

Творчество Германа Гессе. Романтический пафос раннего творчества. Роман «Демиан», восприятие мировой войны как хаоса, автобиографизм произведения. Романы Гессе как истории интеллектуальных поисков. Проблематика романа «Степной волк». Автобиографичность произведения. Попытка преодоления природы и культуры. Психоаналитические концепции Фрейда и Юнга в романе и представления о цельности человеческой личности. Понимание смеховой культуры в «Степном волке», традиции романтической иронии.

Абсурдный роман Франца Кафки. Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Кафки и «пражская школа».Кафка и экспрессионизм.  Абсурд в философии и литературе. Дневники, письма, их значение для художественного творчества Кафки. Романы «Америка», «Процесс», «Замок». Своеобразие фантастики, «реальное чудесное» как способ раскрытия абсурдности мира. Символика романов.

Первая мировая война, ее влияние на эпоху и литературу.
Война как метафора существования человека в 20 веке. Роман А. Барбюса «Огонь» - первая попытка осмысления мировой войны. Реализм и беспощадность описаний, описание жизни простых солдат, «антигероика» произведения. Черты революционной и социалистической идеологии в романе. Творчество Хемингуэя. Мировая война в его новеллах и романах. Значение фиесты в романе «И восходит солнце», коррида как сфера проявления героического и прекрасного. Война – константа абсурдного мира в романе «Прощай, оружие!»; любовь и война, утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Антифашизм Хемингуэя в 30-е годы. Хемингуэй и испанская война. Роман «По ком звонит колокол», приобщение к другим людям, к политически целесообразному действию, новые черты героя Хемингуэя. Характерное для США контрастное совмещение своеобразно преломленной «американской мечты» в творчестве Фицджералда и «потерянности» у Хемингуэя, различные варианты романтического сознания, олицетворяемые этими писателями. Герои – идеалисты и прагматики в романах Фицджералда («Великий Гэтсби»).

Антивикторианский пафос романа Олдингтона «Смерть героя»; Олдингтон и литература «потерянного поколения». Описание войны и послевоенного времени в романах Э.-М. Ремарка.

Формирование жанра антиутопии. Позиция оппонента как доминанта жанра.

Принцип построения конфликта образной системы в антиутопии. Движение жанра от О.Хаксли, Д. Оруэлла до Брэдбери.

Антиутопии Хаксли («О дивный новый мир») и Оруэлла («1984») – философско-художественный комментарий к общественно-политической ситуации в современном писателям мире. Переоценка утопических концепций.

Концепция человека в философии экзистенциализма Философские истоки

экзистенциализма (работы С.Кьеркегора) Основные категории экзистенциализма и их созвучность исканиям XX века (отчуждение, абсурд, выбор, приоритет личности). Представители экзистенциализма в различных национальных литературах.

Творчество А.Камю. Влияние Достоевского («Счастливая смерть»). Счастье и трагедия мира абсурда («Миф о Сизифе»). Многозначность образа чумы и отношения к ней в одноименном романе. Противоречивость финала романа «Чума». Экзистенциалистская концепция мира и человека в творчестве Ж.-П.Сартра. «Экзистенциализм – это гуманизм». Роман «Тошнота»: жанровое своеобразие; образ Рокантена, трактовка свободы, гуманизма. Особенности сартровской драматургии: античный миф в пьесе «Мухи»; парадокс свободы-несвобода («Мертвые без погребения»).

Идейно-творческая эволюция Камю и Сартра в годы войны и Сопротивления: отказ от утопии абсолютной свободы, проблемы выбора и ответственности за судьбы людей. Интеллектуальная драма Ж. Ануя. Установка на видение новейшей действительности через призму мифа (пьесы «Эвридика», «Антигона»). Экстравагантность драматической ситуации. Бунт героев Ануя. Проблема выбора в пьесе «Жаворонок». Образ Инквизитора.

Антидрама и антироман. Гротеск и пародирование социальной реальности в пьесах Э. Ионеско. «Лысая певица». «Носороги». Театр С. Беккета. Развитие философских идей экзистенциализма. Эстетика бездействия и молчания. Антидрама Беккета «В ожидании Годо». Абсурд и гротеск в творчестве Беккета.

«Группа 47» и реализм в Западной Германии. «Потерянное поколение» в творчестве Борхерта. Военная тематика в романах и повестях Бёлля, прошлое и настоящее, драматические судьбы героев и их зависимость от трагической истории Германии («Бильярд в половине десятого»). Бёлль об ответственности и свободе выбора. Романтизация героя, черты «клоунады», эксцентричности, противопоставление нравственного образца («Групповой портрет с дамой») обществу потребительства и насилия.). Пародийный характер прозы Грасса, «клоунада» и ее социально – эстетические функции («Жестяной барабан»). Интерпретация прошлого и настоящего страны как фарса, как «собачьей жизни». Грасс и «новые левые», переход к критическому изображению молодежного нигилизма в романе «Под местным наркозом».

Развитие английской литературы второй половины 20 века. Романы- притчи У. Голдинга.

Трагический гуманизм XX века в мировосприяти и творчестве писателя. У. Голдинг и экзистенциализм. Философско-аллегорические романы Голдинга. Тема моральной деградации человека в условиях современной цивилизации («Воришка Мартин», «Свободное падение»). Исследование человеческой природы в романе «Шпиль». Развитие поэтики жанра притчи. Личность и цивилизация в романе «Повелитель мух». Специфика романов А. Мердок. Жанр, выбор героев, влияние идей экзистенциализма в романе «Черный принц».

Творчество Д. Фаулза: приверженность классике, национальная традиция и

художественные эксперименты. Экзистенциальная притча «Коллекционер». Обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы в романе «Волхв». Поэтика постмодернистского романа Фаулза «Женщина французского лейтенанта». Схема викторианского романа, интертекстуальность, открытый финал. Проблема искусства и

творческого сознания в романе «Башня из черного дерева».

Постмодернизм в литературе конца 20 века. Игра с предшествующей культурной традицией, коллажированность, интертекстуальность, «открытость» художественного текста как основные черты постмодернистской прозы. У. Эко как теоретик постмодерна. Роман «Имя розы» как исторический, детективный, философский текст. Другие представители постмодернистской литературы (М. Кундера, Д. Барт, М. Павич, П. Зюскинд).

 

 

Темы семинарских занятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.036 с.)