Тема: реализм в литературе. Роман стендаля «красное и черное». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: реализм в литературе. Роман стендаля «красное и черное».



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА.

Художественные тексты.

Байрон Д.Г. Корсар. Дон Жуан. Паломничество Чайльд Гарольда.

Шелли П. Б. Освобожденный Прометей.

Вордсворд У. Лирика.

Колридж. С. Сказание о старом мореходе. Стихи.

Гофман Э.Т.А. Новеллы.

Новалис. Гимны к ночи.

Гюго В. Отверженные. Собор Парижской Богоматери.

Шатобриан Ф.Р. Атала. Рене.

Купер Дж.Ф. Шпион. Пионеры. Последний из могикан.

По Э. Новеллы. Лирика.

Стендаль Ф. Красное и черное. Пармская обитель.

Бальзак О. Отец Горио. Гобсек. Евгения Гранде.

Мериме П. Хроника царствования Карла 9. Новеллы.

Диккенс Ч. Домби и сын. Приключения Оливера Твиста.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Мопассан Г. Милый друг. Новеллы.

Золя Э. Тереза Ракен. Западня.

Г. Ибсен. Пьесы.

Б Шоу. Дом, где разбиваются сердца. Пигмалион.

М. Метерлинк. Слепые. Непрошенная. Синяя птица.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

 

Тематика лекций.

Романтизм.Великая французская революция и романтизм. «Эстетизм» романтиков. Культ иронической игры. Ранний романтизм в Германии. Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И. Кантом, Й.-Г.Фихте,Фр.В.Шеллингом.
Фридрих фон Гарденберг (Новалис). «Гимны к ночи». Поэзия как магия, «искусство использовать чувственный мир по своему желанию». «Генрих фон Офтердинген» – романтическая версия «романа воспитания». Гейдельбергский кружок. Романтическое «народничество» в разных национальных вариантах. Собирание и изучение фольклора: научный и художнический подход (дискуссия А. фон Арнима и Я. Гримма). Фольклор как средство преодоления современной разобщенности и реконструкции культуры, достойной Золотого века.

Э. Т. А. Гофман. Новая версия романтической сказки. «Золотой горшок». «Песочный человек». «Крошка Цахес». Философия творчества у Гофмана. Хрупкий баланс поэтического и гротескного, смешного и страшного. Романтический гений – предмет едко-критической самоиронии. «Житейские воззрения кота Мурра»: двойничество как прием и жизненный принцип. Природа фантастического в романтическом искусстве.

Становление поэтического романтизма в Англии. «Озерная школа». «Лирические баллады»: новаторство замысла и характер соавторства У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа. «Природы идеал» в лирике Вордсворта. Кольридж о функциях воображения и специфике поэтического языка. «Сказание о старом мореходе»: между символом и глоссой, поэтической грезой и моральным приговором. Дж. Г. Байрон. «Байронический герой» как подвижное, эволюционирующее образование. Тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), метафизический бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»). П. Б. Шелли. Лирика. Своеобразие поэтической формы и становление эстетических взглядов («Защита поэзии»). «Освобожденный Прометей». В. Скотт. Романтический историзм, усилие понять прошлое как другое, в его неповторимой своеобычности. Проблема анонимного авторства («Великий Неизвестный»). «Шотландские романы». Релятивизм Скотта, стремление выступать беспристрастным посредником в общении эпох. «Квентин Дорвард». Функция протагониста в романе: мера свободы и несвободы человека как субъекта и объекта истории. Художническое воображение в арсенале историка, осмысление отношений факта и вымысла в историческом повествовании.

Французская романтическая литература. Социальная и культурная ситуация в послереволюционной Франции.
Ф. Р. де Шатобриан между «Опытом о революциях» и «Гением христианства». Культ «чувствительности» и эстетизация веры. Виктор Гюго – высшая точка развития французского романтизма. Гюго – теоретик романтизма (Предисловие к драме «Кромвель» как манифест французского романтизма). Драматургия Гюго – реализация принципов новой эстетической концепции. Гюго-романист. «Собор Парижской Богоматери» как исторический и философский роман. Роль архитектуры в романе. Толкование названия. Король и народ, эпоха и нравы в романе. Главные герои романа и символическое значение их образов. Роман «Девяносто третий год» как роман о революции.

Американский романтизм. Творчество Ф. Купера. «Америка» как европейский миф, «фронтир» как географическая реалия и культурный символ. Э.По – наследник и пародист романтической идеи и романтической формы. Лирика и эссеистика По.

Литература классического («критического») реализма. Индустриальная революция и урбанизация. Наука – естествознание – несущая опора нового мировоззрения. Стремление научного разума к всеохватности и упорядочению разнообразия явлений путем систематизации. Принцип детерминизма: личность – функция ее окружения, социального контекста, материальной среды. Конкретная ситуация – результат пересечения множества причинно-следственных цепочек. Принцип типизации в реалистической литературе.

Стендаль. Становление мировоззренния, эстетических взглядов. Три версии романа воспитания: «Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель». Иронический скепсис, художественный аналитизм, эстетизм Стендаля. Идеал искусства как абсолютной искренности. Поиск стилистического эквивалента «правды жизни». О. де Бальзак. «Человеческая комедия» – эпопея современности, замысел и история воплощения. «Шагреневая кожа»: «формула» творчества и потребительства, созидания и разрушения. «Неведомый шедевр»: искусство как поиск абсолюта. «Отец Горио» как психологический и социальный роман. Образ Э. Ростиньяка.

П. Мериме. Начало пути: «Гюзла». «Театр Клары Газуль». Игра в романтизм и «местный колорит» под иронической маской. «Хроника времен Карла IX». Проблема историзма – множественности культурных миров, относительности критериев суждения. Скепсис как последовательная мировоззренческая позиция. Изысканный лаконизм новеллы Мериме.

Ч. Диккенс. Театральность и мелодраматизм ранней манеры. «Посмертные записки Пиквикского клуба» как романтическое и реалистическое произведение. «Оливер Твист». Идеал «совершенно доброго человека» и собирательный образ социального зла. «Домби и сын». Домби – апофеоз буржуазного человека дела Проблема социализации как жертвы, дисциплинирующего насилия. Эволюция творчества Диккенса: становление жанра социальной эпопеи, нарастающая полифоничность поздней манеры.

У. М. Теккерей. Ранняя проза: «снобизм», лицедейство, создание видимости, осознаваемые как современная эпидемия. «Ярмарка тщеславия». Ироническое обыгрывание условностей викторианского романа – способ обнажения условности устоев общественного быта. Отсутствие героя, т.е. самоочевидного критерия нравственной оценки. Рефлексивность, интеллектуализм, ироничность прозы Теккерея.

«Искусство для искусства» во Франции: новый виток в противостоянии «поэта» и «толпы». «Парнасская школа»: новый герметизм, романтики-расстриги ищут убежища в крепости чистой формы. Эстетизация вещи, усилие к сближению поэзии с пластическими, изобразительными искусствами. Т.Готье. «Эмали и камеи. Ш. Бодлер. «Цветы зла». «Стихотворения в прозе». Дуализм мировосприятия: «сплин» и «идеал». Тема бунта и бегства. Культ творческой воли художника. Природа «безнравственности» Бодлера.

Г.Флобер. «Нераскаянный романтик» и «реалист поневоле»: метод Флобера как осознанный парадокс. «Госпожа Бовари» – скандальный апофеоз «реализма» и критическое переосмысление его основных посылок. Человек в тюрьме общепринятых представлений, в плену словесных клише «Объективная манера», самоустранение всезнающего автора, новый этап в эволюции техники повествования и художественного психологизма. Различные трактовки романа.

Общественная и культурная ситуация рубежа 19-20 веков.Кризис миросознания, его истоки и проявления в искусстве и литературе. Атмосфера «конца века»: расчеты с прошлым и предчувствие грядущих катаклизмов. Декаданс 1870–1890-х годов как тип трагического художнического мироотношения. Пессимизм декаданса и переживание глобального кризиса системы европейских ценностей (позитивизм ХIХ века, поствозрожденческие рационализм и гуманизм, протестантский морализм), конфликта между культурой и цивилизацией. Восприятие научно-технического прогресса, новой городской реальности. Натурализм: идеология, стиль, поэтика Биологичность, физиологичность натуралистического метода. Связь позитивистских идей и натурализма; феноменальность натуралистического мироотношения. Творчество братьев Гонкур. Место романа «Жермини Лансере» в литературной ситуации 1860-х годов. Сочетание в нем натуралистического метода, элементов традиции французской прозы ХVIII века
Э. Золя и принципы экспериментального романа. Ранние романы («Тереза Ракен»), увлечение Тэном и Бернаром. Идея «куска жизни». Концепция 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципы работы писателя над ним. Структура общества в восприятии Золя, роль наследственности и социального бессознательного, проблема регулировки социально-биологического механизма. Концепция 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципы работы писателя над ним. Структура общества в восприятии Золя, роль наследственности

Творчество Мопассана. Ученичество у Флобера. Эстетические Особенности мопассановского натурализма и развитие натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Интерпретация флоберовской темы в романе «Жизнь», вопрос о цели существования, трагико-иронический смысл названия. Опошление любви в романе «Милый друг». Специфика мопассановских новелл.

Развитие драматургии на рубеже 19-20 веков. Метерлинк – реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. Метерлинк о задачах творчества («Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба»); полемика с «шекспировским» началом в драме, с театром натуралистической ориентации. Драма «молчания», «ожидания», «непонимания» в творчестве драматурга. Соотношение аллегории и символа в пьесе «Слепые», образ «начала и конца». Внутреннее и внешнее сценическое пространство в пьесе «Там внутри». Тождество любви и смерти в пьесе «Пелеас и Мелисанда». «Театр покоя» и поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица». Норвежская литература. Драматургия Ибсена и становление литературного норвежского языка. Проблема героя в ранних пьесах Ибсена по мотивам скандинавской старины. Видоизменение ибсеновского романтического индивидуалиста; Ибсен и Кьеркегор. Драма «Бранд»: мотивы «строительства новой церкви» и личной религиозности; тройное отречение Бранда; смысл концовки. Неприятие мещанских ценностей («Пер Гюнт»). Реалистические пьесы Ибсена («Кукольный дом», «Враг народа», «Строитель Сольнес»).

 Литература Великобритании рубежа эпох. 1880–1890-е годы и начало заката викторианской эпохи в английской литературе. Особенности литературного сознания: традиция христианского социализма, позитивистские и эволюционные идеи, английский эстетизм. Творчество О. Уайльда. Истина, мораль и красота в зеркале парадокса Уайльда. Концепции Д. Рескина и У. Пейтера, их влияние на становление писателя. Роман «Портрет Дориана Грея»: трактовка прекрасного- безобразного, нравственного- безнравственного в романе. Смысл финала.

Драматургия Шоу. Вехи творческой биографии (интерес к Вагнеру, Марксу, Ницше, идеям «Фабианского общества»). Шоу об Ибсене («Квинтэссенция ибсенизма»). Театр 1890–1890-х годов («Неприятные пьесы», «Приятные пьесы»); тема эмансипации («Профессия госпожи Уоррен»). Шоу о социальных возможностях аналитической драмы; жанр пьесы-дискуссии. Проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца».

 

 

Темы семинарских занятий.

Тема: Поэмы Д.Г. Байрона.

Основные вопросы:

1. Судьба Д.Г. Байрона.

2. Понятие «байронизма» в литературе.

3. «Корсар» как одна из восточных поэм (индивидуализм и одиночество героя, благородство и жестокость, тема любви в поэме, роль восточного фона).

4. Философская поэма «Манфред» (судьба Манфреда, тип романтического героя в поэме, фаустовские мотивы в произведении Байрона).

Основная литература:

1.Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М.,1975

2.Великий романтик: Байрон и мировая литература.М.,1991.

Вопросы к зачёту.

 

1. Философские корни раннего немецкого романтизма и его эстетика. Творчество Новалиса.

2. Гофман – крупнейший представитель гейдельбергской школы немецкого романтизма. НовеллистикаГофмана и проблема двоемирия.

3. Роль и место «Восточных поэм» в творчестве Байрона. Анализ одной на выбор.

4. В.Скотт как «Колумб исторического романа». Анализ одного из романов на выбор.

5. Роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» как отражение движения истории. Роль собора в романе. Образы главных героев и их место в романе.

6. Творчество Стендаля и его роман «Красное и чёрное». Проблема наполеонизма в романе. Толкование названия. Эстетика Стендаля.

7. «Человеческая комедия» Бальзака как отражение исторического состояния французского общества первой половины Х1Х века и, одновременно, художественный мир. Структура «Человеческой комедии», её главные темы и проблемы, стиль Бальзака.

8. «Шагреневая кожа» как философский роман. Триада «знать – хотеть – мочь» в её философском звучании. Символика и фантастика в романе.

9. Роман «Отец Горио» как сердце «Человеческой комедии».

10. Особенности творчества Мериме. Экзотика как особый вид типизации и контраста; мир благопристойного ханжества в новеллах Мериме.

11. Проблема преступления и наказания и духовной регенерации личности в творчестве Диккенса на примере анализа его произведений.

12. Особенности сатирической типизации персонажей в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия», проблема положительного героя в романе, толкование названия.

13. Художественный мир и эстетика Флобера. «Госпожа Бовари» как этапный роман в истории французской литературы. Проблематика романа. Авторская позиция в романе.

14.  «Цветы зла» Ш. Бодлера как предвестник французского символизма. Эстетика безобразного в творчестве Бодлера.

15. Основные принципы эстетики и теории французского натурализма. Творчество Э. Золя.

16. Особенности творчества Мопассана. Роман «Жизнь» как роман об утраченных иллюзиях. «Милый друг» как роман-памфлет.

17. Мопассан-новеллист. Тематика и художественные особенности его новелл.

18. Французский символизм, его эстетика и практика в творчестве Верлена, Рембо, Малларме.

19. Скептическое отношение Франса к путям развития истории(по произведениям писателя).

20. Эстетизм как позиция художника. Творчество О. Уайльда. Роль парадокса в его пьесах и романе «Портрет Дориана Грея».

21. Особенности символики и проблематики Метерлинка в пьесах «Слепые», «Там внутри», «Синяя птица».

22. Дилогия Ибсена «Бранд» и «Пер Гюнт» как пролог к его реалистическому творчеству. Образы заглавных героев в их противопоставлении и сопоставлении.

23. Проблематика и художественные особенности зрелых драм Ибсена сквозь призму его эстетики.

24. Творчество Шоу. Пьесы- дискуссии в его драматургии.

 

ЛИТЕРАТУРА 20- 21 ВЕКОВ.

Художественные тексты.

 

Д Джойс. Улисс.

М. Пруст. В поисках утраченного времени

В. Вулф. На маяк.

Г. Гессе. Степной волк.

Т. Манн. Будденброкки. Доктор Фаустус.

Ф. Кафка. Замок. Процесс. Америка.

Э. Хемингуэй. Прощай, оружие. Фиеста.

Э-М. Ремарк. На Западном фронте без перемен. Три товарища.

Ф-С. Фицджеральд. Великий Гетсби.

Д. Оруэлл. 1984.

Р. Бредбери. 451 градус по Фаренгейту.

Ж-П. Сартр. Тошнота. Мухи.

А. Камю. Посторонний. Калигула.

С. Беккет. В ожидании Годо.

Э. Ионеско Лысая певица.

У. Голдинг. Повелитель мух.

Д. Фаулз. Коллекционер. Волхв. Женщина французского лейтенанта.

У.Эко. Имя розы.

П. Зюскинд. Парфюмер.

М. Павич Хазарский словарь.

 

Тематика лекций.

ХХ век как эпоха социально-политической и научно-технической революции. Культура и революция, влияние на искусство программы совершенствования общества и человека, утопизм революционной идеологии и искусства. Научно-техническая революция и литература. Противоречивое влияние научно-технического прогресса: оптимизм, стимулированный победами разума, и пессимизм, как следствие констатации катастрофических последствий цивилизации, экологического кризиса. Формирование «потребительского общества». Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» – характерный признак современной эпохи. Проблема «массовой культуры» как важнейшей составной части «цивилизации потребления». Представление о человеке, времени и пространстве в культуре модернизма. Влияние психоаналитических и философских теорий начала ХХ в. (У. Джеймс, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Бергсон) на становление и развитие модернистского романа. Представление о мире и человеческом сознании как о «потоке» (У. Джеймс, «Научные основы психологии»).

Литература 1910-1940-х годов. Модернизм и декаданс, мировоззренческая близость, различие художественной практики. Дадаизм, его манифесты, вторжение бессознательного в механизм искусства. Сюрреализм и аполлинеровская традиция. Фрейдизм и модернизм, бессознательное как источник эстетического, новая психология и новая литература. Выдвижение на передний план к 30-м годам концептуальных вариантов модернизма; от переживания и прямого выражения абсурдности к изображению абсурдного мира, к образу героя этого мира. Мифологическая природа модернизма. Противостояние модернистского и немодернистского искусства. 

Трансформация реализма. Внимание к внутренней жизни героя в романных циклах. Ромена Роллана. Эпопея о Форсайтах Дж. Голсуорси и традиция семейного романа.

Модернистский роман начала 20 века. Изменение романных форм в модернизме. Неомифологический роман Джеймса Джойса. Способы конструирования текста: прием монтажа, «интертекстуальность» романа, ассоциации и аналогии, «этажи» повествования от натуралистической копии жизни до мифологизированного образа природы, общества и истории. Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе». Повествовательная техника Дж. Джойса. Роман «потока сознания» как одна из новых романных форм начала 20 века. Философия А. Бергсона и У. Джеймса, ее влияние на литературу. В. Вулф о литературе «потока сознания» (статья «Современная литература»). Отличие «потока сознания» от других типов повествования и классического внутреннего монолога. Различные варианты изображения действительности: «поток сознания» у Д. Джойса, В. Вулф, У. Фолкнера, М. Пруста – общее и особенное.

 Роман «Миссис Деллоуэй» В. Вулф, ориентация на принципы Д. Джойса. «Моменты бытия», картины прошлого, перекличка времен в потоке сознания главной героини. Септимус Смит как скрытая, неведомая сторона натуры Клариссы Деллоуэй. Поиск Дома, испытание временем, проблема человеческой некоммуникабельности в романе «На маяк». Эпопея М. Пруста «В поисках утраченного времени». История создания, основные персонажи. Смысл названия цикла романов «В поисках утраченного времени». Композиционная структура «романа в романе»; функция повествователя; конфликт между «жизнью» и «искусством», сознательным и бессознательным

«Литературная вселенная» Уильяма Фолкнера. Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Йокнапатофа – социально-конкретное, национальное и вечное, общечеловеческое в образе вымышленного округа; библейские мотивы. Принципы построения романа «Шум и ярость», внутренние монологи и поток сознания у Фолкнера. Мотив «рока», его содержательная функция. Проблема времени и построение романов Фолкнера.

Интеллектуальный роман первой половины 20 века.

Творчество Томаса Манна.Т. Манн. Эволюция философских и художественных взглядов писателя, формирование жанра «интеллектуального романа». «Волшебная гора» – первый философский роман Т. Манна, результат движения писателя от «житейски-повседневного» к «мифическому». Проблема времени. Ставка писателя на миф и психологию, реализация этой задачи в тетралогии «Иосиф и его братья». Традиция воспитательного романа в творчестве Т. Манна. «Доктор Фаустус»: оценка духовной ситуации века и новый гуманизм писателя. Философский смысл эстетической концепции Адриана Леверкюна. Проблема дегуманизации искусства в романе и оценка этого явления. Прошлое и настоящее в романе, образ современной Германии и мифологема Фауста.

Творчество Германа Гессе. Романтический пафос раннего творчества. Роман «Демиан», восприятие мировой войны как хаоса, автобиографизм произведения. Романы Гессе как истории интеллектуальных поисков. Проблематика романа «Степной волк». Автобиографичность произведения. Попытка преодоления природы и культуры. Психоаналитические концепции Фрейда и Юнга в романе и представления о цельности человеческой личности. Понимание смеховой культуры в «Степном волке», традиции романтической иронии.

Абсурдный роман Франца Кафки. Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Кафки и «пражская школа».Кафка и экспрессионизм.  Абсурд в философии и литературе. Дневники, письма, их значение для художественного творчества Кафки. Романы «Америка», «Процесс», «Замок». Своеобразие фантастики, «реальное чудесное» как способ раскрытия абсурдности мира. Символика романов.

Первая мировая война, ее влияние на эпоху и литературу.
Война как метафора существования человека в 20 веке. Роман А. Барбюса «Огонь» - первая попытка осмысления мировой войны. Реализм и беспощадность описаний, описание жизни простых солдат, «антигероика» произведения. Черты революционной и социалистической идеологии в романе. Творчество Хемингуэя. Мировая война в его новеллах и романах. Значение фиесты в романе «И восходит солнце», коррида как сфера проявления героического и прекрасного. Война – константа абсурдного мира в романе «Прощай, оружие!»; любовь и война, утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Антифашизм Хемингуэя в 30-е годы. Хемингуэй и испанская война. Роман «По ком звонит колокол», приобщение к другим людям, к политически целесообразному действию, новые черты героя Хемингуэя. Характерное для США контрастное совмещение своеобразно преломленной «американской мечты» в творчестве Фицджералда и «потерянности» у Хемингуэя, различные варианты романтического сознания, олицетворяемые этими писателями. Герои – идеалисты и прагматики в романах Фицджералда («Великий Гэтсби»).

Антивикторианский пафос романа Олдингтона «Смерть героя»; Олдингтон и литература «потерянного поколения». Описание войны и послевоенного времени в романах Э.-М. Ремарка.

Формирование жанра антиутопии. Позиция оппонента как доминанта жанра.

Принцип построения конфликта образной системы в антиутопии. Движение жанра от О.Хаксли, Д. Оруэлла до Брэдбери.

Антиутопии Хаксли («О дивный новый мир») и Оруэлла («1984») – философско-художественный комментарий к общественно-политической ситуации в современном писателям мире. Переоценка утопических концепций.

Концепция человека в философии экзистенциализма Философские истоки

экзистенциализма (работы С.Кьеркегора) Основные категории экзистенциализма и их созвучность исканиям XX века (отчуждение, абсурд, выбор, приоритет личности). Представители экзистенциализма в различных национальных литературах.

Творчество А.Камю. Влияние Достоевского («Счастливая смерть»). Счастье и трагедия мира абсурда («Миф о Сизифе»). Многозначность образа чумы и отношения к ней в одноименном романе. Противоречивость финала романа «Чума». Экзистенциалистская концепция мира и человека в творчестве Ж.-П.Сартра. «Экзистенциализм – это гуманизм». Роман «Тошнота»: жанровое своеобразие; образ Рокантена, трактовка свободы, гуманизма. Особенности сартровской драматургии: античный миф в пьесе «Мухи»; парадокс свободы-несвобода («Мертвые без погребения»).

Идейно-творческая эволюция Камю и Сартра в годы войны и Сопротивления: отказ от утопии абсолютной свободы, проблемы выбора и ответственности за судьбы людей. Интеллектуальная драма Ж. Ануя. Установка на видение новейшей действительности через призму мифа (пьесы «Эвридика», «Антигона»). Экстравагантность драматической ситуации. Бунт героев Ануя. Проблема выбора в пьесе «Жаворонок». Образ Инквизитора.

Антидрама и антироман. Гротеск и пародирование социальной реальности в пьесах Э. Ионеско. «Лысая певица». «Носороги». Театр С. Беккета. Развитие философских идей экзистенциализма. Эстетика бездействия и молчания. Антидрама Беккета «В ожидании Годо». Абсурд и гротеск в творчестве Беккета.

«Группа 47» и реализм в Западной Германии. «Потерянное поколение» в творчестве Борхерта. Военная тематика в романах и повестях Бёлля, прошлое и настоящее, драматические судьбы героев и их зависимость от трагической истории Германии («Бильярд в половине десятого»). Бёлль об ответственности и свободе выбора. Романтизация героя, черты «клоунады», эксцентричности, противопоставление нравственного образца («Групповой портрет с дамой») обществу потребительства и насилия.). Пародийный характер прозы Грасса, «клоунада» и ее социально – эстетические функции («Жестяной барабан»). Интерпретация прошлого и настоящего страны как фарса, как «собачьей жизни». Грасс и «новые левые», переход к критическому изображению молодежного нигилизма в романе «Под местным наркозом».

Развитие английской литературы второй половины 20 века. Романы- притчи У. Голдинга.

Трагический гуманизм XX века в мировосприяти и творчестве писателя. У. Голдинг и экзистенциализм. Философско-аллегорические романы Голдинга. Тема моральной деградации человека в условиях современной цивилизации («Воришка Мартин», «Свободное падение»). Исследование человеческой природы в романе «Шпиль». Развитие поэтики жанра притчи. Личность и цивилизация в романе «Повелитель мух». Специфика романов А. Мердок. Жанр, выбор героев, влияние идей экзистенциализма в романе «Черный принц».

Творчество Д. Фаулза: приверженность классике, национальная традиция и

художественные эксперименты. Экзистенциальная притча «Коллекционер». Обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы в романе «Волхв». Поэтика постмодернистского романа Фаулза «Женщина французского лейтенанта». Схема викторианского романа, интертекстуальность, открытый финал. Проблема искусства и

творческого сознания в романе «Башня из черного дерева».

Постмодернизм в литературе конца 20 века. Игра с предшествующей культурной традицией, коллажированность, интертекстуальность, «открытость» художественного текста как основные черты постмодернистской прозы. У. Эко как теоретик постмодерна. Роман «Имя розы» как исторический, детективный, философский текст. Другие представители постмодернистской литературы (М. Кундера, Д. Барт, М. Павич, П. Зюскинд).

 

 

Темы семинарских занятий.

 

Тема: Литература «потерянного поколения»

Основные вопросы:

1.Первая мировая война и ее влияние на литературу. Понятие «потерянного поколения».

2.Романы Э. Хемингуэя:

 - автобиографические черты,

- описание войны и трагизма жизни в романе «Прощай, оружие»,

 - послевоенное время в романе «Фиеста».

3. Творчество Э.-М. Ремарка и его знаменитый роман «На западном фронте без перемен»

Основная литература:

1. Анастасьев Н.А. Творчество Э. Хемингуэя. М.,1981.

2. Засурский Я.Н. Американская литература 20 века. М.,1984.

3. Лейтис Н.С. Немецкий роман 1918- 1945.Пермь,1975.

4. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. М.,1982.

Вопросы к экзамену.

 

1. Модернизм как мироощущение и литературное направление. Модернистский роман.

2. Литература «потока сознания».

3. Интеллектуальный роман (на примере творчества Г. Гессе, Т. Манна)

4. Первая мировая война и ее влияние на эпоху и литературу. Литература «потерянного поколения».

5. Романтизм и прагматизм героев Ф.С. Фицджеральда.

6. Абсурд в творчестве Ф. Кафки.

7. Творчество У. Фолкнера. Сага Йокнапатофы, смысл названия, концепция времени, главные темы. (на примере одного из романов).

8. Жанр антиутопии в литературе 20 века.

9. Литература экзистенциализма. Основные философские принципы, тематика, проблематика абсурда.

10. Драматургия экзистенциализма (на примере пьес Ж-П. Сартра или А. Камю.)

11. Эстетика «театра абсурда».

12. Западногерманская литература второй половины 20 века (на примере одного из авторов).

13. Английский философский роман вт. половины 20 века. (творчество У. Голдинга, А. Мердок по выбору).

14. Американская литература вт. половины 20 века (на примере одного из авторов).

15. Судьба молодого поколения в повести Д.Д. Селинджера «Над пропастью во ржи».

16. Тема, идеи, образная система романа по выбору Дж. Фаулза.

17. Эстетика постмодернизма. Анализ одного из романов по выбору.

18. Постмодернистская игра и история в романе У. Эко «Имя розы».

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Основная литература:

1. Зарубежная литература XX век: в 2 т.: учебник для академ. бакалавриата: [рек...] / Учеб-метод. об-ние по классич. универ. образованию, МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. В. М. Толмачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. – 2 т. – (Бакалавр: академический курс).

2. Зарубежная литература икультураэпохиПросвещения: учебник: [доп.] / В.Д. Алташина, И.В. Лукьянец, Л.Н. Полубояринова, А.А. Чамеев; Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования. - Москва: Академия, 2010. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование: пед. специальности).

3. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2008. 406 с.

4. Никола, М.И. ИсториязарубежнойлитературыСреднихвеков: учебник для вузов: [доп.] / М. И. Никола, М. К. Попова, И. О. Шайтанов; Учеб.-метод. отд. высш. образования, Моск. пед. гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2015. - 451 с. - (Бакалавр: базовый курс).

5. Тронский И. М. Историяантичнойлитературы: учебник: [доп.] / И. М. Тронский; ред.: Н. А. Чистякова, В. Н. Ярхо; М-во высш. и сред. спец. образования СССР. - Изд. стер. - Москва: Либроком, [2014]. - 464 с. - (Школа классической филологии).

 

 

Дополнительная литература:

1. История зарубежной литературы XVIIIвека: [учебник для филол. специальностей ун-тов / под ред. В.П. Неустроева и Р.М. Самарина]. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 414 с.

2. История зарубежной литературы XX века: учебник: [доп.] / ред. Л.Г. Михайлова, Я.Н. Засурский; М-во образования РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. журналистики. - Москва: Проспект, 2003. - 544 с.

3. История зарубежной литературыXIXвека: учебник / ред. Е.М. Апенко. - Москва: Проспект, 2001. - 416 с.

4. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие: [доп.] / Вл. А. Луков; М-во образования РФ, Междунар. акад. наук пед. образования. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 511 с. - (Высшее профессиональное образование).

5. Манн Ю.В., Зайцев В.А., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература. СПб: Питер, 2008. 464 с.

6. Стадников Г.В. Зарубежнаялитература и культураСреднихвеков, Возрождения, XVII века: учебник: [доп.] / Г.В. Стадников; Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования. - Москва: Академия, 2009. - 168 с. - (Высшее профессиональное образование: пед. специальности).

7. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. 416 с.

 

Литература, рекомендованная к ознакомлению:

1. Тронский И.М. История античной литературы: [учеб. для филол. спец. ун-тов] / И.М. Тронский. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Высш. шк, 1983. - 464 с.: портр.

2. История зарубежной литературыXVIIвека: учеб. пособие: [доп.] / ред. Н.Т. Пахсарьян; Учеб.-метод. об-ние по классич. универ. образованию. - Москва: Высш. шк., 2007. - 487 с.

3. ИсториязарубежнойлитературыXVIIIвека: Учеб. для студентов вузов / [Е. М. Апенко, А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева и др.]; [Под ред. Л. В. Сидорченко]. - 2. изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.:Academia, 1999. - 319 с.

4. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов вузов: [доп.] / ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Бурова; СПбГУ, Филолог. фак, Совет по филологии Учеб.-метод. об-ния по классич. унивеситет. образованию. - Москва: Академия: Изд-во СПбГУ. Филолог. фак, 2004. - 541 с. - (Студенческая библиотека).

5. История зарубежной литературыXVIIIвека: [учеб. пособие для гос. ун-тов] / В. Я. Бахмутский, Ю. И. Божор, В. С. Буняев. - Москва: Высш. школа, 1967. - 527 с.

6. Луков В.А. Историялитературы. Зарубежнаялитература от истоков до наших дней: учеб. пособие: [доп.] / Вл. А. Луков; М-во образования РФ, Междунар. акад. наук пед. образования. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 511 с. - (Высшее профессиональное образование).

7. Кун. Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. В 2 т. Т. 1. Боги и герои / Н.А. Кун. – Москва: Книги «Искателя», 2003. - 302 с. - (Библиотека детской литературы).

8. Булфинч Т. Мифы и легенды рыцарской эпохи / Томас Булфинч; [пер. с англ. Л. А. Игоревского]. - Москва: Центрполиграф, 2009. - 348, [1] с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа способствует формированию у студента собственных суждений и умозаключений, подготавливает к научно-исследовательской работе, которая предстоит на старших курсах бакалавриата и во время обучения в магистратуре.

 

Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы

во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.

Основные приемы работы с научной и учебной литературой можно свести к следующим:

- составить перечень книг, с которыми следует познакомиться;

- обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге

- при составлении перечней литературы необходимо советоваться с преподавателем

- все прочитанные книги необходимо конспектировать

Выделяют четыре установки в чтении научного текста:

-информационно-поисковая (задача – найти, выделить искомую информацию);

-усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений);

-аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);

-творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.

 

Методические рекомендации по составлению конспекта.

Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте. Это первый элемент конспекта.

Вторым э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.14 с.)