Особенности формирования высокоорганизованных экономических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования высокоорганизованных экономических систем



— I —

Как всегда, наиболее важным остаётся вопрос: с чего следует начинать, чтобы сформировать действительно высокоорганизованную систему, отвечающую принципам коммунистической организации? Каковы особенности переходов систем из одного состояния в другое? Общие правильные слова могут говорить многие, но что и как нужно делать конкретно, чтобы была польза, а не очередные рассуждения или потрясения?

Очевидно, что для перехода из существующих состояний экономики стран, описываемых схемами В, Г или Е на рис. 4, к гармоничному, правильно структурированному и высокоэффективному (схема А того же рисунка) всякого рода бессистемные действия, суетливое латание дыр, решение каких-то локальных задач и проч. бесперспективно. В самом деле, все проблемы стран настолько завязаны друг на друга, что ни одновременное, ни последовательное разрешение их невозможно. Как отмечалось ранее [7], а также в п.10 раздела 2.5.3, для перехода из одного системного состояния к другому в первую очередь требуется реализовать соответствующие системообразующие действия. А они уже создадут условия для построения всего остального.

 

Анализ показал, что число системообразующих факторов, т.е. хромосом, формирующих генетический код системы, в действительности невелико. Как пример, социалистическая экономика была основана на общественной собственности на средства производства, на всевластии администрации, на использовании неэквивалентных производственных отношений и уравнительной формы оплаты, предназначенной исключительно для наёмной рабочей силы. На подавлении личности во имя общества, на отсутствии ростовщического процента.

Эти факторы сформировали экономику, в которой кроме ряда существенных достоинств (мобильность, социальность, управляемость и др.) неизбежными оказались бесхозяйственность, неадаптивность управления, засилье бюрократии, подавление личности. Направленность экономики на решение глобальных проблем, а не на удовлетворение текущих потребностей граждан. Для её разрушения потребовались системоразрушающие действия, а именно приватизация, превращение денег в товар, открытие границ и либерализация цен. После этого остальное погибло само и, в конечном итоге, от всякого рода гайдаров и чубайсов мало что зависело.

Капиталистическая система базируется на частной собственности на средства производства, на широком использовании рыночных регуляторов, на ростовщическом проценте за капитал, приоритете личного дохода над общественной пользой. И это вполне объяснимо, поскольку если некто живёт за счёт общества, он желает, чтобы его интересы были защищены лучше, чем у обираемого им общества. И денег на это не пожалеет.

Поэтому наряду с немалыми достоинствами (адаптивность, саморегуляция, динамичность и проч.) капиталистической системе присущ ряд врождённых изъянов. Так, деньги в ней нестабильны, велико имущественное расслоение граждан. Следуемая из неё социальная напряженность, криминальность и коррупция не могут быть низкими. Административное управление ослаблено, а сбор налогов превратился в серьёзную проблему. При переходе экономики России к капиталистической форме все эти изъяны стали ярко проявляться и у неё. А поскольку противоядия от них российское общество ещё не выработало, всё это с неизбежностью приобрело гротескные формы.

И это неудивительно. В России начала перестройки было мало деловых людей с соответствующей цивилизованному капитализму этикой, культурой, воспитанием, с устоявшимися традициями предпринимательской деятельности. А поэтому передача общенародного достояния буквально кому попало не могло привести к успеху и компенсировать недостатки капиталистической организации. Новые хозяева в условиях полного юридического беспредела и практически бесплатно получили общенародную собственность в большинстве своём с целью наживы, а не для работы на ней. В самом деле, «Мы увидели, что создание благоприятных условий и свобод для бизнеса отнюдь не повлияло на появление нового класса людей, которые, став богатыми, осчастливят всё общество. Это было пагубной иллюзией, в которой, впрочем, пребывают ещё очень многие» (Бывший зам. министра МВД, Зампредседателя Госдумы РФ, Глава Республики Дагестан В. Васильев).

Поэтому высоколиквидные ресурсы они начали ликвидировать, а всё остальные сдавать в аренду, забросили, пустили на самотек. И это вполне закономерно, поскольку как богатства приходят, так и уходят. Простой передачей общественной собственности в частное владение истинные хозяева не создаются, как не делается лейтенант генералом, какие бы погоны на него ни навесили. Истинные хозяева воспитываются поколениями в процессе бескомпромиссного естественного отбора, которого в России, увы, не было.

Таким образом, в природе нет универсальных рецептов, одинаково проявляющих себя в любых условиях, как нет лекарства от всех болезней. И частная собственность на средства производства не только не является панацеей от всех бед, но зачастую служит их первопричиной. В этой связи приведение российской экономики к форме, соответствующей капиталистической, не породило соответствующего ей содержания, а извратило его. Такие действия с неизбежностью вели к становлению неоколониальной экономики, а не цивилизованной. Поэтому для её усовершенствования в сложившихся условиях требуется принципиально иной путь реформирования.

С другой стороны, экономический прогресс может достигаться двояким образом. Либо навязыванием обществу какой-либо идеологии или ценностей, насилуя и подавляя его. И тогда энергия активации новой системы (т.е. требуемые для её создания количество денег, трудовых, человеческих и материальных ресурсов) будет высокой, а результаты — скромными. Либо изучать природу систем и вступать с нею во взаимодействие. Пользоваться возможностями, открываемыми ею, а не подавлять их. Тогда энергия активации оказывается минимальной, а получаемые результаты — несопоставимо большими.

Как пример, революция в России 1917-го года сопровождалась одновременным уничтожением товарно-рыночных отношений хозяйствующих субъектов и построением активно работающих административных. Но любое разрушение — это всегда люди, связавшие свою судьбу с тем или иным способом производства, их отношения между собой, поддержка или противодействие. Поэтому такая кардинальная ломка не могла не сопровождаться колоссальными человеческими потерями, массовым сопротивлением, Гражданской войной и связанным со всем этим всплеском зла и насилия.

Современные «революционеры» повторили тот же путь, но уже в обратном направлении: они разрушили административное управление и вместо него пытались построить рыночное. И, разумеется, всё с тем же циничным отношением к судьбам соотечественников и к тому, во что такие эксперименты обходятся обществу. И понятно, что как в первом, так и во втором сценарии развития плавная, без серьёзных эксцессов, эволюция из одного состояния в другое была невозможна.

С другой стороны, по натуре своей люди делятся на разрушителей и созидателей. А это совсем не одно и то же, одинаково хорошо взрывать и строить не может никто. Принципиально разные виды деятельности, поэтому для их исполнения должны привлекаться разные личности. И здесь все революционеры-ниспровергатели одинаковы. Но справедливости ради следует отметить, что если революционеры начала ХХ века занимались экспроприациями во имя народа, то конца века — для себя лично. И уже это заставляет усомниться в бескорыстности их помыслов.

Созидание негативными качествами не сопровождается. И понятно, что если бы первые революционеры вместо разрушения рыночных отношений сосредоточились на строительстве административных связей, а вторые — на восстановлении товарно-рыночных отношений, тогда и потерь, сломанных человеческих судеб, и насилия было бы существенно меньше, а результат — несопоставимо большим.

— II —

И все же, с чего следует начинать?

Анализ показал: чтобы сформировать высокоорганизованную систему в рамках предприятий требуется внедрить всего одно системообразующее действие. А именно, необходимо реализовать в них соответствующую систему учёта труда и распределения дохода, т.е. изменить производственные отношения. Сделать так, как было в русских артелях, чтобы трудящиеся так же были заинтересованы в конечных результатах производства, как и его собственники. Тогда антагонистические противоречия между ними существенно уменьшатся. А собственность перестанет быть источником дармового дохода и превратится в инструмент раскрытия собственных талантов и способностей предпринимателей. И уже не будет столь важно, кому она принадлежит, что будет соответствовать коммунистическому идеалу и аналогично полному отказу от частной собственности.

В таком случае каждый работающий будет лично заинтересован не только в реализации собственных возможностей, но и в результатах деятельности его окружения. Это приведёт к появлению самоорганизации и самоуправления на предприятиях, к оптимизации производства и всего его трудового потенциала, к сокращению расходов и к резкому увеличению производительности труда. Но это и является генеральной целью коммунистических производственных отношений!

И тогда немалая часть проблем предприятий окажется разрешённой. Исчезнут в них бесхозяйственность и социальная напряжённость, неоптимальное расходование средств и труда, неэффективность и гипертрофированность административного аппарата и ещё многое другое. Предприятия, наконец, придут в состояние, при котором они смогут продуктивно обрабатывать людские, материальные и финансовые ресурсы, развиваться и совершенствоваться без необходимости революций и социальных потрясений.

Один из возможных вариантов решения этой задачи представлен в §4.1. По форме своей такой механизм на самом деле близок к отношениям, существовавшим в русских производственных артелях, а значит он является естественным, нравственным и прогрессивным.

 

В рамках района (муниципального образования) потребуется внедрить ещё одно системообразующее мероприятие, а именно реорганизовать коллективное потребление и связанную с ним налоговую систему. Сделать так, чтобы налоги перестали служить источником благополучия государства и благоденствия административных структур, а сделались формой обеспечения собственных коллективных и общественных потребностей налогоплательщиков. И это даст возможность удовлетворительно разрешить проблемы с налогами, увеличить их базу и собираемость, сделать государство сильным и процветающим. Обустроить ареал проживания людей, осуществлять цивилизованную социальную и производственную практику. Тогда финансовый дефицит, терроризирующий всякие государственные и муниципальные инновации, исчезнет, денег будет хватать на всё. Налоги сделаются целевыми, а значит и использование налоговых средств, и контроль за их расходованием будут более корректным. Как это и было в общинах а также реализовано в Земствах (см. разделы 1.1.4 и 1.1.5). Такая программа описана в §4.2.

 

Для гармонизации муниципальных образований, регионов и всего государства кроме двух изложенных факторов потребуется использовать третий системообразующий фактор, а именно внедрить гармоничную систему денежного обращения (см. главу 3). При её внедрении не только повысится эффективность всех вышеизложенных системообразующих действий, но улучшится производственная и хозяйственная кооперация всех хозяйственных субъектов. Деньги получат объективное трудовое содержание, а поэтому их дефицит, инфляция и нецелевое расходование будет невозможным. Такие деньги сделаются послушными слугами людей, а не капризными их хозяевами. Свои прямые функции обеспечения товарообмена они будут исполнять в полной мере, но служить источником паразитического дохода уже не смогут. Таким образом, и требование исключения при коммунизме денег в виде источников нетрудового дохода со всеми вытекающими из этого последствиями будет исполняться неукоснительно. Но при сохранении рыночных их функций.

 

В рамках государства и отдельных коллективов число системообразующих факторов, или степеней свободы системы, возрастает до четырёх, т.е. одновременно со всеми перечисленными мероприятиями потребуется осуществить реорганизацию административной системы управления. Сделать её работоспособной, компактной и квалифицированной. Чтобы чиновники были не всесильными распорядителями общественного достояния, как сейчас, а исполнителями, нанятыми обществом для выполнения конкретных обязанностей. Чтобы они сами зарабатывали себе на жизнь путём собственного труда, эффективной организацией производства и потребления. Способствовали повышению ОПТ, осуществляли продуктивную кооперацию общественных структур, а не благоденствовали за счёт государства и налогоплательщиков, прикрываясь своими должностями-синекурами. То есть предстоит сделать администрацию управляемой рынком. Способы такой реорганизации описаны в §4.3.

 

В результате предлагаемых мер видоизменятся рыночные отношения, требуемые для лучшей реализации общественного разделения труда, они сделаются эквивалентными и не допускающими эксплуатации одних людей другими. А также заработает разумное, административное управление, обеспечивая кооперацию всех работающих структур. Тогда рынок начнёт надёжно управляться администрацией, а администрация — подчиняться рыночным реалиям [4].

Системообразующие мероприятия можно внедрять поочерёдно, последовательно или одновременно. Они будут способствовать всемерному оздоровлению экономики, наделению её коммунистическими качествами.

Далее, когда гармоничная система организация будет сформирована, в последующем она уже начнёт работать по собственным законам, преобразуя всё окружение под свой образ. То есть при ней всякое зло будет перерождаться в добро, жить будет выгодно честным путем, а не как сейчас. Так, все мы являемся свидетелями того, как организуемая в России система патологичного хозяйствования привела к дезорганизации всего достойного, достигнутого в советское время, к деградации не только производства, но и культуры, этики, морали.

А при внедрении гармоничной организации дисгармонирующие факторы начнут перерождаться, отмирать, гармонизироваться: преступность и коррупция, подавление личности и общества, инфляция и дефляция, бесхозяйственность и эксплуатация, бюрократические методы управления и паразитирование некоторых классов и лиц, уничтожение окружающей среды и пароксизмы демократии. И не потребуется уничтожать или изолировать от общества множество энергичных и деятельных людей, вынужденных сейчас жить по криминальным законам. Тогда будут созданы условия, при которых они смогут достигать успехов, достойных их таланта и трудолюбия при полной поддержке общества.

 

С другой стороны, кроме системообразующих факторов для успешной работы сформированного таким образом хозяйственного организма нужно реализовать также ряд вспомогательных мероприятий. Они включают в себя решение конкретных хозяйственных, идеологических, политических и социальных проблем. В частности, потребуется разработать комплексные программы подъёма отдельных отраслей хозяйства, транспорта и связи, разрешить продовольственную проблему, усовершенствовать деятельность медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных, логистических служб и др. Реализовать мероприятия, направленные на увеличение безопасности населения и производства, на массовое распространение физкультуры и спорта, на повышение уровня культуры и нравственности человека. При этом внедрение системообразующих мероприятий создаст условия для решения указанных проблем наименее затратными и наилучшими способами.

Причём конкретные мероприятия способны оказывать рациональное воздействие на систему в том и только в том случае, если они соответствуют духу системообразующих мероприятий. И не способны влиять на генетические качества систем. С их помощью можно совершенствовать или ухудшать экономическую систему, но нельзя её менять. Эти мероприятия должны соответствовать гармоничной природе организуемой таким образом системы, а не противодействовать ей. А если они этим качеством не будут обладать, тогда просто не будут работать.

В этой связи при внедрении системообразующих мероприятий особое внимание следует обращать на соответствие всех без исключения действий, формирующих генетический код системы, требованиям высокоорганизованных природных систем, изложенным в разделах 2.5.2 и 2.5.3. Никакие компромиссы, учёт особых интересов отдельных граждан, групп или кланов, ошибки здесь недопустимы, поскольку следуемая из них дисгармония с неизбежностью исказит облик системы. Такие действия приведут к появлению системных мутантов, т.е. к возникновению качеств, понижающих эффективность экономической организации, от которых будут страдать все. А исправлять систему всегда сложно. При внедрении вспомогательных мероприятий таких жёстких требований нет. Здесь допустимы и компромиссы, и учёт особых интересов каких-то районов, групп, и даже ошибки.

 

В гармоничной экономике владение собственностью не отвергается, но заставляет её служить не только собственникам, но и обществу. Обладание ею станет не примитивным инструментом эксплуатации, а средством раскрытия предпринимателями своих способностей, служению людям, которые эту собственность создали. В такой экономике высокий заработок не ограничен, но достигается собственным трудом, энергией и талантом, помноженными на преимущества кооперации с другими людьми. А не путём их обездоливания, подавления. Партнёрством, а не насилием, умножением богатств, а не ординарным их делением. Что и требуется для организации коммунистических производственных отношений.

В такой экономике будут гармонично сочетаться общественные, коллективные и личные интересы граждан, экономно и в полной мере удовлетворяться как индивидуальные, так и коллективные, общественные их потребности. Достойное место займут как активные, так и пассивные члены общества, все без исключения проживающие на территории страны нации и народности. Возникнут производственные отношения, оптимизирующие расходование общественных ресурсов, позволяющие эффективно использовать самые современные производительные силы, разрабатывать их и внедрять.

Недостатки такой системы не просматриваются.

Лежащие в её основе системообразующие факторы полностью вписываются в природные механизмы саморегуляции и жизнеобеспечения структур. А значит такая система по всем признакам будет из всех возможных наиболее производительной и эффективной, в полной мере соответствовать коммунистическим идеалам. И те страны, которые начнут внедрять её в числе первых, получат громадную выгоду.

 

Далее рассмотрим конкретные действия, системообразующие мероприятия по формированию гармоничной экономики.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.017 с.)