Митрополит Исидор и его участие в Ферраро-Флорентийской унии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Митрополит Исидор и его участие в Ферраро-Флорентийской унии.



Митрополит Исидор и его участие в Ферраро-Флорентийской унии.

После смерти митрополита Фотия от Москвы была попытка поставить своего митрополита. С этой целью в Константинополь отправлен епископ Рязанский Иона. Но Константинополь назначил своего ставленника - Исидора. Исидор ярый поклонник католичества поставлен с целью принятия унии с католиками православной Руси. Уния виделась как средство спасения Византии от Османоской империи с помощью католиков и Руси. При приезде в Москву тут же собрался и уехал на Ферраро –Флорентийский собор. По пути заверился авторитетом что он подчинит католиков православию. На соборе безоговорочно принял унию и торжественно подписался. Склонил к принятию унии Суздальского епископа Авраамия под страхом заточения и насилия. В последствии Авраамий бежал в Москву и покаялся, рассказав обо всем Московскому князю Василию. На соборе православие ревностно отстаивал святитель Марк Эфесский, единственный в итоге не подписавший унию. Греки в итоге экономическими и политическими угрозами были склонены к подписанию унии и подписали ее 5 июля 1439 г. Но на следующий день на совместной католической литургии греки не дерзнули причаститься с католиками и позже раскаялись в предательстве православия. По втором приезде в Москву в качестве кардинала и легата от ребра апостольского, Исидор совершил литургию по католическому обряду в Успенском соборе Кремля. Ему умышленно дали это сделать дабы он себя обличил. Он поминал имя папы римского в первую очередь на ектении, в конце службы был зачитан акт об унии Константинопольского патриарха и католиков, папе пропели многолетие. Исидора объявили еретиком и прелестником латинян. Заключили под стражу в Чудов монастырь, покаяться он отказался. Казнь исполнить Василий не решился по политическим соображениям. Исидор в итоге бежал и затем, попав в Новогрудок и не получив там поддержки, уехал в Рим. Собором отцов епископов, архимандритов и игуменов и множества иереев в 1441 году Исидор признан отступником, а Флорентийские католические определения признаны ересью.

Разделение митрополии Русской Церкви. Противостояние Григорию Болгарину

В 1458 г. Единая митрополия разделяется на Московскую и Литовскую-Киевскую. Казимиру вскружила голову мысль политической выгоды унии в Литве и Польше. Смысл заключался в объединении под предлогом унии всех своих подданных земель, а особенно тех, где крепко стояло православие и его власть была не так крепка, как хотелось. Он отверг Иону и поставил викария Исидора и его ученика – Григория Болгарина. С удивлением его приняли все подчиненные Казимиру князья и епископы, кроме Евфимия Брянского, бежавшего в Москву. Казимиру отправили письмо из Москвы с просьбой одуматься и не нарушать заветов еще от Великого князя Владимира утверждать митрополитов с согласия князей русских, а не литовских и неприятием мысли митрополита-католика. Казимир даже предложил поставить Григория митрополитом всея Руси, но ему отказали. В 1459 году состоялся собор архиереев Северо-Восточной Руси в Успенском Соборе. Было обьявлено о пагубном разделении Киевской и Московской церквей. С тех пор к Киеву как и к грекам относятся с большой осторожностью, как к предавшим православие братьям. Почил Василий темный в 1462 году, а святитель Иона годом ранее – в 1461.

Ересь жидовствующих.

Ересь жидовствующих появилась в ХV в. в Новгороде. Ее принос сюда из Литвы ученый еврей Схария, знакомый с астрологией и каббалистикой. Учение его состояло в отрицании догматов о Троице, отрицании божества Иисуса Христа и искупления, в предпочтении Ветхого Завета Новому, отрицании св. мощей, икон, обрядов и таинств.

       К этой смеси иудейства о христианским рационализмом примешивались еще разные отрицательные мнения практического характера, которые привлекали к ней особенно много горячих и недовольных людей; к кружку еретиков примыкали и люди белого духовенства, недовольные владыками, и безвотчинный монах, негодовавший на богатых монахов вотчинников, и боярин, недовольный великим князем, и разные другие люди, которым что-нибудь непременно надобно было обличать и исправлять.

       В Новгороде ересь нашла себе хорошую почву, подготовленную еще стригольниками. Первыми прозелитами Схарии были священники Дионисий и Алексий, софийский протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. Еретики отличались наружных благочестием, ученостью, имели много книг, каких но было у православных, и легко увлекали последних искусными спорами.

       Из Новгорода ересь перекинулась на Белоозеро и в вологодские леса, где нашла себе хороший приют в тамошних бедных скитах и монастырях, потом перенесена была в Москву.

       В 1480 году Новгород посетил великий князь; Дионисий и Алексий так ему понравились, что он взял их с собой в Москву и сделал одного соборным архангельским священником, другого успенским протопопом. В Москве вольные мнения еретиков, особенно против монастырских вотчин, пришлись по душе многим из высшего боярства. Других увлекали таинственные астрологические, каббалистические и т.п. звания, которыми хвалилась ересь. Вскоре она приобрела себе влиятельных покровителей даже при дворе и в администрации.

       Первым поднял борьбу с ересью Новгородский владыка Геннадий, который обо всем донес вел. князю и митр. Геронтию и настаивал на розыске против еретиков.

       В 1490 г. был созван в Москве собор, который осудил ересь, несколько человек было сослано в ссылку, а некоторые отправлены к Геннадию, который предал их публичному позору.

       Но позором ересь не была ослаблена; скоро она нашла случай даже к новому торжеству. Прошел 1492 год, которым оканчивалась седьмая тысяча лет и который народ проводил в страшной тревоге от ожидания кончины мира. Еретики стали смеяться над православными и ругаться над их книгами, на которых были основаны ожидания кончины, над воскресением мертвых и над самим Христом, отчего-де Он не явился судить живых и мертвых. Геннадий усилил свою деятельность; он продолжил пасхалию на 70 лет восьмой тысячи. После (в 1539 году) она была еще продолжена на всю восьмую тысячу новгородским священником Агафоном.

       Геннадию в борьбе с ересью помогал Иосиф Волоцкий, который настойчиво советовал вел. Князю даже кающихся еретиков не принимать в Церковь, а наказывать. Но против этого мнения восстали белозерские старцы, которые доказывали, что кающихся еретиков нужно принимать в Церковь и удостаивать их причастия и совершенно отрицали смертные казни за ересь.

Учреждение Казанской архиепископии. Миссионерская деятельность святителей Гурия, Германа и Варсонофия.

В 1555 г. митрополит Макарий созвал очередной собор, на котором был поставлен вопрос об учреждении епископской кафедры в недавно завоеванной русскими Казани. Казанское ханство пало со взятием Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 году. Это была выдающаяся победа христианского оружия, которая пришлась на период наибольшего противоборства между исламом и христианским миром. Важно было не только уничтожить разбойничье исламское государство, терзавшее Русь своими набегами, но впоследствии обратить покоренные земли ко Христу. В честь этого события в Москве, на Красной площади, был воздвигнут Покровский собор на Рву, более известный всему миру как собор Василия Блаженного (этот святой был погребен у стен Покровского храма). После взятия Казани царь и митрополит стали хлопотать об устроении церковной жизни в присоединенной области. Первоначально с этой целью в Казань был направлен из Москвы Архангельский протопоп Тимофей. Поскольку в Казань переселилось множество русских, а немалое число татар было крещено, на Соборе 1555 г. было решено открыть здесь новую епархию. В работе Собора 1555 г. участвовали десять архиереев и около 76 других священнослужителей. Первый Казанский архиепископ был избран на этом Соборе: им стал св. Гурий (в миру Григорий), происходивший из дворянской фамилии Руготиных. Св. Гурий получил от царя и митрополита при отправлении в Казань особый «Наказ» – инструкцию об обращении в православную веру татар. «Наказ» был скорее всего составлен митрополитом Макарием и является замечательным документом, отражающим глубокий и подлинно духовный подход к делу православной миссии. «Наказ» требует, чтобы татары были приводимы к крещению не страхом, а любовью. Святитель Гурий в дальнейшем неуклонно проводил в жизнь эти положения «Наказа», что немало способствовало привлечению татар в лоно Церкви. Особое внимание Гурий уделял основанию новых монастырей, которые играли важнейшую роль в деле распространения христианства среди народов Поволжья. По просьбе Гурия царь наделил Зилантов монастырь в Казани и другие поволжские обители землями, дабы они имели достаточно средств на устроение монастырских школ, ставших подлинными миссионерскими центрами этого края. Скончался великий подвижник и апостол Казанского края почти одновременно со св. митрополитом Макарием – 4 декабря 1563 года.

Ближайшими помощниками св. Гурия Казанского были архимандриты Герман и Варсонофий. Оба они позднее были удостоены епископского сана и впоследствии, как и Гурий, причислены к лику святых. После поставления Гурия на Казанскую кафедру, Герман стал его ближайшим помощником, заслужив репутацию мужа «чистаго и воистину святаго жительства». Ему было поручено управление Свияжским монастырем, важным миссионерским центром. После смерти Гурия Герман в 1564 г. стал его преемником на Казанской кафедре. В 1566 г. Иоанн Грозный сделал его нареченным митрополитом (если верить сообщению князя Курбского) и призвал в Москву. Но царь получил в его лице строгого обличителя своих опричных беззаконий. Св. Герман был сведен царем с митрополичьего двора прежде его интронизации и скончался в Москве в 1567 году при весьма загадочных обстоятельствах (скорее всего, он умер насильственной смертью). Другим соратником св. Гурия был св. Варсонофий. Он был сыном священника Василия из Серпухова. Промыслом Божиим он уже с ранних лет был уготовлен к миссионерскому подвигу среди татар. В юности, после очередного их набега на Русь, молодой попович попал в плен и находился в татарской неволе три года, пока отец не выкупил его. За время пребывания в плену будущий святитель изучил татарский язык, познакомился с мусульманским учением и обычаями татар, что позднее помогло ему на миссионерском поприще. После возвращения из плена юноша постригся в московском Спасо-Андрониковом монастыре. После учреждения Казанской архиепископии Варсонофий был направлен в помощники св. Гурию. Здесь он стал основателем и устроителем Казанского Спасо-Преображенского монастыря, который долгие годы являлся важнейшим духовным центром Казанского края. Прекрасно говоривший по-татарски и разбиравшийся в исламском учении Варсонофий проводил беседы и диспуты, плодом чего было привлечение множества татар в Православие. В 1567 г. он был рукоположен во епископа Тверского. Тверской епархией святитель управлял недолго, до 1571 г., после чего вернулся в Казань, где жил в Спасской обители на покое до своей кончины в 1576 г.

Митрополит Исидор и его участие в Ферраро-Флорентийской унии.

После смерти митрополита Фотия от Москвы была попытка поставить своего митрополита. С этой целью в Константинополь отправлен епископ Рязанский Иона. Но Константинополь назначил своего ставленника - Исидора. Исидор ярый поклонник католичества поставлен с целью принятия унии с католиками православной Руси. Уния виделась как средство спасения Византии от Османоской империи с помощью католиков и Руси. При приезде в Москву тут же собрался и уехал на Ферраро –Флорентийский собор. По пути заверился авторитетом что он подчинит католиков православию. На соборе безоговорочно принял унию и торжественно подписался. Склонил к принятию унии Суздальского епископа Авраамия под страхом заточения и насилия. В последствии Авраамий бежал в Москву и покаялся, рассказав обо всем Московскому князю Василию. На соборе православие ревностно отстаивал святитель Марк Эфесский, единственный в итоге не подписавший унию. Греки в итоге экономическими и политическими угрозами были склонены к подписанию унии и подписали ее 5 июля 1439 г. Но на следующий день на совместной католической литургии греки не дерзнули причаститься с католиками и позже раскаялись в предательстве православия. По втором приезде в Москву в качестве кардинала и легата от ребра апостольского, Исидор совершил литургию по католическому обряду в Успенском соборе Кремля. Ему умышленно дали это сделать дабы он себя обличил. Он поминал имя папы римского в первую очередь на ектении, в конце службы был зачитан акт об унии Константинопольского патриарха и католиков, папе пропели многолетие. Исидора объявили еретиком и прелестником латинян. Заключили под стражу в Чудов монастырь, покаяться он отказался. Казнь исполнить Василий не решился по политическим соображениям. Исидор в итоге бежал и затем, попав в Новогрудок и не получив там поддержки, уехал в Рим. Собором отцов епископов, архимандритов и игуменов и множества иереев в 1441 году Исидор признан отступником, а Флорентийские католические определения признаны ересью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.011 с.)