Общая характеристика предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика предмета



Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии восьмиклассники изучают наиболее важные виды четырехугольников: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; получают представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяют и углубляют полученные в 5—6 классах представления об измерении и вычислении площадей; выводят формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывают одну из главных теорем геометрии — теорема Пифагора; осваивают понятие подобных треугольников; рассматривают признаки подобия треугольников и их применение; делают первый шаг в освоении тригонометрического аппарата геометрии; расширяют сведения об окружности, полученные в 7 классе; изучают новые факты, связанные с окружностью; знакомятся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

• освоение обучающимися основных геометрических понятий, умение различать их взаимное расположение;

• овладение способностью распознавать геометрические фигуры и изображать их;

• усвоение понятий: теорема, доказательство, признак, свойство;

• освоение знаний о многоугольниках (элементы, свойства, признаки);

• изучение формулы площадей многоугольников и формирование умения применять их при решении задач и доказательстве теорем;

• формирование способности решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

• подготовка обучающихся к дальнейшему изучению геометрии на ступени основного общего и среднего полного образования.

Описание места предмета в учебном плане

Предмет «Геометрия» входит в образовательную область «Математика и информатика». На изучение геометрии в 8 классе согласно Федеральному базисному учебному плану отводится 2 часа, а также выделен дополнительный 1 час в неделю из регионального компонента, таким образом предмет «Геометрия» изучается в 8 классе 3 часа в неделю (102 часа в год).

Запланировано проведение 6-ти тематических контрольных работ.

Планируемые результаты

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать:

· существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

· как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

· как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

· вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

· каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

· смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь:

· пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

· распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

· изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

· распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

· в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

· проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

·  определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;°вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180

· решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

· проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

· решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· описания реальных ситуаций на языке геометрии;

· решения геометрических задач с использованием тригонометрии

· решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;

· построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Всего Из них контрольных работ
1 Четырехугольники 23ч
2 Площади фигур 20ч
3 Подобные треугольники 26ч
4 Окружность 23ч
5 Повторение
6 Резерв -

Итого:

102ч

Содержание учебного курса

Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Площади фигур

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Повторение.Решение задач.

Резерв.


Общая характеристика УМК

В УМК входят следующие компоненты:

Класс Наименование учебной программы Вид учебной программы Используемые учебные пособия для учащихся (наименование, автор, год издания) Используемые пособия для учителя (наименование, автор, год издания) Наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы
8 «В» класс Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян государственная, базовая Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 кл. М., «Просвещение», 2009. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2009   Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и других, Москва, «Просвещение», 2012   Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса, М.: Просвещение, 1998   ОГЭ-2017: Математика: 20 тренировочных вариантов О-36 экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ под редакцией И.В.Ященко - Москва: Издательство АСТ, 2016.   ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: О-39 36 вариантов / под редакцией И.В.Ященко.-М.: Издательство «Национальное образование», 2017.   Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. –М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003   А.П.Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. –Москва: Илекса, 2012   Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ А.Г. Мордкович, В.И. Глизбург, Н.Ю. Лаврентьева - Москва: Издательство АСТ, 2016. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Календарно-тематическое планирование

Условные сокращения (типы уроков):


ИНМ – изучение нового материала

ЗИМ – закрепление изученного материала

СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

КЗУ – контроль знаний и умений

СП – самопроверка

ВП – взаимопроверка

СР – самостоятельная работа

РК – работа по карточкам

ФО – фронтальный опрос

УО – устный опрос

ПР – проверочная работа

Т – тест

 


П/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

По плану По факту предметные УУД

Четырехугольники - 23ч

1     Многоугольники 1

ИНМ

ЗИМ

 

Распознавать и приводить примеры многоугольников, формулировать их определения.

Формулировать и доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.

Формулировать определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции; распознавать и изображать их на чертежах и рисунках.

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках четырехугольников.

Исследовать свойства четырехугольников с помощью компьютерных программ.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: контролировать действия партнера.

СП, ВП,

2     Выпуклый многоугольник 1 3     Параллелограмм 1

СП, ВП,

4-5     Признаки параллелограмма 2 6-7     Решение задач 2 8     Трапеция 1 9-10     Решение задач 2 11-12     Решение задач на построение 2 13     Прямоугольник, ромб, квадрат 1

ЗИМ

СЗУН

СП, ВП, УО,

14-16     Решение задач 3 17     Осевая и центральная симметрия 1 18-22     Решение задач 5 23     Контрольная работа №1по теме: Четырехугольники 1 КЗУ КР

Площади фигур - 20 ч

24     Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника 1

ИНМ

ЗИМ

СЗУН

 

Объяснять и иллюстрировать понятия равновеликих и равносоставленных фигур.

Выводить формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции, а также фор­мулу, выражающую площадь треугольника через две сто­роны и угол между ними. Находить площадь многоугольника разбиением на треугольники и четырехугольники.

Решать задачи на вычисление площадей треугольников, четырехугольников и многоугольников.

Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисления и доказательство, связанные с теоремой Пифагора. Опираясь на условие задачи, находить возможности применения необходимых формул, преоб­разовывать формулы. Использовать формулы для обоснования доказательных рассуждений в ходе решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения, различать способ и результат действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, контролировать действия партнера

СП, ВП,

25     Площадь квадрата 1 26     Площадь прямоугольника 1 27-28     Решение задач 2 29-30     Площадь параллелограмма 2 31-32     Площадь треугольника 2

СП, ВП, УО

Т, СР, РК



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.071 с.)