Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности прошлого и настоящего экономики РФ
У России и народов ее населяющих многовековая история. Однако для определения и обоснования парадигмы будущего экономического развития РФ можно ограничиться последним веком. Это период с момента образования в 1918 г. РСФСР, ее существования с 1924 г. в составе СССР и последующего самоопределения в 1991 г., когда РСФСР была переименована в РФ – Россию, таковой ныне являющуюся. Важно, что существовавшая с 1918 г. до 1991 г. РСФСР и с 1991 г. ныне существующая РФ имеют сходные и различные признаки. Учет этих признаков существенен для понимания прошлого, настоящего и будущего экономического развития РФ. Сходные признаки РСФСР и РФ. Как РСФСР, так и РФ присущи сходные признаки, отличающие их от других стран. При этом среди этих признаков есть признаки, которые РСФСР делили и ныне делят РФ на части, а есть признаки, которые РСФСР объединяли и ныне объединяют РФ в целое. С одной стороны, РФ, как и ранее РСФСР, делится: · на субъекты, разные – по площади территории, по количеству населения, по природным условиям и ресурсам, по инфраструктуре и отраслям хозяйств; · на группы граждан, разных – по политическим взглядам, по национальности, по вероисповеданию и по культуре; · на граждан, разных – по возрасту, образованию, уровню благосостояния и др. С другой стороны, РФ, как ранее и РСФСР, объединена: · общей многовековой историей России; · единой границей России, отделяющей страну от других стран; · российским гражданством, идентичным для каждого гражданина России; 122 · общим государственным русским языком; · общими системами науки, просвещения, здравоохранения и соцобеспечения; · единой денежной единицей – рублем и общим Центральным банком России; · общими силовыми структурами и др. Неоспорим тот факт, что для РСФСР и РФ сходные признаки независимо от чьей-либо воли объективно характеризуют делящие признаки, как угрозу сепаратизма, и объединяющие признаки, как стимулы единства. Кроме того, сходные признаки, как экономические факторы, влияли на существовавшую в РСФСР экономику и так же влияют на нынешнюю экономику РФ, делая ее отличной от любой прочей экономики. Различные признаки РСФСР и РФ. Однако, различные для РСФСР и для РФ признаки, связаны с двумя, по сути, разными политическими режимами, аналогичными политическим режимам других стран и системам их экономик.
Один политический режим – коммунистический, который привержен общественной собственности на средства производства, утверждающей тоталитаризм, и этим сближает экономику РСФСР с экономикой любой другой страны с коммунистическим политическим режимом. Второй политический режим – либерально-демократический, который привержен частной собственности на средства производства, отрицающей тоталитаризм, и этим сближает экономику РФ с экономикой любой другой страны с либерально-демократическим политическим режимом. Дальнейшие рассуждения будут сосредоточены на влиянии на экономическое развитие РСФСР коммунистического политического режима, а на экономическое развитие РФ либерально-демократического политического режима, разных для РСФСР и для РФ, но идентично влияющих на развитие других стран с похожими режимами. Особенности влияния политического режима на экономическое развитие РСФСР и РФ. Согласно первой Конституции РСФСР 1918 г. высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925 г., где отмечалось, что она исходит из основных начал Конституции РСФСР 1918 г. и приведена в соответствие с Конституцией СССР 1924 г. Конституция 1924 г. ставила целью создание новой политической культуры – пролетарской по содержанию и национальной по форме, представляя собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями. Затем Конституция СССР 1936 г. Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) определила руководящим ядром всех организаций трудящихся. 123 Далее Конституция СССР 1977 г. утвердила, что в СССР построено развитое социалистическое общество и советский народ, сохраняя преемственность идей и принципов Конституций СССР 1924 и 1936 г., закрепляет основы социалистического общественного строя СССР. При этом Конституция СССР 1977 г. устанавливала: · в статье 6, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС, определяющая генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма;
· в статье 11, что государственная собственность – общее достояние всего советского народа, и в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса, промышленные, строительные и сельскохозяйственные производства, средства транспорта и связи, банки, имущество торговых, коммунальных и иных предприятий, жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства; · в статье 16, что экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны, что руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития [1]. Очевидно, коммунистический политический режим, существовавший в РСФСР в составе СССР, создал и утвердил в стране тоталитарную систему. История СССР показала, что именно тоталитаризм был базовой причиной известных в экономике СССР и, соответственно, в экономике РСФСР, как уникальных достижений, в основном, благодаря патриотизму, энтузиазму и таланту граждан, так и больших проблем, в частности, по причине низкой производительности труда и из-за значительных издержек производства. Неоднократно в СССР делались попытки решить имеющиеся в экономике проблемы в рамках существующего коммунистического политического режима, но в условиях тоталитаризма они не дали положительного результата. В конце XX в. в СССР, провозглашенная Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым новая государственная идеология кардинальной реформы существующего коммунистического политического режима – «перестройка», вызвала масштабные перемены в идеологической, политической и экономической жизни СССР. Эти перемены были нацелены на всестороннюю демократизацию общественно-политической и экономической систем страны для решения имеющихся проблем. Позитивные и негативные результаты событий, которые произошли в СССР в период «перестройки», еще предстоит оценить. Однако, хотя путь реформы был тернист, переход к рыночной экономике, начатый «перестройкой» и продолженный после
124 распада СССР Российской Федерацией, считается позитивным, что отмечено в экспертных заключениях многих российских и зарубежных ученых политологов, социологов и экономистов. Важным рубежом стало то, что в результате распада СССР и продолжения реформы в РСФСР в 1993 г. была принята новая Конституция, утвердившая переименование РСФСР в Российскую Федерацию – Россию и установление в ней либерально-демократического политического режима вместо коммунистического. В настоящее время в РФ наряду с позитивными изменениями имеются и негативные явления, которые признал Президент РФ В.В. Путин в своих недавних Посланиях Федеральному Собранию. В частности, в Послании 2018 г. он отметил, что для преодоления имеющихся проблем «очень важно развивать гражданское общество и повышать темпы развития экономики».
Существенно, что в СССР, как развитие гражданского общества, так и повышение темпов развития экономики, сдерживалось тоталитаризмом. При этом в РФ его проявлением является то, что при существующей в стране государственной системе, независимо от чьей-либо воли, т.е. вынуждено, Президент РФ и назначенные им руководители органов исполнительной власти фактически управляют: с одной стороны, Федеральным Собранием РФ, а с другой – гражданским обществом страны. К тому же, это проявление тоталитаризма подкрепляется исторически сложившимися в гражданском обществе традициями. Так Царь со своими приближенными лицами всем правил в России, а в СССР управляли Генеральный секретарь с членами Политбюро ЦК КПСС. При существующей государственной системе в РФ именно такое проявление тоталитаризма в сочетании с поддерживающими его традициями тормозит развитие гражданского общества и повышение темпов развития экономики страны. Кроме того, есть угроза утверждения тоталитаризма в РФ. Ф.А. фон Хайек в работе «Право, законодательство и свобода» предупреждает о реально существующей для любой страны с либерально-демократическим политическим режимом при современной системе государственного управления угрозе тоталитаризма. Хайек глубоко и тщательно разобрался в особенностях хозяйственной и правовой систем с точки зрения справедливости – «ахиллесовой пяты» всех существовавших государственных систем. Во все времена ученые экономисты, социологи и политологи многих стран предлагали разные модели справедливой государственной системы. Хайек пишет о трех фундаментальных вещах, не получивших прежде адекватного выражения: «Во-первых, существует различие между организацией и самовозникающим, или стихийным, порядком, и различие это
125 определяется тем, что в них преобладают разные виды правил и законов. Во-вторых, то, что сегодня рассматривается как «социальная», или распределительная, справедливость, имеет смысл только в рамках первого рода порядка – в организации, но лишено всякого смысла и совершенно не совместимо со стихийным порядком. В-третьих, то, что господствующая модель либерально-демократических институтов, когда одно и то же представительное собрание устанавливает правила справедливого поведения и направляется деятельностью правительства, с необходимостью ведет к постепенной трансформации стихийного порядка свободного общества в тоталитарную систему, подчиненную интересам неких коалиций организованных интересов» [3].
В целом Ф.А. фон Хайек доказывает: а) что справедливость в законодательной деятельности, устанавливающей порядок деятельности хозяйствующих субъектов, заключается в создании единых норм деятельности для всех субъектов, имеющих разные цели своей деятельности; б) что справедливость в хозяйственной деятельности, направленной на достижение хозяйствующим субъектом своей цели, заключается в соблюдении его членами порядка, установленного собственниками хозяйствующего субъекта; в) что правительство страны одновременно, управляя государственным хозяйством, как хозяйствующим субъектом, и занимаясь законодательной деятельностью, формирует нужное именно ему законодательство для достижения своих целей. Таким образом, используя законодательство, правительство страны навязывает выгодные именно ему порядок и цели деятельности всем другим хозяйствующим субъектам, реально ущемляя интересы субъектов, преследующих иные цели. В странах с коммунистическим политическим режимом, утверждающим тоталитарную систему, правительство страны охватывало все виды хозяйственной деятельности. Негативные результаты деятельности правительства страны в экономике в условиях тоталитаризма каждой из таких стран известны. Между тем, ныне в любой стране с либерально-демократическим политическим режимом, отрицающим тоталитаризм, с расширением хозяйственных функций правительства, что под давлением граждан происходит в условиях демократии, это правительство, как доказал Хайек, вынуждено внедряет в стране принципы тоталитаризма, снижающие темпы ее экономического развития. Соответственно, не спасает от тоталитаризма и китайский принцип – одна страна два режима. «Дамоклов меч» тоталитаризма навис над судьбой любой страны! Именно утверждение тоталитаризма начинает себя проявлять в больших или малых негативных изменениях важных сторон жизни людей во всех странах. В частности, фактически в каждой стране из-за
126 того, что государственная власть пытается решить проблемы проведением интервенционистской и протекционистской политики, а также манипулированием гражданским обществом: снижаются темпы развития экономики; увеличивается дефицит бюджета; растет социальное напряжение. Несомненно, открытие Хайека о существенном различии смыслов законодательной и хозяйственной деятельностей и негативном влиянии одновременного управления ими правительством страны очень важно для понимания существующих проблем и угроз в экономике любой страны, в том числе и в РФ.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.019 с.) |