Особенности прошлого и настоящего экономики РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности прошлого и настоящего экономики РФ



У России и народов ее населяющих многовековая история. Однако для определения и обоснования парадигмы будущего экономического развития РФ можно ограничиться последним веком. Это период с момента образования в 1918 г. РСФСР, ее существования с 1924 г. в составе СССР и последующего самоопределения в 1991 г., когда РСФСР была переименована в РФ – Россию, таковой ныне являющуюся.

Важно, что существовавшая с 1918 г. до 1991 г. РСФСР и с 1991 г. ныне существующая РФ имеют сходные и различные признаки. Учет этих признаков существенен для понимания прошлого, настоящего и будущего экономического развития РФ. 

Сходные признаки РСФСР и РФ. Как РСФСР, так и РФ присущи сходные признаки, отличающие их от других стран. При этом среди этих признаков есть признаки, которые РСФСР делили и ныне делят РФ на части, а есть признаки, которые РСФСР объединяли и ныне объединяют РФ в целое. 

С одной стороны, РФ, как и ранее РСФСР, делится

· на субъекты, разные – по площади территории, по количеству населения, по природным условиям и ресурсам, по инфраструктуре и отраслям хозяйств;

· на группы граждан, разных – по политическим взглядам, по национальности, по вероисповеданию и по культуре; 

· на граждан, разных – по возрасту, образованию, уровню благосостояния и др. 

С другой стороны, РФ, как ранее и РСФСР, объединена

· общей многовековой историей России;

· единой границей России, отделяющей страну от других стран; 

· российским гражданством, идентичным для каждого гражданина России; 

122

· общим государственным русским языком;

· общими системами науки, просвещения, здравоохранения и соцобеспечения;

· единой денежной единицей – рублем и общим Центральным банком России;

· общими силовыми структурами и др.

Неоспорим тот факт, что для РСФСР и РФ сходные признаки независимо от чьей-либо воли объективно характеризуют делящие признаки, как угрозу сепаратизма, и объединяющие признаки, как стимулы единства. Кроме того, сходные признаки, как экономические факторы, влияли на существовавшую в РСФСР экономику и так же влияют на нынешнюю экономику РФ, делая ее отличной от любой прочей экономики. 

Различные признаки РСФСР и РФ. Однако, различные для РСФСР и для РФ признаки, связаны с двумя, по сути, разными политическими режимами, аналогичными политическим режимам других стран и системам их экономик. 

Один политический режим – коммунистический, который привержен общественной собственности на средства производства, утверждающей тоталитаризм, и этим сближает экономику РСФСР с экономикой любой другой страны с коммунистическим политическим режимом. 

Второй политический режим – либерально-демократический, который привержен частной собственности на средства производства, отрицающей тоталитаризм, и этим сближает экономику РФ с экономикой любой другой страны с либерально-демократическим политическим режимом.

Дальнейшие рассуждения будут сосредоточены на влиянии на экономическое развитие РСФСР коммунистического политического режима, а на экономическое развитие РФ либерально-демократического политического режима, разных для РСФСР и для РФ, но идентично влияющих на развитие других стран с похожими режимами. 

Особенности влияния политического режима на экономическое развитие РСФСР и РФ. Согласно первой Конституции РСФСР 1918 г. высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР 1925 г., где отмечалось, что она исходит из основных начал Конституции РСФСР 1918 г. и приведена в соответствие с Конституцией СССР 1924 г. 

Конституция 1924 г. ставила целью создание новой политической культуры – пролетарской по содержанию и национальной по форме, представляя собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения  и  национальными традициями.

Затем Конституция СССР 1936 г. Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) определила руководящим ядром всех организаций трудящихся.

123

Далее Конституция СССР 1977 г. утвердила, что в СССР построено развитое социалистическое общество и советский народ, сохраняя преемственность идей и принципов Конституций СССР 1924 и 1936 г., закрепляет основы социалистического общественного строя СССР. 

При этом Конституция СССР 1977 г. устанавливала: 

· в статье 6, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС, определяющая  генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма; 

· в статье 11, что государственная собственность – общее достояние всего советского народа, и в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса, промышленные, строительные и сельскохозяйственные производства, средства транспорта и связи, банки, имущество торговых, коммунальных и иных предприятий, жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства; 

· в статье 16, что экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны, что руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития [1]. 

Очевидно, коммунистический политический режим, существовавший в РСФСР в составе СССР, создал и утвердил в стране тоталитарную систему. История СССР показала, что именно тоталитаризм был базовой причиной известных в экономике СССР и, соответственно, в экономике РСФСР, как уникальных достижений, в основном, благодаря патриотизму, энтузиазму и таланту граждан, так и больших проблем, в частности, по причине низкой производительности труда и из-за значительных издержек производства. Неоднократно в СССР делались попытки решить имеющиеся в экономике проблемы в рамках существующего коммунистического политического режима, но в условиях тоталитаризма они не дали положительного результата. 

В конце XX в. в СССР, провозглашенная Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым новая государственная идеология кардинальной реформы существующего коммунистического политического режима – «перестройка», вызвала масштабные перемены в идеологической, политической и экономической жизни СССР. Эти перемены были нацелены на всестороннюю демократизацию общественно-политической и экономической систем страны для решения имеющихся проблем. Позитивные и негативные результаты событий, которые произошли в СССР в период «перестройки», еще предстоит оценить. Однако, хотя путь реформы был тернист, переход к рыночной  экономике,  начатый  «перестройкой» и продолженный после

 

124

распада СССР Российской Федерацией, считается позитивным, что отмечено в экспертных заключениях многих российских и зарубежных ученых политологов, социологов и экономистов. 

Важным рубежом стало то, что в результате распада СССР и продолжения реформы в РСФСР в 1993 г. была принята новая Конституция, утвердившая переименование РСФСР в Российскую Федерацию – Россию и установление в ней либерально-демократического политического режима вместо коммунистического. 

В настоящее время в РФ наряду с позитивными изменениями имеются и негативные явления, которые признал Президент РФ В.В. Путин в своих недавних Посланиях Федеральному Собранию. В частности, в Послании 2018 г. он отметил, что для преодоления имеющихся проблем «очень важно развивать гражданское общество и повышать темпы развития экономики».  

Существенно, что в СССР, как развитие гражданского общества, так и повышение темпов развития экономики, сдерживалось тоталитаризмом.

При этом в РФ его проявлением является то, что при существующей в стране государственной системе, независимо от чьей-либо воли, т.е. вынуждено, Президент РФ и назначенные им руководители органов исполнительной власти фактически управляют: с одной стороны, Федеральным Собранием РФ, а с другой – гражданским обществом страны. 

К тому же, это проявление тоталитаризма подкрепляется исторически сложившимися в гражданском обществе традициями. Так Царь со своими приближенными лицами всем правил в России, а в СССР управляли Генеральный секретарь с членами Политбюро ЦК КПСС.  При существующей государственной системе в РФ именно такое проявление тоталитаризма в сочетании с поддерживающими его традициями тормозит развитие гражданского общества и повышение темпов развития экономики страны. 

Кроме того, есть угроза утверждения тоталитаризма в РФ.

Ф.А. фон Хайек в работе «Право, законодательство и свобода» предупреждает о реально существующей для любой страны с либерально-демократическим политическим режимом при современной системе государственного управления угрозе тоталитаризма. Хайек глубоко и тщательно разобрался в особенностях хозяйственной и правовой систем с точки зрения справедливости – «ахиллесовой пяты» всех существовавших государственных систем.

Во все времена ученые экономисты, социологи и политологи многих стран предлагали разные модели справедливой государственной системы.

Хайек пишет о трех фундаментальных вещах, не получивших прежде адекватного выражения: 

«Во-первых, существует различие между организацией и самовозникающим,  или  стихийным,  порядком,    и    различие  это

 

125

определяется тем, что в них преобладают разные виды правил и законов. 

Во-вторых, то, что сегодня рассматривается как «социальная», или распределительная, справедливость, имеет смысл только в рамках первого рода порядка – в организации, но лишено всякого смысла и совершенно не совместимо со стихийным порядком.

В-третьих, то, что господствующая модель либерально-демократических институтов, когда одно и то же представительное собрание устанавливает правила справедливого поведения и направляется деятельностью правительства, с необходимостью ведет к постепенной трансформации стихийного порядка свободного общества в тоталитарную систему, подчиненную интересам неких коалиций организованных интересов» [3].

В целом Ф.А. фон Хайек доказывает:

а) что справедливость в законодательной деятельности, устанавливающей порядок деятельности хозяйствующих субъектов, заключается в создании единых норм деятельности для всех субъектов, имеющих разные цели своей деятельности;

б) что справедливость в хозяйственной деятельности, направленной на достижение хозяйствующим субъектом своей цели, заключается в соблюдении его членами порядка, установленного собственниками хозяйствующего субъекта;

в) что правительство страны одновременно, управляя государственным хозяйством, как хозяйствующим субъектом, и занимаясь законодательной деятельностью, формирует нужное именно ему законодательство для достижения своих целей.

Таким образом, используя законодательство, правительство страны навязывает выгодные именно ему порядок и цели деятельности всем другим хозяйствующим субъектам, реально ущемляя интересы субъектов, преследующих иные цели.

В странах с коммунистическим политическим режимом, утверждающим тоталитарную систему, правительство страны охватывало все виды хозяйственной деятельности. Негативные результаты деятельности правительства страны в экономике в условиях тоталитаризма каждой из таких стран известны. Между тем, ныне в любой стране с либерально-демократическим политическим режимом, отрицающим тоталитаризм, с расширением хозяйственных функций правительства, что под давлением граждан происходит в условиях демократии, это правительство, как доказал Хайек, вынуждено внедряет в стране принципы тоталитаризма, снижающие темпы ее экономического развития. Соответственно, не спасает от тоталитаризма и китайский принцип – одна страна два режима.

«Дамоклов меч» тоталитаризма навис над судьбой любой страны!

Именно утверждение тоталитаризма начинает себя проявлять в больших или малых негативных изменениях важных сторон жизни людей во всех странах. В частности, фактически в каждой стране из-за 

 

126

того, что государственная власть пытается решить проблемы проведением интервенционистской и протекционистской политики, а также манипулированием гражданским обществом: снижаются темпы развития экономики; увеличивается дефицит бюджета; растет социальное напряжение.

Несомненно, открытие Хайека о существенном различии смыслов законодательной и хозяйственной деятельностей и негативном влиянии одновременного управления ими правительством страны очень важно для понимания существующих проблем и угроз в экономике любой страны, в том числе и в РФ. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.019 с.)