Виды взаимодействия человека с животными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды взаимодействия человека с животными



Содержание

ВВЕДЕНИЕ

- Определение

- Виды взаимодействия человека с животными

- Функции взаимодействия человека с животными

- Основные принципы реабилитации.

- Особенности заболеваний, для которых возможно применение анималотерапии

- Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

- Канистерапия     

- Иппотерапия

- Дельфинотерапия

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследование межвидового взаимодействия

человека и животных является активно развивающейся областью

науки. Большая популярность объясняется его широким прикладным применением: влияние животных рассматривается как средство формирования биологического и социопсихологического здоровья человека.

Одним из возможных практических методов, использующих аспекты понимания человеком социального поведения животных, с одной стороны, и социально-когнитивные навыки самих животных, с другой, может быть анималотерапия. Возрастающая популярность этого метода дала толчок к проведению исследований, подтверждающих эффективность терапии при помощи животных.

Цель – получить общее представление о специфике анималотерапии, раскрыть механизмы взаимодействия человека и животного в рамках данного метода. Основное внимание уделено таким видам анималотерапии, как канистерапия, иппотерапия и дельфинотерапия.

Определение.

Анималотерапия (от лат. animal — животное и греч.

θεραπεία — лечение), или фаунотерапия, зоотерапия — вид терапии,

использующий животных, а также их звуки и символы (образы,

рисунки, сказочные герои) для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, оказания психотерапевтической помощи. В зарубежных работах используется равноценный термин «пет-терапия» (pet therapy). Анималотерапия представляет собой междисциплинарное научное звено, с помощью которого возможно выполнение медико-психологической, социально-психологической и коррекционной работы по совершенствованию личности человека в разных возрастных периодах и с различными психологическими особенностями [Кряжева, с. 11; Непомнящих, с. 784; Goddard, Gilmer, p. 65]

Основные принципы реабилитации.

Особенности заболеваний, для которых возможно применение анималотерапии.

В настоящее время все большую актуальность приобретают

проблемы, связанные с интеграцией лиц с ограниченными возмож-

ностями здоровья (ОВЗ) в широкий социум, и их инклюзивное

образование, а также реабилитация людей, попавших в трудные

жизненные ситуации. Возрастает потребность в разработке эффек-

тивных технологий психолого-педагогического и медико-соци-

ального сопровождения освоения ими социального, культурного

и информационного пространства, становления личности и фор-

мирования межсубъектной коммуникации. Одним из способов

повышения эффективности интеграции людей с ОВЗ в общество

является проведение с ними коррекционно-развивающих занятий

со специалистами с применением различных методик и элементами

различных технологий социальной реабилитации и адаптации,

в том числе терапия при помощи животных [Жеребятьева, Посо-

хова, с. 325; Седова, с. 409]

Особенности детей

Канистерапия

Канистерапия (от лат. сanis — собака и греч. θεραπεία — лечение) — это методика реабилитации или абилитации с использованием специально отобранной и подготовленной собаки под

наблюдением и при содействии квалифицированных специалистов-

канистерапевтов. Специальную лечебную собаку часто называют

«собака-терапевт» или «собака-ассистент», в официальных доку-

ментах используют термин «собака — средство реабилитации».

Фактически элементами анималотерапии пользовался З. Фрейд. Он считал, что собаки могут прекрасно оценивать характер человека, а также помогать людям расслабиться. На лечебных сеансах часто присутствовала его собака Жо-Фи породы чау-чау.

По поведению животного З. Фрейд оценивал психологическое

состояние больного. Если пациент был расслаблен и умиротворен,

Жо-Фи ложилась рядом с ним. Если же у него оставалось скрытое

напряжение, собака старалась лечь подальше.

В последние годы канистерапия стремительно развивается

в России. Данная методика активно используется в различных

центрах, в которых требуется оказание психологической коррекци-

онной работы и иных реабилитационных мероприятий: в детских

домах, домах инвалидов, домах престарелых, стационарных лечеб-

ных, реабилитационных, оздоровительных учреждениях.

ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ

Д е л ь ф и н о т е р а п и я — вид медико-психологической реа-

билитации, который построен на общении человека и дельфина.

Проводится в форме общения, игры и простых совместных упраж-

нений под наблюдением специалиста.

Особенности дельфинов

Эффективность и популярность дельфинотерапии во многом

обусловлены уникальными сенсорными способностями дельфи-

нов, а также их интеллектом, легкостью в обучении и дружелю-

бием по отношению к представителям других видов, в том числе

и к людям.

Согласно самой распространенной теории, эффективность

дельфинотерапии обусловлена ультразвуковым воздействием

животного на человека. Когда дельфин лоцирует в воде пациента

с помощью сонара, излучающего ультразвуки различной частоты, он

производит ему массаж на клеточном уровне. Предполагается три

основных механизма влияния ультразвука: сонофорез, резонансное

распознавание и кавитация.

Сонофорез — увеличение проницаемости биологических

мембран и перенос веществ в результате акустического давления

при прохождении звуковой волны. Ультразвук усиливает пере-

нос веществ, в том числе гормонов, через клеточные мембраны

посредством изменения мембранного потенциала постсинаптиче-

ских терминалов и стимуляции притока ионов натрия и кальция

и оттока ионов калия.

Модель резонансного распознавания (МРР) — активация белков

под воздействием характерных резонансных частот. Если сигналы

биосонара и поведение человека находятся в постоянной корреля-

ции, то можно связать изменения уровней эндорфина с механизмом

МРР.

Кавитация — образование в биологических жидкостях и тканях

разрывных микрополостей, заполненных газами. В таких полостях

могут периодически создаваться высокие давление и температура,

нарушаться зарядовое равновесие на их стенках. Ударные волны,

сопровождающие образование и схлопывание полостей, повреж-

дают клетки и ткани с выделением из них биологически активных

веществ (например, эндорфинов).

Положительное воздействие на центральную нервную систему

звуков высоких частот подтверждено множеством исследований

и имеет мощную научно-доказательную базу.

Дельфинотерапии

Применение дельфинотерапии возможно при реабилитации

пациентов с различными заболеваниями. Она может проводиться

на фоне ранее подобранного фармакологического лечения, может

сочетаться с пневмомассажем, игровой психотерапией. Индивиду-

ально подобранный комплекс упражнений направлен на развитие

моторной, сенсорной и познавательной сфер ребенка. У большин-

ства детей с физическими и интеллектуальными проблемами нару-

шены представления о собственном теле и ощущения пространства.

Водная часть сеанса, включающая тактильный контакт с дельфином

во время плавания и выполнения определенных моторных задач,

способствует целостному осознанию ребенком своего тела, улуч-

шению ориентировки в пространстве и сенсомоторной коррекции

[Чуприков, Келюшок, Поповский, с. 78].

Игровые формы общения ребенка с дельфинотерапевтом:

— музыкотерапия;

— показ слайдов с видами моря;

— использование звуков природы (шума моря);

— показ макета или мягкой игрушки в виде дельфина (что обес-

печивает последующее спокойное знакомство с дельфином).

Занятия лечебной гимнастикой на суше (помосте):

— упражнения на расслабление мышц, снятие напряжения

и спазмов в них, увеличение амплитуды движения;

— упражнения, направленные на вертикализацию тела ребенка;

— упражнения на выносливость, тренировка ходьбой;

— упражнения на сопротивление с целью развития мышечной

силы;

Лечебный массаж, направленный на релаксацию, выравнивание

тонуса мышц, снятие их спастичности.

 

Заключение

Анималотерапевтический метод неоценимо расширяет сенсорный опыт ребёнка (так как ребенок не только видит животное, но и трогает его), развивает целостность восприятия мира, дает основу для развития фантазии и воображения. Так же важно отметить еще ряд достоинств анималотерапии - это эффективный метод работы с детьми, так как наблюдения за животным миром и взаимодействие с ним положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Что в дальнейшем ведет к успешной адаптации и социализации в социуме. Таким образом, дети, у которых дома есть животное, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно–следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений, и у этих детей эмоциональный мир более богаче и разнообразнее. Общаясь с животными, заботясь о них, ребенок учится любви, доброте и бережному отношению ко всему живому.

 

Список использованной литературы

1. https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-adaptiruemyh-detey-rannego-doshkolnogo-vozrasta-metodami-animaloterapii-i-ekoterapii

2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

3. https://e-notabene.ru/zdravo/article_29528.html

4. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье

5.  Никольская А.В., Костригин А.А. — Актуальные вопросы анималотерапии: направления, области и методы применения // Психология и Психотехника. – 2019. – № 2. – С. 54 - 67.

6. http://orcenter.nsk.socinfo.ru/media/2019/11/25/1264921634/Metod.posobie_rannyaya_pomoshh_2_chast_compressed.pdf

7. Мальцева М.Н. Основные принципы применения методик канис-терапии в работе с детьми

8. Людмила Лукина. Практическая дельфинотерапия / Севастополь, НПЦ «ЭКОСИГидрофизика», 2009

9. О. С. Загайнова, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЗООПСИХОЛОГИИ: АНИМАЛОТЕРАПИЯ

 

 

 Вопросы-задания по теме - 8 вопросов

1. Дайте определение анималотерапии.

2. Раскройте понятие «ненаправленная анималотерапия».

3. Раскройте понятие «направленная анималотерапия».

4. Перечислите функции взаимодействия человека с животными.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы реабилитационной программы.

6. Дайте определение канистерапии.

7. Приведите примеры различных видов упражнений с собакой и охарактеризуйте их.

8. Дайте определение дельфинотерапии.

 

 

Российский Государственный Педагогический Университет
им. А. И. Герцена

 

Факультет Специального (дефектологического) образования

Кафедра сурдопедагогики

 

Глоссарий по реферату на тему:

«Пет-терапия (анималтерапия) в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха»

по дисциплине: «Психокоррекционные технологии в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха».

Подготовила студентка 1 курса магистратуры, дневного отделения, Ранвозр

Тяпченко Софья Павловна

 

 

 

 

 

 

2020 год

Глоссарий

Анималотерапия (от лат. animal — животное и греч. θεραπεία — лечение), или фаунотерапия, зоотерапия — вид терапии, использующий животных, а также их звуки и символы (образы, рисунки, сказочные герои) для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, оказания психотерапевтической помощи. [Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия: учеб.- метод. пособие / О. С. Загайнова, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева; [под общ. ред. О. С. Загайновой]

Ненаправленная, или естественная анималотерапия — взаи-

модействие с животными в домашних условиях без осознания или

целенаправленного понимания их терапевтического назначения.

Направленная анималотерапия — процесс целенаправленного

использования животных и их символов по специально разрабо-

танным программам для коррекции эмоционально-личностных

проблем. Она используется специалистами и проводится по заранее

составленной программе реабилитации, которая является индивидуальной для каждого пациента и при которой фиксируются все достигнутые результаты.

 

Реабилитационная функция. Контакты с животными служат средством взаимодействия личности с окружающим миром, которое может способствовать как психической, так и социальной ее  реабилитации.

 

Определение реабилитационного прогноза - оценка вероят-

ности реализации в результате проведения лечения.

Канистерапия (от лат. сanis — собака и греч. θεραπεία —

лечение) — это методика реабилитации или абилитации с использованием специально отобранной и подготовленной собаки под

наблюдением и при содействии квалифицированных специалистов-

канистерапевтов. Специальную лечебную собаку часто называют

«собака-терапевт» или «собака-ассистент», в официальных документах используют термин «собака — средство реабилитации».

 

Канистерапевт — человек, который осуществляет реабилитацию пациента методом канистерапии. Он предлагает определенное

наполнение программы, организует необходимое взаимодействие

пациента и собаки, объясняет, как правильно общаться с животным.

Иппотерапия (от греч. ίππος — лошадь, θεραπεία — лечение) — использование общения с лошадью, верховой езды на лошади и в упряжках в качестве средства лечения, реабилитации, воспитания, адаптации и интеграции. Синонимами термина в разных странах служат понятия «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия».

 

Дельфинотерапия — вид медико-психологической реабилитации, который построен на общении человека и дельфина.

Проводится в форме общения, игры и простых совместных упражнений под наблюдением специалиста.

 

Сонофорез — увеличение проницаемости биологических мембран и перенос веществ в результате акустического давления при прохождении звуковой волны. Ультразвук усиливает перенос веществ, в том числе гормонов, через клеточные мембраны посредством изменения мембранного потенциала постсинаптических терминалов и стимуляции притока ионов натрия и кальция и оттока ионов калия.

 

Российский Государственный Педагогический Университет
им. А. И. Герцена

 

Факультет Специального (дефектологического) образования

Кафедра сурдопедагогики

 

Ребус по глоссарию на тему:

«Пет-терапия (анималтерапия) в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха»

по дисциплине: «Психокоррекционные технологии в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха».

Подготовила студентка 1 курса магистратуры, дневного отделения, Ранвозр

Тяпченко Софья Павловна

 

 

 

 

 

 

2020 год

1.

 

 

2.

 

 

3.

Ответы:

1. Иппотерапия

2. Сонофорез

3. Канистерапия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

- Определение

- Виды взаимодействия человека с животными

- Функции взаимодействия человека с животными

- Основные принципы реабилитации.

- Особенности заболеваний, для которых возможно применение анималотерапии

- Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

- Канистерапия     

- Иппотерапия

- Дельфинотерапия

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследование межвидового взаимодействия

человека и животных является активно развивающейся областью

науки. Большая популярность объясняется его широким прикладным применением: влияние животных рассматривается как средство формирования биологического и социопсихологического здоровья человека.

Одним из возможных практических методов, использующих аспекты понимания человеком социального поведения животных, с одной стороны, и социально-когнитивные навыки самих животных, с другой, может быть анималотерапия. Возрастающая популярность этого метода дала толчок к проведению исследований, подтверждающих эффективность терапии при помощи животных.

Цель – получить общее представление о специфике анималотерапии, раскрыть механизмы взаимодействия человека и животного в рамках данного метода. Основное внимание уделено таким видам анималотерапии, как канистерапия, иппотерапия и дельфинотерапия.

Определение.

Анималотерапия (от лат. animal — животное и греч.

θεραπεία — лечение), или фаунотерапия, зоотерапия — вид терапии,

использующий животных, а также их звуки и символы (образы,

рисунки, сказочные герои) для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, оказания психотерапевтической помощи. В зарубежных работах используется равноценный термин «пет-терапия» (pet therapy). Анималотерапия представляет собой междисциплинарное научное звено, с помощью которого возможно выполнение медико-психологической, социально-психологической и коррекционной работы по совершенствованию личности человека в разных возрастных периодах и с различными психологическими особенностями [Кряжева, с. 11; Непомнящих, с. 784; Goddard, Gilmer, p. 65]

Виды взаимодействия человека с животными

Терапия с участием животных является целенаправленным

вмешательством, при котором животное — полноправный участ-

ник реабилитационной программы, и от него во многом зависит

терапевтический эффект. Процесс лечения организует и проводит

особо обученный персонал. В идеале в нем принимают участие ани-

малотерапевт, врач (или, в крайнем случае, медработник со средним

медицинским образованием) и психолог.

Деятельность с участием животных может быть пассивной

или активной. В качестве примера пассивного метода можно при-

вести наблюдение за аквариумными рыбками или животными

в вольерах; при этом пациенты не контактируют непосредственно

с животными, а получают ощутимую пользу просто от их присут-

ствия. При активной деятельности с участием животных человек

играет с ними или за ними ухаживает. Этот способ взаимодействия

предназначен для тех, кто с помощью животных может улучшить

свое качество жизни, облегчая страдания, вызванные сложной

жизненной ситуацией или одиночеством. Данный способ ока-

зывается наиболее эффективным для детей и пожилых людей,

которые зачастую являются самыми уязвимыми категориями

в плане социализации и эмоционального благополучия [Гунина,

Архипова, с. 8].

В книге «Кот и пес спешат на помощь» Н. Л. Кряжева по формам

взаимодействия животного и человека выделяет ненаправленную

и направленную анималотерапию.

Ненаправленная, или естественная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения.

Человек заводит животных при разных обстоятельствах: из жало-

сти (случайно найденные или подброшенные); из необходимости

принять дар (подаренный питомец); для служебных целей (охрана

дома); для участия в выставках, разведения породы; по просьбе

ребенка; от одиночества и т. д. Во всех случаях причина приоб-

ретения животных — в личностных особенностях и потребностях

хозяина. В данном случае животные способны оказывать психо-

логическую помощь: расширить круг общения, компенсировать

одиночество, снять психоэмоциональное напряжение, дать поло-

жительные эмоции, но иногда они служат объектом вымещения

негативных эмоций и агрессии [Кряжева, с. 15].

Существует ряд факторов, от которых зависит положительный

эффект взаимодействия с животным:

— сложившиеся отношения между членами семьи, психологический климат в семье;

— особенности психики владельцев (их ценностно-мотиваци-

онные установки, ролевые ожидания от животного, уровень агрес-

сии, уровень эмоциональной лабильности, уровень тревожности,

способность адекватно реагировать на нужды животного);

— особенности психики животного (мотивация в борьбе

за статус, уровень агрессии, пассивно-оборонительное поведение,

способности к усвоению принятых в семье норм, умение дифферен-

цированно реагировать на эмоциональные состояния владельца,

способность вырабатывать различные паттерны поведения по отно-

шению к разным членам семьи, уровень доверия по отношению

к владельцам) [Чуприков, Смолянинов, Бураго, с. 28].

Направленная анималотерапия — процесс целенаправленного

использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных

проблем. Она используется специалистами и проводится по заранее

составленной программе реабилитации, которая является индивидуальной для каждого пациента и при которой фиксируются все достигнутые результаты. Для данного вида терапии используются

специально отобранные и подготовленные животные, а не питомцы

пациента. Одним из вариантов такой реабилитации может быть

посещение животными людей в различных реабилитационных центрах, детских домах, больницах, домах престарелых для улучшения их эмоциональной среды. Специалист определяет, какое животное лучше использовать в работе с данным пациентом и какой терапевтический эффект может быть при этом достигнут.

Направленная анималотерапия подразделяется на виды в зави-

симости от того, какие именно животные участвуют в реабили-

тационной программе. На сегодняшний день наиболее развиты

следующие направления: канистерапия (реабилитация и лечение

посредством собак), иппотерапия (реабилитация и лечение с уча-

стием лошадей) и дельфинотерапия (реабилитация и лечение

с участием дельфинов). Также в анималотерапии используют кошек

(фелинотерапия), птиц (орнитотерапия), рыб и других животных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.149 с.)