Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды взаимодействия человека с животнымиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Содержание ВВЕДЕНИЕ - Определение - Виды взаимодействия человека с животными - Функции взаимодействия человека с животными - Основные принципы реабилитации. - Особенности заболеваний, для которых возможно применение анималотерапии - Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья - Канистерапия - Иппотерапия - Дельфинотерапия Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ В настоящее время исследование межвидового взаимодействия человека и животных является активно развивающейся областью науки. Большая популярность объясняется его широким прикладным применением: влияние животных рассматривается как средство формирования биологического и социопсихологического здоровья человека. Одним из возможных практических методов, использующих аспекты понимания человеком социального поведения животных, с одной стороны, и социально-когнитивные навыки самих животных, с другой, может быть анималотерапия. Возрастающая популярность этого метода дала толчок к проведению исследований, подтверждающих эффективность терапии при помощи животных. Цель – получить общее представление о специфике анималотерапии, раскрыть механизмы взаимодействия человека и животного в рамках данного метода. Основное внимание уделено таким видам анималотерапии, как канистерапия, иппотерапия и дельфинотерапия. Определение. Анималотерапия (от лат. animal — животное и греч. θεραπεία — лечение), или фаунотерапия, зоотерапия — вид терапии, использующий животных, а также их звуки и символы (образы, рисунки, сказочные герои) для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, оказания психотерапевтической помощи. В зарубежных работах используется равноценный термин «пет-терапия» (pet therapy). Анималотерапия представляет собой междисциплинарное научное звено, с помощью которого возможно выполнение медико-психологической, социально-психологической и коррекционной работы по совершенствованию личности человека в разных возрастных периодах и с различными психологическими особенностями [Кряжева, с. 11; Непомнящих, с. 784; Goddard, Gilmer, p. 65] Основные принципы реабилитации. Особенности заболеваний, для которых возможно применение анималотерапии.
В настоящее время все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с интеграцией лиц с ограниченными возмож- ностями здоровья (ОВЗ) в широкий социум, и их инклюзивное образование, а также реабилитация людей, попавших в трудные жизненные ситуации. Возрастает потребность в разработке эффек- тивных технологий психолого-педагогического и медико-соци- ального сопровождения освоения ими социального, культурного и информационного пространства, становления личности и фор- мирования межсубъектной коммуникации. Одним из способов повышения эффективности интеграции людей с ОВЗ в общество является проведение с ними коррекционно-развивающих занятий со специалистами с применением различных методик и элементами различных технологий социальной реабилитации и адаптации, в том числе терапия при помощи животных [Жеребятьева, Посо- хова, с. 325; Седова, с. 409] Особенности детей Канистерапия Канистерапия (от лат. сanis — собака и греч. θεραπεία — лечение) — это методика реабилитации или абилитации с использованием специально отобранной и подготовленной собаки под наблюдением и при содействии квалифицированных специалистов- канистерапевтов. Специальную лечебную собаку часто называют «собака-терапевт» или «собака-ассистент», в официальных доку- ментах используют термин «собака — средство реабилитации». Фактически элементами анималотерапии пользовался З. Фрейд. Он считал, что собаки могут прекрасно оценивать характер человека, а также помогать людям расслабиться. На лечебных сеансах часто присутствовала его собака Жо-Фи породы чау-чау. По поведению животного З. Фрейд оценивал психологическое состояние больного. Если пациент был расслаблен и умиротворен, Жо-Фи ложилась рядом с ним. Если же у него оставалось скрытое напряжение, собака старалась лечь подальше. В последние годы канистерапия стремительно развивается в России. Данная методика активно используется в различных центрах, в которых требуется оказание психологической коррекци- онной работы и иных реабилитационных мероприятий: в детских
домах, домах инвалидов, домах престарелых, стационарных лечеб- ных, реабилитационных, оздоровительных учреждениях. ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ Д е л ь ф и н о т е р а п и я — вид медико-психологической реа- билитации, который построен на общении человека и дельфина. Проводится в форме общения, игры и простых совместных упраж- нений под наблюдением специалиста. Особенности дельфинов Эффективность и популярность дельфинотерапии во многом обусловлены уникальными сенсорными способностями дельфи- нов, а также их интеллектом, легкостью в обучении и дружелю- бием по отношению к представителям других видов, в том числе и к людям. Согласно самой распространенной теории, эффективность дельфинотерапии обусловлена ультразвуковым воздействием животного на человека. Когда дельфин лоцирует в воде пациента с помощью сонара, излучающего ультразвуки различной частоты, он производит ему массаж на клеточном уровне. Предполагается три основных механизма влияния ультразвука: сонофорез, резонансное распознавание и кавитация. Сонофорез — увеличение проницаемости биологических мембран и перенос веществ в результате акустического давления при прохождении звуковой волны. Ультразвук усиливает пере- нос веществ, в том числе гормонов, через клеточные мембраны посредством изменения мембранного потенциала постсинаптиче- ских терминалов и стимуляции притока ионов натрия и кальция и оттока ионов калия. Модель резонансного распознавания (МРР) — активация белков под воздействием характерных резонансных частот. Если сигналы биосонара и поведение человека находятся в постоянной корреля- ции, то можно связать изменения уровней эндорфина с механизмом МРР. Кавитация — образование в биологических жидкостях и тканях разрывных микрополостей, заполненных газами. В таких полостях могут периодически создаваться высокие давление и температура, нарушаться зарядовое равновесие на их стенках. Ударные волны, сопровождающие образование и схлопывание полостей, повреж- дают клетки и ткани с выделением из них биологически активных веществ (например, эндорфинов). Положительное воздействие на центральную нервную систему звуков высоких частот подтверждено множеством исследований и имеет мощную научно-доказательную базу. Дельфинотерапии Применение дельфинотерапии возможно при реабилитации пациентов с различными заболеваниями. Она может проводиться на фоне ранее подобранного фармакологического лечения, может сочетаться с пневмомассажем, игровой психотерапией. Индивиду- ально подобранный комплекс упражнений направлен на развитие моторной, сенсорной и познавательной сфер ребенка. У большин- ства детей с физическими и интеллектуальными проблемами нару- шены представления о собственном теле и ощущения пространства. Водная часть сеанса, включающая тактильный контакт с дельфином во время плавания и выполнения определенных моторных задач, способствует целостному осознанию ребенком своего тела, улуч- шению ориентировки в пространстве и сенсомоторной коррекции [Чуприков, Келюшок, Поповский, с. 78]. Игровые формы общения ребенка с дельфинотерапевтом: — музыкотерапия; — показ слайдов с видами моря;
— использование звуков природы (шума моря); — показ макета или мягкой игрушки в виде дельфина (что обес- печивает последующее спокойное знакомство с дельфином). Занятия лечебной гимнастикой на суше (помосте): — упражнения на расслабление мышц, снятие напряжения и спазмов в них, увеличение амплитуды движения; — упражнения, направленные на вертикализацию тела ребенка; — упражнения на выносливость, тренировка ходьбой; — упражнения на сопротивление с целью развития мышечной силы; Лечебный массаж, направленный на релаксацию, выравнивание тонуса мышц, снятие их спастичности.
Заключение Анималотерапевтический метод неоценимо расширяет сенсорный опыт ребёнка (так как ребенок не только видит животное, но и трогает его), развивает целостность восприятия мира, дает основу для развития фантазии и воображения. Так же важно отметить еще ряд достоинств анималотерапии - это эффективный метод работы с детьми, так как наблюдения за животным миром и взаимодействие с ним положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Что в дальнейшем ведет к успешной адаптации и социализации в социуме. Таким образом, дети, у которых дома есть животное, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно–следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений, и у этих детей эмоциональный мир более богаче и разнообразнее. Общаясь с животными, заботясь о них, ребенок учится любви, доброте и бережному отношению ко всему живому.
Список использованной литературы 1. https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-adaptiruemyh-detey-rannego-doshkolnogo-vozrasta-metodami-animaloterapii-i-ekoterapii 2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с. 3. https://e-notabene.ru/zdravo/article_29528.html 4. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье 5. Никольская А.В., Костригин А.А. — Актуальные вопросы анималотерапии: направления, области и методы применения // Психология и Психотехника. – 2019. – № 2. – С. 54 - 67. 6. http://orcenter.nsk.socinfo.ru/media/2019/11/25/1264921634/Metod.posobie_rannyaya_pomoshh_2_chast_compressed.pdf 7. Мальцева М.Н. Основные принципы применения методик канис-терапии в работе с детьми 8. Людмила Лукина. Практическая дельфинотерапия / Севастополь, НПЦ «ЭКОСИГидрофизика», 2009
9. О. С. Загайнова, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЗООПСИХОЛОГИИ: АНИМАЛОТЕРАПИЯ
Вопросы-задания по теме - 8 вопросов 1. Дайте определение анималотерапии. 2. Раскройте понятие «ненаправленная анималотерапия». 3. Раскройте понятие «направленная анималотерапия». 4. Перечислите функции взаимодействия человека с животными. 5. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы реабилитационной программы. 6. Дайте определение канистерапии. 7. Приведите примеры различных видов упражнений с собакой и охарактеризуйте их. 8. Дайте определение дельфинотерапии.
Российский Государственный Педагогический Университет
Факультет Специального (дефектологического) образования Кафедра сурдопедагогики
Глоссарий по реферату на тему: «Пет-терапия (анималтерапия) в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха» по дисциплине: «Психокоррекционные технологии в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха». Подготовила студентка 1 курса магистратуры, дневного отделения, Ранвозр Тяпченко Софья Павловна
2020 год Глоссарий Анималотерапия (от лат. animal — животное и греч. θεραπεία — лечение), или фаунотерапия, зоотерапия — вид терапии, использующий животных, а также их звуки и символы (образы, рисунки, сказочные герои) для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, оказания психотерапевтической помощи. [Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия: учеб.- метод. пособие / О. С. Загайнова, О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева; [под общ. ред. О. С. Загайновой] Ненаправленная, или естественная анималотерапия — взаи- модействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения. Направленная анималотерапия — процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разрабо- танным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем. Она используется специалистами и проводится по заранее составленной программе реабилитации, которая является индивидуальной для каждого пациента и при которой фиксируются все достигнутые результаты.
Реабилитационная функция. Контакты с животными служат средством взаимодействия личности с окружающим миром, которое может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.
Определение реабилитационного прогноза - оценка вероят- ности реализации в результате проведения лечения. Канистерапия (от лат. сanis — собака и греч. θεραπεία — лечение) — это методика реабилитации или абилитации с использованием специально отобранной и подготовленной собаки под наблюдением и при содействии квалифицированных специалистов- канистерапевтов. Специальную лечебную собаку часто называют «собака-терапевт» или «собака-ассистент», в официальных документах используют термин «собака — средство реабилитации».
Канистерапевт — человек, который осуществляет реабилитацию пациента методом канистерапии. Он предлагает определенное наполнение программы, организует необходимое взаимодействие пациента и собаки, объясняет, как правильно общаться с животным. Иппотерапия (от греч. ίππος — лошадь, θεραπεία — лечение) — использование общения с лошадью, верховой езды на лошади и в упряжках в качестве средства лечения, реабилитации, воспитания, адаптации и интеграции. Синонимами термина в разных странах служат понятия «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия».
Дельфинотерапия — вид медико-психологической реабилитации, который построен на общении человека и дельфина. Проводится в форме общения, игры и простых совместных упражнений под наблюдением специалиста.
Сонофорез — увеличение проницаемости биологических мембран и перенос веществ в результате акустического давления при прохождении звуковой волны. Ультразвук усиливает перенос веществ, в том числе гормонов, через клеточные мембраны посредством изменения мембранного потенциала постсинаптических терминалов и стимуляции притока ионов натрия и кальция и оттока ионов калия.
Российский Государственный Педагогический Университет
Факультет Специального (дефектологического) образования Кафедра сурдопедагогики
Ребус по глоссарию на тему: «Пет-терапия (анималтерапия) в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха» по дисциплине: «Психокоррекционные технологии в работе с детьми раннего возраста с нарушением слуха». Подготовила студентка 1 курса магистратуры, дневного отделения, Ранвозр Тяпченко Софья Павловна
2020 год 1.
2.
3. Ответы: 1. Иппотерапия 2. Сонофорез 3. Канистерапия Содержание ВВЕДЕНИЕ - Определение - Виды взаимодействия человека с животными - Функции взаимодействия человека с животными - Основные принципы реабилитации. - Особенности заболеваний, для которых возможно применение анималотерапии - Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья - Канистерапия - Иппотерапия - Дельфинотерапия Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ В настоящее время исследование межвидового взаимодействия человека и животных является активно развивающейся областью науки. Большая популярность объясняется его широким прикладным применением: влияние животных рассматривается как средство формирования биологического и социопсихологического здоровья человека. Одним из возможных практических методов, использующих аспекты понимания человеком социального поведения животных, с одной стороны, и социально-когнитивные навыки самих животных, с другой, может быть анималотерапия. Возрастающая популярность этого метода дала толчок к проведению исследований, подтверждающих эффективность терапии при помощи животных. Цель – получить общее представление о специфике анималотерапии, раскрыть механизмы взаимодействия человека и животного в рамках данного метода. Основное внимание уделено таким видам анималотерапии, как канистерапия, иппотерапия и дельфинотерапия. Определение. Анималотерапия (от лат. animal — животное и греч. θεραπεία — лечение), или фаунотерапия, зоотерапия — вид терапии, использующий животных, а также их звуки и символы (образы, рисунки, сказочные герои) для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, оказания психотерапевтической помощи. В зарубежных работах используется равноценный термин «пет-терапия» (pet therapy). Анималотерапия представляет собой междисциплинарное научное звено, с помощью которого возможно выполнение медико-психологической, социально-психологической и коррекционной работы по совершенствованию личности человека в разных возрастных периодах и с различными психологическими особенностями [Кряжева, с. 11; Непомнящих, с. 784; Goddard, Gilmer, p. 65] Виды взаимодействия человека с животными Терапия с участием животных является целенаправленным вмешательством, при котором животное — полноправный участ- ник реабилитационной программы, и от него во многом зависит терапевтический эффект. Процесс лечения организует и проводит особо обученный персонал. В идеале в нем принимают участие ани- малотерапевт, врач (или, в крайнем случае, медработник со средним медицинским образованием) и психолог. Деятельность с участием животных может быть пассивной или активной. В качестве примера пассивного метода можно при- вести наблюдение за аквариумными рыбками или животными в вольерах; при этом пациенты не контактируют непосредственно с животными, а получают ощутимую пользу просто от их присут- ствия. При активной деятельности с участием животных человек играет с ними или за ними ухаживает. Этот способ взаимодействия предназначен для тех, кто с помощью животных может улучшить свое качество жизни, облегчая страдания, вызванные сложной жизненной ситуацией или одиночеством. Данный способ ока- зывается наиболее эффективным для детей и пожилых людей, которые зачастую являются самыми уязвимыми категориями в плане социализации и эмоционального благополучия [Гунина, Архипова, с. 8]. В книге «Кот и пес спешат на помощь» Н. Л. Кряжева по формам взаимодействия животного и человека выделяет ненаправленную и направленную анималотерапию. Ненаправленная, или естественная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения. Человек заводит животных при разных обстоятельствах: из жало- сти (случайно найденные или подброшенные); из необходимости принять дар (подаренный питомец); для служебных целей (охрана дома); для участия в выставках, разведения породы; по просьбе ребенка; от одиночества и т. д. Во всех случаях причина приоб- ретения животных — в личностных особенностях и потребностях хозяина. В данном случае животные способны оказывать психо- логическую помощь: расширить круг общения, компенсировать одиночество, снять психоэмоциональное напряжение, дать поло- жительные эмоции, но иногда они служат объектом вымещения негативных эмоций и агрессии [Кряжева, с. 15]. Существует ряд факторов, от которых зависит положительный эффект взаимодействия с животным: — сложившиеся отношения между членами семьи, психологический климат в семье; — особенности психики владельцев (их ценностно-мотиваци- онные установки, ролевые ожидания от животного, уровень агрес- сии, уровень эмоциональной лабильности, уровень тревожности, способность адекватно реагировать на нужды животного); — особенности психики животного (мотивация в борьбе за статус, уровень агрессии, пассивно-оборонительное поведение, способности к усвоению принятых в семье норм, умение дифферен- цированно реагировать на эмоциональные состояния владельца, способность вырабатывать различные паттерны поведения по отно- шению к разным членам семьи, уровень доверия по отношению к владельцам) [Чуприков, Смолянинов, Бураго, с. 28]. Направленная анималотерапия — процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем. Она используется специалистами и проводится по заранее составленной программе реабилитации, которая является индивидуальной для каждого пациента и при которой фиксируются все достигнутые результаты. Для данного вида терапии используются специально отобранные и подготовленные животные, а не питомцы пациента. Одним из вариантов такой реабилитации может быть посещение животными людей в различных реабилитационных центрах, детских домах, больницах, домах престарелых для улучшения их эмоциональной среды. Специалист определяет, какое животное лучше использовать в работе с данным пациентом и какой терапевтический эффект может быть при этом достигнут. Направленная анималотерапия подразделяется на виды в зави- симости от того, какие именно животные участвуют в реабили- тационной программе. На сегодняшний день наиболее развиты следующие направления: канистерапия (реабилитация и лечение посредством собак), иппотерапия (реабилитация и лечение с уча- стием лошадей) и дельфинотерапия (реабилитация и лечение с участием дельфинов). Также в анималотерапии используют кошек (фелинотерапия), птиц (орнитотерапия), рыб и других животных.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.149 с.) |