Большой круг – вся площадь нашей большой актерской аудитории. Если бы мы были в поле, то размер самого большого круга определялся бы линией горизонта и зависел бы от нашей дальнозоркости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большой круг – вся площадь нашей большой актерской аудитории. Если бы мы были в поле, то размер самого большого круга определялся бы линией горизонта и зависел бы от нашей дальнозоркости.



Наша задача – выработать "бессознательный, механический переход от малого круга к большому и обратно".

РАССМОТРИТЕ ЛЮДЕЙ!

Задание: "Рассматриваю двух людей, отыскивая в них сходство или различие".

Наблюдая за проявлениями характера человека, не упустите из виду и того, как он смеется. Ф. Достоевский считал даже, что в смехе человека – ключ к его характеру. "Смехом иной человек

себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Веселость человека, это – самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а вы рассматривайте лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит, хороший человек. Примечайте притом все оттенки...", – говорил он устами героя "Подростка".

Микромимика – это не осознаваемые нами, мелкие, почти невидимые сокращения мимических мышц. О ней не надо думать, она появляется сама собой, ее рождают наши мысли, видения, эмоции. Если вы полны желания, чтобы партнер понял ваш зов, и если сам партнер (это очень важно!) хочет, старается понять вас, если при этом живо работает ваше воображение и вы видите внутренним зрением, как партнер встает и как он подходит к вам, – ваша микромимика все откроет партнеру и ему действительно захочется встать и подойти к нам. Но вы поймаете, разгадаете момент возникновения этого желания партнера и глазами остановите его: "Подожди, пока еще не время!"

Глаза человека могут сказать все, если вы научитесь их безмолвному языку. Можно только по глазам, по тончайшей микромимике – понять, что партнер зовет вас. Попробуйте сами – позвать партнера, не двигая сознательно ни глазами, ни бровями, ни веками, ни единой ресничкой. Попробуйте согласиться на его предложение. Отказаться. Обратить внимание партнера на вашего соседа. Выругать партнера за его недогадливость.

Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь маленьких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что делали? Старайтесь увидеть все подробности в их тогдашней последовательности, а одновременно, чтобы укрепить видения, бормочите тихонечко вслух: "Вышел из парадной. Какое было утро? Серенькое. На небо посмотрел – облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подумал – на углу Столярного их всегда много, прохаживаются, старушек поджидают, которые их крупой подкармливают. (Бормочу, а сам вижу все это.) Теперь весь перекресток разрыт, огромные трубы лежат, голуби куда-то перебазировались. (Бормочу, вижу, а сам иду, вот сейчас улицу перехожу мысленно, посмотрел машинально налево, не идет ли трамвай.)

Мысленная речь поможет впоследствии на уроках актерского мастерства перейти к внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать в момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой. Тренировка мысленной речи – начало отработки мысленного и словесного действий.

Выполняется на полу в положении лежа. Спина максимально прямая. Согните ноги в коленях и немного раздвиньте их. Это поможет держать спину прямо. Постарайтесь почувствовать спиной пол. Выровнять плечи. Почувствовать плечи, шею и руки свободными, равно как и суставы. Добейтесь полной релаксации и скажите себе: Спина ровная. Плечи ровны и свободны. Запястья свободны. Локти свободны. Шея свободна. И мышцы отреагируют на эти команды. Важно при этом ничего не делать, дать мышцам подчиниться командам. Вы почувствуете одновременно напряжение и свободу мышц. Затем переходите к дыхательный упражнениям. 2. Положите руки на нижнюю часть грудной клетки, туда, где расположена наибольшая выпуклость, так как именно там будет наблюдаться наибольшее движение. а) вдохните через нос и выдохните весь воздух; подождите, пока не почувствуете, что межреберные мышцы начинают двигаться, затем снова медленно вдохните и почувствуйте, как ребра расширяются в области спины и по бокам. Постарайтесь не поднимать верхнюю часть грудной клетки. Повторите это несколько раз.

6

б) Вдохните, затем медленно выдохните на счет «10»; убедитесь, что межреберные мышцы контролируют дыхание. Увеличивайте счет до «15» и затем до «20». в) Вдохните. Положите одну руку на диафрагму и делайте несколько выдохов, ровно, но твердо, чтобы почувствовать, откуда идет выдох. Затем делайте это со звуком «Р», имитируя звучание барабана. Затем со звуками «АХ», «АИ» и «И», соединяя дыхание с произнесением звука. г) вдохните, чтобы открыть ребра. Положите одну руку на диафрагму и медленно выдыхайте через открытый рот. Затем снова вдохните и на счет «6» выдыхайте (при этом считать вслух). Продолжайте выдох с одновременной декламацией отрывка текста. Плечи и шею при этом держать свободными. После упражнения полежите спокойно, а затем медленно встаньте. 3. Займите удобное положение, сидя или стоя, спину при этом держать прямо. Голова: Сделать наклон вперед и медленно подняться, мышцы задней части шеи напряжены. Наклон назад и выпрямиться. Наклон вбок и выпрямиться. Максимально полно оглянуться кругом. Спина напряжена — расслаблена; почувствовать разницу. Осторожно наклонить голову и вернуться в прежнее положение; почувствовать свободу в мышцах задней части шеи. Очень легкий оборот вокруг для того, чтобы ощутить свободу движения. Голова может оставаться неподвижной, но не зажатой. Плечи: Осторожно поднять и опустить плечи, фиксируя ощущение в первом и втором положениях. 4. а) руки за головой — полное расслабление, вдох и выдох. Когда ребра начнут двигаться — опять вдох. Повторять 2-3 раза. Это открывает грудную клетку. б) Руки опущены вниз или лежат на боковых ребрах. Сделайте полный вдох и медленный выдох на счет «10», «15» и «20» убедитесь, что межреберные мышцы контролируют дыхание. в) вдох и выдох от диафрагмы со звуком «Р», причем выдох и звук должны слиться воедино. Затем — то же самое с чтением текста. Верхняя часть грудной клетки, шея и плечи всегда свободны. Когда вы проговариваете текст, опустите диафрагму, чтобы звук выходил свободно. Грудная клетка помогает резонированию. Важно чувствовать, что мышцы работают, т. е. межреберные мышцы и диафрагма, ибо они усиливают звук. Естественно, вы фиксируете работу мышц лишь затем, чтобы их почувствовать. И, наконец, дыхание должно быть экономичным и ровным. Начинать проговаривать текст следует лишь при полном ощущении свободы и при наличии ровного дыхания. Если почувствуете, что не справляетесь, приостановите выполнение упражнения. 1. Прежде всего вы должны понять, как улучшить качество вашего голоса, а также увеличить его силу. Когда жалуются на то, что голос получается слишком тонким, то это оттого, что резонаторы в грудной клетке не усиливают звук, и он выходит наподобие мелодии на фортепьяно с неисправным нижним регистром. а) комплекс упражнений в положении лежа; проговаривать текст, при этом ощущая резонацию в полу. б) положение лежа на животе; чувствовать пол, голова повернута в сторону. Проговаривать текст. в) проговаривать часть текста — стоя, руки за головой, ребра открыты. г) произносить «АИ», «И» в удобной тональности, руками постукивать по груди, чтобы почувствовать вибрацию. д) пропеть часть текста на одной ноте.

УПРАЖНЕНИЯ: 1. Вставьте распорку между зубами и выполняйте упражнения на развитие мышц языка и губ: Кончик языка: а) произнесите твердо и ритмично: «ла» «лала» «лалала» Повторять несколько раз. Энергия сосредоточена на кончике языка. Язык опускается вниз после каждого «ла». б) то же самое с «тетете», «дедеде». Задняя часть языка: в) то же самое с «кекеке» «гегеге» «тетете» «дедеде» «ка» «га» г) упражнения для губ: «пепепе» «мемеме» «па...» «ба...» Во время выполнения упражнения напря-«ма...» гать мышцы языка и губ. Они также способствуют звукообразованию. д) «аа», «оо», «аи», «маа», «май»... Передняя часть языка При выполнении упражнения заднюю часть языка держать расслабленной.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Упражнения

Упражнение 1. Выполняется на полу, в положении лежа. Спина мак-

симально прямая. Согните ноги в коленях и немного раздвиньте их. Это

поможет держать спину прямо. Постарайтесь увеличить площадь со-

прикосновения спины и пола. Выровняйте плечи. Почувствуйте шею, пле-

чи и руки свободными, равно как и суставы. Добейтесь полной релаксации,

и скажите себе: «Спина ровная. Плечи ровные и свободные. Локти свобод-

ны. Шея свободна». Пусть мышцы отреагируют на эти команды. Важно

при этом ничего не делать, дать мышцам самим подчиниться командам.

Вы почувствуете одновременно только необходимое напряжение, и свобо-

ду в мышцах.

Упражнение 2. Выполняется на полу, в положении лежа. Положите

руки на нижнюю часть грудной клетки, - туда, где расположена наиболь-

шая выпуклость, так как именно там будет наблюдаться наибольшее дви-

жение.

а) Вдохните через нос и затем выдохните весь воздух; подождите,

пока не почувствуете, что межреберные мышцы начинают двигаться, затем

снова медленно вдохните, ощутив как ребра расширяются в области спины

и по бокам. Постарайтесь не поднимать верхнюю часть грудной клетки.

Повторите вдох и выдох несколько раз.

б) Вдохните, затем медленно выдохните на счет «10»; убедитесь, что

межреберные мышцы сами контролируют дыхание. Увеличивайте счет до

«15» и затем до «20».

в) Вдохните. Положите одну руку на диафрагму и делайте несколько

выдохов, ровно, но отчетливо, чтобы почувствовать, откуда идет выдох.Затем делайте это со звуком р, имитируя стук барабана. Затем со звуками

ах, ай, и, соединяя дыхание с произнесением звука.

г) Вдохните, чтобы «открыть» ребра. Положите одну руку на диа-

фрагму и медленно вдыхайте через открытый рот. Затем снова вдохните и

на счет «6» выдыхайте (при этом считайте вслух). Продолжайте выдох с

одновременной декламацией известного вам текста.

Дополнение. Следите, чтобы шея и плечи были свободными. После

упражнения полежите спокойно, а затем медленно встаньте.

Упражнение 3. Займите удобное положение сидя или стоя, спину

при этом держите прямо.

Голова. Сделайте наклон вперед (вдох) и медленно поднимитесь (вы-

дох), при этом мышцы задней части шеи напряжены. Наклон назад (вдох)

и выпрямление (выдох). Проделайте всё наоборот. Наклон вбок (вдох) и

выпрямление (выдох). Максимально повернитесь вправо и влево, чтобы

оглянуться назад (при этом дышите полно, свободно). Спина то напряжена

- то расслаблена. Почувствуйте разницу. Осторожно наклоните голову и

вернитесь в исходное положение; ощутите свободу в задней части шеи.

Сделайте очень легкий оборот вокруг шеи для того, чтобы почувствовать

свободу движения. Голова может оставаться неподвижной, но не зажатой.

Плечи. Осторожно поднимите и опустите плечи, отводя их назад,

фиксируя ощущение в первом и втором положениях.

 

Упражнение 4

а) Руки за головой - полное расслабление, вдох и выдох. Когда ребра

начнут двигаться - опять вдох. Повторите два-три раза. (Это открывает

грудную клетку.)б) Руки находятся внизу или лежат на боковых ребрах. Сделайте

полный вдох, и затем медленный выдох на счет «10», «15», «20»; убеди-

тесь, что межреберные мышцы контролируют дыхание.

в) Вдох и выдох от диафрагмы со звуком р, причем выдох и звук

должны слиться воедино. Затем то же самое с чтением текста.

Дополнение. Верхняя часть грудной клетки, шея и плечи всегда сво-

бодны. Когда ученик проговаривает текст, следите, чтобы диафрагма была

опущена (при этом звук выходит свободно). В данном случае грудная

клетка помогает резонированию. Важно почувствовать, что работают меж-

реберные мышцы и диафрагма, так как именно они усиливают звук. Работа

мышц фиксируется лишь затем, чтобы их почувствовать, не более того.

Начинать проговаривать текст следует лишь при полном ощущении

свободы и при наличии ровного дыхания. Если вы чувствуете, что не

справляетесь, приостановите выполнение упражнения.

Во-первых, необходимо понять, как улучшить качество голоса, а

также увеличить его силу. Когда жалуются на то, что голос получается

слишком тонким, это объясняется тем, что резонаторы в грудной клетке не

усиливают звук, и не включены брюшные резонаторы. Для того чтобы по-

чувствовать и включить вибраторы, необходимо:

• Проделать комплекс упражнений в положении лежа. Прогова-

ривать текст при этом, ощущая резонанс в полу.

• В положении лежа на животе, - голова повернута в сторону, -

почувствовать пол. Проговаривать текст, ощущая вибрацию в полу.

• Стоя, - руки за головой, ребра открыты, — проговаривать часть

текста.

• Произносить в удобной тональности ай, и; руками постукивать

по груди, чтобы почувствовать вибрацию.• Пропеть часть текста на одной ноте, затем проговорить его,

ощущая вибрацию резонаторов.

То же самое, но более ритмично.

Во-вторых, необходимо знать, как можно увеличить без видимого

усилия громкость голоса. Одно из обычных заблуждений - отождествле-

ние громкости звука и его объема. Для того чтобы увеличить объем голоса,

необходимо проделать следующие упражнения:

Упражнение 5. Лежа на полу, расслабиться, ребра и диафрагма ра-

ботают свободно. Сосредоточиться на том, чтобы шея и плечи не были

скованы. Проговаривать текст, постепенно увеличивая громкость, однако

при этом держать ее под контролем. Почувствовав напряжение, остановить

упражнение, расслабиться и начать заново или продолжить.

Упражнение 6. Исходное положение - то же, но при этом необхо-

димо петь, вытягивая руки в стороны, затем вверх к голове, как бы совер-

шая ими круг.

В-третьих, может возникнуть проблема с дыханием, которая заклю-

чается в том, что его не хватает на конец фразы. Физически это объясняет-

ся недостатком развития мышц на ребрах и диафрагме — ребра, обычно СЖИМАЮТСЯ СЛИШКОМ БЫСТРО.

Упражнение 7. Исходное положение стоя, руки за головой. Освобо-

дить тело, стараться не наклонять голову вперед. Проговаривать текст в

этом положении, постепенно опуская руки в стороны до нижней точки.

Упражнение 8. Исходное положение стоя. Вдох на счет «10», «15»,

выдох на счет «3», «6».Упражнение 9. Ребра максимально открыты, глубокий диафраг-

мальный вдох и плавное пение м на счет «6», «8», «10», с каждым разом

увеличивая счет. Продолжить упражнение со звуками о, ох, ах, ай, и.

Упражнение 10. Ребра открыты, глубокий вдох; петь м и гласные

звуки, воображая перед собой разные расстояния. Начать с «близкой» дис-

танции и постепенно ее увеличивать. То же повторить с импровизирован-

ным текстом, «оправдывая» размер данной дистанции.

Замечание. Если вы в начале делаете придыхание и выдыхаете

раньше времени - упражнение повторить.

Упражнение 11. Правая рука внизу, в ней воображаемый мяч. На

выдохе петь гласные ай, и, поднимая руку с воображаемым мячом вперед.

Мяч будет как бы поддерживать направленный на него звук. Это позволит

координировать дыхание и звук. То же, но с текстом.

Модуляция и использование голосового диапазона должны всегда со-

ответствовать особенностям используемого текста. Однако вам следует во

время проговаривания отрывков текста увеличивать гибкость диапазона.

Горло необходимо всегда держать расслабленным, свободно усиливая звук

на всех уровнях. Тогда вы заметите, что можете свободно взять нижний

регистр и больше не думать об этом. Дело в том, что когда вы используете

лишь верхний регистр, то концентрируете всё внимание на поддержании

грудного резонанса, а это ограничивает возможности голоса.

 

Четыре разновидности данного стиля определяли четыре этапа «на-тьи»:

1.акт «возбуждения» (utthapaka) — исполнитель должен был увеличить свой боевой дух, а затем проявить свою силу, произнося: «Я усиливаюсь сейчас для борьбы»;

2.«прение» (samlapaka) — диалог противников, осыпающих друг друга бранью перед поединком и тем самым поднимающих свой боевой настрой;

3.«вызов»;

4.«сражение» (cari — отточенные движения, karana — тренированная пластика). Борьба разыгрывалась, а первоначально, возможно, и происходила в реальности, с помощью конкретных приемов единоборства.

Таким образом, вполне возможно, что изначально термин «натье» из Натьяшастры обозначал совсем не драму, а разыгрываемый перед зрителями акт «демонстрации силы»24. Заметим, что введение в данный ритуал изящного стиля указывало на кардинальное изменение традиции натьи, которая отныне ориентировалась уже не на стремительные движения единоборства и нанесение кровавых ран, а на обилие красивых нарядов и изящных телодвижений (танец-пантомиму).

Логика выделения некоторых слов из трактата о «натье» позволяет нам сконцентрировать внимание на основополагающих принципах «искусства актера», которые мы легко улавливаем в современную эпоху. Назовем эти принципы: многоуровневая структура представления (акта, ритуала, мифа), техническая и психологическая подготовка актера/воина (отточенность движений, пластика, духовный подъем/энергия), совершение сражения на глазах у публики (здесь и сейчас), «кодирование» совершаемого акта в определенном стиле, манере, включая речь (возгласы, аффирмации). Все эти составляющие лежат в основе восточных единоборств, которыми, как мы видим, не случайно занимаются многие театральные школы Европы, хотя и без глубокого проникновения в сам источник. Об этом речь впереди.

Приведем еще один пример, ограничив область рассуждений лишь «пространством текстовых» реконструкций на материале индоевропейских языков.

Настрой и состояние

 

Театральное представление – это всегда процесс взаимодействия партнеров. Причем партнером для артиста является не только другой артист, но и публика, и даже неодушевленные предметы (реальные или воображаемые). Часто артист сам для себя является партнером: любой монолог, в котором персонаж сомневается, мучается, задается неразрешимыми вопросами, обращен внутрь себя.

 

Взаимодействие с партнером, общение с ним – альфа и омега сценического бытия. На сцене не бывает моментов, когда артист ни с кем не общается. Не бывает таких моментов и в жизни.

 

Но если в жизни мы взаимодействуем с людьми совершенно естественно, часто непроизвольно, то в условиях сцены настоящее, полнокровное общение с партнером достигается с трудом. Так происходит не только от того, что актер вынужден произносить чужие слова, жить чужой жизнью. Для того чтобы начался процесс взаимодействия с партнером на сцене, нужно на время репетиции или спектакля остановить то внутреннее общение, которое совершается непрерывно. Артист же, по словам Станиславского, «человек, которому присущи человеческие слабости. Приходя на подмостки, он естественно приносит с собой присущие ему жизненные помыслы, личные чувства, размышления, рожденные реальной действительностью. Поэтому и в театре его житейская, обывательская линия не прекращается, а при первой возможности вкрапливается в переживания изображаемого лица. Артист отдает себя роли лишь в те моменты, когда она его захватывает. Тогда он сливается с образом и творчески перевоплощается. Но стоит ему отвлечься от роли, и снова он захвачен собственной, человеческой линией жизни, которая уносит его или за рампу, в зрительный зал, или далеко за пределы театра, и там ищет для себя объектов мысленного общения. В эти моменты роль передается внешне, механически. От таких частых отвлечений линия жизни и общения поминутно прерывается, а опустевшее место заполняется вставками из собственной жизни артиста, не имеющими отношения к изображаемому лицу». [1]

Актерская игра это не «сначала говорите вы, потом я, сначала ваша реплика, потом моя». Это постоянное общение в режиме реального времени, чем-то похожее на секс. Когда ваш партнер по сцене говорит, вы должны активно его слушать, то есть, не перебивая, постоянно думать о том, как бы вы ответили на то, что он вам говорит. Вы придумываете ответы, но пока держите их при себе.

 

Эд Хуке. Актерский тренинг[1 - Здесь и далее цитаты по книге: Эд Хуке. Актерский тренинг для всех, кто хочет стать такими же, как Брэд Питт и Анджелина Джоли. 150 советов от мастера. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.192 с. (Золотой фонд актерского мастерства).]

 

Действие на сцене должно быть непрерывным, даже в те моменты, когда внешне ничего не происходит. Надо понимать, что действие – это, в первую очередь, воздействие на партнера и восприятие его контрдействия. Какой характер будет носить это взаимодействие, зависит от сюжета пьесы, ее интриги и событий. Главное, чтобы оно было взаимодействием людей, живущих в данных сценических обстоятельствах. Только в этом случае сценическое действо захватит и самих актеров, и людей, сидящих в зрительном зале. Но жить на сцене в предлагаемых обстоятельствах, к сожалению, часто оказывается для актеров непосильной задачей. Две самые распространенные ошибки: играть самого себя (то есть приносить на сцену свои личные проблемы, убеждения, интересы, конфликты); и изображать персонаж при помощи актерских штампов. Тренинговые упражнения и этюды, предложенные в этой книге, учат избегать этих опасных ошибок.

Актерская игра это не «сначала говорите вы, потом я, сначала ваша реплика, потом моя». Это постоянное общение в режиме реального времени, чем-то похожее на секс. Когда ваш партнер по сцене говорит, вы должны активно его слушать, то есть, не перебивая, постоянно думать о том, как бы вы ответили на то, что он вам говорит. Вы придумываете ответы, но пока держите их при себе.

 

Эд Хуке. Актерский тренинг[1 - Здесь и далее цитаты по книге: Эд Хуке. Актерский тренинг для всех, кто хочет стать такими же, как Брэд Питт и Анджелина Джоли. 150 советов от мастера. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.192 с. (Золотой фонд актерского мастерства).]

 

Действие на сцене должно быть непрерывным, даже в те моменты, когда внешне ничего не происходит. Надо понимать, что действие – это, в первую очередь, воздействие на партнера и восприятие его контрдействия. Какой характер будет носить это взаимодействие, зависит от сюжета пьесы, ее интриги и событий. Главное, чтобы оно было взаимодействием людей, живущих в данных сценических обстоятельствах. Только в этом случае сценическое действо захватит и самих актеров, и людей, сидящих в зрительном зале. Но жить на сцене в предлагаемых обстоятельствах, к сожалению, часто оказывается для актеров непосильной задачей. Две самые распространенные ошибки: играть самого себя (то есть приносить на сцену свои личные проблемы, убеждения, интересы, конфликты); и изображать персонаж при помощи актерских штампов. Тренинговые упражнения и этюды, предложенные в этой книге, учат избегать этих опасных ошибок.

Тренинг внимания проходит в три этапа:

 

• наблюдение за объектом общения (живым или неодушевленным),

 

• нахождение точки внимания при общении с самим собой,

 

• нахождении точки внимания при общении с партнером.

 

Упражнение 3

 

Возьмите в качестве объекта наблюдения любой объект из вашего ближнего круга, например, чайную ложечку, и придумайте его «историю». Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.

 

 

Наблюдения за объектами дальнего круга

 

 

Объекты дальнего круга – те, которые встречаются вам за пределами вашего дома. В первую очередь, это люди, с которыми вы общаетесь.

 

 

Из-за алкоголя не просто путается язык. Он также меняет восприятие. Вот вам домашнее задание: отправляйтесь на вечеринку, но пейте только лимонад или минеральную воду. Не притрагивайтесь к алкоголю. Наблюдайте за друзьями, которые будут пить горячительные напитки. Пусть это станет для вас уроком актерского мастерства.

 

Эд Хуке. Актерский тренинг

 

 

Упражнение 4

 

Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдая за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».

 

 

Упражнение 5.

 

 

«Зеркало»

 

Это упражнение предложено Л. М. Шихматовым. Два актера становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, чти «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося. Можно делать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются местами. (Можно поставить пустую раму и делать упражнение через раму.) [4]

 

 

Упражнение 6

 

Задание такое же, как и в предыдущем упражнении, но, совершая все эти действия, разыграйте этюд на основе диалога из книги Рута Мартона «Э. М. Ремарк. Береги себя, мой ангел. Интимный портрет писателя»:

 

– Гарбо жила тогда с Джоном Гилбертом. Как-то раз ей не спалось, и она рано утром спустилась к нему в номер, открыла дверь и увидела, как Джон лезет в комнату через открытое окно. Она была, конечно, вне себя.

 

– Где ты был? – потребовала она ответа.

 

– Я? Естественно, в кровати.

 

– Но ты только что прошмыгнул сюда…

 

– Нет, я крепко спал! Ты меня разбудила.

 

– Лучшая защита – это нападение, – прервал свой рассказ Бони [так Мартон называет Ремарка. – Прим. ред.],

Упражнение 3

 

Возьмите в качестве объекта наблюдения любой объект из вашего ближнего круга, например, чайную ложечку, и придумайте его «историю». Не ограничивайте свою фантазию, выдумывайте, творите, даже если ваша история будет похожа на сказку.

 

 

Наблюдения за объектами дальнего круга

 

 

Объекты дальнего круга – те, которые встречаются вам за пределами вашего дома. В первую очередь, это люди, с которыми вы общаетесь.

 

 

Из-за алкоголя не просто путается язык. Он также меняет восприятие. Вот вам домашнее задание: отправляйтесь на вечеринку, но пейте только лимонад или минеральную воду. Не притрагивайтесь к алкоголю. Наблюдайте за друзьями, которые будут пить горячительные напитки. Пусть это станет для вас уроком актерского мастерства.

 

Эд Хуке. Актерский тренинг

 

 

Упражнение 4

 

Актеры становятся друг напротив друга в два ряда. Первый делает какое-либо движение. Второй (стоящий напротив него) повторяет это движение. Третий (стоящий рядом с первым в противоположном ряду), наблюдая за вторым, делает то же движение. Так, движение, заданное первым, повторяется «зигзагом».

 

 

Упражнение 5.

 

«Зеркало»

 

Это упражнение предложено Л. М. Шихматовым. Два актера становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, чти «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося. Можно делать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются местами. (Можно поставить пустую раму и делать упражнение через раму.) [4]

Каждый предложенный этюд разыгрывайте, стараясь найти точки внимания при взаимодействии с партнером.

 

 

Упражнение 12

 

Молодожены в зале бракосочетания. Они только что расписались, надели кольца. Звучит музыка, они должны станцевать свой свадебный танец. Они долго репетировали этот вальс, брали уроки. Но невеста чувствует, что у нее качается каблук, и если она будет сильно наступать на ногу, каблук может отвалиться. А хромать в танце не хочется – тем более что все снимают на видео.

 

Когда мы несколько раз сыграли пьесу перед публикой, я наконец извлек для себя важный урок: подыгрывайте тому, что делает ваш партнер по сцене.

 

Эд Хуке. Актерский тренинг\

 

Будьте непредсказуемым

 

Один из самых ценных подарков, который вы можете преподнести своему партнеру по сцене – непредсказуемость. Даже если он знает, что будет дальше, потому что вы сто раз репетировали эту сцену, вам все же нельзя быть предсказуемым. Он никогда не должен знать наверняка, что вы собираетесь делать.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.137 с.)