Прочтите следующий отрывок из романа Ф. М. Достоевского «идиот». Определите сверхзадачу и сквозное действие каждого из персонажей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочтите следующий отрывок из романа Ф. М. Достоевского «идиот». Определите сверхзадачу и сквозное действие каждого из персонажей.



Тренинговое задание №8

 Сходите куда-нибудь в компанию: на вечеринку, в кафе или еще куда-нибудь, где можно понаблюдать за людьми. Выберите пару человек и на основе их внешнего вида, Стр. 105 манеры держаться, жестикуляции, интонаций голоса, придумайте для них «роман жизни». Определите сверхзадачу и сквозное действие для каждого из них в данный отрезок времени. Наблюдения запишите.

 

Тренинговое упражнение №9

Запишитесь в театральную библиотеку и возьмите там несколько небольших пьес: три новые, современных авторов (лучше всего -малоизвестные); и три классические пьесы па наш выбор. Если в вашем городе нет театральной библиотеки, но у вас есть интернет, то можно порекомендовать онлайновую библиотеку театр - студии «У паровоза», где, кроме полного собрания классики, постоянно публикуются пьесы современных авторов (http://www/theatre-studio.ru/library) Прочитывайте по одной пьесе в день. Не проводя глубокого анализа, коротко запишите с основную идею пьесы и свои впечатления. Соблюдайте правила первого прочтения пьесы изложенные в следующем параграфе.

Тренинговое задание №11

Вспомните и запишите все события, которые произвели на вас яркое, неожиданное впечатление. События могут быть любыми: радостными, трагическими, серьезными (в том смысле, что они серьезно повлияли на вашу жизнь) или проходящими. Представьте себе, что эти события произошли с вами не когда-то давно, а только что. Какое бы впечатление они произвели на вас?

Тренинговое задание №13

 Прочитайте следующие отрывки и постарайтесь своими словами определить жанр каждого из них. Объясните ваше решение.

 

«Одним из основных слагаемых в нашей работе, — пишет Товстоногов, — является воображение, которое должно быть гибким, подвижным и конкретным.

Вот почему я снова и снова повторяю: режиссеру нужно изучать жизнь, и не просто изучать, а научиться связывать запас жизненных впечатлений с особенностями творческого воображения.

Тренинговое задание №14

 Внимательно прочитайте отрывок из повести Л. Н. Толстого «Холстомер». Создайте «роман жизни» для каждого из героев отрывка. Выстройте свой собственный режиссерский замысел сценического решения данного Стр. 174 отрывка. Кого из действующих лиц вы могли бы сыграть? Как по-вашему, какой жанр для инсценировки данного отрывка подошел бы лучше всего? Результаты запишите в дневник.

Каждая минута, каждая секунда сценического действия есть беспрерывный поединок.

Тренинговое задание №15

В качестве тренингового задания к этой главе мы предлагаем вам запись урока Г.А. Товстоногова, где он учит студентов обнаруживать конфликт в произведениях разных жанров. Ознакомьтесь с уроком, а затем прочитайте отрывок, о котором шла речь. Согласны ли вы с Товстоноговым и его учениками? Нет ли «данном отрывке другого подтекста, который бы мог вскрыть другой уровень конфликта? Запишите свои мысли в дневник.

 

Тренинговое задание №17

Это Тренинговое упражнение предлагал своим ученикам Михаил Чехов. Оно так и называется — «тренинг атмосферы

 Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой (как оно может быть наполнено светом или запахом). Представляйте вначале простые, спокойные атмосферы, например: уют, благоговение, одиночество, предчувствие (радостное или печальное) и т.п. не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание воображаемым обстоятельствам, якобы создающим данную атмосферу. Представляйте себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас в вашем окружении. Продолжайте это с целым рядом различных атмосфер. Выберите одну атмосферу. Сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас атмосферой. Повторяйте это простое движение, пока вы не почувствуете: ваша рука пронизана атмосферой и в движении своем выражает и отражает ее. Перейдите к более сложным движениям: встаньте, сядьте, лягте, возьмите предмет, положите его и т.п. Добивайтесь тех же результатов, что и в предыдущем случае. Стр. 239 Произнесите одно слово (сначала без движения) в созданной вами атмосфере. Следите за тем, чтобы оно прозвучало в гармонии с ней. Произнесите короткую фразу в определенной атмосфере. Соедините эту фразу

с соответствующим ей простым движением. Проделайте это упражнение в различных атмосферах. Снова проделайте все вариации описанного выше упражнения с такими атмосфе-рами, как экстаз, отчаяние, паника, ненависть, пламенная любовь и т.п. перейдите к следующему варианту упражнения. Окружите себя атмосферой. Вживитесь в нее. Найдите простое движение, органически вытекающее из атмосферы. Проделайте его несколько раз. Перейдите к более сложному движению, исходя из той же атмосферы. Выполните простое бытовое действие. Присоедините к нему слова. Сделайте их более сложными и продолжайте упражнение, пока оно не примет вид законченной импровизации. Создайте вокруг себя атмосферу и, побыв в ней некоторое время, вызовите в своей памяти соответствующие ей образы из жизни. Атмосфера душевного холода, на-пример, может вызвать образ официального учреждения и т.п. Читайте пьесы и литературные произведения, интуитивно (не рассудочно) Стр.

определяя атмосферы, сменяющие одна другую. Создайте мысленно "партитуру" следующих одна за другой атмосфер. Вживаясь в различные атмосферы, старайтесь осознать динамику, волю каждой из них. Начните двигаться в гармонии с этой динамикой. Постепенно усложняя ваши движения, перейдите к импровизации. Если вы упражняетесь не один, делайте импровизации двоякого рода: 1. Все участники, охваченные определенной атмосферой, живут индивидуальными чувствами, родственными атмосфере. 2. Один из участников живет чувствами, противоположными общей атмосфере. С группой партнеров приготовьте небольшой отрывок. При работе над ним ста-райтесь исходить из атмосферы не только в игре, но и в выборе мизансцен. Обсудите с партнерами возможные декорации, свет и сценические эффекты, соответствующие атмосфере отрывка. Старайтесь в повседневной жизни замечать атмосферы, в сферу которых вы вступа-ете. Слушайте их, как музыку. [11]

Тренинговое задание № 19

1) прочтите следующий отрывок из пьесы Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия». Постарайтесь найти физическое действие для каждого из персонажей. Повторите это действие. Запишите свои ощущения. Стр. 257 2) Подумайте, кого бы из действующих лиц могли бы сыграть вы сами. «Назначьте» на роли остальных персонажей известных актеров -тех, кто, по вашему мнению, подходит к той или иной роли больше всего. Перечитывая сцену, проиграйте ее в воображении — с интонациями, характерными для каждого актера. Поставьте перед каждым актером ряд задач:  ярче выразить ту или иную черту характера,  усилить или ослабить интонацию, чувство,  сыграть сдержанно, спокойно,  сыграть бурно, эмоционально,  ускорить или замедлить темп сцены.

 

Тренинговое задание №20

Прочитайте следующий отрывок из пьесы Л. Зорина «Римская комедия». Составьте «роман жизни» для каждого персонажа. Постарайтесь найти зерно роли для каждого из них. Составьте несколько этюдов на основе это- го отрывка. По импровизируйте с текстом. Измените обстоятельства большого, среднего и малого кругов. Измените жанр пьесы. Произносите текст в разных состояниях. Найдите физическое действие для каждого действующего лица.

 

«Зерно» роли — это такая особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах, не только заданных автором, а в любых обстоятельствах жизненного порядка, в новом качестве.

 

«перевоплощение — это награда артисту за огромный напряженный труд, в результате которого перевоплощение или приходит, или нет. Причем я лично не склонен упрекать ар-тиста, если этот процесс до конца не завершился, при условии, что работа над образом протекала органично и верно. Ибо это уже область вдохновения, область подсознательного взрыва.

 

Роль от роли, образ от образа отличаются не только разными предлагаемыми обстоятельствами, но и способом их отбора. Для оп-ределения склада сценической жизни одного персонажа имеет значение, например, его самочувствие, характер работы, даже погода; для построения логики жизни другого персонажа все это может оказаться неважным и ненужным, потому что заданная автором тональность его жизни, весь ее строй требуют совершенно другого.

 

 

Юрий Альшиц.

«Практикум»

Упражнение

Чистка

Настроиться на работу,

устроить себе рабочее место. От

этого зависят продуктивность,

качество труда. И удовольствие

от него. Когда рабочий стол или

студия хорошо организованы, то

и работа идет легко.

Никого в студии нет. Вам

никто и не нужен. Не нужны ни

тряпка, ни веник, ни щетка. Пусть

ваши руки сыграют роли этих

необходимых для уборки вещей.

Не дотрагиваясь руками, очистите стены, пол, все, в том

числе и самые отдаленные углы

вашего рабочего помещения.

Энергетически затрачивайтесь

так, как если бы вы реально

вытирали пыль и выгребали му-

сор. Отнеситесь к этому акту с

полной ответственностью, как к

ритуалу.

 

Упражнение 2.

Секс на сцене

Упражнение основано на старинном

обычае ацтеков: в жилище тяжелоболь-

ного человека приходили молодые

люди и энергетически мощными

сексуальными движениями

имитировали половой акт с

отдельными частями пространства.

Они как бы оплодотворяли мертвую

среду. Возвращали ее к жизни. Давали

энергию. Создавалось мощное поле, в

котором больной выздоравливал гораз-

до быстрее. Акт, подобный этому,

проводили и артисты небольшого

театра. Они наполняли пространство

энергией за счет сексуальных

движений, звуков и слов. Занимаясь с

пространством сексом, они

подготавливали таким образом

сцену к спектаклю. На меня это произ-

вело сильное впечатление. Минут

через двадцать сцена была как печка, и

даже я почувствовал себя опять

молодым.

После спектакля я говорил актрисам

этого театра, что и нам, европейцам,

обязательно нужно делать подобные

упражнения. «Одна проблема, —

сказала мне с улыбкой красивая

мексиканка, — актеры в Европе в

своем большинстве атеисты». Я с ней

согласился.

 

 

Снегоуборочная машина

Пространство материально и имеет

массу. Попробуйте собрать ее.

Загребая руками и ногами, как

снегоуборочная машина, вберите в

себя как можно больше этой массы.

Почувствуйте, как вы наполняетесь

ею.

 

Упражнение

Новоселье

Пересеките пространство

студии или сцены в различных

направлениях и попытайтесь

определить, где вы себя чув-

ствуете уютно, комфортно, а

где нет. Ощутите самые густые

энергетические участки — они

являются наиболее активными

точками на сцене и

и как бы

помогают играть. Это

исследование, этот поиск фо-

кусов энергетических потоков

нужно делать не спеша и не

один раз. Потратьте на это

время. Почувствуйте

помещение, где вам придется

многое ощутить, передумать и

сделать. Важно найти в нем

«свое» место..

 

Упражнение

Живая студия

Когда вы ходите в

одиночестве по сцене, не

думайте, что вы одни. Все окру-

жающие нас предметы с точки

зрения энергии живы. На этом

утверждении построено

следующее упражнение.

Актер должен представить

себе, что все находящееся на

сцене — живое. Каждый

предмет. Стул, на котором он

сидит, пол, по которому ходит.

Со всеми предметами, с

которыми соприкасаетесь, надо

обращаться осторожно —

ступать мягко, «по-кошачьи»,

резко не садиться и не

вставать. Брать и переставлять

вещи деликатно.

 

Упражнение

Комбинация звуков

Прислушайтесь ко всем

окружающим шумам:

— к шумам, раздающимся за

окном;

— к шумам внутри дома;

— к шумам внутри студии;

— к шумам внутри вас.

Любимая игра Будды с учениками заключалась в следующем: Учитель

бросал одно слово, по которому ученики строили целую мысль. Нет более

мудрого испытания актерского сознания, мышления и способности к

анализу текста. Такие слова- и фразы-одиночки могут, как вехи, соткать

весь рисунок сцены — ее атмосферу, смысл, философию. По такому

рисунку легко определить, какими мыслями горит актер, что является

полем его игры.

 

Возьмите текст, над которым Вы сейчас работаете и попытайтесь выразить его в трех словах, это как Хокку.

«Вижу Ирис на берегу,

А вот другой- До чего же похож!

Отражение в воде!»

 

 

Освобождение внутреннее. Именно оно является целью всех

религий, всех эпох и народов и всех тренингов. Тут более высокий смысл

.

Упражнение

«Доброе утро»

Свободно и не спеша

передвигаясь по студии,

поприветствуйте своих коллег

этими словами: «Доброе утро!»

Не торопитесь и не бросайте их

на ходу. Кого встретите по

дороге, тому и скажите: «Доброе

утро!»

 

Упражнение «Вода»

Представьте, что в студии Вода и пробирайтесь сквозь нее, представляя льды. Раздвиньте их руками, дышите, плывите дальше сквозь воду.

 

ЗАМЕТКИ ИЗ ТЕТРАДИ

«Упражнения могут быть разными: и простыми, и сложными - это

неважно. Важно, чтобы они работали как ловушки. В упражнениях

должна быть обманчивая простота. Простое упражнение, скорее

открывает актера к работе, сложное — часто отпугивает. Не

относитесь свысока к простым упражнениям — это приманки. Они

должны задевать инстинкт, возмущать психику актера, а не только его

интеллект. Я могу сказать, что в основном занимаюсь игровым

тренингом.

1

В. Биркенбил.

Сигналы уровня содержания сообщают информацию, в то время как сигналы уровня отношений сообщают информацию об информации!

Лишь эти сигналы показывают нам, что одни слова сказаны всерьез, другие в шутку, третьи с досадой. Понятно, что отношение может быть позитивным или негативным. Пока оно позитивно, мы обычно осознанно не воспринимаем его сигналы, но вот если оно переходит в негативное, то становится важным, заслоняя собой все другое! И вот уже мы «слышим» только досаду и не воспринимаем больше содержание слов. В таких случаях психотерапевты говорят о психологическом тумане, который, подобно туману природному, поглощающему образы и звуки, «проглатывает» информацию уровня содержания. Значит, когда собеседник испытывает страх, чувствует себя задетым или оскорбленным, приходит в ярость, его способность рассуждать уменьшается в такой степени, насколько его чувства взяли верх над разумом. При этом некоторые центры в мозгу человека активизируются так сильно, что вызывают частичную мыслительную блокаду. И чем сильнее «затрагиваются» эти биологические центры, тем больше страдает качество общения.

На этом основании мы можем вывести правило:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.066 с.)