Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.



А. Эльянявис

К Году русского языка в Донецкой Народной Республике

«Я русский бы выучил только за то, что …» (В.В. Маяковский)

«Русский язык — язык, созданный для поэзии…» (П. Мериме)

«Язык – это брод через реку времени…» (В.М. Иллич-Свитыч – советский языковед, сотрудник Института славяноведения АН СССР)

IV-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.

Ораторская речь – это не сумма материалов, собранных из различных источников,

а оригинальное, рожденное в творческих муках, произведение.

Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства)

Что для меня значит быть патриотом.

Я – гражданин.

Социальная активность подростков: проблемы и возможности.

 

Длительность ораторского выступления – 2,5 минуты.

 

 P.S. Всего 100 баллов


ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Каждое слово языка, каждая его форма

есть результат мысли и чувства человека,

через которые отразились в слове природа страны и история народа.

К. Ушинский

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Великий русский поэт XIX века А.С. Пушкин в стихотворении «Ты и вы» мастерски использовал формы личных местоимений ты и вы. Какие семантические особенности личных местоимений использовал А.С. Пушкин в своём стихотворении? (3 балла)

Ты и вы Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! (А.С. Пушкин)

2. Прочитайте приведенные ниже предложения. Выделите существительные, которые употребляются с отступлением от грамматической нормы. В чем заключается это отступление? (5 баллов)

Для какого стиля речи характерно намеренное употребление форм, не соответствующих общепринятым нормам? С какой целью они употребляются? 

1. Хватит с меня этих отдыхов! (И.А. Бунин).

2. Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце (М. Цветаева).

3. Он создал тысячи диковин И может не бояться стуж (Б. Пастернак);

4. Земля! Зеленая планета!

Ничтожный шар в семье планет!

Твое величье – имя это,

Меж слав твоих – прекрасней нет! (В. Брюсов).

3. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте. (4 балла)

А) Восхитительный ночлег в пути.

Б) Ночлег в пути из-за непогоды.

4. Ответьте на вопрос. В каких предложениях слово свой – лишнее, а в каких – необходимо? Ответ обоснуйте. (3 балла)

А. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст.

Б. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.

В. Всегда спокойный, неизменно корректный, Антон Петров заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

5. Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година.

Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры. (7 баллов)

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

6. Напишите триолет на тему «Год русского языка» (8 баллов). Триолет – это стихотворение в восемь строк, из которых 4–я и 7–я повторяют первую, а 8-я – вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы. Например:

Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине. (В. Брюсов) Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя. (К. Бальмонт)

II-й уровень (2 задания: 10 баллов + 20 баллов = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу. (10 баллов)

Как известно, в основе правописания русских безударных гласных лежит простой принцип: надо найти слово, в котором та же часть слова оказывается под ударением. Обычно мы используем этот принцип для проверки корневых гласных: например, безударную гласную в корне слова комок мы проверяем словом ком. Однако и все другие части слова подчиняются тому же принципу. Например, суффикс слова шерстяной мы можем проверить таким словом, как жестянка; приставку слова записать мы можем проверить таким словом, как запись (обычно мы этого не делаем, потому что легко запомнить, что приставки зо - в русском языке не бывает, но тем не менее важно осознавать причину такого написания).

Дано слово предопределённость. Для каждой из пяти его безударных гласных укажите, является ли она проверяемой или нет; если да, приведите проверочное слово. При выполнении этого задания вы столкнётесь с определёнными сложностями. Опишите их.

8. Прочитайте текст. Проведите комплексную работу с текстом, ответив на вопросы и выполнив задания (20 баллов).

КОЛОКОЛЬНЯ

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить… (А. Солженицын)

План анализа текста

1. Определите тему и идею текста.

2. Укажите композицию текста.

3. Укажите смысловые части текста, установите отношения между ними, исходя из композиции (структуры) текста.

4. Определите жанр текста. Какова роль последнего предложения?

5. Выделите ключевые слова (смысловые доминанты), определите их функциональную роль. Какие «особые» слова вы обнаружили в тексте? Напишите их название.

6. Определите оценочную информацию текста, назовите риторические приёмы (тропы и фигуры), их функциональную роль в тексте.

7. Проанализируйте образ автора, тип авторского повествования (ведётся ли оно от 1-го, 2-го или 3-го лица).

8. Определите характер речи (монолог, диалог, полилог) и характер связи между предложениями в тексте (текст с цепными, параллельными, присоединительными связями).

9. Установите функцию текста (описание, повествование, рассуждение).

10. Укажите стиль. Назовите основные приметы стиля.

11. Определите наличие контекста и подтекста.

12. Дайте оценку полученной из текста информации (к кому обращается автор).

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 15 баллов за содержание + 15 баллов за языковое оформление = 30 баллов)

9. Напишите сочинение-эссе (180-200 слов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.012 с.)