Уважаемые участники муниципального/межлицейского этапа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уважаемые участники муниципального/межлицейского этапа



Республиканской олимпиады учащихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики

по русскому языку!

    Поздравляем вас с праздником – Днём олимпиады юных филологов! Днём великого русского языка и великой русской литературы! Днём любования словом! Днём квалифицированного читателя! Днём демонстрации всего того, что вы знаете и умеете!

Мы подготовили для вас интересные задания на определение уровня коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и произносить ораторскую речь!

    Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам презентовать риторические тексты, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, интересными работами и яркими ораторскими спичами.

Продолжительность ораторского выступленияот 1-й до 3-х минут. Оцениваются: остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора).Помните, что хороший ритор – это человек, защищающий свою точку зрения эффективно, уверенно и убедительно, решительно и ответственно.

На выполнение письменных заданий олимпиады и их самопроверку отводится три часа (180 минут).

На сайтах ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» http://www.donippo.org/ и отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены варианты эталонных ответов на задания муниципального/межлицейского этапов Республиканской олимпиады учащихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку.

Вы сможете вместе с педагогом-наставником провести совместный анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования.

Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями Республиканской олимпиады школьников по русскому языку!

Итак, начинаем!


ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО/МЕЖЛИЦЕЙСКОГО ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

 
  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова (3 балла).

2. Вставьте, где это необходимо, пропущенный согласный (5 баллов).

Ис …ку…ство, интел…игент, кавал...ерия, колон…а, гал...ерея, драм...атический, гум...анизм, кол...ичество, пьес...а, интел...ект.

3. Ответьте на занимательные вопросы, используя знания о русском языке (6 баллов).

а) Какое русское слово состоит из трех слогов и указывает на 33 буквы? (2 б.)

б) Мама пришла с работы и, увидев на кухонном столе стопку чистой посуды, спросила: «Чистые ли эти тарелки и чашки?» Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими?

в) Какзовут двух девочек, чьи имена образовали с помощью одной гласной и одной согласной букв?

4. Прочитайте отрывок из автобиографической книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки» и ответьте на вопрос: как именно девушка переврала фамилию? (2,5 балла).

«Вошли две девушки, одна покрупней, другая мелкая, обе расфуфыренные, как будто собрались на вечеринку, и с порога начали искать кого-то глазами. Я почувствовал, что меня.

Так и оказалось.

— Алеша здесь? – спросила которая покрупней, переврав, конечно, фамилию. – Алеша здесь?

— Да, да, я.»

5. Выполните задания (4 балла). Даны четыре группы глаголов с приставкой за-. Объясните принцип выделения групп.

а) забастовать, замаячить, засмеяться, заболевать;

б) засеять, застроить, заплевать, заштриховать;

в) затушевать, заровнять, затушить, заштопать;

г) закинуть, закатиться, заползти, засовывать.

6. Выполните задания (9,5 баллов). Распределите по группам, определённым в 5 задании, следующие глаголы: заблестеть, заглянуть, заделать, задуть, закапать, закидать, заклеить, заплакать, засыпать, затоптать. Приведите необходимые примеры. Если какие-то глаголы можно отнести к разным группам, отметьте это. Приведите примеры двух глаголов с приставкой за-, не относящихся ни к одной из данных групп.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу, выполнив задания последовательно: от 1 -го до 9 -го. (10 баллов)

1) Найдите предлог со значением отсутствия чего-либо 2) Подберите антоним к слову «лень» 3) Выберите одну из отрицательных частиц. 4) Составьте слово, взяв приставку из слова «выкройка», корень из слова «ловля», окончание любого глагола второго спряжения в форме 2-го лица единственного числа 5) Подберите слово со значением обитателя водоема с уменьшительным суффиксом 6) Подберите предлог со значение извлечения чего-либо откуда-либо. 7) Замените слово-украинизм «ставок» соответствующим русским эквивалентом. 8) Запишите полученное предложение. 9) В чем особенность данного изречения?

8. Прочитайте текст и выполните задания. (20 баллов)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И.С. Тургенев, июнь 1882 г.)

Задания

1. Говоря о стихотворении в прозе «Русский язык», поэт XX века Л. Озеров пишет: «Во все хрестоматии вошёл тургеневский гимн русскому языку. Эта песнь сопровождает человека от школьных лет до глубокой старости». В каких значениях употребляются в этом высказывании слова гимн, песня?

2. Укажите в тексте предложение, которое является риторическим вопросом.

3. Составьте схему последнего предложения. (3 б.) Определите его тип по цели высказывания.

4. Объясните орфограммы.

III-й уровень. Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

9. Напишите сочинение-миниатюру (70 слов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.007 с.)