Классификация нарушений зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация нарушений зрения



Луганск – 2019

УДК 372.83(092)
ББК 74.266.0 С23
С-14

Богданова Е.В. А .Н. ФединА.В., Толубицкая, И.Н. Григоренко

Рекомендации преподавателям, студентам, волонтерам и сотрудникам университета в рамках организации социокультурной среды студентам с патологией зрения / Е.В. Богданова, А.Н. Федин, А.В. Толубицкая, И.Н. Григоренко.  ГОУ ВПО ЛНР «Луган. нац. ун-т имени Тараса Шевченко». – Луганск: изд-во, КНИТА, – 2019. – 27 с.

 

 

В издании представлена информация о нарушениях зрения, функциональных ограничениях лиц с патологией зрения, стратегия межличностного взаимодействия и обучения, общения и подачи информации, функциональные ограничения лиц с патологией зрения, нормативно правовое обеспечение образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению).

Издание предназначено для преподавателей, волонтеров, кураторов, студентов и сотрудникам образовательных учреждений.

 

                                                                                                               

УДК 372.83(092)
ББК 74.266.0 С23
С-14

Утверждено заседании отдела реабилитации

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

(протокол № 8 от 2 октября 2019 года)

 

© Е. В. Богданова2019

© Отдел реабилитации ГОУ ВПО ЛНР

«Луганский национальный университет

имени Тараса Шевченко»2019


Содержание

Ведение………………………………………………...4

1. Классификация нарушений зрения……..…….......7

2. Психолого-педагогические особенности лиц нарушением зрения……………………………………9

3. Функциональные ограничения…………………...16

4. Стратегия межличностного взаимодействия и обучения перед началом занятий…………………...17

5. Размещение в аудитории…………………………20

6. Стратегия общения и подачи информации……...21

7. Стратегии межличностного взаимодействия…...22

8. Нормативно правовое обеспечение……………...25

Заключение…………………………………………..26

 

 

 

 

Ведение

В данном издании речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения. Данная информация будет полезна всем тем, кто не равнодушен, кто готов принять факт того, что рядом живут люди, которым нужна помощь, поддержка и простое человеческое участие.

Впервые мысль о способности незрячих к обучению была высказана французским просветителем и философом Дени Дидро в его сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим», написанном в 1749 году.

Первым, кто осуществил эту мысль на практике, был выдающийся тифлопедагог Франции – Валентин Гаюи, который в 1784 году открыл в Париже первую в мире школу для слепых детей; сконструировал печатный станок и оборудовал небольшую типографию, где печатал книги, разработанным им же рельефно-линейным шрифтом – «унциал»; изготовил приборы и матрицы для печатания рельефных наглядных пособий, исторических и географических карт и атласов.

Жизнь незрячего человека – это постоянная борьба (борьба с непониманием, жестокостью, одиночеством и даже с самим собой), а образование – это способ выйти в этой борьбе победителем, доказать, что он такой же человек, как и все, это способ самореализации, самораскрытия личности. И в этой ситуации педагогам – обычным школьным педагогам – отводится чуть ли не главная роль.

Каждая буква шрифта Брайля состоит из выпуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести дают возможность получить 63 знака, вполне достаточных для обозначения всех букв алфавита, цифр, знаков препинания, математических и нотных знаков.

Письмо рельефно-точечным шрифтом – одно из важнейших изобретений в области просвещения и социального процесса незрячих. Для письма незрячие применяют специальный прибор. Он состоит из двух металлических пластин, соединенных с одной стороны. Верхняя пластина имеет вид решетки, состоящей из рядов прямоугольных клеток. На нижнюю нанесены ряды вдавленных шеститочий, соответствующих по числу и размещению клеткам верхней пластины. Между пластинами закладывается плотная перфокарточная бумага, на которую пишущий специальным грифелем (короткий металлический стержень, вставленный в ручку) накладывает рельефные буквы. Учитывая то, что при письме рельефные точки отражаются на обратной стороне бумаги, пишут слепые справа налево, читают – слева направо. В письме участвуют обе руки, держа грифель правой рукой, слепой накладывает им точки, а указательным пальцем левой руки контролирует движение грифеля вдоль строки. Применение специальных пишущих машин значительно ускоряет письмо.

Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащихся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.

В современном обществе распространено мнение о том, что слабо видящий учащиеся во многом отличаются от своих сверстников, что незрячим присуща так называемая «психология» слепых. Некоторые специалисты заходят в своих суждениях столь далеко, что отказывают им в интеллектуальном равенстве со зрячими. Однако практика показывает, что это глубокое заблуждение. Все люди равны по природе своей. И среди незрячих есть люди активные и пассивные, добросовестные и безответственные; одни проявляют интерес по гуманитарным наукам, другие к математическим. Интеллектуальный уровень учащихся различен. Один класс совсем не похож на другой. Учитывая это, методы и формы работы в классах должны быть разнообразны.

Тем не менее, одна существенная особенность существует: лишенным зрения, дающего до 90% информации, людям в процессе жизни и деятельности приходится активно использовать функции сохранных анализаторов (в первую очередь, слуха), которые и играют основную роль в процессе обучения. Так, большинство учебного материала (основного и дополнительного) приходится воспринимать на слух, так как книг, напечатанных шрифтом Брайля, мало, а объем учебного материала постоянно увеличивается. При работе с компьютером незрячие учащиеся также используют специально разработанные «говорящие» программы, воспринимаемые на слух.

По оценкам, около 1,3 млрд человек в мире живут с той или иной формой нарушения зрения.

Что касается зрения вдаль, легкие нарушения зрения отмечаются у 188,5 млн человек, от умеренных до тяжелых – у 217 млн, тогда как 36 млн человек поражены слепотой.

Что касается зрения вблизи, с такого рода нарушениями зрения живут 826 млн человек.

В глобальных масштабах основными причинами нарушения зрения выступают нескорректированные аномалии рефракции и катаракта.

Приблизительно 80% всех случаев нарушения зрения, отмечающихся в мире, считаются предотвратимыми.

Большинство людей с нарушениями зрения входят в возрастную группу старше 50 лет.

 

 

Функциональные ограничения

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих детей возникают трудности в игре, учении. При этом развитие высших познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление. Звук – основной фактор ориентировки. Считается, что хорошо развито шестое чувство, позволяющее им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. Компенсация слепоты – целостное психическое образование, система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира.

У слабовидящих детей основным ориентиром является остаточное зрение, большое значение играет осязание. Речь сохранная, но сужена сфера активного общения, наблюдается вербализм. Мыслят на основе чувственного отражения. Уровень внимания низкий, характерна рассеянность и пассивность интересов.

 

 

Размещение в аудитории

Разрешайте студенту выбирать удобное для него место, так чтобы он хорошо слышал вас.

При групповой работе студент должен сидеть так, чтобы слышать всех участников обсуждения.

 

 

Заключение

Доступность образования для студентов с инвалидностью означает не только исключение архитектурных барьеров. Принципы «разумного приспособления» и «универсального дизайна» должны распространяться на весь образовательный процесс, на все формы и методы обучения, а также на иные аспекты образовательной политики университета.

Помните, что целью всех стратегий адаптации является не снижение требований и уровня образования, а создание условий для обучения студентов с инвалидностью наравне со всеми. Такие условия будут благотворно влиять на учебный процесс в целом. Приобщение других студентов к взаимодействию и помощи людям с инвалидностью научит их быть более внимательными и человечными.

Мы, как преподаватели, должны быть открытыми к происходящим изменениям и обсуждению потребностей студентов с инвалидностью. В кратких рекомендациях по определению невозможно описать все многообразие жизненных ситуаций. Если вы столкнетесь с чем-то, что мы не учли, и засомневаетесь, положитесь на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Не стесняйтесь спрашивать самих студентов об их потребностях и наедине обсуждать с ними варианты адаптации обучения. Они – эксперты, ведите с ними диалог!

Проявив понимание и педагогический такт, мы сможем своевременно оказывать помощь каждому студенту с инвалидностью, развить веру в собственные силы и возможности и – самое важное – помочь создавать настоящие истории успеха.

 

 

Информационное издание

 

Богданова Елена Виталиевна

Федин Алексей Николаевич

Толубицкая Анастасия Владимировна

Григоренко Иван Николаевич

 

Рекомендации преподавателям, студентам, волонтерам и сотрудникам университета в рамках организации социокультурной среды со студентами с патологией зрения

 

 

Под общей редакцией: Е. В. Богдановой

 

 

Подписано к печати 14.10.19. Формат 60х84/16.

Усл. печ. л. 1,5. Печать ризографическая.

Заказ №…Тираж 50 экз.

 

Отпечатано в ООО «Пресс-экспресс»

91034, г. Луганск, ул. Ватутина, 89а.

Тел.: (0642) 50-08-43

Луганск – 2019

УДК 372.83(092)
ББК 74.266.0 С23
С-14

Богданова Е.В. А .Н. ФединА.В., Толубицкая, И.Н. Григоренко

Рекомендации преподавателям, студентам, волонтерам и сотрудникам университета в рамках организации социокультурной среды студентам с патологией зрения / Е.В. Богданова, А.Н. Федин, А.В. Толубицкая, И.Н. Григоренко.  ГОУ ВПО ЛНР «Луган. нац. ун-т имени Тараса Шевченко». – Луганск: изд-во, КНИТА, – 2019. – 27 с.

 

 

В издании представлена информация о нарушениях зрения, функциональных ограничениях лиц с патологией зрения, стратегия межличностного взаимодействия и обучения, общения и подачи информации, функциональные ограничения лиц с патологией зрения, нормативно правовое обеспечение образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья (по зрению).

Издание предназначено для преподавателей, волонтеров, кураторов, студентов и сотрудникам образовательных учреждений.

 

                                                                                                               

УДК 372.83(092)
ББК 74.266.0 С23
С-14

Утверждено заседании отдела реабилитации

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

(протокол № 8 от 2 октября 2019 года)

 

© Е. В. Богданова2019

© Отдел реабилитации ГОУ ВПО ЛНР

«Луганский национальный университет

имени Тараса Шевченко»2019


Содержание

Ведение………………………………………………...4

1. Классификация нарушений зрения……..…….......7

2. Психолого-педагогические особенности лиц нарушением зрения……………………………………9

3. Функциональные ограничения…………………...16

4. Стратегия межличностного взаимодействия и обучения перед началом занятий…………………...17

5. Размещение в аудитории…………………………20

6. Стратегия общения и подачи информации……...21

7. Стратегии межличностного взаимодействия…...22

8. Нормативно правовое обеспечение……………...25

Заключение…………………………………………..26

 

 

 

 

Ведение

В данном издании речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения. Данная информация будет полезна всем тем, кто не равнодушен, кто готов принять факт того, что рядом живут люди, которым нужна помощь, поддержка и простое человеческое участие.

Впервые мысль о способности незрячих к обучению была высказана французским просветителем и философом Дени Дидро в его сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим», написанном в 1749 году.

Первым, кто осуществил эту мысль на практике, был выдающийся тифлопедагог Франции – Валентин Гаюи, который в 1784 году открыл в Париже первую в мире школу для слепых детей; сконструировал печатный станок и оборудовал небольшую типографию, где печатал книги, разработанным им же рельефно-линейным шрифтом – «унциал»; изготовил приборы и матрицы для печатания рельефных наглядных пособий, исторических и географических карт и атласов.

Жизнь незрячего человека – это постоянная борьба (борьба с непониманием, жестокостью, одиночеством и даже с самим собой), а образование – это способ выйти в этой борьбе победителем, доказать, что он такой же человек, как и все, это способ самореализации, самораскрытия личности. И в этой ситуации педагогам – обычным школьным педагогам – отводится чуть ли не главная роль.

Каждая буква шрифта Брайля состоит из выпуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести дают возможность получить 63 знака, вполне достаточных для обозначения всех букв алфавита, цифр, знаков препинания, математических и нотных знаков.

Письмо рельефно-точечным шрифтом – одно из важнейших изобретений в области просвещения и социального процесса незрячих. Для письма незрячие применяют специальный прибор. Он состоит из двух металлических пластин, соединенных с одной стороны. Верхняя пластина имеет вид решетки, состоящей из рядов прямоугольных клеток. На нижнюю нанесены ряды вдавленных шеститочий, соответствующих по числу и размещению клеткам верхней пластины. Между пластинами закладывается плотная перфокарточная бумага, на которую пишущий специальным грифелем (короткий металлический стержень, вставленный в ручку) накладывает рельефные буквы. Учитывая то, что при письме рельефные точки отражаются на обратной стороне бумаги, пишут слепые справа налево, читают – слева направо. В письме участвуют обе руки, держа грифель правой рукой, слепой накладывает им точки, а указательным пальцем левой руки контролирует движение грифеля вдоль строки. Применение специальных пишущих машин значительно ускоряет письмо.

Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащихся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.

В современном обществе распространено мнение о том, что слабо видящий учащиеся во многом отличаются от своих сверстников, что незрячим присуща так называемая «психология» слепых. Некоторые специалисты заходят в своих суждениях столь далеко, что отказывают им в интеллектуальном равенстве со зрячими. Однако практика показывает, что это глубокое заблуждение. Все люди равны по природе своей. И среди незрячих есть люди активные и пассивные, добросовестные и безответственные; одни проявляют интерес по гуманитарным наукам, другие к математическим. Интеллектуальный уровень учащихся различен. Один класс совсем не похож на другой. Учитывая это, методы и формы работы в классах должны быть разнообразны.

Тем не менее, одна существенная особенность существует: лишенным зрения, дающего до 90% информации, людям в процессе жизни и деятельности приходится активно использовать функции сохранных анализаторов (в первую очередь, слуха), которые и играют основную роль в процессе обучения. Так, большинство учебного материала (основного и дополнительного) приходится воспринимать на слух, так как книг, напечатанных шрифтом Брайля, мало, а объем учебного материала постоянно увеличивается. При работе с компьютером незрячие учащиеся также используют специально разработанные «говорящие» программы, воспринимаемые на слух.

По оценкам, около 1,3 млрд человек в мире живут с той или иной формой нарушения зрения.

Что касается зрения вдаль, легкие нарушения зрения отмечаются у 188,5 млн человек, от умеренных до тяжелых – у 217 млн, тогда как 36 млн человек поражены слепотой.

Что касается зрения вблизи, с такого рода нарушениями зрения живут 826 млн человек.

В глобальных масштабах основными причинами нарушения зрения выступают нескорректированные аномалии рефракции и катаракта.

Приблизительно 80% всех случаев нарушения зрения, отмечающихся в мире, считаются предотвратимыми.

Большинство людей с нарушениями зрения входят в возрастную группу старше 50 лет.

 

 

Классификация нарушений зрения

Слепые (незрячие) – категория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

Слабовидящие – категория лиц с нарушениями зрения, имеющие остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Могут иметь отклонения в состоянии зрительных функций.

Лиц с нарушениями зрения изучает тифлопедагогика.

Причины нарушения зрения

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно является следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора.

Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).

Люди с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.

Для лиц данной категории характерно:

– низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы.

– низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах (контур, силуэт, модель).

– низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения.

– плохое запоминание букв и цифр.

– невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов.

– пропуск или появление новых (лишних) элементов.

– низкий уровень овладения навыками письма и чтения.

– наличие серьёзных затруднений в копировании букв.

– появление зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

Наличие перечисленных трудностей у лиц с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению работоспособности и успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастаёт в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.

Нарушения зрения часто вызывает отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире. Это затрудняет их участие в коллективной работе. Чтобы усвоить и суметь передать, например, содержание статьи, студент должен многократно перечитать нужный материал, напрягая свое дефектное зрение.

Все особенности состояния зрения детей необходимо учитывать в педагогическом процессе. Только создание благоприятных условий в классе, наличие соответствующего оснащения на лекциях и практических занятиях, применение особых методов в работе могут сделать обучение школьников с нарушенным зрением успешным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.071 с.)