Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация физических упражненийСтр 1 из 4Следующая ⇒
Оглавление
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация составлено в соответствии с рабочей программой ПМ 05 Медико-социальная деятельность и является рабочей тетрадью для теоретических и практических занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация (реабилитация методом ЛФК). Рабочая тетрадь подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Рабочая тетрадь представляет собой сборник обучающих и контролирующих заданий и предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4-го года обучения медицинских колледжей. Рабочая тетрадь составлена согласно тематике занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация и содержит тестовые задания различного уровня сложности, таблицы, логические схемы, рисунки, ситуационные задачи и пр. Данное методическое пособие может быть использовано на занятиях по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемому междисциплинарному курсу, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и оптимизацию учебного процесса.
Список сокращений ЛФК – лечебная физкультура ЛГ – лечебная гимнастика ФУ – физические упражнения
С.С.С. – сердечно-сосудистая система И.П. – исходное положение Ж.К.Т. – желудочно-кишечный тракт АД – артериальное давление Р – пульс ДЖВП – дискинезия желчевыводящих протоков ПР – практическая работа Тема: «Реабилитация пациентов методом ЛФК. Общие основы ЛФК» Цель: знать:
Уметь:
Уважаемый студент, пользуясь лекционным материалом или учебником «Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж» Вам необходимо заполнить таблицу.
Помните! Способ назначения ЛФК определяет врач. Способ назначения ЛФК напрямую зависит от режима двигательной активности в стационаре, поэтому Вам необходимо знать и помнить основные характеристики, касающиеся ЛФК, каждого двигательного режима. Уважаемый студент! Заполните, пожалуйста, таблицу «Режимы движений в стационаре».
В санаторно-курортных типах ЛПУ в кабинете ЛФК применяются: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы движений.
Уважаемый студент! Для изучения последующих тем по ЛФК Вам необходимы знания по видам физических упражнений, поэтому Вашему вниманию предлагается текст «Классификация физических упражнений». Вам необходимо прочитать данный текст и заполнить графологическую структуру. Задача № 1. У пациента правосторонняя пневмония, расширенно-постельный режим двигательной активности. 1. Сформулируйте задачи ЛГ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте характеристику данного режима __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Дайте рекомендации по специальным ФУ (впишите упражнения). __________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2. У больного левосторонний экссудативный плеврит, свободный режим. 1. Сформулируйте задачи ЛГ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте характеристику данного режима __________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Дайте пациенту физкульт-рецепт: ________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уважаемый студент! Определите, на каком рисунке изображены упражнения на тренировку вдоха, а на каком на тренировку выдоха и впишите ниже рисунка. Укажите при каких заболеваниях тренируется вдох или выдох.
________________________________ _______________________________ ________________________________ _______________________________ Вы справились с заданиями? Молодцы! с особенностями проведения дыхательных гимнастик Вы будете знакомиться на практическом занятии. Тема: «Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями Органов пищеварения». Цель: Знать:
Уметь:
Уважаемый студент! Заполните задания кроссворда.
Вопросы по вертикали: 1. Опущение желудка… 3. Приоритетная задача ЛГ при холецистите… 5. Задача «повысить тонус кишечника» ставится при ………. колите 7. Нагрузка при гастритах с пониженной секрецией… 8. При гастритах с повышенной секрецией ЛГ проводим за 20-40 мин. до приема ……. 12. Физкульт-рецепт при гастроптозе «плуг» и «………….» 14. Амплитуда упражнений при гастроптозе… 15. Несколько ФУ составляют ……… ЛГ 18. При заболеваниях органов пищеварения в комплекс включаем ……… дыхание
19. На мышцы живота при гастрите с повышенной секрецией работаем ……… Вопросы по горизонтали: 2. Темп упражнений при гастроптозе… 4. Бывает спастический и тонический… 6. Задача «снять спазм кишечника» ставится при …….. колите 9. При занятиях ЛФК необходимо активизировать кровообращение органов ………. 10. При гастроптозе работаем по методике… 11. При гастроптозе в И.П. лежа на спине под таз нужно подложить ……. 13. Специальные ФУ при атоническом колите применяются на укрепление ……… 16. Со временем нагрузку при гастроптозе ……… 17. При холецистите для оттока желчи включаем позу …… 20. И.П., используемые при гастрите с нормальной секрецией…
Уважаемый студент! Пользуясь дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, заполните таблицу.
На теоретическом занятии мы с Вами знакомились с методикой ЛГ по Степанову при гастроптозе. Далее Вам необходимо нижеперечисленные физические упражнения расставить по порядку, согласно данной методике (делаем работу, расставляя цифры по порядку).
Гастроптоз. И.П. – лежа на спине, валик под ягодицы. Ноги согнуть в коленях, одновременно подтягивание руками колен к груди. И.П. – лежа на спине, валик под ягодицы. Упираясь на стопы и локти поднять таз и задержать на 4-5 с. И.П. – лежа на спине, валик под ягодицы. Левую ногу поднять вверх и поднимаем таз, далее ногу меняем. Упражнение «Березка». Упражнение «Плуг». И.П. – лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное отведение прямых ног в стороны. И.П. – коленно-локтевое, ногу вверх «1», шагнуть скрестно «2», вверх «3», в И.П. «4» и другой ногой. И.П. – колено-локтевое. Наклоняем таз влево «1», вправо «2». И.П. – коленно-грудное. Поочередное поднятие прямых ног. И.П. – то же. Описываем круги прямыми ногами. И.П. – коленно-кистевое. Одновременное поднятие левой руки и правой ноги «1», на «2» в И.П., «3» - меняем руку и ногу, «4» - в И.П. И.П. – коленно-кистевое. Шагнули левым коленом между рук «1», на счет «2» в И.П., далее тоже правой ногой. И.П. – стопо-кистевое. Кисти рук на месте, а ноги скрестным шагом описываем полукруг. И.П. – стопо-кистевое. Левую ногу подтянули к груди. Затем правую.
И.П. – то же. На «1» опускаем локти, на «2» на колени, на «3» на четвереньки, «4» в И.П. И.П. коленно-кистевое – диафрагмальное дыхание.
Все ли И.П. прослеживаются в данном комплексе? Если нет, то впишите, какое еще И.П. можно включить в комплекс ________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Вернитесь, пожалуйста, к учебным целям и проанализируйте свою работу. С особенностями проведения лечебной гимнастики будете знакомиться на практических занятиях. Тема: «ЛФК при нарушениях осанки». Цель: Знать:
Уметь:
Дайте определение. Осанка – это __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемый студент! Укажите формы спины. А – _______________________________________________________________________ Б – _______________________________________________________________________ В – _______________________________________________________________________ Г – _______________________________________________________________________ Д – _______________________________________________________________________
Заполните схему.
Виды нарушения осанки
в сагиттальной плоскости во фронтальной плоскости
Рассмотрите рис. 2. и опишите правильное положение ученика за рабочим столом. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемый студент! Мы должны стремиться к профилактической медицине. Форм санитарно-просветительской работы очень много. Вам необходимо составить памятку для родителей или для школьников по профилактике нарушения осанки. При составлении памятки можете использовать нижеизложенный текст и можно пользоваться другими источниками знаний.
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить. Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп. У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области. Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют: · своевременное правильное питание; · свежий воздух; · подбор мебели в соответствии с длиной тела; · оптимальная освещённость; · привычка правильно переносить тяжёлые предметы; · привычка правильно сидеть за столом; · расслаблять мышцы тела; · следить за собственной походкой. Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5см (ребром проходит ладонь}, голова слегка наклонена вперёд. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15-17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале ив конце комплекса оздоровительной гимнастики. Пользуясь дополнительной литературой по ЛФК и Интернет-ресурсами, заполните таблицу.
Уважаемый студент! Возвращаемся к учебным целям. Вы достигли поставленных целей? Молодцы! На практическом занятии Ваши знания по данной теме также пополнятся и Вы познакомитесь с особенностями проведения корригирующей гимнастики. Тема: «Реабилитация методами ЛФК и массажа неврологических пациентов». Цель: Знать:
Уметь:
Уважаемый студент! Дайте определение. Остеохондроз – это ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните схему. Причины остеохондроза
Вы прекрасно знаете, что любое заболевание легче предупредить, чем его лечить. Перечислите основные принципы профилактики остеохондроза: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уважаемый студент! Далее Вам представлена небольшая информация по профилактике шейного остеохондроза. Данная информация Вам может пригодиться при составлении памяток, бесед для пациентов. Оглавление
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация составлено в соответствии с рабочей программой ПМ 05 Медико-социальная деятельность и является рабочей тетрадью для теоретических и практических занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация (реабилитация методом ЛФК). Рабочая тетрадь подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Рабочая тетрадь представляет собой сборник обучающих и контролирующих заданий и предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4-го года обучения медицинских колледжей. Рабочая тетрадь составлена согласно тематике занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация и содержит тестовые задания различного уровня сложности, таблицы, логические схемы, рисунки, ситуационные задачи и пр. Данное методическое пособие может быть использовано на занятиях по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемому междисциплинарному курсу, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и оптимизацию учебного процесса.
Список сокращений ЛФК – лечебная физкультура ЛГ – лечебная гимнастика ФУ – физические упражнения С.С.С. – сердечно-сосудистая система И.П. – исходное положение Ж.К.Т. – желудочно-кишечный тракт АД – артериальное давление Р – пульс ДЖВП – дискинезия желчевыводящих протоков ПР – практическая работа Тема: «Реабилитация пациентов методом ЛФК. Общие основы ЛФК» Цель: знать:
Уметь:
Уважаемый студент, пользуясь лекционным материалом или учебником «Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж» Вам необходимо заполнить таблицу.
Помните! Способ назначения ЛФК определяет врач. Способ назначения ЛФК напрямую зависит от режима двигательной активности в стационаре, поэтому Вам необходимо знать и помнить основные характеристики, касающиеся ЛФК, каждого двигательного режима. Уважаемый студент! Заполните, пожалуйста, таблицу «Режимы движений в стационаре».
В санаторно-курортных типах ЛПУ в кабинете ЛФК применяются: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы движений.
Уважаемый студент! Для изучения последующих тем по ЛФК Вам необходимы знания по видам физических упражнений, поэтому Вашему вниманию предлагается текст «Классификация физических упражнений». Вам необходимо прочитать данный текст и заполнить графологическую структуру. Классификация физических упражнений
Физических упражнений очень много и действие их на организм весьма разнообразно. Для удобства использования физических упражнений в занятиях лечебной физкультурой они систематизированы (Мошков В. Н., 1972). Эта классификация удобна, и ею необходимо пользоваться. Все физические упражнения разделены на 3 группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры. Гимнастическими называются упражнения, состоящие из искусственно сочетанных движений, которым можно произвольно выбирать ИП, амплитуду и темп движения, количество повторений и т. п. С помощью их можно избирательно, и дозировано оказывать лечебное и тренирующее воздействие на отдельные сегменты аппарата движения, отдельные органы и на весь организм в целом. Они используются для восстановления подвижности в суставах и укрепления мышц, для растягивания плевральных спаек, улучшения перистальтики кишечника и др. Гимнастические упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и дыхательные. Дыхательные упражнения бывают статические и динамические. Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются в положении стоя, сидя и лежа. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных ИП с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер, предупреждения образования плевральных спаек или их растяжения и формирования наиболее рационального сочетания дыхания и движений. Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох — уменьшению. При различных заболеваниях часто нарушается механизм дыхания и проявляется несовершенство его произвольной регуляции. Поэтому необходимо обучать больных полному дыханию с первых занятий. Дыхательные упражнения применяют в чередовании с общеукрепляющими и особенно широко при заболеваниях кровеносной системы и дыхательного аппарата, дыхательную гимнастику в чистом виде не применяют, так как она вызывает гипервентиляцию. Для усиления или уменьшения вентиляции отдельных долей легкого при заболеваниях и при обучении правильному полному дыханию следует выбирать наиболее рациональные ИП и помнить, что у женщин преимущественно грудной, а у мужчин брюшной типы дыхания. Брюшному дыханию лучше всего обучать в ИП лежа на спине, ноги прямые, правая ладонь лежит на животе, левая — на груди. Начинают с продолжительного выдоха через рот при сжатых губах. Затем производится вдох через нос — диафрагма сокращается, уплощается, опускается в брюшную полость и в свою очередь поднимает уже снизившееся внутрибрюшное давление и вместе с ним переднюю стенку живота (живот выпячивается). При положении сидя на гимнастической скамейке, брюшное дыхание значительно ограничивается, а грудное увеличивается и происходит наиболее полная вентиляция верхушек легких. В положении стоя или сидя на обычном стуле с опорой туловища на спинку стула осуществляется лучше всего смешанное дыхание с полной вентиляцией средних долей легких. При необходимости увеличить вентиляцию в больном легком дыхательные упражнения выполняются в ИП лежа на здоровом боку или блокированием здоровой стороны путем нажатия на нее рукой в положении сидя или стоя. Если показано уменьшение вентиляции в больном легком, то упражнения проводят в положении лежа на больной стороне или в других положениях с блокированием ее рукой. Вдох следует всегда производить через нос. Только при длительном беге, других физических упражнениях большой интенсивности и тяжелой физической работе, когда не хватает носового дыхания, вдох можно и нужно делать через нос и рот одновременно. Фаза вдоха должна быть короче фазы выдоха во всех случаях. Общеразвивающие упражнения применяются с целью повышения физической подготовки, восстановления и совершенствования физических качеств 1) по анатомическому признаку; 2) признаку активности; 3) характеру упражнения; 4) в зависимости от используемого снаряда.
По анатомическому признаку различают упражнения для мышц шеи, пояса верхних конечностей (плечевой пояс) и верхних конечностей, туловища, мышц тазового дна и мышц нижних конечностей. По признаку активности упражнения подразделяют на активные и пассивные. Пассивные физические упражнения выполняются другим лицом, а больной находится в пассивном состоянии. Применяются они, когда активные движения у больного полностью отсутствуют или сильно ограничены (параличи и выраженные парезы конечностей).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.201 с.) |