Классификация физических упражнений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация физических упражнений



Оглавление

Содержание Страницы
1. Пояснительная записка 2. Список сокращений 3. Тема «Реабилитация пациентов методом ЛФК. Общие основы ЛФК» 4. Тема «Массаж в реабилитации пациентов» 5. Тема Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. 6. Тема «Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями органов дыхания» 7. Тема «Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями органов пищеварения». 8. Тема «ЛФК при нарушениях осанки». 9. Тема «Реабилитация методами ЛФК и массажа неврологических пациентов». 10. Тема «Особенности ЛГ в акушерстве и гинекологии». 11. Список литературы для студентов 4 4 5 – 12   13 – 15 16 – 19   20 – 22   23 – 25   26 – 30 31 – 37   38 – 42 43

 


Пояснительная записка

 

Учебно-методическое пособие по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация составлено в соответствии с рабочей программой ПМ 05 Медико-социальная деятельность и является рабочей тетрадью для теоретических и практических занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация (реабилитация методом ЛФК).

Рабочая тетрадь подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело».

Рабочая тетрадь представляет собой сборник обучающих и контролирующих заданий и предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4-го года обучения медицинских колледжей.

Рабочая тетрадь составлена согласно тематике занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация и содержит тестовые задания различного уровня сложности, таблицы, логические схемы, рисунки, ситуационные задачи и пр.

Данное методическое пособие может быть использовано на занятиях по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемому междисциплинарному курсу, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и оптимизацию учебного процесса.

 

 

Список сокращений

ЛФК – лечебная физкультура

ЛГ – лечебная гимнастика

ФУ – физические упражнения

С.С.С. – сердечно-сосудистая система

И.П. – исходное положение

Ж.К.Т. – желудочно-кишечный тракт

АД – артериальное давление

Р – пульс

ДЖВП – дискинезия желчевыводящих протоков

ПР – практическая работа


Тема: «Реабилитация пациентов методом ЛФК. Общие основы ЛФК»

Цель: знать:

  • формы ЛФК;
  • принципы проведения ЛФК;
  • способы назначения ЛФК;
  • способы дозировки в ЛФК;
  • характеристику двигательных режимов в стационаре;
  • разновидности физических упражнений.

Уметь:

  • работать с дополнительной литературой по ЛФК и выбирать главное;
  • структурировать теоретический материал.

 

Уважаемый студент, пользуясь лекционным материалом или учебником «Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж» Вам необходимо заполнить таблицу.

Способы назначения ЛФК Формы ЛФК Принципы проведения ЛФК Способы дозировки в ЛФК
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

 

Помните! Способ назначения ЛФК определяет врач.

Способ назначения ЛФК напрямую зависит от режима двигательной активности в стационаре, поэтому Вам необходимо знать и помнить основные характеристики, касающиеся ЛФК, каждого двигательного режима.

Уважаемый студент! Заполните, пожалуйста, таблицу «Режимы движений в стационаре».

  Строгий постельный режим Расширенный постельный Палатный режим Свободный режим
Время процедуры        
Исходное положение        
Максимально допустимое учащение пульса        

 

В санаторно-курортных типах ЛПУ в кабинете ЛФК применяются: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы движений.

 

Уважаемый студент! Для изучения последующих тем по ЛФК Вам необходимы знания по видам физических упражнений, поэтому Вашему вниманию предлагается текст «Классификация физических упражнений». Вам необходимо прочитать данный текст и заполнить графологическую структуру.

Задача № 1.

У пациента правосторонняя пневмония, расширенно-постельный режим двигательной активности.

1. Сформулируйте задачи ЛГ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дайте характеристику данного режима __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дайте рекомендации по специальным ФУ (впишите упражнения). __________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача № 2.

У больного левосторонний экссудативный плеврит, свободный режим.

1. Сформулируйте задачи ЛГ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дайте характеристику данного режима __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дайте пациенту физкульт-рецепт: ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемый студент! Определите, на каком рисунке изображены упражнения на тренировку вдоха, а на каком на тренировку выдоха и впишите ниже рисунка. Укажите при каких заболеваниях тренируется вдох или выдох.

        

 

________________________________                       _______________________________

________________________________                       _______________________________

Вы справились с заданиями? Молодцы! с особенностями проведения дыхательных гимнастик Вы будете знакомиться на практическом занятии.


Тема: «Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями

Органов пищеварения».

Цель: Знать:

  • роль ЛФК при заболеваниях органов пищеварения;
  • средства ЛФК, применяемые в лечебной гимнастике при заболеваниях органов пищеварения;
  • показания и противопоказания к ЛГ при заболеваниях органов пищеварения.

 

Уметь:

  • пользоваться дополнительной литературой по ЛФК;
  • формулировать задачи ЛГ при заболеваниях органов пищеварения;
  • сопоставлять специальные ФУ с задачами лечебной гимнастики.

 

Уважаемый студент! Заполните задания кроссворда.

 

 

Вопросы по вертикали:

1. Опущение желудка…

3. Приоритетная задача ЛГ при холецистите…

5. Задача «повысить тонус кишечника» ставится при ………. колите

7. Нагрузка при гастритах с пониженной секрецией…

8. При гастритах с повышенной секрецией ЛГ проводим за 20-40 мин. до приема …….

12. Физкульт-рецепт при гастроптозе «плуг» и «………….»

14. Амплитуда упражнений при гастроптозе…

15. Несколько ФУ составляют ……… ЛГ

18. При заболеваниях органов пищеварения в комплекс включаем ……… дыхание

19. На мышцы живота при гастрите с повышенной секрецией работаем ………

Вопросы по горизонтали:

2. Темп упражнений при гастроптозе…

4. Бывает спастический и тонический…

6. Задача «снять спазм кишечника» ставится при …….. колите

9. При занятиях ЛФК необходимо активизировать кровообращение органов ……….

10. При гастроптозе работаем по методике…

11. При гастроптозе в И.П. лежа на спине под таз нужно подложить …….

13. Специальные ФУ при атоническом колите применяются на укрепление ………

16. Со временем нагрузку при гастроптозе ………

17. При холецистите для оттока желчи включаем позу ……

20. И.П., используемые при гастрите с нормальной секрецией…

 

Уважаемый студент! Пользуясь дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, заполните таблицу.

 

Задачи ЛГ Упражнение
1. Улучшение кровоснабжения органов правого подреберья. 1.   2.   3.  
2. Укрепить мышцы живота. 1.   2.   3.  
3. Тренировать полное дыхание. 1.   2.   3.  

 

На теоретическом занятии мы с Вами знакомились с методикой ЛГ по Степанову при гастроптозе. Далее Вам необходимо нижеперечисленные физические упражнения расставить по порядку, согласно данной методике (делаем работу, расставляя цифры по порядку).

 

Гастроптоз.


И.П. – лежа на спине, валик под ягодицы. Ноги согнуть в коленях, одновременно подтягивание руками колен к груди.

И.П. – лежа на спине, валик под ягодицы. Упираясь на стопы и локти поднять таз и задержать на 4-5 с.

И.П. – лежа на спине, валик под ягодицы. Левую ногу поднять вверх и поднимаем таз, далее ногу меняем.

 Упражнение «Березка».

Упражнение «Плуг».

 И.П. – лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное отведение прямых ног в стороны.

И.П. – коленно-локтевое, ногу вверх «1», шагнуть скрестно «2», вверх «3», в И.П. «4» и другой ногой.

И.П. – колено-локтевое. Наклоняем таз влево «1», вправо «2».

И.П. – коленно-грудное. Поочередное поднятие прямых ног.

И.П. – то же. Описываем круги прямыми ногами.

И.П. – коленно-кистевое. Одновременное поднятие левой руки и правой ноги «1», на «2» в И.П., «3» - меняем руку и ногу, «4» - в И.П.

И.П. – коленно-кистевое. Шагнули левым коленом между рук «1», на счет «2» в И.П., далее тоже правой ногой. 

И.П. – стопо-кистевое. Кисти рук на месте, а ноги скрестным шагом описываем полукруг.

И.П. – стопо-кистевое. Левую ногу подтянули к груди. Затем правую.

И.П. – то же. На «1» опускаем локти, на «2» на колени, на «3» на четвереньки, «4» в И.П.

И.П. коленно-кистевое – диафрагмальное дыхание.

 

Все ли И.П. прослеживаются в данном комплексе? Если нет, то впишите, какое еще И.П. можно включить в комплекс ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Вернитесь, пожалуйста, к учебным целям и проанализируйте свою работу. С особенностями проведения лечебной гимнастики будете знакомиться на практических занятиях.


Тема: «ЛФК при нарушениях осанки».

Цель: Знать:

  • определение и характеристику нормальной осанки;
  • виды нарушения осанки;
  • требования к рабочему месту школьника.

Уметь:

  • составлять памятку для родителей по профилактике нарушения осанки;
  • пользоваться дополнительной литературой по ЛФК.

 

Дайте определение.

Осанка – это __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Уважаемый студент! Укажите формы спины.

А – _______________________________________________________________________

Б – _______________________________________________________________________

В – _______________________________________________________________________

Г – _______________________________________________________________________

Д – _______________________________________________________________________

 


Заполните схему.

 

Виды нарушения осанки

     
 


        

в сагиттальной плоскости                                         во фронтальной плоскости

             
     
 

 


 

Рассмотрите рис. 2.  и опишите правильное положение ученика за рабочим столом.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Уважаемый студент! Мы должны стремиться к профилактической медицине. Форм санитарно-просветительской работы очень много. Вам необходимо составить памятку для родителей или для школьников по профилактике нарушения осанки.

При составлении памятки можете использовать нижеизложенный текст и можно пользоваться другими источниками знаний.

 

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на

ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

· своевременное правильное питание;

· свежий воздух;

· подбор мебели в соответствии с длиной тела;                   

· оптимальная освещённость;                                                   

· привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

· привычка правильно сидеть за столом;

· расслаблять мышцы тела;                                                                      

· следить за собственной походкой.     

    Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5см (ребром проходит ладонь}, голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15-17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек, расслабление - от 6 до 12 сек.
  • упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

 

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале ив конце комплекса оздоровительной гимнастики.


Пользуясь дополнительной литературой по ЛФК и Интернет-ресурсами, заполните таблицу.

Задачи ЛГ Специальные ФУ

 

 

1. Формирование правильной осанки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

2. Укрепление мышц живота.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

3. Укрепление мышц спины

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

4. Разгрузить позвоночник.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Уважаемый студент! Возвращаемся к учебным целям. Вы достигли поставленных целей? Молодцы!

На практическом занятии Ваши знания по данной теме также пополнятся и Вы познакомитесь с особенностями проведения корригирующей гимнастики.


Тема: «Реабилитация методами ЛФК и массажа неврологических пациентов».

Цель: Знать:

  • определение остеохондроза;
  • причины остеохондроза;
  • основные принципы профилактики остеохондроза;
  • особенности ЛГ при остеохондрозах;
  • принципы домашней реабилитации постинсультных больных;
  • виды лечения положением при неврите лицевого нерва.

 

Уметь:

  • работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами;
  • выбирать главное из лекционного материала;
  • описывать  по рисункам физические упражнения и лечение положением.

 

Уважаемый студент! Дайте определение.

Остеохондроз – это ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заполните схему.

Причины остеохондроза

 


Вы прекрасно знаете, что любое заболевание легче предупредить, чем его лечить. Перечислите основные принципы профилактики остеохондроза:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Уважаемый студент! Далее Вам представлена небольшая информация по профилактике шейного остеохондроза. Данная информация Вам может пригодиться при составлении памяток, бесед для пациентов.

Оглавление

Содержание Страницы
1. Пояснительная записка 2. Список сокращений 3. Тема «Реабилитация пациентов методом ЛФК. Общие основы ЛФК» 4. Тема «Массаж в реабилитации пациентов» 5. Тема Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. 6. Тема «Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями органов дыхания» 7. Тема «Реабилитация методом ЛФК пациентов с заболеваниями органов пищеварения». 8. Тема «ЛФК при нарушениях осанки». 9. Тема «Реабилитация методами ЛФК и массажа неврологических пациентов». 10. Тема «Особенности ЛГ в акушерстве и гинекологии». 11. Список литературы для студентов 4 4 5 – 12   13 – 15 16 – 19   20 – 22   23 – 25   26 – 30 31 – 37   38 – 42 43

 


Пояснительная записка

 

Учебно-методическое пособие по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация составлено в соответствии с рабочей программой ПМ 05 Медико-социальная деятельность и является рабочей тетрадью для теоретических и практических занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация (реабилитация методом ЛФК).

Рабочая тетрадь подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело».

Рабочая тетрадь представляет собой сборник обучающих и контролирующих заданий и предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 4-го года обучения медицинских колледжей.

Рабочая тетрадь составлена согласно тематике занятий по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация и содержит тестовые задания различного уровня сложности, таблицы, логические схемы, рисунки, ситуационные задачи и пр.

Данное методическое пособие может быть использовано на занятиях по МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемому междисциплинарному курсу, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и оптимизацию учебного процесса.

 

 

Список сокращений

ЛФК – лечебная физкультура

ЛГ – лечебная гимнастика

ФУ – физические упражнения

С.С.С. – сердечно-сосудистая система

И.П. – исходное положение

Ж.К.Т. – желудочно-кишечный тракт

АД – артериальное давление

Р – пульс

ДЖВП – дискинезия желчевыводящих протоков

ПР – практическая работа


Тема: «Реабилитация пациентов методом ЛФК. Общие основы ЛФК»

Цель: знать:

  • формы ЛФК;
  • принципы проведения ЛФК;
  • способы назначения ЛФК;
  • способы дозировки в ЛФК;
  • характеристику двигательных режимов в стационаре;
  • разновидности физических упражнений.

Уметь:

  • работать с дополнительной литературой по ЛФК и выбирать главное;
  • структурировать теоретический материал.

 

Уважаемый студент, пользуясь лекционным материалом или учебником «Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж» Вам необходимо заполнить таблицу.

Способы назначения ЛФК Формы ЛФК Принципы проведения ЛФК Способы дозировки в ЛФК
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

 

Помните! Способ назначения ЛФК определяет врач.

Способ назначения ЛФК напрямую зависит от режима двигательной активности в стационаре, поэтому Вам необходимо знать и помнить основные характеристики, касающиеся ЛФК, каждого двигательного режима.

Уважаемый студент! Заполните, пожалуйста, таблицу «Режимы движений в стационаре».

  Строгий постельный режим Расширенный постельный Палатный режим Свободный режим
Время процедуры        
Исходное положение        
Максимально допустимое учащение пульса        

 

В санаторно-курортных типах ЛПУ в кабинете ЛФК применяются: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы движений.

 

Уважаемый студент! Для изучения последующих тем по ЛФК Вам необходимы знания по видам физических упражнений, поэтому Вашему вниманию предлагается текст «Классификация физических упражнений». Вам необходимо прочитать данный текст и заполнить графологическую структуру.

Классификация физических упражнений

 

  Физических упражнений очень много и действие их на организм весьма разнообразно. Для удобства использо­вания физических упражнений в занятиях лечебной физкультурой они систематизированы (Мошков В. Н., 1972). Эта классификация удобна, и ею необходимо пользоваться. Все физические упражнения разделены на 3 группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.     

  Гимнастическими называются упражнения, состоящие из искусственно сочетанных движений, кото­рым можно произвольно выбирать ИП, амплитуду и темп движения, количество повторений и т. п. С помощью их можно избирательно, и дозировано оказывать лечебное и тренирующее воздействие на отдельные сегменты аппарата движения, отдельные органы и на весь организм в целом. Они используются для восстановления подвижно­сти в суставах и укрепления мышц, для растягивания плевральных спаек, улучшения перистальтики кишечника и др. Гимнастические упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и дыхательные. Дыхательные упражнения бывают статические и динамические.

Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются  в положении стоя, сидя и лежа.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных ИП с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер, предупреждения образования плевральных спаек или их растяжения и формирования наиболее рационального сочетания дыхания и движений. Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох — уменьшению.

При различных заболеваниях часто нарушается меха­низм дыхания и проявляется несовершенство его произ­вольной регуляции. Поэтому необходимо обучать больных полному дыханию с первых занятий. Дыхательные упраж­нения применяют в чередовании с общеукрепляющими и особенно широко при заболеваниях кровеносной сис­темы и дыхательного аппарата, дыхательную гимнастику в чистом виде не применяют, так как она вызывает гипер­вентиляцию. Для усиления или уменьшения вентиляции отдельных долей легкого при заболеваниях и при обучении правильному полному дыханию следует выбирать наиболее рациональные ИП и помнить, что у женщин преимущест­венно грудной, а у мужчин брюшной типы дыхания.

Брюшному дыханию лучше всего обучать в ИП лежа на спине, ноги прямые, правая ладонь лежит на животе, левая — на груди. Начинают с продолжительного выдоха через рот при сжатых губах. Затем производится вдох через нос — диафрагма сокращается, уплощается, опуска­ется в брюшную полость и в свою очередь поднимает уже снизившееся внутрибрюшное давление и вместе с ним переднюю стенку живота (живот выпячивается). При положении сидя на гимнастической скамейке, брюшное дыхание значительно ограничивается, а грудное увеличива­ется и происходит наиболее полная вентиляция верхушек легких. В положении стоя или сидя на обычном стуле с опорой туловища на спинку стула осуществляется лучше всего смешанное дыхание с полной вентиляцией средних долей легких. При необходимости увеличить вентиляцию в больном легком дыхательные упражнения выполняются в ИП лежа на здоровом боку или блокирова­нием здоровой стороны путем нажатия на нее рукой в положении сидя или стоя. Если показано уменьшение вентиляции в больном легком, то упражнения проводят в положении лежа на больной стороне или в других положениях с блокированием ее рукой. Вдох следует всегда производить через нос. Только при длительном беге, других физических упражнениях большой интенсив­ности и тяжелой физической работе, когда не хватает носового дыхания, вдох можно и нужно делать через нос и рот одновременно. Фаза вдоха должна быть короче фазы выдоха во всех случаях.

Общеразвивающие упражнения применя­ются с целью повышения физической подготовки, вос­становления и совершенствования физических качеств
организма. Они просты и доступны, охватывают большое число мышечных групп. Они активизируют кровообращение и дыхание, повышают нервно-психический тонус,
приводят весь организм в благоприятное функциональное состояние и тем самым облегчают лечебное действие специальных упражнений. В то же время почти каждое
обшеразвивающее физическое упражнение может быть при лечении отдельных заболеваний специальным упражнением в зависимости от методики его применения.
Общеразвивающие упражнения делятся на следующие группы:

1) по анатомическому признаку;

2) признаку активности;

3) характеру упражнения;

4) в зависимости от используемого снаряда.

 

По анатомическому признаку различают упражнения для мышц шеи, пояса верхних конечностей (плечевой пояс) и верхних конечностей, туловища, мышц тазового дна и мышц нижних конечностей. По признаку активности упражнения подразделяют на активные и пассивные.

Пассивные физические упражнения выполняются другим лицом, а больной находится в пас­сивном состоянии. Применяются они, когда активные движения у больного полностью отсутствуют или сильно ограничены (параличи и выраженные парезы конеч­ностей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.201 с.)