Возрождение традиции обетов трезвости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрождение традиции обетов трезвости



 

Основным и наиболее действенным способом достижения положительных результатов в борьбе со страстью пьянства Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование – о пришествии в мир Спасителя – дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом, и в Новом Завете. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего, приготовленного из винограда, не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи» (Числ. 6:2-4). В Священном Писании Нового Завета мы также видим примеры, когда давали обеты святые праведные Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, обещавшиеся в случае разрешения от бесплодия посвятить свое чадо Богу.

Обет трезвости дается для того, чтобы оградить волю человека, создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и Богоугодно.

Обет трезвости – это великое охранительное средство и для людей, не имеющих порочных зависимостей. Это действенная помощь родственникам страждущих, которые призваны помочь своим ближним, в том числе собственным примером, в достижении трезвости. С.А. Рачинский писал об этом в своих трудах: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи»[26].

Нередко люди, которые сами от этого порока не страдают, дают обет трезвости ради своих ближних, делают они это из-за чувства братской любви и сострадательности к их немощам, руководствуясь при этом словами ап. Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). Чтобы избавиться от страсти пьянства, человеку необходимо утвердиться в добродетели воздержания. Примером такой жизни в воздержании от винопития могут и должны стать близкие страждущего.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвенной работой, для укрепления себя в этом подвиге. После чинопоследования обета трезвости каждому обетчику выдается обетная грамота (Приложение 4), которая хранится дома на видном месте и напоминает человеку об обещании, данном Богу.

Обет трезвости дается человеком с благословения духовника. На усмотрение последнего определяется срок дачи обета: от нескольких месяцев до пожизненного. В дореволюционной России была широко распространена практика дачи обета на год, с последующим повторением. Вероятно, такой подход можно считать вполне оправданным – в целях регулярного напоминания человеку о взятых на себя обязательствах перед Богом.

Нужно помнить, что обет трезвости может давать человек, который осознал смысл этого духовного действия, имеет опыт церковной жизни, понимает меру ответственности, которую он берет. Также ему необходима готовность стать членом общества трезвости, чтобы жить новой трезвой жизнью и служить своим трудом делу ее утверждения. Если кандидат не соответствует этим критериям, обет трезвости для него неполезен, поскольку он не сможет его исполнить. В этом случае можно рекомендовать человеку самостоятельно воздерживаться от употребления алкоголя, пройти курс занятий в обществе и начать жить церковной жизнью.

Благодатная церковная форма отречения от пьянства — обет трезвости — предлагается человеку как действенное средство в борьбе с этой страстью и предполагает с его стороны деятельное участие в жизни Церкви. Обет трезвости предполагает решительное изменение всей жизни человека. Ему необходимо расстаться со своим эгоизмом, научиться преодолевать негативные черты своего характера, такие как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень; обязан приложить все усилия к действенному покаянию, только в этом случае действие благодати в его душе принесет ожидаемый плод.

Дела милосердия

Члены общества «Трезвение» в меру своих сил и возможностей принимают участие в делах милосердия. В каждой группе, на которые поделено все общество, выбирается человек, ответственный за попечение и заботу о членах своей группы. Забота о нуждах ближнего является одним из основных принципов во взаимоотношениях между членами общества. Сами пройдя в жизни через многие испытания и искушения, они стараются оказать помощь и поддержку другому человеку, как никто другой, прекрасно понимая положение и состояние, в котором он находится. Стремятся не на словах, а на деле воплотить слова апостола Павла «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Взаимопомощь в достижении трезвости, забота о ближнем и милосердие к нуждающимся являются основой в построении взаимоотношений между членами общества. Для осуществления этой взаимопомощи в обществе реализуются следующие формы работы:

- сбор одежды и обуви для остро нуждающихся;

- посещение немощных на дому;

- помощь в решении житейских проблем;

- приобретение нужных медикаментов;

- посещение больных и инвалидов в праздники;

- сбор литературы духовного содержания и раздача нуждающимся;

- помощь в подготовке к исповеди и причастию;

- содействие больным и пожилым людям в приглашении священника;

- посильная помощь в уборке и ремонте квартиры;

- содействие в доставке питания на дом престарелым и немощным;

- забота о детях, оставшихся без попечения родителей.

 

Хоровое пение

Хоровое пение в царской России было одной из самых распространенных и массовых форм деятельности обществ трезвости.

Творческими коллективами общества «Трезвение» являются два хора: «Единогласие» и «Седмица». Они созданы с целью объединения людей, стремящихся к духовной жизни, на основах творческой самореализации, утверждения в трезвости как правиле жизни, возрождения православных традиций как в семейной, так и в общественной жизни, борьбы с греховными страстями. Возрождение традиций благочестия, включение в репертуар духовных песнопений, кантов, народных песен, классических хоровых произведений сплачивает людей на уровне душевного общения. Эти традиции, используемые в деятельности приходских обществ трезвости, зародились еще в царской России и внесли существенный вклад в развитие хорового пения на Урале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)