Производство топливных и смазочных материалов 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство топливных и смазочных материалов



Пояснительная записка

  Курс «Автомобильные эксплуатационные материалы» ориентирован на подготовку студентов, обучающихся по специальности «050502 - Технология и предпринимательство» по специализации «Автодело и техника обслуживания» и «Автосервис» В предлагаемом курсе рассматриваются свойства, качество и рациональное использование топлив, смазочных материалов и специальных жид­костей, применяемых в автомобилях материалов, применяемых для ремонта автомобилей; влияние эксплуатационных материалов на надежность, долговечность и экономичность автомобилей.

Основная цель данного курса заключается в подготовке буду­щих специалистов для работы в области преподавания «Техноло­гии» в средней школе.

Основной задачей курса является:

ознакомление студентов с производством и применением автомобильных эксплуатационных материалов; изучение показателей качества нефтепродуктов, нормируе­мых ГОСТ, их влияние на работу двигателя, агрегатов трансмиссии;

изучение ассортимента эксплуатационных материалов и пу­тей их экономии.

Изучение курса осуществляется в форме лекционных и практи­ческих занятий. В качестве контроля предусмотрен зачет.

2.Учебно-тематическое планирование

2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения

 

№№ п.п.

 

 

Наименование раз­делов и тем

 

 

Всего трудо­ем­кость

 

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Все­го

Лек ции Прак тиче-ские

Лабо­ратор­ные

1

2

3

4

5 6

7

8
1

Производство топливных и смазочных материалов

8

4

2 2

-

4
2

Обшие свойства топлива и их влияние на работу двигателя

4

2

2  

 

2

3

Топливо для карбюра­торных двигателей

8

4

2

2

- 4

4

Топливо для дизельных двигателей

8

4

2

2

- 4

5

Смазочные материалы

4

2

2

-

- 2

6

Моторные масла

8

4

2

2

- 4

7

Трансмиссионные масла

8

4

2

2

- 4

8

Пластичные смазки

8

4

2

2

- 4

9

Технические жидкости

8

4

2

2

- 4

10

Неметаллические конст­рукционные и эксплуа­тационные материалы

8

4

2

2

- 4

 

итого:

72

36

20

16

- 36
                         

2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

П.П

Наименование разделов и тем

Всего

тру­доем­кость

Аудиторные часы

Самостоя тельная работа

Все­го Лек ции Прак тиче-ские Лабо­ратор­ные
1 Топлива для автомо­бильных двигателей 28 4 2 2 - 24
2 Смазочные материалы 28 4 2 2 - 24
3 Эксплуатационные и ремонтные материалы 16 2 2 - - 14
  итого: 72 10 6 4 - 62

3. Содержание дисциплины

Производство топливных и смазочных материалов

Общие сведения о нефти и способах ее переработки. Методы очистки нефтепродуктов. Топлива из твердых горючих ископаемых. Синтетиче­ские топлива и смазочные материалы.

Общие свойства топлива и их влияние на работу двигателя

Физико-механические свойства топлива. Испаряемость и фракцион­ный состав. Смолистость и коррозионные свойства топлива. Теплота сго­рания топлива и горючей смеси. Состав продуктов сгорания.

Топливо для карбюраторных двигателей

Эксплуатационные требования. Фракционный состав. Сгорание топ­лива. Антидетонационные свойства. Склонность к образованию отложе­ний. Коррозионные свойства. Ассортимент бензинов. Оценка пригодно­сти бензина к использованию. Состав и свойства газообразного топлива. Сжатые и природные газы. Применение газообразного топлива в автомо­бильных двигателях.

Топливо для дизельных двигателей

Эксплуатационные требования. Вязкость и температурные свойства. Испаряемость и фракционный состав. Воспламеняемость и сгорание. Пе­риод задержки воспламенения. Цетановое число. Склонность к образова­нию отложений и коррозионные свойства. Ассортимент дизельных топлив.

Смазочные материалы

Краткие сведения о трении и изнашивании. Граничное и жидкостное трение. Назначение и виды смазочных материалов. Состав и получение смазочных материалов. Условия применения масел и требования к их качеству. Вязкостные свойства масел. Смазывающие свойства. Химиче­ская стойкость. Противоизносные и протиивозадирные свойства. Анти­коррозионные свойства.

Моторные масла

Эксплуатационные требования и система обозначения. Масла для карбюраторных двигателей. Масла для дизельных двигателей. Измене­ния, происходящие с маслами в двигателе. Сроки замены и снижение расхода моторных масел. Определение пригодности масла к использова­нию.

Пластичные смазки

Условия применения и свойства пластичных смазок. Классификация пластичных смазок. Антифрикционные смазки. Защитные смазки. Уплотнительные смазочные материалы.

Технические жидкости

Охлаждающие жидкости: вода, незамерзающие охлаждающие жид­кости. Рабочие жидкости для гидравлических систем автомобилей. Тор­мозные и амортизаторные жидкости. Пусковые жидкости.

Для всесезонной работы гидравлических амортизаторов автомобилей предназначено масло МГП-10, являющееся смесью трансформаторного масла, полиэтилсилоксановой жидкости, животного жира, антиокислительной и противопенной присадок. Однако применение жидкости МГП-10 на автомобилях семейства ВАЗ-2108,09 вызвало повышенный износ телескопических стоек. Для этих автомобилей и семейства ВАЗ-2110 была разработана амортизаторная жидкость МГП-12 с улучшенными противоизносными свойствами.

Амортизаторной жидкостью очень высокого качества является жидкость АЖ-170, представляющая собой композицию полиэтилсилоксанов с хорошо очищенным маловязким маслом. Высокие эксплуатационные свойства позволяют использовать её в амортизаторах, работающих при температурах от –60 до +130 ° С.

При отсутствии специальных жидкостей амортизаторные наполнители можно приготовить смешением примерно равного количества трансформаторного и легкого индустриального масла. Такая смесь будет обладать удовлетворительными эксплуатационными свойствами, хотя и уступает специальной жидкости. Использовать одно трансформаторное масло не рекомендуется, так как оно не обладает необходимыми противоизносными свойствами.

    Тормозные жидкости служат для передачи энергии к исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобиля. При торможении кинетическая энергия при трении превращается в тепловую. Освобождается большое количество теплоты, которое зависит от массы и скорости автомобиля. В случае экстренного торможения автомобиля температура тормозных колодок может достигать 600° С, а тормозная жидкость - нагреваться до 150° С и выше. Высокие температуры в тормозах и гигроскопичность жидкости приводят к ее обводнению и преждевременному старению. В этих условиях жидкость может отрицательно влиять на резиновые манжетные уплотнения тормозных цилиндров, вызывать коррозию металлических деталей. Однако наибольшую опасность для работы тормозов представляет возможность образования в жидкости пузырьков газа и пара, образующихся при высокой температуре из-за низкой температуры кипения самой жидкости, а также при наличии в ней воды. При нажатии на педаль тормоза пузырьки газа сжимаются, и так как объем главного тормозного цилиндра невелик (5…15 мл), даже сильное нажатие на педаль может не привести к росту необходимого тормозного давления, т.е. тормоз не работает из-за наличия в системе паровых пробок. К тормозным жидкостям предъявляются следующие основные требования. Температура кипения – это важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Для большей части современных тормозных жидкостей температура кипения в процессе эксплуатации снижается из-за их высокой гигроскопичности. К этому приводит попадание воды, главным образом за счет конденсации из воздуха. Поэтому наряду с температурой кипения «сухой» тормозной жидкости определяют температуру кипения «увлажненной» жидкости, содержащей 3,5% воды. (Температура кипения «увлажненной» жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет закипать через 1,5…2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля). Из опыта эксплуатации известно, что температура жидкости в гидроприводе тормозов грузового автомобиля обычно не превышает 100° С. В условиях интенсивного торможения, например на горных дорогах, температура может подняться до 120° С и выше. В легковых автомобилях с дисковыми тормозами температура жидкости при движении по магистральным дорогам составляет 60…70° С, а в городских условиях достигает 80…100° с, на горных дорогах – 100…120° С, а при высоких скоростях движения, температурах воздуха и интенсивных торможениях – до 150° С. Кроме того, начало образования паровой фазы тормозных жидкостей реально происходит ниже температуры кипения (на 20…25° С). Согласно требованиям международных стандартов температура кипения «сухой» и «увлажненной» тормозных жидкостей должна иметь значения соответственно не менее 205 и 140° С - для автомобилей при обычных условиях эксплуатации и не менее 230 и 155° С – для автомобилей, эксплуатирующихся на режимах с повышенными скоростями или с частыми и интенсивными торможениями, например на горных дорогах. Вязкостно-температурные свойства. Процесс торможения обычно длится несколько секунд, а в экстренных условиях – доли секунды. Поэтому необходимо, чтобы сила, прилагаемая водителем к педали тормоза, с помощью рабочей жидкости быстро передавалась на колесные тормоза. Это условие обеспечивается необходимой текучестью жидкости и определяется максимально допустимой вязкостью при температуре -40° С: не более 1500 сСт для жидкостей общего назначения и не более 1800 сСт – для высокотемпературных жидкостей. Жидкости для севера должны иметь вязкость не более 1500 сСт при -55° С. Антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии жидкости должны содержать ингибиторы, защищающие сталь, чугун, белую жесть, алюминий, латунь, медь от коррозии. Эффективность ингибиторов оценивается по изменению массы и состоянию поверхности пластин из указанных металлов после их выдерживания в тормозной жидкости, содержащей 3,5% воды, в течение 120 ч при 100° С. Совместимость с резиновыми уплотнениями. Для обеспечения герметичности гидросистемы на поршни и цилиндры ставят резиновые уплотнительные манжеты. Необходимое уплотнение обеспечивается, когда под воздействием тормозной жидкости манжеты несколько набухают и их уплотнительные кромки плотно прилегают к стенкам цилиндра. При этом недопустимо как слишком сильное набухание манжет, так как может произойти их разрушение при перемещении поршней, так и усадка манжет, чтобы не допустить утечки жидкости из системы. Испытание на набухание резины осуществляется при выдерживании манжет или образцов резины в жидкости при 70 и 120° С. Затем определяется изменение объема, твердости и диаметра манжет. Смазывающие свойства. Влияние жидкости на износ рабочих поверхностей тормозных поршней, цилиндров, манжетных уплотнений определяется ее смазывающими свойствами, которые проверяются при стендовых испытаниях, имитирующих работу гидропривода тормозов в тяжелых условиях эксплуатации. Стабильность при высоких температурах. Тормозные жидкости в интервале рабочих температур от –50 до 150° С должны сохранять исходные показатели, т.е. противостоять окислению и расслаиванию при хранении и применении, образованию осадков и отложений на деталях гидропривода тормозов. Тормозные жидкости готовят с применением растительных масел (чаще касторового) или двухатомных спиртов – гликолей. При использовании растительных масел вторым компонентом обычно является спирт, например бутиловый. До недавнего времени широкое распространение имела тормозная жидкость БСК. Она представляет собой смесь равного количества бутилового спирта и касторового масла с добавлением органического красителя (цвет жидкости оранжево-красный). Жидкость имела хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели. Ее можно использовать в гидроприводах тормозов и сцепления грузовых и легковых (кроме ВАЗ) автомобилей в зонах умеренного климата. При температуре ниже -17° С жидкость БСК из-за интенсивной кристаллизации начинает переходить в твердую фазу. Верхний температурный предел работоспособности также невелик – жидкость закипает при 115° С. При попадании в систему воды однородность жидкости нарушается, и она становится непригодной к использованию. Жидкость БСК не гигроскопична – это ее достоинство, со временем ее температура кипения снижается не так ощутимо, как у тормозных жидкостей на гликолевой основе, но абсолютные значения температуры кипения в 115…110° С не в состоянии обеспечить надежную работу тормозов современных автомобилей на режимах с интенсивным торможением. Кроме того, к недостаткам касторовых тормозных жидкостей можно отнести выпаривание спирта при работе с высокими температурами. Улучшенные эксплуатационные свойства (надежная работа тормозных систем в интервале температуры от –50 до 150° С, противоизносные, защитные характеристики) у жидкостей ГТЖ-22М и «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок (вязкостные, противоизносные, ингибитры коррозии и др.) и красителями. Это прозрачные жидкости желтого цвета. Они имеют хорошие вязкостно-температурные свойства (прокачиваемость), низкую испаряемость. Жидкость «Нева» рекомендована для применения в приводах тормозов современных легковых автомобилей (за исключением ГАЗ-24 выпуска до 1985 г., из-за несовместимости с резиновыми манжетными уплотнениями гидропривода). При поглощении воды расслаивания жидкости в системе не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток жидкостей – высокая гигроскопичность. В результате накопления влаги в жидкости резко (со 180…200° С до 120…140° С) уменьшается температура ее кипения. Жидкость ГТЖ-22М по показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами. Более высокое качество имеет всесезонная тормозная жидкость «Томь», представляющяя собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной и антикоррозионный присадки. По внешнему виду очень похожа на жидкости «Нева» и ГТЖ-22М. Основные ее преимущества: меньшая гигроскопичность, незначительное снижение температуры кипения при обводнении (с 205…220° С до 140…160° С), улучшенные противоизносные и антикоррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов всех отечественных грузовых и легковых автомобилей. Жидкость «Роса» представляет собой композицию на основе боросодержащих соединений, антиокислительных и антикоррозионных присадок. По внешнему виду – прозрачная бесцветная однородная жидкость. Имеет исключительно хорошие эксплуатационные свойства (особенно высокотемпературные – температура кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости 260° С и 165° С соответственно), ее можно использовать в тормозных системах всех типов автомобилей при температуре окружающей среды от –50 до +50° С. Следует отметить, что жидкости «Нева», «Роса», «Томь» полностью совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо, так как это приведет к расслоению смеси и потере необходимых эксплуатационных свойств. Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205° С, а для жидкости «Роса» – жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230° С.     К жидкости для системы охлаждения двигателя не предъявляется требование 1.  замерзать и кипеть во всем рабочем диапазоне температур двигателя, 2. легко прокачиваться, не воспламеняться, не вспениваться, 3. не воздействовать на материалы системы охлаждения, 4. не вызывать детонацию, калильное зажигание 5. иметь высокую теплопроводность и теплоемкость. В некоторых системах охлаждения используют  воду. Она имеет целый ряд положительных качеств: доступность, высокую теплоемкость, пожаробезопасность, нетоксичность и т.д. К недостаткам воды не относятся: 1. Высокая температуру замерзания и увеличение объема при этом, недостаточно высокую температуру кипения и склонность к образованию накипи. 2. Отложение накипи в рубашках охлаждения двигателей ухудшает теплоотвод и может приводить к появлению трещин, так как из-за ухудшения охлаждения стенки неравномерно расширяются, в металле возникают значительные внутренние напряжения. 3. размягчение и разбухание резиновых уплотнений от действия кипящей воды. Воду, вызывающую образование накипи, называют жесткой. Общая жесткость – это суммарное содержание в воде ионов кальция и магния. Она измеряется миллиграмм-эквивалентами на 1 литр воды (мг.экв/л). Один мг.экв/л соответствует содержанию в 1 литре воды 20,04 мг кальция или 12,16 мг магния. Воду считают мягкой, если в ней общее содержание солей не превышает 3 мг.экв/л, в двигателях ее можно использовать без умягчения. При содержании солей от 3 до 6 мг.экв/л – относят к средней жесткости, перед использованием в двигателе ее желательно умягчать. Воду, содержащую более 6 мг.экв/л солей, считают: По степени пригодности в качестве охлаждающей жидкости для двигателей природные воды распределяются в следующем порядке: атмосферная (дождевая, снеговая) – самая мягкая (до 1,5 мг.экв/л); речная или озерная – достаточно мягкая (1,5...4,0 мг.экв/л); грунтовая (колодезная, ключевая), наиболее жёсткая - морская. Самым простым способом умягчения является кипячение воды в течение 15...20 мин. При этом большая часть солей выпадает в осадок, который отфильтровывают. Остаточная жесткость в таком случае не превышает 1...2 мг.экв/л. Более сложный, но кардинальный способ очистки воды от солей это– 1. Фильтрация В результате получается фильтрованная вода 2. Перегонка. В результате получается дистиллированная вода. 3. введение антидетонаторов. В результате получается этиловая жидкость Существуют химические способы умягчения воды: добавление к ней веществ, образующих с солями кальция и магния нерастворимые соединения, выпадающие в осадок. К таким способам относится известково-содовое умягчение: к воде добавляют соду Na2CO3 в количестве 53 мг/л на одну единицу жесткости или раствор извести – гидроксид кальция Ca(OH)2. Теплую воду перемешивают с реактивом, 20...30 мин отстаивают и фильтруют от осадка. Все накипеобразующие соединения выпадают в виде нерастворимых соединений CaCO3, MgCO3, Mg(OH)2. Этот способ более эффективен, чем кипячение – остаточная жесткость не превышает 0,5...1,0 мг.экв/л. Образование накипи можно предотвратить обработкой воды непосредственно в системе охлаждения добавкой так называемых антинакипинов. Они особенно удобны, когда систему требуется заправить водой из естественных источников при отсутствии умягченной воды. Наиболее часто в качестве антинакипина используют хромпик K2Cr2O7. Хромпик переводит соли накипи в растворенное состояние. Используют его следующим образом: готовят концентрат – 100 г реактива на 1 л воды. На 1 л среднежесткой воды берут 30...50 мл концентрата, для жесткой воды – 100...130 мл. Кроме того, являясь сильным окислителем, хромпик на поверхности металла создает защитную оксидную пленку которая
  1. улучшает теплопередачу и более точно поддерживает рабочую температуру двигателя
  2.  предохраняет от коррозии.
  3. придает детонационную стойкость
Недостатком воды как охлаждающей жидкости не является
  1. склонность к накипеобразованию.
  2. Малый температурный интервал работы двигателя. Температура её кипения составляет 1000С, что не всегда обеспечивает охлаждение современных форсированных двигателей. Замерзает вода при 00С,
  3. Кристаллизация с увеличением объема, при этом примерно на 10 % увеличиваясь в объеме. Образующийся лед давит на стенки системы охлаждения с усилием свыше 200 МПа, что может привести к разрушению головки блока цилиндров и радиатора.
Причина использоваия охлаждающих жидкостей в зимнее время года низкозамерзающие охлаждающие жидкости (НОЖ). Лучшие из них –
  1. этиленгликолевые смеси. Эти жидкости, обеспечивая надежное охлаждение двигателя, полностью исключают возможность размораживания системы охлаждения при длительной стоянке в условиях низких температур.
  2. насыщенные углеводороды дизельного топлива. Эти жидкости обеспечивают надежное охлаждение двигателя полностью исключают возможность размораживания системы охлаждения при длительной стоянке в условиях низких температур.
  3. насыщенные вводно-солевые композиции. Эти жидкости обеспечивают надежное охлаждение двигателя полностью исключают возможность размораживания системы охлаждения при длительной стоянке в условиях низких температур.
Этиленгликоль - прозрачная бесцветная или слегка желтоватая жидкость без запаха, хорошо смешивается с водой, ацетоном, спиртами, нерастворим в нефтепродуктах. Несмотря на то, что в случае применения этиленгликоля рабочая температура жидкости может быть повышена до 120...130°С, в чистом виде его практически не используют. Причиной этого является относительно высокая температура застывания (» -10 ° С) и низкая температура вспышки 122 ° С (пожароопасность) этиленгликоля. Для охлаждения используют водные растворы этиленгликоля. Смешивая этиленгликоль с водой в разных соотношениях, можно получить жидкости с температурой замерзания от 0 до -75 ° С. Зависимость температуры замерзания водоэтиленгликолевых растворов от их состава приведена на рис. 6.1. Кривая кристаллизации имеет перелом в точке В, соответствующей 33,3% вoды и 66,7 % этиленгликоля, температура замерзания - 75 °С. В водных растворах этиленгликоля с содержанием воды от 0 до 33,3 % (кривая ВС) при замерзании образуются кристаллы этиленгликоля, а вода остается в жидком состоянии. Если концентрация воды более 33,3 % (кривая АВ), при замерзании кристаллизуется вода, а этиленгликоль остается в жидком состоянии. В точке В одновременно кристаллизуются и этиленгликоль, и вода. Пользуясь кривой кристаллизации, можно, зная необходимую температуру застывания, найти состав смеси, и наоборот.
Использование НОЖ с этиленгликолем в системе охлаждения имеет много преимуществ:
  1. низкая температура застывания,
  2. высокая температура кипения, хорошие вязкостные свойства, жидкость негорюча,
  3.  достаточно высока теплоемкость и теплопроводность.
  4. При их замерзании образуется рыхлая масса, объем которой увеличивается лишь на 0,2...0,3 % от первоначального, поэтому система не разрушается.

Основные марки НОЖ представлены в табл. 6.15.

Таблица 6.15

Примерные темы контрольных работ

1. Топливо для карбюраторных двигателей.

2. Топливо для дизельных двигателей.

3. Моторные масла.

4. Трансмиссионные масла.

5. Пластичные смазки.

6. Технические жидкости.

7. Использование синтетических материалов в авторемонтной практике.

8. Ремонтные неметаллические материалы.

Примерные темы рефератов

1. Влияние качества эксплуатационных материалов на техническое со­стояние автомобилей.

4.3. Контрольные вопросы к зачету.

1. Что собой представляет нефть? Каков ее элементарный состав?

2. Какие углеводороды нужны для получения высококачественного бен­зина, дизельного топлива, смазочных материалов?

3. В чем сущность получения топлива из нефти?

4. Каковы цель и основные виды очистки нефтепродуктов?

5. Почему нельзя использовать летние сорта бензина зимой, а зимние —летом?

6. От чего зависит нагарообразование в двигателях внутреннего сгора­ния?

7. От чего зависит интенсивность коррозии деталей двигателя?

8. Что такое коэффициент избытка воздуха и как он определяется?

9. Что такое нормальная, бедная и богатая горючие смеси?

10.Что называют теплотой сгорания топлива?

11.Какие требования предъявляют к бензинам?

12.Каковы внешние признаки и сущность детонационного сгорания бензина?

13.Что называется октановым числом, как оно определяется и что харак­теризует?

14.Какой бензин называют этилированным? В чем заключаются его от­рицательные свойства?

15.Какие меры безопасности следует соблюдать при работе с этилиро­ванными бензинами?

16.Что такое природный газ? Его состав, свойства, использование.

17.Что такое сжатые газы? Их состав, свойства, использование.

18.Каковы преимущества и недостатки использования горючих газов в двигателях внутреннего сгорания?

19.Какие требования предъявляют к топливу для дизельных двигателей?

20.Что называют вязкостью, и какое влияние она оказывает на работу двигателя?

21.Что такое цетановое число, и какие свойства топлива оно характеризует?

22.Какие соединения топлива вызывают коррозию деталей двигателя и тошшвоподающей аппаратуры?

23.Какой вред оказывает вода, находящаяся в и дизельном топливе?

24.Как маркируют топлива для дизельных двигателей?

25.Какие эксплуатационные требования предъявляют к смазочным материалам?

26.Каковы назначение и требования, предъявляемые к присадкам?

27.В чем разница между граничным и жидкостным трением?

28.Какие свойства масел влияют на износ при жидкостном и граничном трении?

29.Как влияет вязкость масел на работу трущихся поверхностей?

30.Как меняется вязкость в зависимости от температуры, и как действу­ют присадки, улучшающие температурно-вязкостные свойства масел?

31.В чем сущность процесса окисления масел?

32.В чем сущность процесса лако- и нагарообразования в двигателях?

33.Каково назначение и механизм действия моющих присадок?

34.как влияет качество масел на механический и коррозионный износ?

35.Классификация и обозначение моторных масел?

36.Как расшифровать марки масел: М-6, М-8Гб М-бз10П?

37.Какие марки масел применяют зимой, летом?

38.Что происходит с маслом в процессе его работы в дизеле, карбюраторном двигателе?

39.Как по анализу работавшего масла оценить техническое состояние двигателя?

40.Какие требования предъявляют к трансмиссионным маслам? Классификация трансмиссионных масел.

41.Какие масла необходимы для работы цилиндрических, конических и гипоидных передач?

42.Какие марки масел рекомендованы для современных автомобилей?

43.Что такое пластичные смазки? Их состав, свойства, применение.

44.Какова область применения твердых смазочных покрытий?

45.Какие требования предъявляют к гидравлическим маслам?

46.Каковы основные свойства и марки амортизационных жидкостей?

47.Каковы основные свойства и марки тормозных жидкостей?

48.Какие требования предъявляют к охлаждающим жидкостям?

49.Каковы пути снижения потерь горюче-смазочных материалов?

50.Какие моющие средства применяют для очистки деталей?

51.Каковы преимущества и область применения синтетических материа­лов?

52.В чем преимущества клеевых соединений?

53.Как подразделяют лакокрасочные материалы по назначению?

54. Каковы преимущества и область применения герметиков?

 

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны: Знать:

• Способы производства автомобильных топлив, смазочных ма­териалов, эксплуатационных жидкостей;

• Физико-механические свойства и показатели качества топлив,
смазочных материалов, эксплуатационных жидкостей;

• Ассортимент эксплуатационных и ремонтных материалов.

• Пути экономии топлива, смазочных материалов и эксплуата-
ционныхжидкостей;

• Методику преподавания дисциплины.
Уметь:

• Определять качество топлива, смазочных материалов и экс­плуатационных жидкостей;

• Разрабатывать учебно-методические материалы;

• Осуществлять процесс обучения учащихся средней школы

 

 

6. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ
обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы. Учебник для вузов — М: Транспорт, 1986г.—-279стр.

2. Манусаджанц О.И., Смаль Ф.В. Автомобильные эксплуатацион­ные материалы. — М.: Транспорт, 1989г.

3. Мартынюк Н.П.Корпочан А.П. Автомобильные эксплуатацион­
ные материалы. — М: НПО «Поиск», 1997г.

Дополнительная

1. Трофименко И.Л. Методические указания к лабораторным рабо­
там по курсу «Эксплуатационные материалы». — Могилев:
ММИ, 1984г.—60стр.

2. Трофименко И.Л. Автомобильные эксплуатационные материалы.
Лабораторный практикум. — Мн.: Дизайн ПРО, 2000.—96стр.

3. Павлов В.П, Автомобильные эксплуатационные материалы.
— М.: Транспорт, 1976г. — 192стр.

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

интернет сайты и порталы

www.zr.ru

www.avtoremont.ru

www.avtoreview.ru

www.autoserver.ru

http://www.os1.ru/

http://www.doroga-expo.ru/

http://car-exotic.com/

 

7. Материально-техническое и дидактическое
обеспечение дисциплины

1. Методические указания и темы контрольных работ для студентов заочного отделения специальности «030600 - Технология и пред­принимательство» по специализации «Автодело».

2. Курсовая работа по технологии. Методические указания и реко­
мендации для студентов специальности «Технология и предпри­нимательство»

3. Программы, технологический практикум.

4. Класс для проведения занятий по дисциплинам специализации «Автодело» (ауд. 13).

5. Лаборатория «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» (площадкаУКК 1).

6. Учебно-наглядные пособия (планшет «Топливосмазочные материалы»).

 

 

Пояснительная записка

  Курс «Автомобильные эксплуатационные материалы» ориентирован на подготовку студентов, обучающихся по специальности «050502 - Технология и предпринимательство» по специализации «Автодело и техника обслуживания» и «Автосервис» В предлагаемом курсе рассматриваются свойства, качество и рациональное использование топлив, смазочных материалов и специальных жид­костей, применяемых в автомобилях материалов, применяемых для ремонта автомобилей; влияние эксплуатационных материалов на надежность, долговечность и экономичность автомобилей.

Основная цель данного курса заключается в подготовке буду­щих специалистов для работы в области преподавания «Техноло­гии» в средней школе.

Основной задачей курса является:

ознакомление студентов с производством и применением автомобильных эксплуатационных материалов; изучение показателей качества нефтепродуктов, нормируе­мых ГОСТ, их влияние на работу двигателя, агрегатов трансмиссии;

изучение ассортимента эксплуатационных материалов и пу­тей их экономии.

Изучение курса осуществляется в форме лекционных и практи­ческих занятий. В качестве контроля предусмотрен зачет.

2.Учебно-тематическое планирование

2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения

 

№№ п.п.

 

 

Наименование раз­делов и тем

 

 

Всего трудо­ем­кость

 

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Все­го

Лек ции Прак тиче-ские

Лабо­ратор­ные

1

2

3

4

5 6

7

8
1

Производство топливных и смазочных материалов

8

4

2 2

-

4
2

Обшие свойства топлива и их влияние на работу двигателя

4

2

2  

 

2

3

Топливо для карбюра­торных двигателей

8

4

2

2

- 4

4

Топливо для дизельных двигателей

8

4

2

2

- 4

5

Смазочные материалы

4

2

2

-

- 2

6

Моторные масла

8

4

2

2

- 4

7

Трансмиссионные масла

8

4

2

2

- 4

8

Пластичные смазки

8

4

2

2

- 4

9

Технические жидкости

8

4

2

2

- 4

10

Неметаллические конст­рукционные и эксплуа­тационные материалы

8

4

2

2

- 4

 

итого:

72

36

20

16

- 36
                         

2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

П.П

Наименование разделов и тем

Всего

тру­доем­кость

Аудиторные часы



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.222 с.)