Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций



 

Чем руководствуется уличный грабитель или насильник при выборе жертвы? Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 секунд для оценки потенциального объекта нападения (его моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств). Преступник отмечает всё: неуверенность взгляда, несмелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление – всё, что сыграет ему на руку.

Выделяют две категории людей: так называемую группу риска и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать «хлюпиками»: они плохо физически организованы, расслаблены. Вторые выглядят уверенно.

Какое поведение помогает избежать столкновения со злоумышленниками? Изучите приведённую ниже таблицу 1 и постарайтесь изменить своё поведение так, чтобы не производить впечатления робкого и застенчивого человека.

 

Таблица 1. Признаки потенциальной жертвы и уверенного в себе человека

 

Самозащита есть акт уверенности в себе, отказ принять «статус жертвы». Уверенность в себе – это стиль поведения, который помогает нам чётко и доходчиво выражать наши чувства и желания. Уверенное поведение, таким образом, не даёт повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите.

Рассмотрим типичную реакцию уверенного в себе человека на враждебные выпады и угрозы. Вот над какими фразами следует работать, произносить их убеждённо и с соответствующими жестами: «А ну‑ка не лезь ко мне», «Так я тебе и отдала мою сумку», «Прекратите сейчас же!», «Убирайтесь из моего дома вон!».

Существует техника тренировки уверенности в себе, получившая название «заезженная пластинка». Вы упорно, решительным тоном повторяете какую‑то фразу, в которой заключено требование, отказ и т. д. Для эффективного применения этого метода необходимо заменять некоторые слова, сохраняя при этом общий смысл высказывания. Например: «Вы не смеете входить в мой дом!», «Так я вас и впустила!» или «Чего зря тут торчать, я не передумаю: в дом вы не войдёте» и т. д. до тех пор, пока ваши слова не будут восприняты. Здесь главное – проявить упорство.

Учитесь выражать свой гнев. Большинство неуверенных в себе людей слишком легко мирятся с поведением окружающих. Между тем вы не должны забывать, что у вас тоже есть своё мнение. Помните, что вы не обязаны делать то, что противоречит вашим желаниям. Своими уверенными действиями вы даёте понять, что готовы постоять за себя и вас никоим образом не следует воспринимать как потенциальную жертву.

Во многих случаях лучше брать инициативу в свои руки и самим идти в наступление, а не ждать развития событий, что может привести к ещё большему усложнению ситуации. Как правило, агрессоры выбирают в качестве жертв людей робких, весь вид которых говорит о том, что они едва ли смогут оказать сопротивление. Быть сильным, смелым, уверенным в себе – к этому надо стремиться. Однако при возникновении угрозы насилия всегда предпочтительней уклониться от конфликта, нежели применять какие бы то ни было приёмы физической самозащиты.

Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает всем своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо податлива (слишком легкодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуждена, чересчур доверчива). Старайтесь не выделяться среди окружающих излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дорогими вещами и украшениями. Всё это, как правило, привлекает внимание преступников.

Что же предпринять, если конфликт неизбежен? Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприемлемого решения или даже завладеть инициативой.

При этом следует:

• говорить твёрдым, спокойным тоном;

• внимательно слушать и стараться, чтобы происходил постоянный обмен фразами;

• как можно быстрее уяснить себе, что именно агрессору от вас нужно;

• предложить ему перейти в другое помещение, если что‑то вызывает его раздражение;

• если возможно, вести переговоры сидя – это часто уменьшает напряжение;

• если ситуация позволяет, определить приемлемые рамки поведения, например сказать: «Мы продолжим разговор, но только сперва перестаньте кричать на меня и угрожать».

Не рекомендуется:

• кричать или говорить на повышенных тонах;

• уходить или поворачиваться к агрессору спиной, пока он разговаривает с вами;

• посягать на личное пространство агрессора;

• игнорировать агрессора, выказывать невнимание или пренебрежение к нему;

• обращаться с агрессором уничижительно или покровительственно;

• без необходимости спорить с ним или высказывать угрозы в его адрес;

• отдавать ему приказы типа «Замолчи!» или «Ну‑ка сядь!»;

• жестикулировать – грозить пальцем, размахивать руками.

Следующий немаловажный фактор безопасности – способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных действий, вызвав замешательство злоумышленников.

Если жертва оказывает сопротивление – будь то слово, физическое действие или то и другое одновременно, – фактор неожиданности обращается против преступника точно так же, как он должен был изначально сработать против жертвы.

Не замирайте, а используйте тот же важный принцип – неожиданность. Приведём достаточно яркий пример неожиданных действий.

 

Это случилось в Италии. Неизвестный напал на показавшегося ему абсолютно безобидным тихого старичка, когда тот выходил с почты, получив там своё месячное пособие. Грабитель попытался выхватить у пенсионера кошелёк, но старичок, недолго думая, откусил ему палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лёг в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последствий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре прибыли карабинеры, предъявившие преступнику его палец.

 

Когда конфликт замять не удаётся, следует воспользоваться доступными и эффективными приёмами самозащиты, попробовать смутить нападающего. Например, вы роняете деньги, агрессор наклоняется, чтобы подобрать их, и это даёт вам необходимые мгновения для бегства. Если же убежать по какой‑либо причине не представляется возможным, ударьте его в лицо ногой.

Можно притвориться, будто вы видите за спиной нападающего охранника или полицейского. Если злоумышленник оглянется, вы выиграете драгоценное время для толчка или удара, что поможет вам убежать.

Можно сделать вид, что приближается кто‑нибудь из ваших друзей. Сопроводив жест призывом о помощи, обращенным к воображаемым людям, вы можете воспользоваться растерянностью агрессора.

Другой вариант отвлекающей техники: вы убеждаете нападающего в том, что вот‑вот уступите его требованиям и отдадите, скажем, кошелёк, бумажник или телефон, а сами, воспользовавшись его замешательством, нанесёте удар по лицу, в пах или живот.

Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграйте роль человека, имеющего мощную поддержку: вот‑вот подойдут надёжные защитники (отец, старший брат).

 

Например, войдя в подъезд, где разместилась пьяная компания, паренёк кричит, оглянувшись назад: «Папа, придержи Джека! Как бы он не порвал в подъезде парней!» – и быстро проходит мимо.

 

Если вас задерживают и дело идёт к конфликту, попробуйте сделать комплимент, отвлечь внимание нападающих на них самих. Держитесь при этом с достоинством, не унижайтесь.

 

Девушка, которой ничего хорошего не стоит ожидать от подвыпивших парней в тёмном переулке, обращается к ним с просьбой: «Ребята, я вижу, вы не из робких! Проводите меня вон до того дома. Я здесь живу».

 

Когда на вас нападает несколько человек, определите среди них лидера и разговаривайте с ним. Попытайтесь сыграть на его самолюбии.

В ситуации, когда преступник от вас чего‑то требует, попробуйте предложить такие варианты выполнения его требований, чтобы выиграть время, изменить условия и соотношение сил в свою пользу. Попытайтесь вызвать сочувствие, жалость к себе. Скажите, что смертельно больны, что идёте за лекарством для тяжелобольной мамы, что отец под следствием, а вам приходится заботиться о младших братьях.

Если вас похитили на машине, можно сказать, что кто‑то из ваших близких видел и запомнил номер машины, внешность похитителей. Известно, что по номеру машины (если она не краденая) её хозяина можно найти очень быстро.

Таким способом обезопасила себя барнаульская девушка Наташа, которая заявила незадачливому похитителю, что к автобусной остановке её провожал брат, который имеет профессиональную память на номера машин: он таксист. И это подействовало.

Не допускайте проявлений уныния и апатии. Стремитесь быть бодрым, энергичным в движениях, речи, действиях. Даже в тяжёлой ситуации пытайтесь найти что‑то хорошее, приятное или смешное. Злоумышленники предпочитают не иметь дело с людьми энергичными, бодрыми, наделёнными чувством юмора. Да и сам юмор нередко может помочь в экстремальной ситуации. В этом отношении характерен случай, произошедший с Юрием Никулиным.

Как‑то поздно ночью Никулин возвращался из цирка. Неожиданно его задержали вооружённые грабители. Угрожая оружием, они потребовали денег. Никулин не растерялся: «Да вы что, мужики! Меня только что вон за тем углом ограбили! Догоняйте тех парней, у них все мои деньги!» В темноте они не разглядели Никулина и отпустили, не попросив автографа.

Постарайтесь как можно лучше запомнить нападавших: их внешность, одежду, манеру двигаться. Обратите внимание на цвет глаз, шрамы, татуировки, родинки, дефекты речи.

Стремитесь фиксировать свои ошибки, промахи в обеспечении личной безопасности, извлекайте уроки из печального опыта других людей и старайтесь не допускать в дальнейшем подобных просчётов. Всегда будьте бдительны. Помните: быть бдительным и трусливым – не одно и то же. Бдительность – это умение обращать внимание на то, что происходит вокруг. Осторожность и бдительность можно выработать в себе до такой степени, что они станут второй натурой. Благодаря им вы будете знать, как избежать неприятных ситуаций или минимизировать их последствия (схема 14).

 

Схема 14

 

Вопросы и задания

 

1. Какие признаки в поведении человека говорят о его уверенности и решительности?

2. Что не рекомендуется делать, если вы подвергаетесь насилию и агрессии?

3. Какие качества, с вашей точки зрения, снижают шансы человека на благополучный исход в случае насильственных действий по отношению к нему? Какие качества надо развивать в себе, чтобы успешно противостоять злоумышленникам?

 

ЗАДАНИЕ 7. Проиграйте с родителями или сверстниками различные ситуации:

• к вам пристают незнакомые люди, требуя отдать вещи, угрожают, размахивают кулаками;

• вас просят «помочь» небольшой суммой какие‑то пьяницы: «На бутылку не хватает!»;

• у вас вырывают сумку с вещами, причём нападающие держат в руках крепкие палки и куски арматуры;

• вам предлагают войти в лифт подозрительные люди;

• вас просят подойти к машине, рассказать о том, как доехать до рынка, магазина;

• вы видите, как вооружённые преступники напали на прохожего в тёмном переулке.

 

ЗАДАНИЕ 8. Представьте, что близкий вам человек (младший брат, одноклассник) не понимает, что его нравственные изъяны (лень, хвастливость, грубость, высокомерие, лживость, скупость, необязательность, жадность, эгоизм) могут стать причиной беды. Подумайте, какие примеры из жизни можно привести, чтобы показать, как этими качествами пользуются злоумышленники. Подберите такие примеры, которые ваш слушатель воспринял бы как убедительные.

 

ЗАДАНИЕ 9. Проанализируйте своё поведение, личностные качества и привычки. Что может снижать уровень вашей безопасности? От чего следует отказаться, какие привычки выработать, чтобы улучшить ситуацию? Подумайте также, как можно помешать преступникам воспользоваться вашими положительными качествами.

 

ЗАДАНИЕ 10. Представьте, что на вас совершено нападение, вы остались без вещей. Опишите внешность, речь, манеры поведения, одежду, телосложение, другие приметы преступников. Для развития зрительной памяти и внимания потренируйтесь, описывая тех, кто сейчас находится рядом с вами, а затем дайте описание этих же людей, отвернувшись от них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.025 с.)