Михаил Иванович Кузнецов, Сергей Вангородский, Валерий Васильевич Марков, Владимир Николаевич Латчук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михаил Иванович Кузнецов, Сергей Вангородский, Валерий Васильевич Марков, Владимир Николаевич Латчук



Михаил Иванович Кузнецов, Сергей Вангородский, Валерий Васильевич Марков, Владимир Николаевич Латчук

Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс

 

Вертикаль (Дрофа) –

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8337309

«Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл./С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков»: Дрофа; Москва; 2013

ISBN 978‑5‑358‑09649‑3

 

Аннотация

 

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и принадлежит к завершённой предметной линии.

По заключению экспертных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации содержание учебника соответствует современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

 

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков

Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс

 

Введение

 

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социогенного характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека. Они постоянно сопровождают людей, несут угрозы их жизни и здоровью, уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей среде. Людские жертвы от этих чрезвычайных ситуаций практически сопоставимы с потерями от локальных войн. Сегодня всё очевиднее становится тот факт, что решение проблем безопасности невозможно без учёта человеческого фактора. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось не только приоритетной целью общества и цивилизации в целом, но и внутренней потребностью каждого человека. Формирование такой потребности и обучение людей умелым действиям при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и опасностях, возникающих при военных действиях или в следствии этих действий, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Основной формой обучения таким действиям учащихся общеобразовательных организаций является курс «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаемый в учебное время по соответствующим программам.

В данном учебнике представлена часть курса ОБЖ, изучаемая в 9 классе. Это материал о современном комплексе проблем безопасности, организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), международном гуманитарном праве, безопасном поведении в криминогенных чрезвычайных ситуациях, а также темы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни.

Содержание параграфов и структура учебника позволяют успешно связать уже изученный материал с новым. Выделения в тексте параграфов помогут сосредоточить внимание на терминах и понятиях, которые нужно обязательно запомнить.

Особенностью учебника является сочетание текста со схемами, рисунками и таблицами. При чтении параграфа надо непременно обращаться к ним, так как они содержат дополнительные учебные и справочные материалы.

Вопросы и задания в конце каждого параграфа ориентированы на основной, обязательный для изучения материал и предусматривают возможность самоконтроля и самооценки.

В конце учебника размещён список информационно‑образовательных интернет‑ресурсов, которые могут пригодиться не только при изучении программного материала, но и при подготовке к контрольным и проверочным работам, зачетам, выполнению заданий Всероссийской олимпиады школьников.

При работе с учебником надо постоянно оценивать свои результаты. Высоки ли они? Насколько необходимы и интересны полученные знания? Могут ли эти знания пригодиться в экстремальных ситуациях и в повседневной жизни.

После изучения материала параграфа надо ответить на контрольные вопросы и выполнить предложенные задания. Если при этом возникнут сложности, следует повторно обратиться к содержанию параграфа или к учителю.

Большую помощь при изучении курса окажет электронное приложение к учебнику. Оно поможет лучше понять сложные вопросы и проверить свои знания, умения и навыки. Поэтому после изучения материала каждого параграфа рекомендуется выполнить задания, предложенные в электронном приложении.

 

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Защита от мошенников

 

Мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Как видно из приведённого определения, мошенники не нападают в тёмном переулке, глухой ночью, в руках у них нет ножа. Их оружие – найти слабые места у своей жертвы и вынудить её добровольно расстаться с деньгами, драгоценностями и прочим имуществом.

Основная черта мошенников – гибкость мышления и поведения, позволяющая им быстро вживаться в любую роль, вести себя непринуждённо и естественно. Чтобы с успехом обманывать других, мошенник должен прежде всего обмануть самого себя, сам должен поверить в собственный обман, полностью довериться собственной лжи. Мошенник верит в то, что он очень хитрый и умный человек (хитрость и ум для него – одно и то же).

Настоящий мошенник изобретателен и предприимчив. Он владеет основами психологии, умеет вовремя выявить уязвимые стороны человека, знает, как и когда лучше воспользоваться слабостями жертвы, чтобы затем оказать на неё мощное психологическое воздействие. Его действия расчётливы и точны. Он красноречив, коммуникабелен, способен устанавливать контакты с совершенно разными людьми, подкупает своей непринуждённостью, искренностью, скромностью, вежливостью. Он умеет обольстить и заинтересовать человека, целеустремлён, аккуратен в одежде и словах. Его движения и жесты обычно энергичны и порывисты.

Мошенники, как правило, хорошие физиономисты и обладают приёмами гипноза. Однако защититься от них можно и нужно. Вступая в разговоры с незнакомыми людьми на улице, соблазняясь на «выгодные» предложения обмена, покупки, почаще вспоминайте слова А. С. Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!»

Мошенничество – уголовно наказуемое преступление, но из‑за того, что их жертва идёт на обман добровольно, доказать виновность преступника бывает непросто. В соответствии со статьёй 159 Уголовного кодекса РФ наказание за этот вид преступлений может колебаться от штрафа до 10 лет лишения свободы.

Закон выделяет две разновидности мошенничества:

а) хищение путём обмана;

б) хищение путём злоупотребления доверием.

 

Статья 159. Мошенничество.

1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием, – наказывается штрафом в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 180 ч, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. Мошенничество, совершённое группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, – наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

3. Мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 1 года до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в размере до 10 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 1 месяца, либо без такового.

4. Мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 3 лет либо без такового.

 

Обман – это умышленное искажение действительного положения вещей, сознательная дезинформация будущей жертвы, преднамеренное введение её в заблуждение относительно определённых факторов, обстоятельств, событий с целью побудить жертву по собственной воле передать своё имущество или право на него мошеннику.

Злоупотребление доверием является наименее распространенной формой совершения мошенничества. В этом случае преступник использует доверительные отношения, сложившиеся между ним и владельцем имущества.

Для совершения преступления мошенники используют различные приёмы. Остановимся на некоторых из них.

 

Сергей шёл по улице в прекрасном настроении. На семейном совете решили, что он уже достаточно взрослый и может сам покупать необходимые ему вещи. В честь дня рождения мама только что сняла в сберегательном банке и, пересчитав, вручила ему крупную сумму денег на покупку сотового телефона. Ни он, ни мама не заметили внимательно наблюдавшего за ними мужчину, они оба были слишком поглощены значимостью события.

Вдруг прямо под ногами Сергей увидел туго набитый бумажник. Он оглянулся – людей вокруг не видно, хозяина находки тоже. Обрадовавшись, что на найденные деньги можно купить ещё много необходимых вещей, в том числе и дорогую игрушку для младшего брата, о которой тот давно мечтает, Сергей поднял бумажник. Не успел он посмотреть, сколько же в нём денег, как к нему подошёл мужчина, которого они с мамой не заметили в Сбербанке. Он заявил, что это его бумажник и что в нём не хватает денег. Сергей стал клятвенно заверять, что не трогал ни копейки. Тогда мужчина потребовал показать деньги Сергея. Пересчитав их, он вернул деньги мальчику и даже извинился: «Ты действительно не брал деньги, у меня там были купюры по тысяче рублей, а у тебя все по пятьсот». Инцидент был исчерпан, и только в магазине при расчёте за телефон Сергей понял, что денег у него в два раза меньше, чем дала мама. Праздник был испорчен.

 

А ведь совершённых ошибок можно было избежать. Передавая друг другу деньги, нужно внимательно следить за тем, чтобы никто этого не видел. И самое главное, не надо поднимать валяющиеся бумажники, кошельки или просто деньги. Если подошедший как бы случайно человек предложит поднять находку и разделить деньги между собой, надо сказать, что вы сейчас вызовете полицию. Мошенник оставит вас в покое.

В последнее время распространённым видом мошенничества стала покупка валюты с рук по более выгодному курсу.

 

Один из видов мошенничества – ситуация около обменного пункта

 

Например, вы стоите в очереди в обменном пункте, к вам подходит мужчина или женщина с предложением купить или продать валюту по более выгодному курсу. Вы принимаете предложение, даже не подумав о том, что разница между официальным курсом и предложенным вам – всего несколько копеек. Вы отходите в сторону, отдаёте деньги. Неожиданно ваш «кассир» поднимает крик, что вы подсунули ему фальшивую купюру, тут же отдаёт вам все деньги обратно, а вы, чтобы не поднимать шума, спешите ретироваться. Когда вы, наконец, останавливаетесь, оказывается, что в руках у вас лишь часть первоначальной суммы. Но даже если обмен состоится, вы, отойдя в сторону и пересчитав деньги, убедитесь, что вас обманули. Обнаружится, что вам подсунули так называемые «ломаные» купюры, т. е. сложенные пополам. Или другой вариант: вы покупаете валюту, вас просят просмотреть каждую купюру, чтобы, мол, без обмана, потом вы отдаёте деньги, вам вручают валюту; тут неожиданно появляются люди в камуфляжной форме, которые начинают угрожать вашему «кассиру», а вы спешите побыстрее скрыться. Когда в безопасном месте вы останавливаетесь, чтобы перевести дух и пересчитать деньги, оказывается, что у вас вместо 100‑долларовых купюр купюры достоинством в 1 или 10 долларов. Спектакль с угрозами в адрес «кассира» был разыгран, чтобы заставить вас уйти подальше от места совершения сделки.

 

Очень внимательны должны быть пассажиры поездов, так как есть особый вид мошенничества, распространённый на вокзалах.

 

Вы ожидаете поезда, у вас много вещей. Вы один (одна), рядом с вами ждёт этот же поезд мужчина (или женщина), с которым(ой) вы, постепенно разговорившись и обменявшись стандартными фразами о политике, погоде и ценах, знакомитесь. Неожиданно собеседник просит вас посмотреть за вещами, пока он отойдёт в туалет или позвонить. Когда он возвращается, вы просите его о той же услуге. Вернувшись, вы не обнаруживаете не только своего собеседника, но и своих вещей. Такой вид мошенничества называется «воровство на доверии».

 

Ещё пример: по вагонам идёт женщина с грудным ребёнком и просит разменять 500 рублей. Кто‑то отказывается, но находится человек, который решает помочь молодой мамаше. Он разменивает нужную сумму, получает взамен деньги свёрнутыми или сложенными пополам, а когда разворачивает, то оказывается, что там меньше 500 рублей.

 

Будьте внимательны и осторожны с посторонними людьми, предлагающими свои услуги или сомнительные сделки. Мошенники могут вовлечь жертву в азартную игру, дав ей пару раз выиграть, а потом обобрать до нитки.

 

Около ЦУМа стоял мужчина и через громкоговоритель призывал всех принять участие в лотерее, где за рубль можно выиграть 250 долларов. Вокруг собирался народ, люди отдавали свои рубли в надежде на удачу. Состоялся первый тур, после которого из 5 участников осталось 4; им предложили застраховаться от проигрыша на 5 рублей, и опять люди отдавали деньги; затем осталось 3 участника, которые застраховались на 10 рублей: двое оставшихся разыгрывали между собой право забрать выигрыш, и начальная ставка была уже 1 5 рублей. Вот и получается, что игра далеко не столь дешёвая, как это казалось на первый взгляд.

 

Чтобы не стать жертвой мошенников, запомните несколько рекомендаций, приведённых ниже и в схеме 13.

 

Схема 13

 

• Никогда не принимайте предложения совершить сомнительную сделку, даже если она кажется очень выгодной.

• Остерегайтесь незнакомых людей, предлагающих товар по заниженной цене (этот товар может быть ворованным или некачественным).

• При покупке или обмене валюты пользуйтесь услугами обменных пунктов или банков, не прибегайте к помощи посторонних лиц.

• Не доверяйте свои вещи посторонним людям, даже если до этого они поручали вам присмотреть за их вещами.

• Пользуйтесь услугами носильщика.

• Не принимайте участия в сомнительных розыгрышах призов.

• Не соглашайтесь играть в азартные игры (лотереи, карты, напёрстки), даже если уверены в успехе.

 

Вопросы и задания

 

1. Что вы понимаете под мошенничеством? Приведите примеры попыток совершения мошенничества против вас или ваших близких, расскажите о предпринятых действиях.

2. Каким правилам надо следовать, чтобы не стать жертвой мошенников?

 

ЗАДАНИЕ 5. Проанализируйте поведение известных вам мошенников (по фильмам, книгам, из газет). Какие свои качества они используют, чтобы обманывать людей? Какие нравственные качества у них отсутствуют?

 

Глава 5

Глава 6

Основы медицинских знаний

 

Глава 7

Здоровье человека

 

Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!», т. е. желаем доброго здоровья и благополучия. Иногда спрашиваем: «Как самочувствие, как здоровье?» Когда нас об этом спрашивают, отвечаем: «Нормально» или «Да что‑то не очень, беспокоит…».

Так что же такое здоровье, можно ли его оценить количественно и качественно, в чём состоит его ценность? В 1975 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На нём было принято такое определение: «Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела.

Духовное и физическое здоровье – две неразделимые части нашего общего здоровья, которые должны находиться в постоянном гармоничном единстве. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить своё положение в окружающей среде, своё отношение к людям, вещам, знаниям и т. д. Достигается оно умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учётом необходимости, а также своих возможностей и желаний.

Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Оно требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков, от курения и других вредных привычек.

Человек должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Если он здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо.

Человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определённых общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье.

Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.

В определении понятия «здоровье» обращают на себя внимание два слова – «состояние» и «благополучие». Заглянув в толковый словарь С. И. Ожегова (1982), находим: состояние – это положение, в котором что‑нибудь находится, или физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение; благополучие – полная обеспеченность. Эти термины были выбраны не случайно. Состояние и благополучие – величины непостоянные, изменяющиеся на протяжении жизни.

Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено по меньшей мере тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов внешней среды и условиями жизни.

Понятие здоровья диалектически связано с противоположным понятием – нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов. Медики оценивают состояние здоровья по показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. К ним относятся уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Например, врачи при оценке здоровья детей и подростков используют четыре основных критерия:

• наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний;

• уровень достигнутого физического и нервно‑психического развития;

• состояние основных систем организма – дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, нервной и др.;

• степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

В соответствии с этими критериями все дети и подростки по состоянию здоровья могут быть разделены на пять групп здоровья (схема 22).

 

Схема 22. Характеристики групп здоровья детей и подростков

 

К сожалению, школьников, относящихся к 1‑й группе здоровья, очень мало. Основная масса детей и подростков относится ко 2‑й и 3‑й группам.

Каждый человек – явление уникальное, неповторимое. То, что для одного является нормой, для другого может оказаться болезнью. Поэтому понятия «здоровье» и «нездоровье» должны учитывать индивидуальные особенности организма, обусловленные наследственными факторами, условиями жизни и работы.

Принято различать здоровье индивидуальное и здоровье населения (общественное).

Общественное здоровье зависит главным образом от политических, социально‑экономических и природных факторов.

Индивидуальное здоровье во многом зависит от нас самих.

Общественное и индивидуальное здоровье взаимозависимы – ведь общественное здоровье в конечном счёте складывается из здоровья членов общества.

Необходимо запомнить:

• здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие;

• только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

Оценить свои физические возможности можно по уровню работоспособности сердечно‑сосудистой и дыхательной систем (приложение 1).

Наблюдения показывают, что около 20 % людей уповают на медицину и считают, что за их здоровьем должны следить врачи. Большая часть остального населения вспоминает о своём здоровье только тогда, когда появилось то или иное заболевание.

Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что на здоровье человека оказывают влияние очень многие факторы. Если принять их все за 100 %, то получается довольно интересная картина. Оказалось, что влияние медицины (количество врачей, оснащённость лечебными учреждениями, лекарствами, аппаратурой и т. д.) составляет всего около 10 %, экологических факторов (состояние среды обитания человека) – 12 %, наследственности – чуть больше 20 %. Влияние каждого из перечисленных факторов сравнительно невелико, а вместе оно составляет всего лишь около 50 %. На что же приходятся остальные 50 %? Выяснилось, что здоровье человека на 50 % зависит от образа его жизни, т. е. от самого человека. Над этим стоит задуматься.

 

Вопросы и задания

 

1. В чём состоит смысл понятия «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения? Расскажите о составляющих здоровья: физическом, духовном и социальном здоровье.

2. Какая существует взаимосвязь между здоровьем духовным и здоровьем общественным?

3. Воспользуйтесь схемой 22 и определите, к какой группе здоровья вы относитесь. От каких факторов зависит состояние здоровья и каково их соотношение?

 

ЗАДАНИЕ 15. Оцените по пятибалльной системе своё самочувствие, работоспособность и настроение. Рассчитайте среднюю оценку. Если за последний год вы болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на один балл. Если вы оценили своё здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину этого.

 

ЗАДАНИЕ 16. Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать.

Оценка: более 40 с – здоров; от 20 до 40 с – здоровье ослаблено; менее 20 с – имеются какие‑то заболевания.

Запишите свой результат и периодически повторяйте задание. Примечание. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, условие задания выполнено неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

 

ЗАДАНИЕ 17. Пульс – важнейший показатель здоровья. Воспользуйтесь приложением и определите по пульсу состояние своего сердца. Далее при помощи индекса Руфье (приложение 1) оцените работоспособность сердечнососудистой системы. Сделайте вывод.

 

Глава 8

Личная гигиена

 

Гигиена питания и воды

 

Полноценность питания во многом определяет состояние здоровья человека. От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.

Химический состав тела человека не является абсолютно постоянным, он изменяется в течение жизни. Организм взрослого человека, имеющего массу (вес) тела около 70 кг, состоит из 40–45 кг воды, 15–17 кг белков, 7–10 кг жиров, 2,5–3 кг минеральных солей и 0,5–0,8 кг углеводов.

В течение 70 лет человек съедает и выпивает такое количество пищи, которое во много раз превышает его собственный вес (более 50 т воды, 2,5 т белков, 2 т жиров, 10 т углеводов и 0,2–0,3 т поваренной соли). Скорость обмена веществ между организмом и внешней средой поразительна. Например, обновление половины всего белка, имеющегося в организме взрослого человека, происходит за 2,5 месяца.

Таким образом, жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии (в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение. В приложении 3 приведена совместимость пищевых продуктов.

Все продукты могут быть поделены на две большие группы: животного и растительного происхождения.

Продукты животного происхождения очень полезны для организма, так как содержат полноценный белок. Пищевые продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, дрожжи, растительные масла) содержат значительное количество минеральных солей, витаминов, оказывающих благотворное действие на организм человека, и клетчатку, благоприятно влияющую на процессы пищеварения и состояние желудочного тракта.

В рационе питания человека доли пищевых продуктов животного и растительного происхождения должны составлять примерно 40 и 60 %. Только в этом случае достигается полноценное, разнообразное и сбалансированное питание. Пример такого рациона приводится в таблице 3.

 

Таблица 3. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека (по В. А. Покровскому)

 

Соотношение основных компонентов пищи – белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды – должно быть сбалансированным, чтобы в полной мере восполнять энергетические затраты организма. Подросткам желательно придерживаться такого сочетания указанных элементов, которое приведено в таблице 4.

 

Таблица 4. Рекомендуемое количество энергии, белков, жиров и углеводов в день для детей и подростков, г

 

Еда должна вызывать чувство насыщения. Оно наступает тогда, когда желудок наполняется пищей и его стенки растягиваются. Однообразное питание, содержащее одни и те же продукты, быстро надоедает и хуже усваивается. При этом вырабатывается характерный тип пищеварения. Использование новых продуктов, особенно ранее неизвестных, может вызвать расстройство желудочно‑кишечного тракта.

Крайне важна кратность питания, т. е. распределение рациона в течение дня. Наиболее правильным является четырёхразовое питание – оно поддерживает уровень питательных веществ в крови на оптимальном уровне. Очень большое значение имеет соблюдение режима питания. Необходимо стремиться к тому, чтобы время приёма пищи было постоянным. К этим моментам пищеварительная система организма настраивается на работу: усиливается деятельность печени и поджелудочной железы, повышается двигательная активность кишечника. Нарушение режима может серьёзно нарушить деятельность пищеварительной системы и ухудшить состояние здоровья.

При определении состава, качества и объёма пищи надо учитывать характер предстоящей трудовой деятельности, погодные условия, национальные традиции, возраст, пол и состояние здоровья человека. Если калорийность питания принять за 100 %, то распределение её в течение дня будет выглядеть следующим образом (табл. 5).

 

Таблица 5. Суточное распределение пищевого рациона (по В. А. Покровскому), %

 

Режим питания может быть и несколько иным. Если предстоит достаточно интенсивная физическая работа, да ещё в неблагоприятных условиях, то калорийность завтрака может быть значительно увеличена – примерно до 40–45 %.

Ужинать следует не менее чем за 2–3 ч до сна. Ужин должен быть лёгким. Приём пищи непосредственно перед сном серьёзно нарушает его. Сон становится беспокойным, тяжёлым, не снимает накопившейся усталости, а если это повторяется регулярно, появляются бессонница, раздражительность, нарушения в деятельности пищеварительной системы.

Особое внимание необходимо обращать на совместимость качественно разнородных продуктов. Например, богатые белками продукты надо использовать во время завтрака и обеда, так как белок повышает жизненный тонус, стимулирует деятельность нервной системы, ускоряет обмен веществ.

Важна также последовательность приёма пищи. Так, закуска и первые блюда возбуждают аппетит, способствуют выделению желудочного сока, необходимого для обработки последующей пищи.

Нельзя относиться безразлично и к обстановке во время еды. Сервировка стола, внешний вид пищи, состояние столовой посуды играют большую роль в возникновении и поддержании аппетита.

Вода выполняет в организме очень много разнообразных и крайне необходимых функций: растворяет многие химические вещества, делая их доступными для усвоения; с помощью воды из организма выводятся шлаки (продукты обмена веществ); она участвует в терморегуляции.

Гидросфера занимает 71 % поверхности Земли, но только 3 % воды пригодно для водоснабжения городов и других населённых пунктов. В связи с ростом промышленности, развитием сельского хозяйства и интенсификацией технологических процессов потребление воды постоянно возрастает. Бесконтрольное её использование привело к тому, что стало не хватать питьевой воды. Перед человечеством встаёт вопрос о необходимости введения контроля за её потреблением. Этой проблемой занимается международная организация ЮНЕСКО, объединяющая усилия многих стран мира.

В процессе круговорота вода растворяет в себе многие химические вещества и насыщается большим количеством микроорганизмов. Химический состав воды и содержание в ней органических веществ определяют её свойства: степень прозрачности, цветность (окраска), запах и вкус. Вода, пригодная для питья, должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запаха и обладать приятным, освежающим вкусом. Ухудшение хотя бы одной из указанных характеристик делает практически невозможным употребление воды.

Помимо химического состава и вкусовых свойств, важное гигиеническое значение имеет температура воды. Её нельзя пить, если она слишком горячая или слишком холодная. Наиболее благоприятная температура воды для питья примерно 7–12 °C.

Свежая, чистая вода просто утоляет жажду, но минерализованная вода, содержащая определённые ингредиенты (хлориды, сульфаты, натрий, магний и др.), оказывает выраженное лечебно‑оздоровительное действие. С её помощью успешно лечат гастриты с повышенной или пониженной кислотностью, заболевания кишечника, печени, почек и др. Поэтому её нельзя пить вместо обычной чистой воды. При наличии различных заболеваний приём минерализованной воды назначает врач.

Наряду с химическими веществами вода может содержать и различные микроорганизмы, некоторые из которых опасны для здоровья. Чаще всего через воду передаются кишечные инфекции – брюшной тиф, паратифы А и В, холера, дизентерия, болезнь Боткина, туляремия, водная лихорадка. Поэтому нельзя пить воду из непроверенных природных источников, а водопроводную воду надо кипятить.

Помимо микробов в воде могут находиться яйца или личинки гельминтов (паразитических червей, глистов), которые проникают во внутреннюю среду и серьёзно нарушают протекающие в организме процессы.

Для оценки качества воды разработан государственный стандарт. Он регламентирует гигиенические показатели питьевой воды в отношении содержания химических веществ, микробов, а также её вкусовые свойства.

 

Вопросы и задания

 

1. На какие группы подразделяются продукты питания? Коротко охарактеризуйте их.

2. Расскажите о суточном распределении пищевого рациона. Какие продукты должны содержаться в рационе питания человека?

3. Какие способы очистки воды вы знаете? Назовите их.

4. Что регламентирует государственный стандарт оценки качества воды?

 

ЗАДАНИЕ 20. Используя таблицы 3, 4, 5, приложение 3, составьте для себя и членов своей семьи недельный рацион питания (меню) по следующей форме:

 

 

Подсчитайте калорийность своего ежедневного меню и сравните с калорийностью и суточным распределением пищевого рациона, которые указаны в таблицах 3 и 4.

 

Гигиена жилища

 

и индивидуального строительства

Дом (жилище) – это то место, где мы проводим основную часть жизни. На протяжении многих тысячелетий менялся человек, изменялись и условия его жизни. Учёные давно доказали тесную связь между условиями жизни и состоянием здоровья человека. Например, продолжительность жизни людей, живущих в стеснённых условиях, меньше, чем у тех, кто живёт комфортно. Скученность способствует распространению многих заболеваний, передающихся по воздуху (корь, скарлатина, дифтерия, грипп, ветряная оспа, туберкулёз), кишечных инфекций, приводит к расстройствам нервной системы.

Какие же гигиенические требования предъявляются к современному жилищу?

Помещение, где проживает человек, должно быть достаточно просторным и сухим, хорошо освещаться прямым и рассеянным солнечным светом, проветриваться, иметь благоприятный микроклимат и незагрязнённую воздушную среду. Температура в помещении – один из главных показателей удобства жилища.

Комнатная температура зависит от климатических условий. В северных районах она должна быть в пределах 20–21 °C, в умеренных широтах – 18–19 °C, в жарком поясе – 17–18 °C. Обычно помещения обогреваются с помощью отопительных батарей. Однако в последние годы широкое распространение получил внутренний подогрев стен и полов. Важно, чтобы разница между температурой комнатного воздуха и температурой внутренней поверхности подогреваемой стены не превышала 3–5 °C, а разница в температуре воздуха у пола и потолка, а также в соседних помещениях одной квартиры была не более 2 °C.

Одним из элементов микроклимата жилого помещения является относительная влажность воздуха. При его температуре 18–20 °C она должна находиться в пределах 40–60 %. Большая влажность воздуха приводит к сырости помещения, нарушению терморегуляции организма, частым простудным заболеваниям. В деревянных зданиях сырость способствует появлению неприятного запаха и развитию специфических грибков, разрушающих древесину. Повышенная влажность в жилом помещении может быть следствием неправильного выбора территории для строительства (без учёта уровня грунтовых вод) или некачественной изоляции фундамента и стен.

Такой показатель, как скорость движения комнатного воздуха, также важен. Она не должна превышать 0,2–0,3 м/с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.122 с.)