Уголовно-процессуальное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовно-процессуальное право



УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальность: 030501 "Юриспруденция"

 

 

Рекомендовано кафедрой:

протокол № 3

30 октября 2007 г.

Зав. кафедрой __________

 

 

Челябинск

2008

Содержание

 

Аннотация…………………………………………………………..3

Инновационные технологии………………………….....................4

Рабочая учебная программа дисциплины…….…………………..5

1. Цели, задачи и предмет дисциплины….…………………..........5

2. Требования к уровню освоения дисциплины………………….8

3. Объем дисциплины……………………………………………...10

3.1 Объем дисциплины и виды учебных работ…………………...10

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы…....11

4. Содержание дисциплины………………………………….........17

5. Темы и планы семинарских (практических) занятий

с методическими рекомендациями……………………………..32

6. Практикум………………………………………………………..38

7. Задания для самостоятельной работы студентов……………...51

8. Тематика курсовых, методические указания

по их выполнению и подготовке…………..………...................64

9. Вопросы для подготовки к зачёту (экзамену),

методические рекомендации по подготовке к

зачёту (экзамену)...…..................................................................70

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………....79

10.1 Литература…………………………………………………….79

10.2 Методическое обеспечение дисциплины (кейс)…................105

10.3 Материально-техническое, информационное

   обеспечение дисциплины…………………………………....106

 


Аннотация

 

Учебно-методический комплекс дисциплины "Уголовно-процессуальное право" составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 "Юриспруденция".

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин.

 

 

Составители:

Бражников Д.А., заведующий кафедрой уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, доцент;

Бычков В.В., доцент кафедры уголовного права и процесса.

 

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО "РГТЭУ"

"15" января 2008 г. протокол № 8.

 

 

Согласования со смежными кафедрами:

 

И.о. зав. кафедрой гражданского права и процесса

кандидат юридических наук, доцент                        В.Е. Горюнов

 

Зав. кафедрой социально гуманитарных

наук и права, кандидат философских наук,

доцент                                                                           Т.Н. Захарова                         

 

Зав. библиотекой                                                          В.В.Луцук

 

 

 

 

Инновационные технологии,

Используемые в преподавании курса

«Уголовно-процессуальное право»

 

 

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (Тема 4, 6).

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (Тема 10).

Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (Темы 8, 15).


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 1. Цели, задачи и предмет дисциплины

 

Уголовный процесс – фундаментальная юридическая дисциплина, выступающая в качестве основной, профилирующей, а следовательно, не­обходимой не только для теоретической, но и для практической подготов­ки юристов любого профиля.

Изучение курса уголовного процесса в рамках очного и заочного обучения включает чтение обзорных и устано­вочных лекций, семинарские занятия, подготовку и защиту в установленные сроки рефератов. В конце обуче­ния студенты сдают экзамен по всей дисциплине.

В содержание изучаемого курса включены и такие традиционные вопросы, как понятие уголовного процесса, источники уголовно-процессуального права, принципы процесса, субъекты уголовно-процессуальной деятельности, основные положения теории доказательств, виды мер пресечения и основания их применения, порядок досудебного производства и судебного разбирательства по уголовному делу в первой, второй и надзорной инстанциях, судебный контроль за законностью действий и решений органов предварительного расследования. Наряду с этим изучаются наиболее существенные, узловые проблемы, характеризующие новые направления в процессуальной науке, вопросы, по которым ни теория, ни практика пока не выработали общепринятых позиций, но которые получили в последнее время иное, чем ранее звучание.

Работа на лекциях (обзорных и установочных) не означает пассивного поведения студентов, а предполагает их напряженную, активную деятельность: проблемное изложение лектором учебного материала активизирует познавательную направленность способностей студентов на лекциях. В силу этого студент определяет объем конспектирования лекционного материала, в том числе сущности имеющихся концепций, несовпадающих позиций, предложений по практическому разрешению проблем. С целью оптимизации работы на лекциях рекомендуется иметь тексты Кон­ституции России, Уголовно-процессуального кодекса РФ.

При подготовке к семинарскому занятию студенту целесообразно:

- выяснить план занятия и внимательно прочесть вопросы, подлежащие рассмотрению, а также методические указания по их изучению;

- ознакомиться со списком рекомендованной литературы по теме, при этом учесть, что основная литература (законы, подзаконные акты, материалы следственно-судебной практики, учебники, учебные пособия) подлежит обязательному изучению, конспектированию (по возможности, ксерокопированию), а дополнительная – по потребности слушателя;

- изучить конспект лекции, рекомендованную по теме литературу, тщательно ее проанализировать и законспектировать в соответствии с предварительно составленным планом ответа; необходимо учитывать то, что ответ нельзя сводить к описанию положений, содержащихся в учебни­ке;

– следует затрагивать проблемные, дискуссионные вопросы, не решен­ные до конца в теории и практике, но при этом желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на литературные источники, за­коны и подзаконные акты, решения Конституционного и Верховного Су­дов России;

- ответить на вопросы для самоконтроля по данной теме (здесь воз­можно составление конспекта ответов, который впоследствии пригодится при подготовке к экзамену);

- рассмотреть и решить задачи (следственные или судеб­ные ситуации). Этот вид работы рассчитан на обретение навыков правиль­ного применения полученных теоретических знаний в конкретных услови­ях (здесь необходимо помнить, что задачи не имеют однозначных ответов и их фабулы предполагают вариативность подходов к решению). Варианты ответов следует фиксировать в тетради со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального закона и другие нормативные акты.

Студент-заочник стоит перед необходимостью освоить такую важную форму обучения, как самостоятельная работа, которая характери­зуется активной и целенаправленной деятельностью, обеспечивающей вы­работку умения и навыков рационального приобретения необходимой на­учно-познавательной информации и определенных знаний. Самостоятель­ная работа студентов осуществляется в аудиториях во время учебного процесса, и во внеурочное время. Здесь возможно применение традицион­ных форм самообучения – работы с нормативным материалом, составле­ния конспектов, написания процессуальных документов по сквозным фа­булам следственных ситуаций, решения задач, подготовки контрольных и курсовых работ, рефератов, докладов и т.д.

Повысить эффективность са­моподготовки можно путем использования последних материалов судебно-следственной практики: постановлений Конституционного Суда Рос­сии, постановлений Верховного Суда России, постановлений Президиума и судебных коллегий Верховного Суда России по конкретным уголовным делам, обзоров работы судов, прокуратуры, МВД России (получение необ­ходимых материалов возможно с помощью компьютерных программ типа «КонсультантПлюс» и «Гарант») и последних достижений уголовно-процессуальной теории (статей, монографий, учебных пособий) по наибо­лее дискуссионным вопросам.

Во время сессии преподавателями, принимающими экзамен, прово­дятся предэкзаменационные консультации. Помимо этого, студенты имеют возможность получать индивидуальные консультации по любому вопросу курса, в том числе и о порядке написания контрольных и курсовых работ, в течение учебного года.

Цель высшего профессионального образования заключается в том, чтобы дать будущим юристам глубокую, фундаментальную теоретическую подготовку в области юриспруденции, в частности, уголовного процесса, которая является базой практической деятельности.

 

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

 

Выпускник должен знать:

- сущность и основные понятия уголовного процесса и уголовно-процессуального права;

- источники и принципы уголовного процесса;

- субъекты уголовного процесса;

- доказательства в уголовном процессе;

- общие положения и источники доказательств;

- процесс доказывания и меры уголовно-процессуального принуждения;

- возбуждение уголовного дела;

- предварительное следствие и дознание (общие условия);

- следственные действия;

- приостановление расследования;

- окончание расследования;

- подсудность уголовных дел;

- назначение судебного заседания;

- судебное разбирательство;

- кассационное производство;

- исполнение приговора;

- производство в порядке надзора;

- производство по вновь открывшимся обстоятельствам;

- особенности производства в суде присяжных;

- производство по делам несовершеннолетних;

- производство по применению принудительных мер медицинского характера;

- возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокураты и суда;

- основы уголовного процесса в зарубежных странах.

Учитывать профиль специализации, различные назначения, цели и задачи, стоящие перед юристом, кафедра полагает целесообразным выделить приоритеты, на которые должен ориентироваться преподаватель при изложении учебного материала по курсу "Уголовно-процессуального права".

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

3. Объем учебной дисциплины

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы

для студентов очной формы обучения

 

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по курсам

3 курс 5 семестр 3 курс 6 семестр
Общая трудоемкость дисциплины 128 64 64
Аудиторные занятия 96 48 48
Лекции 64 32 32
Семинарские и практические занятия 32 16 16
Самостоятельная работа 64 32 32
Текущий контроль - Курсовая работа -
Вид итогового контроля - Зачет Экзамен

Объем дисциплины и виды учебной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость дисциплины 100
Аудиторные занятия 22
Лекции 16
Семинарские и практические занятия 6
Самостоятельная работа 126
Текущий контроль Курсовая работа
Вид итогового контроля Экзамен

Третий курс

Пятый семестр

1. Понятие и назначение уголовного процесса. Уголовный процесс и правосудие. Система и стадии уголовного судопроизводства.   4   2   2   -   2
2. Уголовно-процессуальное право и его источники 2 2 - - 2
3. Принципы уголовного судопроизводства 2 2 - - 2
4. Уголовное преследование. Участники уголовного судопроизводства   4   2   2   -   2
5. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве 2 2 - - 2
6. Меры уголовно-процессуального принуждения 4 2 2 - 2
7. Ходатайства и жалобы. Процессуальные документы, сроки, издержки 2 2 - - 2
8. Возбуждение уголовного дела. Поводы и основания 4 2 - 2 2
9. Предварительное расследование: понятие, формы, общие условия 2 2 - - 2
10 Следственные действия 14 6 2 6 6
11 Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого   2   2   -   -   2
12 Приостановление и возобновление предварительного расследования 2 2 - - 2
13 Гражданский иск в уголовном процессе 2 2 - - 2
14 Прекращение уголовного дела 2 2 - - 2

Итого за семестр

48 32 8 8 32

В данном семестре выполняется курсовая работа и

сдается зачет по изученным темам

Шестой семестр

15 Окончание предварительного расследования 8 4 - 4 2
16 Подсудность. Подготовка к судебному заседанию. Предварительное слушание по уголовному делу   2   2   -   -   2
17 Понятие и значение судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства   4   2   2   -   2
18 Судебный приговор 4 2 - 2 4
19 Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье 2 2 - - 2
20 Производство по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей   6   4   2   -   2
21 Апелляционное и кассационное производство по уголовным делам 4 2 - 2 4
22 Исполнение приговора как стадия уголовного судопроизводства 2 2 - - 2
23 Производство по уголовным делам в суде надзорной инстанции 2 2 - - 2
24 Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств   2   2   -   -   2
  25 Особенности производства предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних   4   2   2   -   2
26 Производство о применении принудительных мер медицинского характера   4   2   2   -   2
27 Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц   2   2   -   -   2
28 Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства 2 2 - - 2  

В данном семестре сдается экзамен

Итого за семестр

48 32 8 8 32

Итого по курсу

«Уголовно-процессуальное право»

96 64

32

64

для студентов заочной формы обучения

 

Наименование темы Всего ауд. часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Самост. работа

Третий курс

Пятый семестр

1. Понятие и назначение уголовного процесса. Уголовный процесс и правосудие. Система и стадии уголовного судопроизводства.   1   1   -   -   2
2. Уголовно-процессуальное право и его источники - - - - 4
3. Принципы уголовного судопроизводства - - - - 4
4. Уголовное преследование. Участники уголовного судопроизводства   2   1   1   -   4
5. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве - - - - 4
6. Меры уголовно-процессуального принуждения 1 1 - - 4
7. Ходатайства и жалобы. Процессуальные документы, сроки, издержки - - - - 4
8. Возбуждение уголовного дела. Поводы и основания - - - - 4
9. Предварительное расследование: понятие, формы, общие условия 1 1 - - 4
10 Следственные действия 6 2 1 3 12
11 Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого   1   1   -   -   4
12 Приостановление и возобновление предварительного расследования 1 1 - - 4
13 Гражданский иск в уголовном процессе - - - - 4
14 Прекращение уголовного дела - - - - 4
15 Окончание предварительного расследования 2 1 1 - 4
16 Подсудность. Подготовка к судебному заседанию. Предварительное слушание по уголовному делу   1   1   -   -   4
17 Понятие и значение судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства   1   1   -   -   4
18 Судебный приговор 1 1 - - 8
19 Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье 1 1 - - 4
20 Производство по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей   1   1   -   -   4
21 Апелляционное и кассационное производство по уголовным делам 1 1 - - 8
22 Исполнение приговора как стадия уголовного судопроизводства - - - - 4
23 Производство по уголовным делам в суде надзорной инстанции - - - - 4
24 Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств   -   -   -   -   4
  25 Особенности производства предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних   1   1   -   -   4
26 Производство о применении принудительных мер медицинского характера   -   -   -   -   4
27 Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц   -   -   -   -   4
28 Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - - - - 4  

Выполняется курсовая работа и сдается экзамен

Итого по курсу

«Уголовно-процессуальное право»

22 16

6

126

 

 

4. Содержание дисциплины

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Уголовное преследование.

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Ходатайства и жалобы.

Тема 8

Поводы и основания

Тема 9

Предварительное расследование:

Тема 10

Следственные действия

Понятие следственных действий.Процессуальное оформление следственных действий.Виды следственных действий.

Протокол следственного действия.

Участники следственных действий.

Следователь. Дознаватель. Начальник следственного отдела. Прокурор. Свидетели. Потерпевшие (их законные представители). Подозреваемые, обвиняемые, их законные представители. Гражданский истец, гражданский ответчик, их законные представители. Эксперты, специалисты. Переводчик. Понятой.

Классификация следственных действий.

Осмотр. Эксгумация. Освидетельствование. Следственный эксперимент. Обыск. Личный обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Допрос. Очная ставка. Предъявление для опознания. Проверка показаний на месте. Получение образцов для срав­нительного исследования. Назначение и производство экспертизы.

 

Тема 11

Тема 12

Тема 13

Тема 14

Прекращение уголовного дела

Понятие прекращения уголовного дела. Сущность прекращения уголовного дела. Значение прекращения уголовного дела.

Основания прекращения.

Реабилитирующие основания. Нереабилитирующие основания.

Условия прекращения уголовного дела.

Постановление о прекращении уголовного дела.

Тема 15

Окончание предварительного расследования

Понятие этапа окончания предварительного расследования. Элементы окончания предварительного расследования.

Уведомление потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика об окончании предварительного расследования.

Время и последовательность ознакомления потерпевшего, гражданского истца и ответчика с материалами уголовного дела.

Уведомив обвиняемого об окончании производства следственных действий.

Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

Протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

Обвинительное заключение; справка по уголовному делу и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Обвинительный акт.

Тема 16

Подсудность.

Подготовка к судебному заседанию.  

Предварительное слушание по уголовному делу

Подсудность.

Признаки подсудности: предметный, персональный территориальный, исключительный.

Подсудность дел общим судам. Подсудность дел военным судам.

Территориальная подсудность уголовного дела и ее изменение.

Подсудность при соединении уголовных дел.

Производство в суде до судебного разбирательства (принятие судом де­ла к своему производству).

Основная задача стадии принятия судом де­ла к своему производству.

Вопросы, решаемые судом при принятии дела к своему производству.

Основания предварительного слушания. Порядок проведения предварительного слушания. Назначение судебного заседания для рассмотрения дела по существу.

 

Тема 17

Тема 18

Судебный приговор

Преюдициальное значение судебного при­говора.

Процессуальное значение судебного приговора.

Социальное значение судебного приговора.

Свойства судебного приговора.

Стабильность приговора. Обязательность приговора. Исключительность приговора.

Требования, предъявляемые к судебному приговору. Законность приговора. Обоснованность приговора. Мотивированность приговора.  Справедливость приговора.

Виды судебных приговоров.

Оправдательный приговор. Обвинительный приговор. Обвинительный приговор с назначением наказания. Обвинительный приговор с освобождением от отбытия наказа­ния. Обвинительный приговор без назначения наказания.

 

Тема 19

Тема 20

Тема 21

По уголовным делам

Производства в суде второй инстанции.

Апелляция. Кассация.

Порядок принесения жалобы и представления, сроки обжалования приговора, порядок восстановления срока обжалования.

Извещение о принесенных жалобах и представлениях.

Последствия подачи жалобы или представления.

Пределы рассмотрения уголовного дела судом апелляционной или кассационной инстанции.

Тема 22

Тема 23

Тема 24

Тема 25

Особенности производства предварительного расследования

Тема 26

Медицинского характера

Применение принудительных мер медицинского характера: понятие, основание, условия.

Предварительное следствие по делам об общественно опасных деяниях невменяемых.

Назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы.

Участие законного представителя и защитника.

Окончание предварительного следствия.

Постановление следователя о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему общественно опасное деяние.

Тема 27

Отдельных категорий лиц

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Особенности возбуждения уголовного дела в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Особенности предъявления обвинения лицам, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Особенности применения мер принуждения лицам, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Особенности производства отдельных следственных действий в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Особенности направления уголовного дела в суд.

Особенности судебного рассмотрения дел в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Тема 28

Уголовного судопроизводства

Правовая основа международного сотрудничества по уголовным делам. Основные направления международного сотрудничества органов предварительного расследования

Направление и исполнение запросов об оказании правовой помощи.

Международное следственное поручение о производстве процессуальных и следственных действий.

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Понятие уголовного процесса, судопроизводства и правосудия.

2. Назначение уголовного судопроизводства.

3. Уголовно-процессуальные функции, формы.

4. Стадии уголовного судопроизводства и их система.

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.

2. Суд как участник уголовного судопроизводства.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

4. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Понятие и виды мер процессуального принуждения.

2. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

3. Меры пресечения.

4. Иные меры процессуального принуждения

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Понятие следственных действий.

2. Процессуальное оформление следственных действий.

3. Протокол следственного действия.

4. Участники следственных действий.

5. Классификация следственных действий.

6. Осмотр.

7. Освидетельствование.

8. Допрос.

9. Очная ставка.

10. Предъявление для опознания.

11. Следственный эксперимент.

12. Обыск, личный обыск.

13. Выемка.

14. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка.

15. Контроль и запись переговоров.

16. Проверка показаний на месте.

17. Назначение и производство судебной экспертизы

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Сущность, значение и этапы судебного разбирательства.

2. Порядок судебного разбирательства.

3. Особый порядок судебного разбирательства.

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Сущность производства в суде присяжных заседателей.

2. Предварительного слушание дела.

3. Особенности судебного разбирательства.

Тема 25. Особенности производства предварительного

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Понятие производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

2. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.

3. Особенности производства предварительного расследования по делам в отношении несовершеннолетних.

Семинар – 2 часа

Вопросы семинара:

1. Понятие, основание и условия для производства о применении принудительных мер медицинского характера.

2. Предварительное следствие по делам об общественно опасных деяниях невменяемых.

Методические рекомендации по подготовке

к семинарским и практическим занятиям

В системе как очного, так и заочного обучения самостоятельная работа является ос­новным методом изучения учебной дисциплины. В связи с этим студенты должны научиться методике самостоятельной работы по изучению дисци­плины, умению отграничивать главное от второстепенного. Для реализации этой цели во время обзорных и установочных лекций студенту следует внимательно изучить полный комплект программы курса уголовного процесса и методических материалов по проведению семинарских за­нятий. Установить, что непонятно и попросить преподавателя в индивиду­альном порядке дать необходимые пояснения.

Как правило, тот объем информации, который получают обучаемые на лекциях, ее насыщенность не позволяют им усвоить материал в системе, что требует от преподавателя и студентов (путем постановки вопросов по итогам лекции) обращать внимание на уз­ловые, наиболее важные вопросы темы. Поэтому в первую очередь студенты должны обращать внимание на главные, наиболее полно отражающие тему теоретические вопросы.

Начинать работу следует с изучения логической системы уголовного процесса. Структура учебника отражена в оглавлении. Уяснение общего содержания текста после ознакомления с оглавлением следует продолжать изучением аннотации, предисловия, введения, заключения, предметного указателя. Все эти операции по изучению уголовного процесса составляют так называемое просмотровое чтение.

Для понимания содержания параграфов необходимо выделить смы­словые единицы различного объема – темы, выраженные в подпараграфах и абзацах, затем подтемы, выраженные группами тезисов и отдельными суждениями.

Затем следует тщательно ознакомиться с учебником по уголовному процессу и уяснить содержание каждого параграфа с выделением малых тем текста параграфа в описательной форме в виде тезисов.

Понимание изучаемого текста достигается за счет постановки (в уме) вопросов в процессе чтения и нахождения на них ответов, обращения к уже исследованному тексту учебника и выделению повторяющихся поло­жений.

Торопливость при изучении учебника и научного текста никогда не приносит пользы. Если студент начнет экономить время, пропуская при чтении отдельные фразы и целые абзацы, труд будет напрасным и беспо­лезным. Читать учебник нужно основательно, добиваясь глубокого пони­мания содержания.

Особое внимание следует уделять изуче­нию конспекта обзорных или установочных лекций. Делаться это должно в полном объ­еме и без каких-либо изъятий. Несколько по иному следует подходить к изучению во время самоподготовки дополнительной уголовно-процессуальной литературы. Целесообразно обращать повышенное вни­мание лишь на те страницы монографической литературы, которые затра­гивают наиболее важные вопросы темы либо на те, которые, по мнению обучаемого, оказались им непонятыми.

Для достижения цели подготовки к семинарским за­нятиям необходимо отказаться от механического заучивания тех или иных положений.

Существует рад способов запоминания материала: повторение всего материала или его отдельных частей, разбивка текста на части, умозри­тельное построение «мостиков», связывающих теоретический материал по уголовному процессу с практической деятельностью органов внутренних дел. Конспектирование основных теоретических проблем позволяет разви­вать не только логическую, но и зрительную память.

В целом подготовка к семинарским занятиям достигается посредством мысленного изложения изу­чаемого материала своими словами.

Если в ходе подобного изложения чувствуется неполное усвоение того или иного вопроса, необходимо повторное прочтение изучаемого тек­ста.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.205 с.)