Риторика учит видеть реальный уровень познаний и развития собеседника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторика учит видеть реальный уровень познаний и развития собеседника.



Какие свои тезисы о науке риторике вы хотели бы добавить?

Задание 2: В старинных риториках основные этапы работы над речью изображали в виде схемы-лесенки. Какие из этих этапов не относятся к подготовке письменной речи?

        акцио
      мемориа Произнесение
    Элокуция Запоминание  
  диспозиция Выражение    
инвенция Расположение      
изобретение        

Можно ли изменить порядок частей в схеме-лесенке?

Задание 3: Сформулированы ли цели и задачи риторики в данном тексте

                                                                         Подлинное красноречие не нуждается ни

                                                                         в колокольном звоне, чтобы созывать народ,

                                                                         ни в полиции, чтобы поддерживать порядок

                                                                         Эмерсон

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь - это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

 

Текст.

В начале было Слово – в конце Фраза.

С. Лец

Слово текст (лат. textum –букв. сотканное) имеет различные значения: это и «всякая запечатленная в письменности или памяти речь», это и «отрывок из какого-либо произведения словесности, предназначенный для учебных целей», это и «слова, на которые положена музыка». Таким образом, в широком понимании текст – это произведение словесности. Именно в этом смысле понимают филологи текст, когда говорят, что филологии принадлежит весь мир человека, увиденный через текст.

Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.

Задание 1: Перед вами «испорченное» высказывание Ричарда Баха о языках.

               Исправьте его. Что для этого надо сделать?

 

Языки это большие пуховая подушки разбросанный между нация То что говорить другие теряется и глохнуть в них Какое получать удовольствие от попытка высказать мысль даже детские словами медленно и переправить ее через залив другого языка иначе говорящий человеческое существо И когда мы в речи использовать их грамматика наш рот тут же набиваться перья Оно того стоит

Каковы же признаки текста?

Их называют то больше, то меньше, но наиболее часто отмечают следующие. Текст всегда выражен в устной или письменной форме. Не выраженного – не произнесенного, не написанного, не напечатанного – текста не может быть. Выраженность как один из главных признаков текста признается всеми научными дисциплинами, изучающими текст. Тем самым признается принадлежность текста к области языкового употребления.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец. В силу этого каждый конкретный текст отграничен как от всех других текстов, так и от всего того материала словесности, который остался за пределами данного текста.

Языковые единицы, образующие текст, разумеется, связаны между собой в определенном порядке. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и предложения, отделенные друг от друга одним или несколькими другими. Способы связи обычно сводятся к трем основным типам: грамматические, лексические и семантические или ассоциативные.

Надо отметить, что языковые единицы преобразуются в тексте, связываются «в одно и качественно новое целое» (Г. О. Винокур). Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все его содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы. Однако текст имеет и другие важные признаки. Прежде всего, текст обязательно заключает в себе определенное содержание – информацию, соотносимую, как правило, с жанрами художественной и нехудожественной словесности. Наконец, хотя и не часто, отмечается такой признак текста, как возможность его воспроизведения, или воспроизводимость.

Задание 2. Запишите определение текста, а перечисленные признаки текста оформите в схему.

Текст - это…. 1.

                       2.

                      3.

Признаки текста:

1. 4.

2. 5.

3. 6.

Задание 3. Перед Вами произведение А. Крученых – поэта-футуриста. Можно ли назвать его «текстом»? Обоснуйте свою точку зрения.

 Тема текста. Основная мысль.

Тема текста (от греч. – thema – то, что положено в основу), это то, о чем говорится в тексте. Далеко не всегда тема отражена в заглавии.

Основная мысль (ОМ) – это то, ради чего написан текст, к чему он призывает. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее необходимо «найти» и сформулировать.

Тематическая цепочка – ряд слов, тесно связанных с темой и основной мыслью текста. Тематическая цепочка «держит», «скрепляет» текст. 

Задание 1: Перед вами два текста. Определите тему и основную мысль каждого из них, озаглавьте тексты. Постройте тематические цепочки.

1. Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима.

По М. Гумилевской

2. Он сам был собой исхлестан,

В наш город вбежавший дождик.

Как плакал он вдоль газонов,

Как плакал он вдоль дорожек!

       Выдал он на тротуаре

       И пел, до костей промокнув,

       А все затворяли двери,

       А все закрывали окна.

  Не мог от себя он скрыться –

Куда ему было деться:

Его не впустили люди

У теплой печи погреться.

        Снесла его речка в бухту,

        Канавы его отпели,

        И стало бедняге море

        Могилой и колыбелью.

Мариано Бруль

 

Комментарий:

Тема обоих текстов – дождь. Основная мысль первого текста – «Осенние дожди скучные». Это можно подтвердить, составив тематическую цепочку: «моросящий», «зарядит», «не переставая», «скучно», «слякоть», «нудный». Впечатление уныния и скуки усиливается при помощи ряда однородных обстоятельств: день, два, три, неделю. Последнее предложение текста отличается ото всех остальных своим оптимистичным настроением. Можно предположить, что в нем заключено авторское отношение к «нудным» осенним дождям и к самой жизни: «все пройдет», все будет «хорошо».    

Основная мысль второго текста – «Жизнь одинокого дождя». Тематическая цепочка: «собой исхлестан», «плакал», «рыдал», «пел», «не впустили», «снесла», «отпели», «могилой и колыбелью» - свидетельствует об отношении автора к теме текста. Ключевые слова говорят о сочувствии автора одинокому герою. Однако необходимо отметить, что для понимания замысла текста не достаточно построения тематической цепочки. Особый отбор языкового материала, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры) раскрывают основную мысль произведения. Образ дождя отличается от образа, созданного в первом тексте тем, что здесь он наделен человеческими качествами, то есть применен прием олицетворения. Дождь, как человек, плачет, рыдает, поет, «до костей промокнув». Одиночество дождя подчеркивается применением антитезы (противопоставления), выраженной при помощи параллельной конструкции. Антитеза сталкивает два образа: одинокого дождя и равнодушных людей:

Как плакал он вдоль газонов,

             Как плакал он вдоль дорожек! (дождь)

И

                                А все затворяли двери,

                                А все закрывали окна.             (люди)

В последнем катрене метафорические образы могилы и колыбели – это символы смерти и начала новой жизни.

 

  Авторский текст называется первичным, воссозданный вами вариант – вторичным текстом.

  Авторская позиция воплощается в языке, героях, композиции, в выборе рода и жанра – во всех формах языкового выражения содержания произведения (по учебнику Р.И. Альбетковой «Русская словесность»).

Авторская позиция – эстетическая оценка изображаемого, которая воплощается в языковом строе текста, в отборе и организации словесного материала; другими словами, это так называемое «авторское я», заключенная в языковых средствах оценочность, точка зрения автора. Она может быть четко сформулированной или «скрытой» за образом героя или рассказчика, за выстроенным особым образом сюжетом и т.д. Образ автора – это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре произведения. Это концентрированное воплощение сути произведения, его идея.

                                                               (по А. И. Горшкову «Русская словесность)

 

Задание 2: Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль. Определите какова авторская позиция в данном тексте.

Дождь – повод для одиночества, которого всем всегда не хватает. Если, конечно, он будет добренький и застигнет всех порознь. Обычно случается так: первые капли падают вниз и разбиваются насмерть, потом капель становится много, и земля делается жидкой, что само по себе – препятствие. Вероятно, жажда отрадного сиротства и стала причиной того, что некогда дождь победил землю до горы Арарат.

Павел Крусанов. Петля Нестерова.

 Типы монологической речи.

Типами речи называют описание, повествование, рассуждение.

Логограф – логическая схема текста (формула текста). Каждый из типов речи имеет свою формулу.

Задание 1: Составьте три текста о Колобке – герое русской народной сказки:

1) о том, что произошло с Колобком. (Расскажите о последовательности событий, сюжете (цепочке событий, развивающих действие).

2) о том, каким был Колобок. (Расскажите об особенностях этого персонажа, его характерных чертах).

3) о причинах и последствиях поступков героя.

Что объединят ваши ответы? Это тема всех текстов - Колобок. Что

отличает все тексты? По-разному сформулированы основные мысли, разные типы речи.

Повествование - тип речи, который позволяет рассказать о том, что произошло, как развивались действия, чем закончилось мероприятие.

Формула текста:

Т-П: Герой поступал так…

     
 


     сначала?                                 затем?                  закончилось?

 

 

Задание 2: Составьте тематические цепочки к каждой части.

Описание – это тип речи, при помощи которого словесно изображается предмет, описываются его признаки.

Формула текста:

Т-О: Герой такой…

 


не знающий жизни,     с завышенной самооценкой     наивный

доверчивый

Слово «такой» в формуле необходимо конкретизировать, это должно быть определение, включающее все три предложенные признака.

 

Задание 3: Подберите такое общее определение для формулы ОМ. Составьте тематические цепочки к каждой части.

 

Рассуждение – тип речи, позволяющий высказать мысль, развить ее, доказать или опровергнуть при помощи аргументов.

 

Формула текста:

Т-Р: Герой (А) = таков (В), т.к.

 

           во-первых           во-вторых                        в-третьих

Задание 4: Подберите аргументы для доказательства предложенного тезиса. Сформулируйте свой тезис по формуле А не В, А=С, аргументируйте свою точку зрения.

Задание 5: Прочитайте предложенные тексты. Определите тему, основную мысль, тип речи каждого текста. Все ли типы речи встретились в упражнении? Составьте логографы текстов.

 

1. Он был не пушистый, а, напротив, совершенно гладкошерстный и как будто асфальтовый. Сидел неподвижно, опустив слегка голову, смотрел на них стоячим звериным взглядом и, судя по всему, виноватым себя не чувствовал… Томочка поставила миску с подогретым супом возле двери, прямо на половик, и позвала его «ксс-ксс». Человеческий язык был ему знаком. Он тяжело спрыгнул с кресла и медленно пошел к миске. Вид у него был внушительный. Если бы он был человеком, можно было бы сказать, что он идет как старый штангист или борец, ссутулившийся от тяжести мускулов, спортивной усталости и славы. Перед миской он остановился, понюхал, присел и, прижав к голове одно ухо- второе, драное, висело лопухом, - начал быстро жрать.

Л. Улицкая.Зверь.

 

2. Валерьянки купили много, налили полное блюдечко и затаились… через пять минут он (кот) вылез из-под отстающей панели, резво подбежал к блюдечку и вылакал его в один присест. А потом он пошел от блюдечка прочь, к своей дыре, раскачиваясь, как матрос на палубе. Потоптался, явно потеряв направление, нескладно развернулся и пошел к тахте, на которой затаились подруги. В Нине проснулись зачатки юмора:

     - Сейчас закурить попросит…

Л.Улицкая. Зверь.

 

3.      Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

   После умывания он долго фыркал и терся головой

о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье.

Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

    Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост,

пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

К.Паустовский. Кот-ворюга.

 

4.     Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

  Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и

с коротким победным криком прыгнул на стол.

  Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули

кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

  Впереди мчался, икая, голенастый петух - дурак,

прозванный «Горлачом».

  Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой,

передней лапой бил  петуха по спине. От петуха летели пыль

и пух… После этого петух несколько минут лежал в

припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили

холодной водой, и он отошел.

К. Паустовский. Кот-ворюга.

 

5. Сначала человек одомашнил собаку – чтобы помогала ему на охоте и охраняла жилище. Потом коз и овец – потому что нужны были шерсть, молоко и мясо. А самой последней человек одомашнил кошку. Ученые до сих пор не знают, зачем. А ответ прост, как все гениальное: кошка сама одомашнилась. Потому что жить рядом с человеком (и за его счет) ей гораздо удобнее, чем бегать по лесам в поисках пропитания. Кошки очень умные животные. Да только попробуй догадайся, что у них на уме. То ли дело собака: все на простодушной морде написано. Собака ластится к вам, прося, чтобы вы ее погладили, а кошка милостиво позволяет вам прикоснуться к ее нежной шерстке и тут же побежит вылизываться. А попробуйте приласкать кошку, когда ей этого не хочется – мигом останетесь без глаз. Кошка всегда знает, чего хочет, и, что самое интересное, как этого добиться. И уж тут ни терпения, ни упрямства кошке не занимать… Зато и подлизаться кошка к вам умеет. Разумеется, когда ей это нужно. Видели вы более ласковое и нежное животное, чем кошка, деликатно запрыгивающая с пола прямо к вам на плечо – любимая проделка Марципана Мавровича, весу в котором не меньше десяти килограммов? А изобретательность, с которой милая киска ворует колбасу прямо с вашего бутерброда? И это еще далеко не полный перечень возможностей кошки. А наивные люди все думают: зачем же, в конце концов, они ее одомашнили?

Попова Светлана, 11 класс.

 

Задание-головоломка: Восстановите текст, определите его тему и основную мысль. Составьте логическую схему текста.

ч..ловеческие мысли как комн…ты бывают р…скошные дворцы а бывают и ч…рдаки под крышей есть солнечные а есть и темные одни смотрят на реку и небо а другие на в..нтиляцио…ый люк или подвал а слова как вещи они могут переем…щаться из одной комн…ты в другую наши мысли то есть наши комн…ты сост…вляют анфилады дворцов или казарм а могут быть и чужим жилищем в котором мы только снимаем угол иногда особенно ночью мы оказываемся перед закрытыми на замок дверями и не можем выйти (на)ружу мы заточены в темнице до тех пор пока сны не и…бавят нас и не выпустят на свободу но снов как и сватов еще надо дождаться а пока их нет владычествует бе(с,сс)о…ица говорят есть две бе(с,сс)о…ицы они словно две сестры одна пр…ходит когда ты не можеш… заснуть а другая когда просыпаеш…ся среди ночи первая мать лжи вторая мать правды                                     Милорад Павич

 «Тунисская клетка в форме пагоды»

Т -?: _________ __________________, т.е.

 

 

1.                   2.                 3.

Задание 7: Прочитайте предложенные тексты. Определите тему каждого их них, сформулируйте аргументы их подтверждающие.

 

Различные формы денег, которые использовались и используются по сей день в мире, соответствуют ряду критериев. Этими критериями должным образом описываются деньги конкретного типа, которые фактически отнюдь не были обычными в ходе всей истории. Те деньги, которыми люди пользуются сейчас, называются универсальными. В принципе, они могут отдаваться и приниматься в качестве платежного средства за что угодно.

Сегодня люди живут в современном обществе, ориентированном на рынок, в котором потенциально все может продаваться кому угодно и когда угодно, если только данный товар имеется в наличии, а покупатель может себе это позволить. Однако большую часть истории люди не жили в подобных обществах. Большинство обществ различными путями ограничивали обмен. Например, группы населения низшей касты не имели права вступать в меновые отношения с представителями высшей касты, или сам обмен мог совершаться только в определенные времена года. На обмен некоторых вещей вообще накладывался полный запрет. Подобные общества могли иметь средства, которые выполняли некоторые функции денег с обусловленными ограничениями. Такие деньги называются сейчас деньгами специального назначения.

 

Задание 8: Как Вы думаете, действительно ли «все может продаваться»? Деньги правят миром? Аргументируйте свой ответ. Запишите его в виде схемы-логографа.

Т-?: __________ _____________________, т.к.

 

 


1.                  2.                 3.

 


Задание 9: Определите основную мысль текста, составьте его логическую схему.

В Древней Греции такого учреждения, как государственный банк, не существовало, а услугами менял пользовались скорее индивидуумы, нежели институты. Вместе с тем греческие города-государства нуждались в деньгах для финансирования гражданских проектов и войн с соседними городами. Для некоторых городов добывание денег было делом более трудным по причине их нехватки, или отсутствия серебра, или по какой-либо иной. Спартанцы, например, считали обогащение делом недостойным мужчин и противоречащим их нравственному облику как нации воинов. Поэтому, когда они начинали войну против морского флота соседних Афин, им не хватило средств на постройку собственного флота и пришлось занимать деньги у персов.

У афинян была проблема иного сойства. У них имелись огромные запасы золота и серебра, но не было места, где хранить это богатство. Эту проблему они решили, поместив его в Акрополе – огромном храме, построенном для богини Афины – покровительницы Афин. Изображение совы – эмблемы Афин – помещалось на всех афинских монетах. Таким образом, сама богиня защищала эти деньги от воров, которые не могли пойти на кощунственный акт хищения.

Однако, когда афинянам нужны были деньги на войну, они просто занимали их у богини, обещая, обуреваемые религиозным чувством, вернуть их, как только смогут. Богиня могла оказывать помощь и другим путем: испытывая нужду, афиняне просто переплавляли ее статуи, отлитые из драгоценных металлов.

 

 

Текст-повествование.

Задание 1: Вспомните определение повествования. Чем этот тип речи отличается от других? Прочитайте текст о том, как зародился замысел картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Сформулируйте тему, основную мысль текста.

О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях… В один из погожих летних дней художник К.Савицкий уговорил Репина отправиться с ним на этюды. Они плыли вверх по Неве на пароходе в компании веселящихся офицеров, студентов и нарядных барышень…

«- Однако, что это там движется сюда, - спрашиваю я у Савицкого… - Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце?

- А! Это бурлаки бечевой тянут барку; браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть.

…Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца… Вот лохмотья!…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди выбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!…

- Вот невероятная картина! – кричу я Савицкому. – Никто не поверит!.. Люди вместо скота впряжены.

…Я был поражен всей картиной… я решил непременно писать эскиз этой картины.»

По книге Г.Островского Рассказ о русской живописи.

 

Задание 2: Является ли этот текст повествовательным? Почему сложно определить тип речи данного текста? Можно ли на одной картине изобразить то, о чем говорится в этом тексте? Докажите.

Содержание и форма текста-повествования:

1. Соблюдается логическая последовательность;

2. Подчеркивается динамизм, смена событий;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.079 с.)