Неформальная политическая коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неформальная политическая коммуникация



Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства передачи информации. Их роль возросла в последнее время. По мнению исследователей, это связано с тем, что в обществе наблюдается падение доверия к официальным источникам информации. Это обусловливает рост значимости информации, полученной в процессе межличностного общения.

Традиционно к неформальной коммуникации относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако, на наш взгляд, этот перечень следует расширить и добавить политические карикатуры, общественное мнение и политические мифы, формируемые обществом. При- чем анекдоты и карикатуры, образуя такую сферу коммуникации, как политический юмор, передают не столько информацию о политической сфере, сколько отношение к ней. Слухи же, сплетни, мифы и обще- ственное мнение следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спец

В основе молвы, слухов, сплетен всегда лежит вымысел. Этот вымысел порождает уже первый рассказчик, поскольку он не может обладать полной информацией, и потому старается реконструировать информационные пробелы. В дальнейшем, при передаче от человека к человеку, вымысел разрастается, дополняется все новыми «подробностями», эмоциональными оценками (число которых увеличивается там, где не хватает достоверной информации). Эта эмоциональная окраска делает молву, слух или сплетню более привлекательной и яркой для запоминания, а также упрощает ее восприятие и доступность для всех социальных групп.

Особое место среди неформальных средств коммуникации занимают слухи. Слухи рассматриваются как разновидность информации, которая распространяется по неофициальным каналам и направлена на удовлетворение реальной информационной потребности, которая не может быть удовлетворена иным способом; это коллективная попытка найти ответ на актуальный вопрос в условиях дефицита информации.

Слухи в большинстве случаев не имеют под собой достаточной и надежной информационной основы, и являются разновидностью психологической особенности межличностной коммуникации. На основе того, какие эмоциональные потребности людей удовлетворяют слухи, можно выделить их три основных типа: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель.

Слух-мечта выражает желания и надежды тех людей, в среде которых он появился и распространяется (примером таких слухов могут быть слухи о воскрешении Ленина, которые бытовали в Советском Союзе в конце 20-х – начале 30-х годов. С воскрешением Ленина связывали возможность наведения революционного порядка и наказания представителей власти, которые неправильно правят). Слух-пугало – это слух, вызывающий страх и тревогу (например, пораженческие слухи во время второй мировой войны, или слухи о коллапсе экономики, кризисе, голоде и т.д.). И, наконец, слухи-разделители – это слухи, вызывающие разобщенность между социальными группами, формирующие предрассудки и резко негативное отношение к «иным» социальным группам (слухи о цыганах, лицах «кавказской национальности» и т.д.).

Слухи представляют весьма интересный материал для исследования, поскольку во многом показывают эффективность коммуникации в обществе, а также степень доверия населения к существующим институтам власти.

Кроме указанных, можно назвать еще ряд причин появления слухов. Например, «информационный голод», нехватка достоверной информации по инте- ресующей теме или проблеме. В этом случае в дей- ствие вступает закон: «спрос рождает предложение», а информационное поле насыщается слухами, тогда интерес к теме идет на спад. Другой детерминантой возникновения слухов является значимость темы для человека. Слухообразующим фактором являются экстра- ординарные события и герои, привлекающие обще- ственное внимание и вызывающие потребность узнать о них больше, прикоснуться к ним, к их тайне, попасть в круг посвященных. Особость героя определяется его специфическим статусом и способностями, а передача информации о нем создает впечатление причастности к нему. Следует отметить, что несмотря на общепринятое негативное отношение к слухам, они выполняют ряд функций, в том числе позитивных.

Во-первых, они удовлетворяют потребности человека в общении, выступая в качестве повода встретиться и поделиться информацией, а также самореализации и уважении, позволяя привлечь к себе внимание как к источнику или носителю «особой», «секретной» информации.

Во-вторых, слухи выполняют функцию интеграции, объединяя «посвященных», тех, кому доверили особо важную информацию, либо «своих» против «чужих», о которых идет речь в слухах.

 В-третьих, необходимо указать и функцию адаптации, приспособления к но- вым условиям через обсуждение.

 В-четвертых, психологическая функция слухов выражается в выплеске эмоций, нередко негативных, эмоциональной разгрузке и снятии напряжения.

В-пятых, при помощи слухов происходит установ- ление контроля над угрожающими изменениями ре- альности. Эти изменения еще только грядут, а слухи о них уже распространяются, будоража общественное сознание. Передавая их, проговаривая, человек стара- ется найти выход из возможной в будущем сложной ситуации, подготовиться психологически, подобрать адекватный вариант поведения. Поэтому особенно широкое распространение и влияние на поведение людей слухи оказывают во время кризисов и соци- альных трансформаций.

Схожую функцию в таких условиях выполняет и политический юмор, включающий в себя анекдоты, частушки, фельетоны, пословицы и поговорки, ка- ламбуры и карикатуры. Сущностью юмора является вскрытие противоречий, двойных стандартов в по- литике, демонстрация абсурдности ситуации. Недо- вольство политической обстановкой, выраженное в юмористической форме, позволяет снять напряже- ние и почувствовать свое превосходство над ситуацией или политиками. Наибольшее распространение и популярность в обществе приобрели анекдоты, которые представ- ляют собой короткие смешные истории о какой-либо политической ситуации, лидере или группе, дово- дящие ситуацию до абсурда или высмеивающие глупость политиков. Как правило, они складываются спонтанно и являются своеобразным оперативным откликом общества на наиболее актуальные в данное время события и проблемы.

 

 

Вопрос 48



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.008 с.)