Почему важно грудное вскармливание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему важно грудное вскармливание



Работа с модулем

№. Содержание стр. Самостоятельная работа студента
1 Лекция  «Питание детей 1 года жизни» 3-11 Изучить, ответить на вопросы стр.11
  Фронтальный опрос 12 Ответьте на вопросы в дневнике
2 Почему важно грудное вскармливание 13-26 Внимательно изучить, ответьте на вопросы: - Кто организует группы поддержки грудного вскармливания? -Для кого организуются? -Цель их работы? -Где работают группы поддержки?
3 Гипогалактия 27-34 Внимательно читать Ответить на вопрос: Какие независимые сестринское вмешательства производит м/с при гипогалактии?
4 Алгоритм № 1 «Контрольное кормление» 35-36 Переписать в дневник, выучить
5 Алгоритм определения вида вскармливания по результатам контрольного кормления 37 Переписать в дневник, изучить
6 Заменители женского молока 38 Прочитать
7 Молочные смеси 39 Читать
8 Расчетные задачи 40-41 Решить в дневнике
9 Алгоритм №2 «Составление меню» 42 Списать в дневник, выучить для решения задач
10 Задачи по составлению меню 43-44 Решить в дневнике с использованием Приложений № 1,2,3
11 Приложение №1 Примерная схема естественного вскармливания 45 Изучить, знать
12 Приложение №2 Примерная схема искусственного вскармливания) 46 Изучить, знать
13 Приложение №3 Порядок введения прикормов 47 Выучить для решения задач
14 Тест 48-50 Решить в дневнике

 

ТЕМА  ЛЕКЦИИ № 4       «Питание детей 1-го года жизни».        

АФО ЖКТ грудничка:

- полость рта приспособлена к акту сосания,

- пищевод относительно короткий,

- кардиальный сфинктер слабый - склонность к срыгиванию,

- желудок вначале располагается горизонтально, при переходе в вертикальное положение опускается, форма шара, груши, реторты,

- V желудка:  у новорожденного - 30 мл,

к 1 месяцу- 100 мл,

к 1 году - 250-300 мл.

- в 1-ом полугодии пристеночное переваривание, к 1 году и полостное;

- ферменты в слюне в полости рта для переваривания молока. Саливация (слюнотечение) усиливается к 5-6 мес. - это срок для введения прикорма.

- в желудке вырабатываются сычужный фермент (створаживает молоко и облегчает расщепление) и липаза (в грудном молоке) помогает расщеплению жиров;

- V разовый - определяется объемом желудка;

- режим кормления определяется временем переваривания пищи (молоко - 3 часа);

- кишечник длинен, относительно длиннее тела, сальник небольшой, поэтому разлитого перитонита не бывает;

o нервные скопления и подслизистом слое недоразвиты, поэтому при нарушении питания часты нарушения моторики -неустойчивый стул, метеоризм.

o слизистая тонкая, в подслизистом слое обилие капилляров -склонность к токсикозу.

o Микрофлора кишечника:

а). помогает в переваривании и усвоении пищи по 

ферментативному типу,

б). имеет защитные свойства,

в). участвует всинтезе витаминов группы В, К и

иммуноглобулина А.

- печень относительно велика, т.к. гепатоциты крупные, не дифференцированы. Внешнесекреторная и антитоксическая функции несовершенны, поэтому склонность к токсикозу;

- поджелудочная железа продуцирует все гормоны, функционирует как у взрослого к 4-5 годам;

 

Особенности вскармливания:

Питание относится к числу важнейших факторов, определяющих уровень здоровья человека.

Педиатрия состоит из: а) педиатрии развития

                                  б) педиатрии болезней

Задачи педиатрии развития:

- защита,

- обеспечение,

- адекватная стимуляция,

- контроль и ранняя коррекция отклонений в развитии.

 

Сегодня известна группа патологии, которая в раннем детстве себя клинически не проявляет, формируется на уровне процессов дифференцировки тканей и проявляется в последующие периоды жизни:

- степенью одарённости,

- невысоким уровнем обучаемости,

- затруднением социальной адаптации,

- физической дееспособности, определяет:

- спектр и сроки формирования хронических болезней,

- отсутствие родительской любви,

- проявление жестокости к людям, животным.

Эту патологию можно предупредить!!! именно в детском возрасте путём
организации оптимальной среды
развития для ребенка, при этом главную
роль играет питание.

Значение пищи:

- обеспечивает организм необходимыми нутриентами для
формирования:

1. генетической программы развития;

2. физического развития;

3. нервно-психического развития;

4. эндокринного аппарата;

5. иммунной системы.

 

Даже незначительное снижение обеспеченности детей младшего и старшего школьного возраста железом, селеном, йодом, кальцием приводит к нарушениям в формировании:

- интеллекта,

- физической работоспособности,

- скелета,

- репродуктивной сферы.


Рациональное (правильное) питание - такое, при котором ребенок получает с
пищей соответственно возрастным потребностям макро- и микронутриенты;
имеет по возрасту уровень физического и нервно-психического развития,
положительный психоэмоциональный тонус при отсутствии патологических изменений со стороны кожи и ЖКТ.

1. Физиологическая адекватность питания - означает наибольшую степень соответствия продукта возможностям употребления и усвоения пищи (кусания, жевания, глотания, пищеварения, всасывания и метаболизма) у ребенка данного возраста.

2. Мультикомпонентная сбалансированность - означает, что ежедневно в рационе ребенка должно содержаться 33-34 нутриента, иначе при дефиците, к примеру, йода и железа — плохая память, низкий интеллект, при дефиците кальция - остеохондрозы, остеохондропатии.

3. Нутриентное предобеспечение - введение нутриентов должно предшествовать и опережать процессы роста и развития. Так, если женщине за 2 - 4 недели до зачатия и после него давать витамины, фолиевую кислоту - снижается риск формирования ВПР, мертворожденности, преждевременных родов. Исходя из этого, питание беременной имеет очень важное значение для практической реализации этого принципа.

4. Достаточность энергетического обеспечения — это достаточное обеспечение нутриентами, источниками энергии.

Белки, сбалансированные по аминокислотному составу, покрывают 10-15% количества потребляемой энергии.

Жиры - на 30-40% покрывают количество потребляемой энергии. Если их мало - дефицит энергии, если много - снижается потребление микронутриентов.

Углеводы - основной поставщик энергии, однако сахар, добавляемый к пище должен составлять не более 10% общей калорийности пищи. При избытке хуже усваиваются микронутриенты.

Оптимальной пищей с момента рождения является грудное молоко т.к. его состав обеспечивает ребенка необходимыми нутриентами и энергией, а также защищает от микромира окружающей среды.

Материнское молоко - «золотой стандарт» адекватного питания. В середине 80-х начале 90-х годов в большинстве стран при поддержке ВОЗ ЮНИСЕФ произошел пересмотр сложившейся практики питания детей до 1 года. Сейчас это происходит в нашей стране, т.к. в РФ:                                          - 50% детей до 2-х лет с гипохромной анемией, 25%  школьников и 25% беременных,

- 3,5% с истощением и 17% с отставанием в росте,                         - 20% с ожирением,

- от 20% до 40% - с эндемическими заболеваниями,                    - распространен кариес зубов.

При всем при этом высокая младенческая смертность, нет сейчас и в ближайшей перспективе факторов расширения естественного прироста населения.

Для здоровья ребенка очень важно питание будущей мамы - беременной женщины. В её ежедневный пищевой рацион должны входить:

 Белок - 88г/62г (животный)

Жиры - 88/24г (растительные)

Углеводы - 360г

Общая калорийность - 2970 ккал.

А также микроэлементы: Р Са Mg Fe Zn J Se

Витамины: B1  B2  B6  B12  E  С  D  РР (ниацин),  фолацин,  β-каротин.

Женское молоко - естественный биологический продукт, вырабатывается грудными железами матери (лактация) для обеспечения роста и развития ребенка т.к. отвечает по своему составу индивидуальным потребностям ребенка.

Б:Ж:У = 1:3:6

Иммуноглобулин А, бифидофактор,
лактоферрин,   макрофаги,

лизоцим,             лимфоциты,

интерферон,         липаза,

антистафилококковый, антилямблиозный

                             ٧

               факторы,                                                                     антиоксиданты и др. вещества.

Молозиво - в конце беременности и в первые 3 - 5 дней. Густая клейкая жидкость желтоватая от 30-100 мл в сутки. Богато белком, по составу близко новорожденному, легко усваивается Б - 22г/л.

С 4-6 дня переходное молоко в течение 10-15 дней, по составу близко к зрелому Б - 17г/л.

Зрелое молоко - со 2-й - 3-й недели лактации  Б-10г/л; Ж-45г/л; У-73г/л.

В первом и 2-м полугодии разный состав. В начале кормления раннее молоко - богато водой, белком, лактозой, позднее молоко - богато жирами, основой источник энергии (поэтому нельзя резко прекращать кормление грудью). Таким образом, оптимальным для ребенка с рождения является грудное вскармливание.

Различают:

- Исключительно грудное кормление - первые 4-6 мес. ребенок получает исключительно грудное молоко.

- Преимущественно грудное кормление - помимо грудного молока до 30 мл соки или фруктовое пюре, или нерегулярный докорм до 100 мл в сутки молочными смесями.

- Дополненное грудное вскармливание:

А). г рудное кормление с прикормом - оптимальное после 5-6 мес.,  Б). смешанное кормление - ежедневно грудное молоко >, чем на одно кормление + молочная смесь > 100 мл в сутки.

- Символическое грудное вскармливание - прикладывание к
груди вне задач пищевого обеспечения (на 2-м году жизни).

 

При организации вскармливания малыша очень важно организовать правильный режим кормления. В первый месяц жизни и по мере формирования лактации рекомендуется:

свободный режим кормления по требованию ребенка. Онспособствует формированию сосательного рефлекса и лактации.

регламентированное кормление по назначению врача:

- для недоношенных

- при дополненном грудном

- после 1 мес. жизни.

Основные правила успешного грудного кормления:

- прикладывать к груди в течение первого часа после рождения,

- показано совместное пребывание в палате матери и ребенка,

- осуществлять при кормлении контакты «кожа к коже» и «глаза в глаза»,

- соблюдать правильное прикладывание к груди,

- показано поощрять ночные кормления

- до 5-6 мес. детям па грудном вскармливании не требуется дополнительное питье,

- категорически противопоказано применение имитаторов материнской груди,

- до 6 мес. кормление только грудным молоком,

- с 6 мес. введение адекватного прикорма,

- грудное кормление до 1,5 - 2-х лет.

Периоды грудного вскармливания:

1. Подготовительный подготовка к грудному вскармливанию будущей мамы с детства, со школьной скамьи.

2. Период взаимной адаптации:

А). начальный этап - 3-5 дней до «прилива молока»                            Б).    переходный этап - от нерегулярного питания по требованию ребенка до формирования устойчивого ритма голода и насыщения с фиксированными часами кормления.

3. Основной период - устойчивая лактация с постепенно возрастающими интервалами между кормлениями с 1-2-х до 5-6-ти месяцев.

4. Период прикормов - с 6 мес. до 1 - 2-х лет.

На начальном этапе в роддоме очень важно соблюдать «10 принципов успешного грудного вскармливания» 1995г. ВОЗ ЮНИСЕФ → Больница, доброжелательная к ребенку.

На педиатрическом участке для пропаганды кормления грудью целесообразна организация «Групп по поддержке грудного кормления».

 

Техника прикладывания к груди:

1. Комфортная, расслабленная поза матери;

2. Правильное положение ребенка у груди - голова и тельце в одной плоскости, нос - напротив соска, не давить на голову;

3. Ребенок захватывает сосок (до уровня мягкого нёба) и ореолу, при правильном захвате → видны движения мышц в области прикрепления их к челюсти.

4. Правильный полный захват к груди обеспечивает:

- лёгкость сосания

- полное опорожнение груди

- хорошую координацию сосания, глотания, дыхания

- профилактику трещин сосков

Противопоказании к раннему прикладыванию к груди:      со стороны ребенка:

- оценка по Ангар < 6 баллов

- недоношенные без сосательного рефлекса,

- врожденные аномалии челюстно-лицевого аппарата

- гемолитическая болезнь до 8-го дня жизни                   со стороны матери:

- большая кровопотеря

- нефропатия средней и тяжелой степени

- разрывы промежности II ст.

- гнойно-воспалительные болезни

- острые инфекционные болезни

Противопоказания грудному кормлению:                     со стороны ребенка:

- ферментопатии (фенилкетонурия, галактоземия, алактазия и др.); со стороны матери:

- декомпенсация хронических болезней

- острые токсические заболевания

- прием высокотоксичных лекарств

- открытая форма tbc с ВК+

- ВИЧ-инфекции

Признаки недокорма:

1. остановка в массе

2. беспокойство, плач ребенка

3. долго сосет, много сосательных движений, но нет глотательных

4. количество мочеиспусканий у ребенка в сутки < 6

5. плотный, сухой, редкий стул

Способы определения суточного объема пищи:

Способ 1:

ОБЪЕМНЫЙ - Черни
с 1,5 нед-2-х мес.   V сут = 1/5 m тела
   с 2 - 4 мес. -     1 /6 m тела

с 4 - 6 мес.    -     1 /7 m тела

с 6 - 9мес. -    1/8 m тела

к 1 году -   1000-1100 мл

Способ 2:

«Калорийный - энергетический»
1-ое полугодие потребность - 115 ккал на 1 кг массы
2-ое полугодие -          110 ккал/кг в сутки

в 1 л грудного молока 700 ккал.

Например: ребенку 3 мес. с mтела=5 кг

Надо в сутки 115 ккал x 5=575 ккал      1000л - 700ккал                                                                      х - 575 ккал

х = 575. 1000 = 5750 = 821 ml
700    7

Способ 3.

Для крупных детей с mр > 4000

с 1 мес. 700-800 мл в сутки, на каждый следующий месяц + 50 мл

т.е. Vcyт>1 мес. = 700-800 +50(n-1)

Показания к введению прикорма:

 

1. Угасает рефлекс выталкивания языком изо рта.

2. Устойчивое сидение

3. Выражение эмоций с помощью движений головки

4. Появление рефлекса жевания

5. Повышение ферментативной способности - образования пищевого комка

6. Прорезывание зубов

7. Внутри полостное переваривание

 

    Правила введения прикорма:

 

1. Пища разная по консистенции, вкусу, запаху.

2. Лучшее время введения прикорма - в первой половине дня.

3. После кормления грудью.

4. Медленно с 1 чайной ложки постепенно по аппетиту увеличивать объем.

5. Прибавлять сцеженное грудное молоко.

6. Использовать крупы, не содержащие глютен (греча, рис, кукуруза).

7. Для профилактики анемии в рационе должны быть печень, мясо, рыба, бобовые.

8. Нельзя любой чай и кофе до 2-х лет.

9. Нельзя неадаптированное коровье молоко до 9 мес.

10. С 9-12 мес. необезжиренные и неразведенные молочные продукты
11.Не добавлять соль, сахар, специи.

Этапы введения прикорма:

1-й этап (6-7 мес.)

- грудное кормление

- навык есть с ложки

- мягкая каша или картофельное пюре - 1 -2 раза в день         2-й этап (7-8 мес.)

- грудное кормление продолжать, но частота меньше
- проваренное мясо, овощи, фрукты, бобовые, злаковые

3-й этап (8-9 мес.)

- грудное кормление

- пища комковатая и кусочками (жевать)

- предлагать пищу, которую можно есть пальцами

- водится цельное коровье молоко

- вводят рыбу                                                                

- не менее 5 раз в день                4-й этап (10-12 мес.)

- 2 грудных кормления

- подготовка к семейному столу

- продукты должны быть рубленными или размятыми

- приём пищи 3 основных и 2 лёгких (кефир, йогурт, сыр, хлеб, яблоко)

- нельзя соль

- сахар не > 10г в сутки.

Смешанное вскармливание -

такое, когда ребенок получает грудное молоко (до введения прикорма) и молочную смесь не < 1/5 суточного объема пищи.

Вскармливание донорским молоком одним - смешанное, т.к. при пастеризации потеря иммуноглобулинов, а при неправильном сцеживании ещё и жира.

Показание для смешанного вскармливания - истинная гипогалактия.

o НАДО!!! провести 2-3 раза контрольное кормление.

o Докорм после прикладывания к груди.

o Следует помнить о лактационных кризах, их может быть 3, по 5-7 дней через 40 дней.

o Следует!

- свободное кормление по требованию малыша,

- отрегулировать режим дня, отдыха, питания матери.

Искусственное вскармливание -

такое, при котором ребенок получает молочную смесь, а грудное молоко в

рационе < 1/5суточного объема.

Применяются адаптированные сухие смеси:

Новый НАН (Швейцария)

ПИКОМИЛ 1 (Словения)

Энфамил 1 (США)

Нестожен (ф.Нестле Швейцария)

Все они содержат аминокислоту - таурин - для функции ЦНС.

Смеси «Малыш» (Россия), «Детолакт» (Украина), Милумил (Германия), не

ранее 2-х мес., там трудно перевариваемые углеводы.

Прочитайте материал лекции и ответьте на следующие вопросы:

1. В чём заключается основная идея естественного вскармливания?

2. Чем опасно отсутствие в рационе ребенка 1 -го года жизни грудного материнского молока?

 

Фронтальный опрос.

1. Какое значение пищи в жизни человека?

2. Перечислите принципы рационального питания.

3. Какое питание считается рациональным?

4. Назовите стадии формирования грудного молока.

5. Что такое раннее молоко?

6. Значение для грудничка позднего молока.

7. Почему для мед.работника важно знать о лактационных кризах у кормящей мамы?

8. Перечислите признаки недокорма у грудничка.

9. Перечислите признаки, поведенческие и физиологические - показания к введению прикорма.

10.Назовите виды грудного вскармливания.

11.Правила введения прикорма.

12.Правила введения докорма.

13.Перечислите все прикормы для ребенка 1-го года жизни.

14.Какое вскармливание называется смешанным?

15.Какое вскармливание называется искусственным?

 

 

Молозиво

Характеристики Значение
- Богато иммуноглобулинами   - Много лейкоцитов   - Обладает слабительным эффектом - Содержит факторы роста - Богато витамином А - обеспечивает защиту от  инфекции и  аллергии - защищает от инфекций - способствует удалению мекония ипомогает предотвратить желтуху - способствует созреванию кишечника,предотвращает проявления аллергии и непереносимости - уменьшает восприимчивость к инфекции, предотвращает заболевания глаз

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

* Прикладывайте ребенка к груди через 30-80 минут после рождения

* Кормите исключительно грудью до 4-х месяцев

* Прикармливание можно начинать в возрасте 4-6 месяцев (точный возраст варьирует)

* Прикармливайте всех детей, начиная с 6-месячного возраста

* Продолжайте кормление грудью до 2-х лет и дольше.

 

Правильное и неправильное прикладывание к груди Какие различия вы видите?

 

К груди

Боль и повреждение соска

Воспаление соска Трещины  

Молоко отсасывается не полностью

Нагрубание груди

Ребенок не удовлетворен Ему нужно больше молока

Естественное уменьшение потребления  

Снижение продуцирования молока в груди

Ребенок расстроен, отказывается от груди
Ребенок перестает набирать вес  

РЕФЛЕКСЫ    РЕБЕНКА

Навыки Мать учится прикладывать ребенка к груди. Ребенок учится правильно брать грудь.   Захватывающий рефлекс. Когда что-то касается губ ребенка, он открывает рот, язык опускается вниз и выдвигается вперед   Сосательный рефлекс. Когда что-то касается неба ребенка он начинает сосать Глотательный рефлекс. Когда рот ребенка наполняется молоком он глотает

       Количество грудного молока от части зависит от мыслей, чувств и ощущений

матери, Важно, чтобы мать и ребенок были вместе все время днем и ночью, необходимо помочь матери, чтобы она стремилась продолжать кормление грудью.

       Много трудностей может возникнуть из-за неправильного захвата соска. Чтобы

помочь матери, необходимо научить правильно прикладывать ребенка к груди в первые несколько дней после родов.

       Количество молока в груди от части зависит от того, сколько времени ребенок

сосет грудь и сколько молока он отсасывает. Чем больше ребенок сосет, тем больше у матери молока. У большинства мам может быть молока больше, чем нужно ее ребенку и вполне достаточно для близнецов.

 

ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ БУДЕТ УСПЕШНЫМ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ,  ЕСЛИ: * Мать хорошо себя чувствует   * Ребенок правильно приложен к груди, что позволяет ему эффективно   сосать   * Ребенок сосет так часто и так долго, сколько он захочет   * Окружающая обстановка способствует грудному вскармливанию  

Как мать держит ребенка?

а. Тело ребенка прижато к матери, лицом к груди. Ребенок смотрит на мать, мать на ребенка. б. Тело ребенка не прижато к матери, шея повернута. Мать не смотрит на ребенка.

Как мать поддерживает свою грудь?

  а. Пальцы касаются грудной клетки, указательный палец поддерживает грудь у основания     б. Держит грудь слишком близко к соску    

ПРАКТИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Стиль работы медицинских учреждений больше всего воздействует на распространение грудного вскармливания.

Плохая организация работы способствует распространению искусственного питания. Хорошая организация способствует успешному грудному вскармливанию, которое будет продолжаться долгое время. В родильных домах матерям помогают начать грудное вскармливание непосредственно после родов, а также организовать его после родов. Другие медицинские учреждения помогают продолжать его до 2-х лет и больше.

В 1989 году ВОЗ и ЮНИСЕФ опубликовали Совместный отчет под названием «Защита, содействие и поддержка грудного вскармливания: Особая роль родовспомогательных служб». В нем описывается, как службы охраны материнства могут поддержать грудное вскармливание. «Десять шагов» - краткое содержание основных рекомендаций этого совместного отчета. Они легли в основу инициативы «Больницы, доброжелательной к ребенку». Для того чтобы родильное учреждение получило статус «Больницы, доброжелательной к ребенку», необходимо воплотить в жизнь «10 шагов».

Рис. Контакт «кожа к коже» в течение первого часа после родов помогает грудному вскармливанию и возникновению эмоциональной близости.


АНТЕНАТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К КОРМЛЕНИЮ ГРУДЬЮ

С группами матерей:

• Объяснить преимущества грудного вскармливания

• Дать простую уместную информацию о том, как кормить грудью

• Объяснить, что происходит после родов

• Обсудить вопросы матерей

С каждой матерью индивидуально:

• Расспросить о предыдущем опыте кормления грудью

• Спросить, есть ли у нее вопросы или какие-либо тревоги

• Осмотреть ее молочные железы, если она тревожится на их счет

• Вселить в нее уверенность и объяснить, что вы ей поможете

Опасность предлактационного питания

До первого кормления грудью ничего не давайте ребенку. Предлактационное кормление опасно, потому что:

Оно заменяет молозиво - самую раннюю пищу ребенка.

-   Больше вероятности того, что у ребенка могут развиться инфекции, такие как диарея, септицемия и менингит.

— Больше вероятности того, что у ребенка разовьется непереносимость протеинов искусственного питания, а также аллергии, как например экзема.

Оно мешает налаживанию сосания.

-   Голод ребенка удовлетворен, поэтому ему меньше хочется сосать.

— Если ребенка кормят искусственной пищей из бутылочки с соской, то ему труднее будет приладиться к груди.

— Ребенок меньше сосет и меньше стимулирует молочные железы.

-   Требуется больше времени для «прибытия» молока и это  также
затрудняет налаживание кормления грудью,

Если даже ребенка только несколько раз покормили предлактационно, то более вероятно, что у его матери будут трудности с молочными железами, как, например, застой молока. И больше вероятности того, что кормить грудью прекратят раньше, чем, если бы ребенка с самого рождения кормили исключительно грудью.

 

 

ПРЕИМУЩЕСТВА СОВМЕСТНОГО ПРЕБЫВАНИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА И КОРМЛЕНИЯ ПО ТРЕБОВАНИЮ

Совместное пребывание матери и ребенка и кормление по требованию помогают в формировании эмоциональных связей и грудному вскармливанию.

Преимущества совместного пребывания:

- Мать может реагировать на ребенка, что помогает установлению эмоциональных связей

- Ребенок меньше плачет, меньше причин дать ему бутылочку

- Матери больше верят в кормление грудью

- Кормление грудью продолжается дольше

Преимущества кормления по требованию:

- Грудное молоко быстрее прибывает

- Ребенок быстрее набирает вес

- Меньше проблем типа нагрубания грудных желез

- Легче приучать ребенка к кормлению грудью

Рис.  Мать и ребенок лежат в одной кровати, это позволяет матери отдыхать во время кормления

Гипогалактия.

Гипогалактия - сниженная секреторная функция молочных

желез в лактационном периоде.

Классификация:

1 Этиологический фактор:

- первичная,

- вторичная

2 Срок проявления: 

- ранняя,

- поздняя.

3 Степень дефицита молока по отношению к потребности ребенка:

1 степень-25%

2 степень-50%

3 степень-75%

4 степень-более 75%

Учитывая гормональные механизмы становления лактации, диагноз гипогалактии в первые 7 суток после родового периода ставить преждевременно. По истечении указанного срока медсестру должны насторожить признаки, которые могут указывать на недостаточное поступление молока ребенку:

- беспокойство ребенка при отнятии от груди,

- неравномерная ежедневная прибавка массы тела ребенка (первые 3 месяца ребенок ежедневно должен прибавлять в весе 20-30 грамм),

- уменьшение числа мочеиспусканий (первые месяцы жизни ребенок должен мочится не менее 8-10 раз в сутки),

- уменьшение частоты дефекаций, отсутствие стула в течение 1-2 суток,

- изменение характера стула (скудный, сухой - «голодный стул».
Истинную гипогалактию необходимо отличать от лактационных
кризов
- снижения отделения молока, обусловленного
особенностями гормональной регуляции в организме
лактирующих женщин и независимого от состояния здоровья
женщины и ее психологических установок. Лактационные кризы
могут повторяться с периодичностью каждые 30-40 дней. Наиболее
часто кризы возникают на 20-30 день и на 3, 4 месяцах лактации.

Увеличение частоты прикладываний ребенка к груди, коррекция питания женщины достаточны для восстановления объема лактации.

Первичная гипогалактия, т.е. состояние, при котором резкий недостаток молока у матери выявляется уже с первых дней лактации, встречается редко, среди 2,8-8% матерей. Первичная гипогалактия обычно связана с заболеваниями желез внутренней секреции и нарушениями уровня гормонов в организме женщины.

Вторичная гипогалактия встречается значительно чаще. Фактически, ведущее место в неспособности матери кормить грудью, принадлежит психологическому фактору - отсутствие у матери твердой настроенности на необходимость кормить грудью.

Причины возникновения гипогалактии:

- Нарушение техники кормления грудью. Ребенок неправильно
берет грудь, что в дальнейшем может привести к отказу от груди.

- Заболевания ребенка (молочница, ОРЗ) Уменьшается количество прикладываний к груди, что приводит к уменьшению продуцирования молока.

- Длительное отлучение матери и ребенка. Нет ночных кормлений, влияющих на продуцирование молока. Заболевания матери и ребенка, что может явиться причиной позднего прикладывания ребенка к груди и позднего отделения молозивного молока.

- -Некоторые врожденные пороки развития челюстно-лицевой области ребенка, а также заболевания, являющиеся абсолютным противопоказанием для грудного вскармливания.

-Использование матерью ряда лекарственных средств, тормозящих секрецию молока (метилэргометрил, гестагены, сочетание эстрогенов и прогестерона).

Социальные факторы:

-Вредные привычки до и во время беременности: курение, употребление алкоголя. У женщин- курильщиц лактация прекращается в течение первых 3-5 недель послеродов.

-Неполноценное питание кормящей матери: ограничение в рационе продуктов-носителей полноценного белка, животных и растительных жиров, витаминов и микроэлементов.

-Несоблюдение женщиной режима.

-Учеба и работа матери.

-Отсутствие психологического комфорта в семье.

 

Уменьшение лактации обычно вызвано трудностями в технике грудного
вскармливания или при перерыве в сосании из-за болезни ребенка или матери.

Возможность увеличения лактации зависит от:

Желания матери кормить грудью

Желания ребенка сосать грудь

Возраста ребенка

Физического состояния ребенка

Перерыва в сосании груди

Для того, чтобы стимулировать лактацию женщина должна чаще предлагать  грудь ребенку, не менее 10-12 раз в сутки. А для этого необходимо:

Предлагать грудь каждые 2 часа

Предлагать грудь при проявлении интереса у ребенка

Каждое последующее кормление должно быть продолжительнее предыдущего

Обязательны ночные кормления

Возможны кормления в сонном состоянии ребенка

- Постоянный контакт с ребенком способствует увеличению лактации.

- Нужно чаще брать ребенка на руки, можно голенького прижать к груди

«кожа к коже», дать ребенку обследовать грудь ручками, ротиком. Срабатывает рефлекс

«окситоцина»: молоко поступает в молочные протоки.

- При опорожнении груди вырабатывается вещество пролактин, которое

способствует выработке новой порции молока.

- Нужно обязательно освободить грудь от молока, сцедить остатки молока после
кормления.

- Очень важно найти причину недостаточной лактации, обсудить её с матерью.
Нужно придать ей уверенность, что молоко обязательно появиться.

- Частое общение с матерью, убеждение, рекомендации чаще всего дают положительные результаты.

- Очень важен режим питания, отдыха, водный режим. Выпивать жидкости не менее 2 л. в сутки. Ежедневно употреблять в пищу молоко, кефир, больше включать в рацион белковой пищи (мясо).

- Можно использовать лактогонные препараты: аппилак, млекаин, лактогонный чай.

- Помогает массаж груди, теплые компрессы, массаж спины.

- Если ребенок отказывается сосать «пустую» грудь нужно использовать молокоотсос и докармливать его из чашечки или использовать вариант кормления ребенка через зонд у груди матери. У ребенка присутствует зонд, мать прикладывает ребенка к груди, медицинская сестра вводит шприцем ребенку молоко. У матери может сработать рефлекс окситоцина, инстинкт материнства.

- Очень важно кормящей матери иметь желание кормить ребенка грудным молоком.

Профилактика и лечение гипогалактии

1. Раннее прикладывание здорового ребенка к груди (лучше в первые 20-30 минут после ролов).

Если по состоянию здоровья новорожденный ребенок не прикладывается к груди, родильнице необходимо проводить массаж молочных желез и сцеживание молока в течение 15-20 минут в часы кормления де­тей в родильном доме,

2. Коррекция патологического нагрубания молочных желез. Оно
встречается на 3-4-й день лактации или позднее.

Клинические признаки; усиление уплотнения и болезненности желез, кормление не сопровождается ощущением облегчения, затруднено и болезненно, Возможно повышение температуры тела («молочная лихорадка»).

Задержка молока связана со слабостью рефлекса молокоотдачи и недостаточным расслаблением протоков в момент изгнания молока.

Задержка молока угнетает процесс секреции, ухудшает условия циркуляции крови и лимфооттока в железе.

Создается порочный круг: болезненность при кормлении еще больше снижает интенсивность молокоотдачи в ответ на сосание. Ребенок высасывает все меньше молока.

Лечение: внутримышечное или подкожное введение родильнице окситоцина или питуитрина, в дозе 0,5 мл (2,5 ЕД) 2 раза в день непосредственно перед прикладыванием ребенка к груди (т. к. препарат быстро разрушается в крови женщины - через 6-8 минут после введения),

3. В периоде становления лактации особенно важно, чтобы ребенок
не получал внутрь ничего, кроме груди матери.

Жесткое почасовое регламентирование режима кормления новорожденного и ограничение числа кормлений - основная причина потери лактации.

Максимально физиологичным являетсякормление «по требованию ребенка». Только по мере взаимной адаптации матери и ребенка к про­цессу кормления и роста объема желудка сформируется относительно стабильный режим 6-, 5- и даже 4-кратного кормления.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.28.70 (0.266 с.)