Вопрос 32. Познание как предмет философского анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 32. Познание как предмет философского анализа.



Эпистемология (гносеология) - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Вопросы гносеологии: Что я могу знать? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании?

Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание.

Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.

Выделяются обыденные и научные знания. Познание различается и своим предметом. Познание различается и своим предметом: природа, человек, общество, культура, религия. Эмпирическое познание.

1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;

2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;

3) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления:

1) рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

2) разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Формы рационального, или абстрактно-логического познания: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это абстрактно-логическое явление в котором выражается некий обобщенный смысл в отношении класса (группы) объектов. Понятие в подавляющем большинстве случаев выражено в виде языковых форм - слов.

Суждение - это некоторое высказывание об объекте, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение - это вывод, построенный по форме суждения, но содержательно более сложного, выступающего итогом осмысления более простых первоначальных суждений. Все законы, как формы научного знания - это суждения, а теории - это уже умозаключения.

Воображение есть способность субъекта создавать идеальные модели, в которых наиболее точно выражены его интересы по отношению к объекту. Интуиция.

Интуиция - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без логического обоснования.

Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность (отсутствие опоры на логику), внезапность и неосознанность.

Вопрос 33. Структура познания. Специфика и основные формы чувственного и раци-онального познания.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.

Познание – это многосторонний, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями процесс.

Противоречивость познания связана со спецификой его форм и характером связей между ними.

В гносеологии выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание. Эти формы знания зачастую рассматривались как два последовательных этапа его формирования.

Чувственное познание осуществляется органами чувств.

Его особенностями являются:

- непосредственность (прямое воспроизведение объектов);

- наглядность и предметность возникающих образов;

- воспроизведение внешних сторон объекта.

Формы чувственного познания:

- ощущения (отражают отдельные свойства и стороны объекта, не дают целостной картины воспринимаемого);

- восприятия (синтез ощущений, дают целостный образ);

- представления (обобщенный образ действительности, наглядное воспро-изведение прошлых восприятий).

Чувственное познание активно и социально обусловлено. Социальная обусловленность выражается во влиянии социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов познания; в формировании уста-новок и ожиданий.

Рациональное познание присуще только человеку, это более сложный способ познания.

Рациональному познанию присущи:

- опора на результаты чувственного познания;

- абстрактность и обобщенность возникающих образов;

- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерностей и отно-шений.

Основные формы рационального познания:

- понятие (логический образ, воспроизводящий существенные свойства объекта);

- суждение (высказывание, отражающее отношение между различными вещами и их свойствами);

- умозаключение (вывод из нескольких взаимосвязанных суждений);

- интуиция (способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования при помощи доказательств).

В иррационализме интуиция может рассматриваться как мистическое постижение истины вне системы научного опыта и логических умозаключений. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.)