Вопрос 22. Русская религиозная философия XIX-XX веков (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 22. Русская религиозная философия XIX-XX веков (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев



Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – философ, религиозный мыслитель, идеалист. На него повлияла философия неоплатонизма, фил. Гегеля, славянофилов и западников.

Главное работы: «Кризис западной философии против позитивизма», «Чтение о богочеловечестве», «Оправдание добра».

Основной нравственный прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогике является, по его мнению, «нерасторжимая связь поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела – приготовления к явному Царству Божию и к воскресению всех».

Нравственность, по Соловьёву, имеет различные проявления. Низшим ее предметом является право. Это минимум нравственности. Высшее ее проявление, которое и составляет собственный предмет философии, является любовь. Это – максимум нравственности.

Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы стать на путь высшей, божественной любви, которая и есть истинная, безусловная любовь и имеет абсолютное значение для человеческой индивидуальности. Человек, ставший на путь такой любви, выступил на путь «Богочеловека».

По сравнению с вышей любовью все остальное является второстепенным.

Соловьев боролся за Богочеловеческий путь развития индивидуальности, отрицающий индивидуализм и утверждающий солидарность, братские связи и любовь.

Соловьев внес вклад в объяснение такого понятия как «Русская идея». Он приходит к вывожу, что русская идея и исторический долг России заключаются в осуществлении социальной троице – органического единства церкви, государства и общества.

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) – один из виднейших представителей русской религиозной философии. По его признанию, он является философом «экзистенциального типа». Суть экзистенциальной философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъект», т.е. человека. В центре его творчества находится проблема человека, философская антропология.

Исходным пунктом его философии является примат свободы над бытием. Свобода не может быть детерминирована бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Поставить проблему человека – это значит поставить указанные проблемы. По своему основанию его философия дуалистична и включает противоположные начала: дух и природа, свобода и детерминация, субъект объект, личность и общество; Царство Бога и царство Кесаря. На этом дуализме и строится вся философская антропология Бердяева.

Бытие проявляется и открывается в человека и через человека. Он есть микрокосмос и микротеос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же самое время он является существом природным и ограниченным. Человек, таким образом, есть пересечение двух миров – высшего и низшего. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества.

Важнейшей для философа является проблема творчества. Творчество – это главное предназначение человека, причем речь идет о творчестве в философском смысле – о «миротворчестве», которое находит свою «объективацию», в культуре, науке, искусстве и т.д. При этом обнаруживается существенное противоречие самого творчества. В акте творчества человек свободен, он преодолевает отчуждение, «низший» мир – природный и социальный, не являющийся подлинным бытием, который он и называет «объективацией».

Вопрос 23. Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И.

Вернадский.

Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественно-научный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский); поэтически художественный (В. Ф. Одоевский). Для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

Черты космизма:

1. Размытость граней потустороннего и этого миров, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.

2. Единство мира и взаимоотражение друг в друге разнородных явлений. «Всё во всём».

3. Пространственно разделённые предметы и явления могут ментально соседствовать.

4. Физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.005 с.)