Культура как общественной явление. Особенности духовной сферы культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как общественной явление. Особенности духовной сферы культуры.



Понятие культуры выступает к качестве центрального в соотношении человека и общества. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего на только совпадение, но и различие. Общество некоторая целостная система, в которой множество людей обеднены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный организм. Общество это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека.  Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии – материальных предметов текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению.

Здесь можно выделить следующие аспекты:

- генетический. Культура это продукт общества.

- аксеологический. Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей

- гуманистический. Культура –это развитие самого человека, его творческих способностей.

- нормативный. Культура система регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая

человека в мире.

- социологический. Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта.

Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.  Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры:

— в отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарная, бескорыстная. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач;

— в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Свобода творчества проявляется уже в старинных мифах. Немаловажное значение она имеет в любой религии. Безграничное пространство для творчества представляет искусство;

— творческая деятельность в духовной культуре — это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли;

— духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею.

81. Культура, образование, наука, в период тоталитаризма.

На грани 20-30-х годов ситуация в украинской культуре в корне изменилась. Стимулируемые нэпом, процессы в экономике, общественной жизни и культуре уже из второй половины 20-х годов стали выходить из-под контроля парткерівництва. Потому власть стремилась к унификации культурного разнообразия, которое бурлило в 20-х годах, отбирая себе в союзники те творческие объединения, союзы и группы, внутренне организационная жизнь которых строилась преимущественно на административных принципах, а творческое - на идеологических и вульгарно социологических. Фактически власть делала выбор между неординарностью и талантом и серостью в сторону последней.Показательная в этом отношении литературная дискуссия 1925-1928 гг., в ходе которой затрагивались вопросы культурного строительства в Украине, в частности о месте интеллигенции в культурном процессе, пути перестройки национальной культуры при социализме, взаимоотношения украинской и российской культур и тому подобное. В центре дискуссии очутилась найнеординарніша фигура в литературе - личность Г. Волнового. Он был одним из немногих, кто не побоялся честно отображать историческую правду, с въедливой иронией и сарказмом разоблачал изъяны нового общества. Беспокойство писателя о повышении уровня художественного мастерства советской литературы, выступлении против "красной халтуры" и особенно его полемичный призыв "Прочь от Москвы" с ориентацией на "психологическую Европу", который в сущности задевал лишь проблему повышения украинской культурности, лишения провинциальности, были всячески перекручены и инкриминируемые Волновому как буржуазный национализм. Свои мнения он отстаивал в блестящих полемичных статьях "Мысли против течения", "Камо грядеші?" (Куда идешь?), в опубликованном гострокритичному романе "Вальдшнепы" (1926).Тоталітарне общество, чувствуя свою уязвимость перед словом правды, конфисковало вторую часть "Вальдшнепов", напечатанную в шестом номере журнала "ВАПЛІТЕ" за 1927 г., запретило и памфлет "Украина или Малороссия?", какой стал известным лишь в 1990 г. Удушающая атмосфера, созданная вокруг    Г. Волнового, в конечном итоге привела к его излому - он пробовал идти на компромиссы, думать и действовать как все, но сила таланта и личности делали невозможным пристосуванство как способ существования. Выстрел 13 мая в 1933 г. оборвал жизнь Г. Волнового, став трагической точкой в истории украинского культурного возрождения XX в.Направляя остроту удара в первую очередь против выдающихся деятелей интеллигенции, тоталитарная власть прекрасно осознавала, что именно этот слой является самой влиятельной силой, способной оказывать духовное сопротивление, подносить свой голос на защиту народа, привлекать внимание мировой общественности. Истребление украинской духовной элиты в 30-х годах известно как украинское расстрелянное возрождение. К нему принадлежат не только те деятели, которые были физически уничтожены, расстрелянные, замученные, умерли в тюрьмах и лагерях Гулагу, но и значительная часть тех, кто, испытав репрессии и притеснения, на длительное время прекратили творческий труд. Первой целеустремленной репрессивной акцией против украинской интеллигенции был сфабрикован властью процесс Союза освобождения Украины (СВУ). Карательные органы арестовали выдающихся ученых ВУАН: вице-президента С. Ефремова, академика Г. Слабченко, историка И. Гермайзе, педагога В. Дурдукивского, политического деятеля, главы первого правительства Директории В. Чехивского, писательницу Л. Старицьку-Черняхівську и др. Все было обвинено 45 украинских деятелей. О той ядоносной атмосфере, которая создавалась в обществе, в канун ареста писал в своих дневниках С. Ефремов. 5 декабря в 1928 г. он записал, перефразируя слова Т. Шевченко: "Все запугано, придушенное и даже не благоденствует". Несокрушимая позиция, которую занял на процессе С. Ефремов, в конечном итоге привела его к гибели. В 1930-х годах настоящее опустошение осуществляется тоталитаризмом в украинской науке. В 1934-1935 гг. были осуждены ведущие специалисты в отрасли литературы академик В.М. Перетц, член-корреспондент Є.С. Шаблиовский. В 1936-1937 гг. погибли в лагерях геолог академик ВУАН, ее вице-президент Н.І. Свитальский, генетик академик I.I. Агол, математик академик М.П. Кравчук, философ академик С.Ю. Семковский. В 1931 г. вынужденный был прекратить работу в Киеве Г. Грушевский. Его арестовали, обвинив в деле "Украинского национального центра". В украинской науке затормозился или и совсем прекратилось развитие ряда отраслей - статистики, этнографии, демографии, краеведения. Чисткам было подданное коллективы многих научных и академических учреждений. В литературе удар направляется против творческих объединений, которые отстаивали относительную свободу творчества, - ВАПЛІТЕ и неоклассиков. В грудных в 1934 г. было арестовано и расстреляно Г. Косынку,    Д. Фалькивского, О. Влизька, К. Буревала. Жертвами репрессий стал Г. Кулеш, О. Предрассветный, О. Вишня, В. Подмогильный, Г. Зеров, П. Филипович, Г. Драй-хмара, О. Слисаренко, Г. Семенко, В. Полищук. По подсчетам историков, в Украине было репрессировано около 500 литераторов, с каких почти 150 погибло. В Соловецкому лагере погиб выдающийся реформатор украинского театра Л. Курбас. В 1936 г. был расстрелян профессор Киевского художественного института М. Бойчук и свои ученики - І. Падалка и В. Седляр. Тоталитарный геноцид не уничтожил украинской культуры, но резко затормозил ее развитие, обезобразил культурный образ нации на долгие годы. Из середины 30-х годов в культуре господствуют унификация и централизация, творческие союзы художников подчиняются центру, берут на вооружение в своем творчестве единственный метод социалистического реализма. В творчестве талантливых писателей, которым удалось уцелеть в период репрессий, растут застойные явления.К официальному оптимизму склонялось творчество П. Тычины, В. Сосюри, Г. Рильского, М. Бажана и других поэтов, которые канонизировали в поэзии образ "отца народов", "человека в звездоносном Кремле". Ведущими стали темы борьбы за мир, трудового подвига на заводах и колхозных ланах. С 30-х годов культура в целом приобрела идеологические черты. Проблемы национальной культуры, переместившись на второй план, оказывались по большей части в нейтральных художественных сферах - музыке, оперном искусстве, балете, фольклоризме, этнографии. Даже в архитектуре национальные художественные мотивы почти не использовались к середине 50-х годов. Целеустремленно уничтожались в 30-х годах достопримечательности национальной истории и архитектуры. Только в Киеве уничтожен Михайловский золотоверхий монастырь (XII в.), церковь Богородицы Пирогощи на подоле, воспетая в "Слове о полку Игоревим", один из лучших образцов украинского барокко - Микильский военный собор (XVII в.), памятник княгине Ольге и другие. Вместо этого устанавливались памятники революционным вождям, расчищались площади для массовых демонстраций, возводилась типичная архитектура.Невзирая на все притеснения тоталитарного режима украинская культура постоянно обнаруживала свою способность к возобновлению. Сталинизму так и не удалось сделать ее послушными орудиями своей политики.

82.Культура Украины конца ХIХ ст. – началу XXст. Развитие литературы, театра.  Развитие кино.

Условия развития украинской кульутры были очень неблагоприятные. культуре приходилось противостоять давлению великодержавного овенизма со стороны России, Польши, Венгрии и Австрии.Но украинская культура и искусство имели преимущество. Он говорили на понятном для народа языке. Литература 2 пол.19 века –нач.20 века находится под. воздействием творчества Т. Г. Шевченко. После его смерти наиболее заметной фигурой в украиснкой литературе становиться П. Кулиш, который был авторм «Черной Рады». Формируется реалистическое направление влитературе, начатое в творчестве Марко Вовчка. В 70-90-х годах література все більше обращается к художетсвенному отражению сроциальных и психологическим проблемам общества,

обогащается произведениями многих талантливых литератов: И. Нечуй- Левицкого (автор «Кайдашевой семи»),Панас Мирный («Хиба ревуть воли як ясла повни»), Леся Украинка – автор патриотической поэзии, Иван Франко, М. Коцюбинского, Василий Стефаник, В. Виниченко. Вопреки государственным запретам развивается украиснкая драматургія. Появилось много драматических призведений на украиснкую тематику. Ярким представите лем украинской драматурги является М. Старицкий, автор болем 25 пьес, нових висот достигла драматургия М. Кропивницького, И.Карпенко-Карого. 2 пол. 19 века стала началом формирования профессионального театра в Украине. Первая украинская профессиональная трупа появилась в 1882году по инициативе М. Кропивницкого в Елисаветграде. В течении 80-90-х годов в украине действовало несколько ведучих театральних коллективов (Старицкого, Кропивницкого, Садовского). Трупа, которую возглавлял Г. Деркач в 1894 году давала представление в Париже. В 1906 году Садовский создал первуй украинский стационарный профессиональный театр в Полтаве, который затем перехал в Киев и стал 1 стационарным театром в Укераине.

Украинский кинематограф дореволюционных времен развивался очено противоречиво и неровно.Еще до революции была роздана матеріально-техническая база украиснкого кинопроизводства и кинопроката,

83.Византийское искусство и особенности воссоздания образа мира и человека.

В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и выдающееся место. В течение всего своего тысячелетнего существования Византийская империя – прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока – оставалась центром своеобразной и поистине блестящей культуры. Первый этап византийской культуры приходится на период укрепления государственной самостоятельности новой империи и утверждения в ней новой системы миропонимания – христианской. Новая идеология широко использовала культуру как средство своего распространения, медленно, но неуклонно переходя от непримиримого неприятия античных традиций к сближению, взаимопроникновению и взаимообогащению античной и христианской культур. В VI–середине VII в. в Византии был создан свой собственный стиль в искусстве, художественно-эстетическую специфику которого унаследовали в средние века страны православного региона, включая Древнюю Русь. Поскольку человек стоял в центре внимания христианского мировоззрения, человеческая фигура выступала носителем основных художественных идей. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах (чаще всего в трехчетвертном развороте), чем подчеркивалась особая значимость, иерархичность центральных фигур. В профиль изображались, как правило, отрицательные (Иуда, Сатана), а изредка и второстепенные персонажи. Композиции в византийской живописи, особенно часто в иконах, строились по принципу максимальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значимость изображаемых событий, их вневременность.Важнейшей особенностью нового, спиритуалистического стиля стал отказ от объемности, свойственный античному реалистическому искусству. Фигуры людей утратили живой механизм движения. Они приобрели значительность, но стали плоскостными и в известной мере схематичными. Композиционная связь между персонажами, сюжетно связанными друг с другом, стала менее выраженной, теперь они обращались не друг к другу, а к зрителю. Центром многих изображений выступала обычно голова (или нимб) главной фигуры, независимо от ее размеров. Круг нимба определял центр гравитации иконы. Поэтому в ней фигуры обычно не стоят на земле, а как бы парят, что создает иллюзию их нематериальности. С помощью ряда канонизированных приемов в византийском изображении создавалось особое художественное пространство. Византийские мастера объединяли в одной целостной композиции разнопространственные, разновременные и одновременные события. Они не пользовались для организации пространства перспективой. Византийский художник изображал предметы как бы в «обратной перспективе», при которой фигуры и предметы, находящиеся в отдалении, изображались в более крупном масштабе, чем передние, что усиливало непосредственный контакт со зрителем. Пейзажный фон и изображенные элементы архитектуры трактовались теперь условно и обобщенно. Действие практически никогда не изображалось происходящим в интерьере, что связано с обостренным ощущением средневековым живописцем вневременности и внепространственности изображаемого явления. Для византийского искусства характерен принцип инвариантности художественного мышления. Почти все изображения представляли небольшой ряд ясных цветовых и пластических символов, обладающих устойчивыми для православного региона художественными значениями. Наиболее распространенными символами, ставшими иконографическими инвариантами, являются: женская фигура с распростертыми руками (типа «Марии Оранты») – символ материнской защиты; распятая на кресте фигура – символ человеческих страданий; фигура в нимбе – знак святости; крылатая фигура ангела – символ духовной чистоты и красоты. Признание христианства официальной религией стимулировало широкое и повсеместное строительство церквей. В период с VI до IX в. господствующей формой храма был тип купольной базилики. Храм представлялся византийцам неким сложным феноменом, объединяющим небесный и земной уровни бытия и приобщающим верующих к горнему миру и к самому Богу. В Византии красота храма – символ основных ценностей христианского универсума – вечной жизни, премудрости и самого Бога. В Византии красота храма – символ основных ценностей христианского универсума – вечной жизни, премудрости и самого Бога. Культуре Византии, влияние которой намного пережило саму империю, по праву принадлежит видное место в общем развитии Европы и всего человечества.

Украинская культура в 30 – те годы. Образование, высшая школа, наука.

С началом 30-х годов школа подверглась новым изменениям. В июле 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О всеобщем обязательном обучения". Чтобы реализовать принцип обязательности, нужны были новые школьные помещения, кадры учителей, учебники и пособия. Для решения этих проблем при СНК УССР создали комитет содействия всеобуча ("всеобщее обучение") во главе с председателем правительства В. Чубарем. Осуществлялась коренная перестройка школьной сети. Начальные школы переводились на семилетнее обучение. Некоторые семилетки на десятилетний срок обучения. В 1934 г. вводилась единая структура общеобразовательной школы трех типов: начальная (четырехлетнее обучение), неполная средняя (семилетнее) и средняя (десятилетнее). Началось массовое строительство школ. Уже в 1932/1933 учебном году 98% детей школьного возраста ходили в школу 80% учащихся в УССР учились в украинских школах. Национальные меньшинства имели свои школы: русские, еврейские, польские, немецкие, болгарские, молдавские, татарские т.д. Но в конце 30-х годов большинство из них перевели на украинский или русский язык обучения. В 1938/1939 уч.г. во всех школах СССР ввели обязательное изучение русского языка. Обучение обеспечивали более 150 тыс. учителей  Претерпела перестройки и система высшего образования. Возросло количество вузов. В 1938/1939 уч.г. их насчитывалось 129 (в 1914/1915 уч.г. было лишь 19). В 1933 г. были восстановлены университеты в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Харькове. В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов. За годы первых двух пятилеток вузы и техникумы УССР подготовили 300 тыс. специалистов. Развитием фундаментальной науки проникалась украинский (Всеукраинская) академия наук (УАН, впоследствии ВУАН, а с 1936 г. Академия наук УССР), которая с начала 20-х годов все больше становилась государственным учреждением, деятельность которого жестко регламентировалась партийными органами. Все другие научные учреждения, в частности Украинское научное общество, были ликвидированы или подчиненные ей.  В 20-30-е годы шел активный процесс огосударствления науки, ее идеологизация. Государственно-партийное руководство стало определять характер идейных, кадровых и организационных изменений в науке. Главным критерием оценки ученого была преданность партии и власти, а не его научные способности. В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН, тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. Создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия. Возрождается историческая наука. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.) В то же время тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.01 с.)