Культура Украины конца ХХ ст. – началу XXI ст. Реформы в области науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Украины конца ХХ ст. – началу XXI ст. Реформы в области науки.



В культуре начала третьего тысячелетия наука является ключевым фактором развития. На ней базируются передовые технологии в производстве, стиль жизни населения, система образования. В современной Украине наука испытывает острую нехватку финансирования. Экономический кризис вытеснила науку из государственных приоритетов. Уровень бюджетного финансирования на науку за последние семь лет сократился более чем в 17 раз. Неудовлетворительное материальное положение стало причиной, в основном, того, что в 1991-1998 гг. Национальную Академию Наук Украины покинуло 1 500 человек, преимущественно выехали за границу. За эти годы общая численность научных сотрудников сократилась на 27%. Выехали преимущественно специалисты в области математического анализа, физики твердого тела, механики твердого тела, хирургии. Расходы на науку не превышали 0,5% государственного бюджета. В этих условиях наука не дает должной отдачи. Несмотря на большие потери, Украина удалось в условиях независимости не только сохранить, а в некоторых отраслях и существенно укрепить ядро научно-технического и технологического потенциала. Речь идет, прежде всего, о потенциале самолетостроения. Создано три принципиально новые модели самолетов. Украина принимает участие в реализации международной программы ракетно-космического комплекса морского базирования «Морской старт»и «Глобалстар». Девять судостроительных заводов Украины способны выполнить любые заказы на строительство современных судов как гражданского, так и морского назначения. Украина входит в пятерку стран мира по развитию танкостроения продукция которого не уступает передовым мировым аналогам. Наше государство сохраняет высокотехнологичные конкурентоспособные производства в приборостроении, производстве энергетического оборудования и тяжелом машиностроении. В Украине сохранились признанные в мире собственные научные школы и уникальные технологии разработки новых материалов, способных обеспечить развитие высокотехнологичного производства на уровне лучших мировых стандартов.

73. Роль братских школ в становлении образования и культуры.

Для борьбы против иноземного гнета, национальных и религиозных притеснений городское население (частично и сельское) в XVI-XVII вв. организовывалось в братства. Последние открывали школы, типографии, вокруг которых объединялись культурные силы. В конце XVI – начале XVII в. братские школы возникли во Львове (1585), в Киеве (1615), Луцке (1620), Виннице, Немирове, Каменец-Подольском и некоторых других городах. Уже из первых своих шагов братства поняли, что образование - наилучшее оружие для защиты своей веры, дальнейшей деятельности и утверждение в обществе. Поэтому при всех братствах приоткрывались и активно работали школы, воспитаннике которых несли идеи братства у массы. Под давлением прогрессивных сил Украины польский король Стефан Баторий разрешил Виленському братству открывать школы, а с 1585 г. это право распространяется на все братства Большого княжества Литовского и Галиции. Того же рок сделан первый набор к Львовской братской школе, а вскоре такие заклад  начинают работать в Рогатине, Городку, Перемишли, Луцку, Винницы, Немирове, Каменцу-Подольскому, Кременци, Киеве и других мистах. В братских школах учились дети всех состояний, а также сироты. Они содержались средствами братства за счет взносов; бедные и сироты учили бесплатно. При этом исключалась любая несправедливость.   Главное внимание отводилось славянской и русской (украинской) языкам, изучались также как обязанности греческая и латынь, которое оказывало содействие усвоению античного наследства, постижению тогдашней европейской науки и культуры. Ученики славяно-греко-латинских школ кроме будто овладевали программой "свободных наук": диалектикой, риторикой, музыкантом, арифметикой, геометрией и астрономией. Отдельные братские школы переросли в высшие учебные заведения, как, например, Киево-Могилянская академия. Преподавателями работали большей частью украинцы: Тустановський, Став-ровецький, будущий митрополит Иов Борецький, Ю. Рогатинець, Стефан и Лаврентий Зизаний и др.  Распространение школ пробуждало национальное сознание, возрождало украинские традиции, сотни воспитанников школ становились учителями, распространяли знание, формировали у своих учеников чувства собственного достоинства и непримиримости к окатоличиванию и спольщення своего народа.

?74. Определяющие черты русского менталитета: коллективизм, приоритет государственных начал, патриархальность.

Каждая страна имеет свои особенности развития. Для России важное значение имеет менталитет русского народа. Обращение к особенностям формирования менталитета русской нации дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа, что, в свою очередь, должно способствовать формированию нового ценностно-смыслового ядра русского менталитета, определяющего социально-психологические и нравственные установки народа.

Во-первых, это – Общинность. Её также можно было бы назвать соборностью, а в советский период она именовалась коллективизмом. И здесь россияне принципиально отличаются от западной цивилизации. Западная цивилизация, прежде всего в протестантских странах, исторически воспитала совершенно особый тип человека. Характерной его чертой является индивидуализм как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии. Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием православной церкви и русской деревенской общины, иной, общинный, соборный – «один за всех и все за одного».

Во-вторых – это патриотизм как любовь к Отчизне, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. Это признание сильной державной власти. Исторически сложилось так, что Россия развивалась скачками, и эти скачки приходились на периоды сильной государственной власти – Ивана 3 Великого (просьба не путать, что часто происходит, с Иваном 4 Грозным), Петра Первого, тоже прозванного Великим, Екатерины 2 Великой, а также – Сталина. Сильная государственная власть вовсе не противоречит демократии – ведь демократия может быть сильной и слабой. Так что сильная державная власть России сегодня в условиях демократических реформ крайне необходима.

В-третьих,- патриархальность как органичная и неотъемлемая черта русской культуры проявлялась и закреплялась в разных вариантах на протяжении истории. Обладая некоторыми неизменными чертами, патриархальность как преобладание норм в обществе и семье в разные периоды определялась различными факторами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.004 с.)