Тенденция развития украинской литературы XIX ст. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденция развития украинской литературы XIX ст.



XIX век — это эпоха становления национального самосознания. Уже в конце XVIII в. социально-историческая ситуация, обусловившая состояние Украинская литература в то время. В данный период художественная литература на Украине культивировала старославянский язык: она была далека от живой разговорной речи украинского народа. Выдающимся представителем Украинской литературы был Иван Котляревский, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии литературы на Украине. Он создал замечательное произведение - травестийно-бурлескную поэму под названием «Вергилиева Энеида», живущую до сих пор. Значение произведения Котляревского состоит в том, что на основе заимствованной фабулы он создал в значительной мере оригинальный сюжет, яркие художественные образы, описания, отображавшие реальную действительность на Украине. Уже в конце XVIII в. социально-историческая ситуация, обусловившая состояние Украинская литература в то время. В данный период художественная литература на Украине культивировала старославянский язык: она была далека от живой разговорной речи украинского народа. Выдающимся представителем Украинской литературы был Иван Котляревский, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии литературы на Украине. Он создал замечательное произведение - травестийно-бурлескную поэму под названием «Вергилиева Энеида», живущую до сих пор. Значение произведения Котляревского состоит в том, что на основе заимствованной фабулы он создал в значительной мере оригинальный сюжет, яркие художественные образы, описания, отображавшие реальную действительность на Украине. Творчество Котляревского имело огромное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы. Ряд писателей развивался по пути, проложенному Котляревским в области метода, жанра, стилистики и стихосложения. До появления Шевченко Котляревский был наиболее крупным и талантливым писателем в Украинской литературе.

Творчество Тараса Шевченко определило на десятилетия вперёд дальнейшее развитие украинской литературы — не только поэзии, но и прозы и драматургии. Шевченковская поэзия стала важным этапом в развитии украинского литературного языка. Шевченко продолжил процесс его формирования, начатый ещё его предшественниками (Котляревский, Квитка-Основьяненко, поэты-романтики и др.), осуществив её синтез с живым народным языком и обогатив изобразительные возможности украинского художественного слова. Имя Тараса Шевченко стало символом украинской культуры в мире. Большую роль в развитии Украинской литературе сыграла писательница Марко Вовчок (псевдоним Марии Александровны Маркович).

Литературный процесс второй половины XIX века формировался под влиянием творчества целой плеяды талантливых писателей — Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Ольги Кобылянской, Бориса Гринченко и др. Для литературы того времени характерны разнообразие художественных направлений и индивидуальных стилей писательства, использование различных жанров — от эпический романов и повестей к новелл, фельетоны, рассказов и т. п. Значительная часть писателей этой эпохи вела активную политическую и просветительскую деятельность. Примером универсальной личности в истории не только украинского, но и мировой культуры является фигура Ивана Франко — поэта, прозаика, драматурга, журналиста, литературного критика, теоретика и переводчика. Творческий задел Ивана Франко поражает своей необъятностью (более 50 томов). Писатель одним из первых начал переводить произведения мировой литературы на украинский язык (Гёте, Генрих Гейне, Байрон). С появлением на рубеже веков нового поколения авторов украинская литература испытывает влияния европейского модернизма. Наиболее ярко этот подход сказался на творчестве двух ведущих литературных деятелей этого периода — поэтессы Леси Украинки и прозаика Михаила Коцюбинского. Леся Украинка обогатила украинскую литературу образами мировой литературы и сюжетами из истории, мифологии различных эпох и различных народов мира. Наряду с собственным поэтическим творчеством Леся Украинка занималась переводами. Ей принадлежат замечательные переводы из произведений Гомера, Генриха Гейне, Шекспира, Байрона, Виктора Гюго, египетских и итальянских народных песен, индийский эпос. Михаил Коцюбинский — автор получившей мировую известность повести «Тени забытых предков», в которой реалистичность в описании крестьянского быта сочетается с поэтическим восприятием жизни.

52. Развитие архитектуры и изобразительного искусства конца XVIII – началу XIX ст.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных направления: классицизм и романтизм.

Практически на территории почти всей Европы наблюдается вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где раньше она играла главную роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись порой стремится занять главное место. Вместо парадного портрета — портрет интимный, в пейзажной живописи — пейзаж настроения. В первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. Все искусство рококо построено на ассиметрии, создающей ощущение беспокойства—игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» произошел от французского «рокайль» — буквально бриллиант.и украшение из раковин. Сюжеты— только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше. Типичные сюжеты его полотен — «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и т.п.

Антуан Ватто (1684—1721) — французский живописец, обращался к изображениям современной ему жизни. В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699—1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи: «Молитва перед обедом», «Прачка» Английское искусство XVIII в. — расцвет национальной школы живописи в Англии — начинается с Уильяма Хогарта (1697— 1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин «Карьера проститутки», «Карьера Мота». Хогарт был первым живописцем-просветителем в Европе.

Крупнейший представитель английской школы портретной живописи Томас Гейнсборо (1727—1888). Зрелый стиль художника сложился под влиянием Ватто. Его портретным образам свойственна душевная утонченность, одухотворенность, поэтичность. Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей.

Итальянская живопись XVIII в. достигла своего расцвета только в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696— 1770), последний представитель барокко в европейском искусстве, живописец, рисовальщик, гравер. Тьеполо принадлежат монументальные фресковые циклы как церковные, так и светские. Венеция дала миру прекрасных мастеров ведуты — городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697—1768), прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры; Франческо Гварди (1712—1793), находившего вдохновение в простых мотивах повседневной жизни города, его залитых солнцем двориков, каналов, лагун, многолюдных набережных.

В развитии мировой художественной культуры XIX в. исключительно важную и яркую роль сыграли живописцы, скульпторы и графики Франции. Быстрая смена политических форм в этой стране породила целую серию переворотов и в художественной жизни, и в художественных направлениях. По смелости идейно-творческих исканий в изобразительном искусстве ни одна страна не могла сравниться с Францией. Лидер французского классицизма в живописи — Жак Луи Давид. «Клятва Горациев» — наиболее прославленное его произведение. Ученик Давида живописец, рисовальщик, музыкант Жан Огюст Энгр (1780— 1867) — блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка. Он автор картин на исторические и религиозные сюжеты («Обет Людовика XIII», «Апофеоз Гомера»). Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791—1824). Одна из главных его работ — полотно «Плот «Медузы». Замечательнейшее явление романтизма — живопись Эжена Делакруа. Шедевр его творчества — картина «Свобода, ведущая народ». В архитектуре XIX в. романтизм, как уже отмечалось, не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30—40-е гг. вокзалы, мосты фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX в. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. В середине XIX в. архитекторами Ч. Бэрри и О. Пьюджином был сооружен грандиозный ансамбль лондонского Парламента, в который была включена средневековая капелла Генриха VII. В 1861 г. в Лондоне было построено еще одно романтическое здание — Хрустальный Дворец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.007 с.)