Глава 1. Ассоциативный эксперимент в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Ассоциативный эксперимент в психологии



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет _______________Психология педагогика и дефектология________________________

                                                      наименование факультета

Кафедра ______________ Психология образования и организационная психология ____________

                                                      наименование кафедры

 

 

 

 

     

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к курсовому проекту (работе) по дисциплине (модулю) ________ Экспериментальная ________

                                              наименование учебной дисциплины (модуля)

__________________________________________ психология _________________________________________________________

 

на тему: __ _______Ассоциативный эксперимент в психологии____________________________

 

Обучающийся      _______________________  ___Е. К. Пак____________________________

подпись                                                                        И.О.Ф.

Направление подготовки/специальность:__ 37.03.01__  Психология_______________________

                                                                                          код направления   наименование направления подготовки (специальности)

Направленность (профиль)____ Организационная психология и психология труда_____ _________

                                                             

Обозначение курсового проекта (работы) __ КР-ПОиОП.910000.00  ____ Группа _ ДЗП41_

 

Руководитель проекта (работы) ___________________ _ доц.,_Короченцева А.В.__________

подпись                                                             должность, И.О.Ф.

Работа защищена ______________            ______________       

дата                                      оценка                                  

 

Ростов-на-Дону

2020

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет ____________ Психология педагогика и дефектология ____________

                                                      (наименование факультета)

Кафедра ____________ Психология образования и организационная психология ______

                                                      (наименование кафедры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

ЗАДАНИЕ

 

к курсовому проекту (работе) по дисциплине (модулю)___ Экспериментальная _________

                                                         (наименование учебной дисциплины (модуля))

___________________________________ психология __ _____________________________________________________

Обучающийся ___Пак Е.К.________ Группа __ДЗП41______

 

Обозначение курсового проекта (работы) _____ КР-ПОиОП.910000.00 ________

 

Тема ____________ Экспериментальные исследования памяти _____________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Срок представления проекта (работы) к защите «__» _________ 2020 г.

 

Исходные данные для курсового проекта (работы)

Исходные данные для курсовой работы: для написания курсовой работы были использованы источники психологической литературы, в частности литература экспериментальной психологии.

 

 

  Содержание пояснительной записки
  ВВЕДЕНИЕ:
рассмотреть актуальность данной проблемы, определить цели и задачи курсовой работы.
Наименование и содержание разделов: Глава 1. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Понятие ассоциативного эксперимента 1.2 Место ассоциативного эксперимента среди других методов психологии 1.3 Психолингвистическая интерпретация ассоциативного механизма ГЛАВА 2. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ К. Юнга    2.1 Цели, задачи, гипотеза, переменные, предмет и объект исследования 2.2 Процедура проведения эксперимента 2.3 Основные выводы экспериментального исследования Заключение
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………........5

Глава 1. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие ассоциативного эксперимента…………………….…….…...................…..7

1.2 Место ассоциативного эксперимента среди других методов психологии ………11

1.3 Психолингвистическая интерпретация ассоциативного механизма………….......19

ГЛАВА 2. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

2.1 Цели, задачи, гипотеза, переменные, предмет и объект исследования ……..…....23

2.2 Процедура проведения эксперимента………………………………………..…..…23

2.3 Основные выводы экспериментального исследования ……………………...…….25

Заключение………………………….………………………………………………...….26

Список используемых источников………………………………………………..….…27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Ассоциативный эксперимент" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В настоящее время ассоциацию обычно определяют, как связь, образующуюся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями. Действие этой связи - актуализацию ассоциации - усматривают в том, что появление одного члена ассоциации регулярно ведет к появлению другого ее члена. Наиболее распространенной классификацией ассоциаций в психологии является классификация, проводящаяся на основе разграничения характера отношений между содержаниями ассоциируемых психических образований, отражающего три типа отношений между явлениями внешнего мира:

а) пространственно-временная смежность;

б) подобие, сходство;

в) различие, противоположность.

Если контраст рассматривать как частный случай сходства, то приходится говорить лишь о двух основных типах ассоциаций - ассоциациях по смежности и ассоциациях по сходству.

Вербальные (словесные) ассоциации, следуя лингвистической традиции (парадигматические поля И. Трира и Л. Вайсгербера, синтаксические или синтагматические поля В. Порцига и т. п.), принято делить на два типа -синтагматические (небо - голубое) и парадигматические (стол - стул). В последнее время выделяют третий тип вербальных ассоциаций - тематические ассоциации (друг -дорога). Получаемая таким образом трехчленная классификация, с одной стороны, оказывается разнородной (синтагматика - парадигматика - тематика), с другой - не отражает категориальных характеристик ассоциаций вообще и, следовательно, не соотносится с их основной классификацией, т. е. в этом случае наблюдается нарушение двух важнейших принципов научной классификации - единства основания деления и последовательности деления понятий.

Вербальные ассоциации рассматриваются в различных науках: психологии, лингвистике и психолингвистике, логике, информатике, теории коммуникации и т. д. Однако многие проблемы словесного ассоциирования, как в естественном речевом общении людей, так и в эксперименте остаются все еще недостаточно изученными.

В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как описание, теоретический анализ и некоторые другие.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы и в первой главе 3 раздела, а во второй 3 подраздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

Исследованием зрительного и слухового восприятия занимались такие ученые как: Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, Д. Гартли, Т. Браун, Дж. Милль, 3. Фрейд, Д. Юм, и другие отечественные и зарубежные исследователи.

Заключение

История развития ассоциативного эксперимента - показательный пример того, как в рамках изначально ошибочного суждения о психике человека развивались разнообразные направления и исследования, положившие в конечном счете основы современного психологического знания о психике. Уже в начале XIX века представителей ассоциативной психологии объединяло лишь изначальное представление об ассоциации как о главном принципе, который определяет психику и поведение человека.

Механистичность и идеализм такого подхода, отсутствие в нем системного взгляда и учитывания индивидуальной изменчивости психики не позволяли решить проблему сложных мыслительных операций - как сознательных, так и импульсивных бессознательных. Тем не менее, именно проблематика ассоциативного эксеримента способствовала прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления, благодаря чему возникла новая экспериментальная психология.

Вместе с этим, многие основополагающие положения ассоциативной психологии унаследовала бихевиористская теория «стимул-реакции», которая также, по сути, была упрощенной формой понимания психики. Однако тогдашнее материалистическое и детерминистическое представление об ассоциации позволили именно Сеченову и Павлову выдвинуть новую систему воззрений на ассоциативный процесс, впоследствии положенную отечественной психологией в основу изучения закономерностей психической деятельности.

Список используемой литературы

 

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М, 2005.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология радио, печати и телевидения. - М, 2005.

3. Бодалев А.А ., Столин В.В. Общая психодиагностика. - С-Пб, 2006.-365 с.

4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М, 2014.

5. Горелов И. Н. Вопросы теории речевой деятельности. Психолингвистические основы искусственного интеллекта. - М, 2005.

6. Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма (монография). - Спб: Алетейя, 2006.

7. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента (монография). - М.- Харьков: Ра-Каравелла, 2014.

8. Горошко Е. И. Специфика ассоциативного сознания некоторых групп русскоязычного населения Украины // Языковое сознание формирование и функционирование. - М.: Институт языкознания РАН, 2008.

9. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М, 2004.

10. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. - Воронеж, 2012.

11. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты, - М.: Институт социологии РАН, 2006. - 200 с.

12. Клименко А. П. Третий тип словесных ассоциаций и виды семантической связи между словами в системе // Романское и германское языкознание. Вып. 5. - Минск, 2009.

13. Клименко А.П. Существительные со значением времени в современном русском языке (Опыт психолингвистического описания одной семантической микросистемы): Автореф. дис. канд. филол. наук. - Минск, 2005.

14. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. - М, 2013.

15. Малышева М. М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. - М.: Academia, 2006. - 168 с.

16. Мартинович Г. А. Вербальные ассоциации и организация лексикона человека // Филологические науки. - 2006. - № 3.

17. Новикова Н. С. Ассоциативный эксперимент как метод изучения семантических связей и отношений в лексике // Вопросы семантики. -Калининград, 2013.

18. Овчинникова И. Г. Текстообразующая роль вербальных ассоциативных структур: Автореф. канд. дис. - С-Пб, 2006.

19. Рыжкина А.А. О методах анализа концепта / А.А. Рыжкина // Вестник ОГУ. – 2014. - №11(172).

20. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. - С-Пб, 2008.

21. Словарь ассоциативных норм русского языка (САНРЯ) / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: МГУ, 2011.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет _______________Психология педагогика и дефектология________________________

                                                      наименование факультета

Кафедра ______________ Психология образования и организационная психология ____________

                                                      наименование кафедры

 

 

 

 

     

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к курсовому проекту (работе) по дисциплине (модулю) ________ Экспериментальная ________

                                              наименование учебной дисциплины (модуля)

__________________________________________ психология _________________________________________________________

 

на тему: __ _______Ассоциативный эксперимент в психологии____________________________

 

Обучающийся      _______________________  ___Е. К. Пак____________________________

подпись                                                                        И.О.Ф.

Направление подготовки/специальность:__ 37.03.01__  Психология_______________________

                                                                                          код направления   наименование направления подготовки (специальности)

Направленность (профиль)____ Организационная психология и психология труда_____ _________

                                                             

Обозначение курсового проекта (работы) __ КР-ПОиОП.910000.00  ____ Группа _ ДЗП41_

 

Руководитель проекта (работы) ___________________ _ доц.,_Короченцева А.В.__________

подпись                                                             должность, И.О.Ф.

Работа защищена ______________            ______________       

дата                                      оценка                                  

 

Ростов-на-Дону

2020

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет ____________ Психология педагогика и дефектология ____________

                                                      (наименование факультета)

Кафедра ____________ Психология образования и организационная психология ______

                                                      (наименование кафедры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

ЗАДАНИЕ

 

к курсовому проекту (работе) по дисциплине (модулю)___ Экспериментальная _________

                                                         (наименование учебной дисциплины (модуля))

___________________________________ психология __ _____________________________________________________

Обучающийся ___Пак Е.К.________ Группа __ДЗП41______

 

Обозначение курсового проекта (работы) _____ КР-ПОиОП.910000.00 ________

 

Тема ____________ Экспериментальные исследования памяти _____________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Срок представления проекта (работы) к защите «__» _________ 2020 г.

 

Исходные данные для курсового проекта (работы)

Исходные данные для курсовой работы: для написания курсовой работы были использованы источники психологической литературы, в частности литература экспериментальной психологии.

 

 

  Содержание пояснительной записки
  ВВЕДЕНИЕ:
рассмотреть актуальность данной проблемы, определить цели и задачи курсовой работы.
Наименование и содержание разделов: Глава 1. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Понятие ассоциативного эксперимента 1.2 Место ассоциативного эксперимента среди других методов психологии 1.3 Психолингвистическая интерпретация ассоциативного механизма ГЛАВА 2. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ К. Юнга    2.1 Цели, задачи, гипотеза, переменные, предмет и объект исследования 2.2 Процедура проведения эксперимента 2.3 Основные выводы экспериментального исследования Заключение
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………........5

Глава 1. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие ассоциативного эксперимента…………………….…….…...................…..7

1.2 Место ассоциативного эксперимента среди других методов психологии ………11

1.3 Психолингвистическая интерпретация ассоциативного механизма………….......19

ГЛАВА 2. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

2.1 Цели, задачи, гипотеза, переменные, предмет и объект исследования ……..…....23

2.2 Процедура проведения эксперимента………………………………………..…..…23

2.3 Основные выводы экспериментального исследования ……………………...…….25

Заключение………………………….………………………………………………...….26

Список используемых источников………………………………………………..….…27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Ассоциативный эксперимент" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В настоящее время ассоциацию обычно определяют, как связь, образующуюся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями. Действие этой связи - актуализацию ассоциации - усматривают в том, что появление одного члена ассоциации регулярно ведет к появлению другого ее члена. Наиболее распространенной классификацией ассоциаций в психологии является классификация, проводящаяся на основе разграничения характера отношений между содержаниями ассоциируемых психических образований, отражающего три типа отношений между явлениями внешнего мира:

а) пространственно-временная смежность;

б) подобие, сходство;

в) различие, противоположность.

Если контраст рассматривать как частный случай сходства, то приходится говорить лишь о двух основных типах ассоциаций - ассоциациях по смежности и ассоциациях по сходству.

Вербальные (словесные) ассоциации, следуя лингвистической традиции (парадигматические поля И. Трира и Л. Вайсгербера, синтаксические или синтагматические поля В. Порцига и т. п.), принято делить на два типа -синтагматические (небо - голубое) и парадигматические (стол - стул). В последнее время выделяют третий тип вербальных ассоциаций - тематические ассоциации (друг -дорога). Получаемая таким образом трехчленная классификация, с одной стороны, оказывается разнородной (синтагматика - парадигматика - тематика), с другой - не отражает категориальных характеристик ассоциаций вообще и, следовательно, не соотносится с их основной классификацией, т. е. в этом случае наблюдается нарушение двух важнейших принципов научной классификации - единства основания деления и последовательности деления понятий.

Вербальные ассоциации рассматриваются в различных науках: психологии, лингвистике и психолингвистике, логике, информатике, теории коммуникации и т. д. Однако многие проблемы словесного ассоциирования, как в естественном речевом общении людей, так и в эксперименте остаются все еще недостаточно изученными.

В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как описание, теоретический анализ и некоторые другие.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы и в первой главе 3 раздела, а во второй 3 подраздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

Исследованием зрительного и слухового восприятия занимались такие ученые как: Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, Д. Гартли, Т. Браун, Дж. Милль, 3. Фрейд, Д. Юм, и другие отечественные и зарубежные исследователи.

Глава 1. Ассоциативный эксперимент в психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.072 с.)