Искусство Древней Руси. Творчество знаменитых иконописцев: Феофан Грек и Андрей Рублев. Владимиро-Суздальская архитектурная школа. Яркие образцы зодчества Древней Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Древней Руси. Творчество знаменитых иконописцев: Феофан Грек и Андрей Рублев. Владимиро-Суздальская архитектурная школа. Яркие образцы зодчества Древней Руси.



Владимиро-Суздальская школа. Одна из наиболее значительных школ в развитии древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве периода его расцвета (XII - первая половина XIII в.). В памятниках архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор и др.) ощутима связь с традициями киевского зодчества. Отличительная особенность Владимиро-Суздальской школы - появление пластического декора на культовых сооружениях - от сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен каменного кружева Дмитриевского собора во Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих каменных рельефах не только библейских персонажей (играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся всадников и т. д.), но и "всего сущего" (цветов, деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает эту каменную летопись с фольклором - былинами, сказками, отзвуками языческих верований. Народность Владимиро-суздальских рельефов подтверждают также их стилистические особенности: плоскостность, некоторая грубоватость, свидетельствующая о несомненной связи с распространенной на Руси резьбой по дереву. Сохранившиеся фрагменты живописи Владимиро-Суздальской школы, напротив, отличаются изысканностью колорита, пластической моделировкой форм при монументальности общего решения, психологической сложностью и одухотворенностью трактовки образов (сцена Страшного Суда на сводах западной части Дмитриевского собора). Это свидетельство не просто влияния византийской живописи на мастеров Владимиро-Суздальской школы, но в данном случае вероятного участия художников-греков в росписях храма. Высокого уровня во Владимиро-Суздальском княжестве достигло прикладное искусство. Свидетельство тому - великолепные двери суздальского Богородице-Рождественского собора (1220-30-е гг.). Они обиты снаружи листовой медью и украшены 56 клеймами, выполненными оригинальным способом, с изображением сцен из Нового Завета (западные двери) и деяний ангелов (южные). Здесь также можно видеть животных, похожих на тех, что встречаются на скульптурных рельефах храмов, и легкий, изящный орнамент. В XIV-XV вв, архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальской школы послужили образцом для формирующейся Московской школы древнерусского искусства.

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

ТРОИЦА

Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. Будучи живописным произведением, икона, однако, резко отличается от светской картины. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.

Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

В 842 году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение "что есть икона" (по-гречески "икона"-подобие, изображение). Суть его в том, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и неведомо, но его человеческий образ. "Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок."

Древнерусские иконописцы — кто они были? Очень многих имен мы не знаем, т.к. древняя русская живопись с X по XV века безымянна. Лишь изредка в летописях, старинных книгах встречается несколько строк о том или ином художнике.

Из сочинений Епифания Премудрого мы узнаем. что в 70 -х годах XIV века в Новгород из Константинополя "пришел мастер дивный Феофан, прозванный Греком."

В 1378 г. он расписал фресками церковь на Ильине улице и с тех пор стал славен на Руси, расписывал церкви в Великом Новгороде и в Нижнем. Глядели люди на его работу и не знали, чему больше дивиться: блеску ли его кисти, богатству ли воображения, живости ли характера или мудрости.

Прошло шесть столетий, и мы, вглядываясь в глаза и лица святых и пророков Феофана, чувствуем, понимаем, как бывает мучительна борьба с самим собой, со своими страстями, соблазнами, как велик грех и как трудно прощение! Он верил, что искушения все — таки полезны человеку,закаляют, совершенствует его, ведь "кто бежит от искушений, тот бежит от добродетелей".

Образы святых кисти Феофана Грека притягивали, завораживали, не отпускали. Величие этих образов полно сурового трагизма, люди Феофана — это прошедшие через жизненные испытания и убеленные сединами старцы, они живут в вечном разладе с самими собой, в страхе искушения, в готовности покаяться и в то же время во власти своей гордыни. Среди самых вдохновенных созданий Феофана нельзя встретить образов безмятежной радости и гармонии.

В 1395 году Феофан Грек приезжает в Москву, много пишет икон, расписывает соборы Кремля.

Искусство Феофана Грека своеобразно и неповторимо. Яркой особенностью является прием, используемый Феофаном Греком во многих иконах и фресках - белыми мазками, штрихами художник как бы оживлял, высвечивал лики святых, придавая образу гармоничность, одухотворенность.

Иконописец Дионисий

Проходит время, приближается век XVI. Утихают распри и войны, и приходит, наконец, на Русь такая неожиданная, такая выстраданная и желанная тишина. Такое время не могло не родить гения, и в это время в летописях появляется имя нового великого мастера — Дионисия, самого солнечного художника древней Руси. Жил он в миру, соблазнов мирских не чурался: любил веселые сборища, шумные пиры, застольные песни, а т.к. работать ему приходилось все - таки в церквях и храмах, то дал слово игумену Пафнутию "в сих местах не бражничать". Обещание свое он сдерживал с трудом, но многое ему прощалось за его веселый нрав и веселый талант, ибо был самым лучшим художником — иконописцем того времени. Слава и успех сопутствовали Дионисию, т. к. писал он свои иконы с чистой душой и светлыми помыслами. У Дионисия нет тягостных, трагических образов, и даже печаль на его иконах светлая и радостная, а краски яркие, праздничные. Большую часть своей жизни Дионисий работал в Ферапонтовом монастыре, расположенном среди лесов, на берегу озера, в ста километрах от Вологды. До сих пор фрески на стенах монастыря поражают яркостью красок, выразительностью образов, особенно фрески собора Рождества Богородицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.005 с.)