Тема: «Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие кислот с металами, с оксидами металлов, с основаниями и солями» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие кислот с металами, с оксидами металлов, с основаниями и солями»



Лабораторная работа № 3

Тема: «Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие кислот с металами, с оксидами металлов, с основаниями и солями»

Цель: Овладение умениями проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности, подтверждающих свойства кислот.

Реактивы и оборудование: Растворы NaOH, HCl, CuSO4, Na2CO3, индикатор метилоранж; Zn; CuO. Штатив с пробирками, горелка

Теоретические основы

4
Кислоты – электролиты диссоциирующие в воде на ионы водорода и ионы кислотного остатка.  

                                                 H2SO4 ↔ 2H+ + SO42-

Химические свойства.

- разбавленные кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до водорода, или имеющие меньший электродный потенциал, чем водород:

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2;

- взаимодействуют с оксидами металлов: 2HCl + ZnО = ZnCl2 + H2О;

- взаимодействуют с основаниями и щелочами:

2HCl + Cu(OH)2 ↓ = CuCl2 + 2H2О HCl + NaOH = NaCl + H2О

- взаимодействуют с солями слабых кислот FeS + 2HCl = H2S + FeCl2

Выполнение работы

Взаимодействие кислоты с металлом.

В пробирку поместите гранулу цинка и прилейте раствор соляной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию.

2. Взаимодействие кислоты с оксидом металла.

В пробирку поместите небольшое количество оксида меди (CuO) и прилейте раствор соляной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

3. Взаимодействие кислоты с основаниями.

3.1. В пробирку прилейте 2 мл раствора соляной кислоты и добавьте 2 капли индикатора метилоранжа, а затем прилейте щелочь NaOH до изменения окраски раствора.

Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

3.2. В пробирку с основанием Cu(OH)2 прилейте раствор соляной кислоты до растворения осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

4. Взаимодействие кислоты с солями.

В пробирку прилейте 2мл раствора карбоната натрия (Na2CO3) и добавьте 2мл соляной кислоты. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.

Контрольные вопросы

1 уровень

1. Какие соединения называются кислотами?

2.Запишите химические формулы следующих кислот: серной, азотной, соляной, фосфорной, угольной, кремниевой.

3. Закончите реакцию: 2HCl + Ca(OH)2 = 2H2О +?

2 уровень

1. Выберите, какие вещества относятся к кислотам: NaCl; Cu (OH)2; HNO3; Na2SO4; H2CO3.

2. Допишите предложение: Кислоты – это электролиты, …

3. Напишите реакцию: Na2S + HNO3 =? +?

3 уровень

1. Запишите реакции диссоциации кислот: H2CO3; H2S.

2. Какие индикаторы указывают на кислую среду раствора?

3. Выполните упражнение: SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4

Сформулируйте вывод по работе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Кандидат наук

1. Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции, для следующих реакций: 

1) гидроксид калия + серная кислота;

2) карбонат калия + азотная кислота;

2. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

- капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку;

- отметьте цвет лакмусовой бумажки;

- зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;

- сделайте вывод о том, почему лимон кислый?

Профессор

1. Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:

1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- → Ba3(PO4)2 ;                     2) Zn2+ + S2- → ZnS;   

составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций

2. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

- опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;

- пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;

- зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;

- какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?      

Почему? Письменно сделайте вывод;

Академик

1. В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.

           1) С + кислота → соль + кислота;                

           2) Д + кислота → соль + вода;

           3) А + кислота → соль + вода + газ;

2. Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения.

                                      

                         .                                      УРОК № 38-40

Тема: Основания и их свойства

Смотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=UwhxhGwdbVw

Классификация оснований

Делятся на гидроксиды, которые растворяются в воде (растворимые), и гидроксиды, которые не растворяются в воде (нерастворимые). Растворимые гидроксиды называют щелочами. Щелочи образуются щелочными и щелочноземельными металлами.

Гидроксиды щелочноземельных металлов слабее, чем гидроксиды щелочных металлов, их основный характер усиливается вниз по группе: Ве(ОН)2 - амфотерное основание Мg(ОН)2 - слабое основание Са(ОН)2 – сильное основание Ва(ОН)2 - очень сильное основание

Металлические свойства элементов главной подгруппы IIIгруппы выражены слабее, чем у элементов главных подгрупп I и IIгрупп, т.к. тенденция к отдаче электронов у них меньше

Увеличение радиуса от Аl к Тl менее значительно, чем у щелочных, щелочноземельных металлов, поэтому усиление основного характера соединений происходит медленнее.

Задание. Распределить основания по группам и привести примеры их диссоциации: KOH, Zn(OH)2, Cu(OH)2, Al(OH)3, NaOH, Mg(OH)2. Какие из этих оснований будут электролитами?

 

  Растворимые/щелочи/ Амфотерные Нерастворимые
Однокислотные      
Двухкислотные      
Трехкислотные      

Смотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ddsRbM8TyMQ

Лабораторная работа № 4

Теоретические основы

Основания – электролиты, диссоциирующие в воде на ионы металлов и гидроксогрупп:

Ca (OH)2 ↔ Ca2+ + 2OH-

Основания бывают растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые в воде. Ca (OH) 2 ↔ Ca2+ + 2OH-

Называются основания гидроксидами: Ca (OH)2 – гидроксид кальция; Fe (OH)2 – гидроксид железа (II); Fe (OH)3 – гидроксид железа (III)

Химические свойства оснований.

1. Щелочи взаимодействуют:

- с кислотными оксидами 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O

- с кислотами NaOH + HCl = NaCl + H2O

- с солями, если образуется нерастворимое основание 2NaOH + ZnCl2 = 2NaCl +Zn(OH)2

2. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании: Zn (OH)2↓ → ZnO + H2O

Нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами: Zn (OH)2↓ + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

Выполнение работы

Уровень

1. Запишите реакции диссоциации оснований: Fe (OH)3; Cu(OH)2

2. Какие индикаторы указывают на щелочную среду раствора щелочей

3. Осуществить превращение: Fe → FeO → FeCl2 → Fe (OH)2 → FeSO4

Способы получения оснований

1. Щелочи получают взаимодействием активных металлов с водой, а также их оксидов с водой:

2Na + 2Н2O = 2NaОН + H2

ВаО + Н2O = Ва(OH)2

 2. Нерастворимые в воде основания получают в результате реакции обмена между солью и щелочью:

Сu(NO3)2 + KOH = KNO3 + Сu(OH)2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задание:

1. Однажды на складе при побелке потолка гашеной известью были испорчены алюминиевые детали, т. к. они не были надёжно защищены от попадания брызг извести. Порча изделия объясняется тем, что:

а) детали были загрязнены побелочным раствором;

б) произошло химическое взаимодействие изделий с раствором гашёной извести;

в) произошло химическое взаимодействие изделий с водой.

2. Металлы А и Б принадлежат одному и тому периоду и одной и той же группе. Металл А активно взаимодействует с водой, а металл Б не вытесняет водород из кислот. Металл А образует только один оксид, а Б – два, в одном из которых его валентность численно больше, чем номер группы. Назовите эти элементы.

2. Задание для самостоятельного выполнения.

Закончить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

1. NaOH + H2SO4 =

2. Al(OH)3 + HCl =

3. Al(OH)3 + NaOH =

4. KOH + CuSO4 =

.                                                                   УРОК № 38-40

Тема: Соли и их свойства

Смотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=7_4eo0FKbjk

 

Названия кислых солей. Например, KHCO3 – гидрокарбонат калия

КH2PO4 – дигидроортофосфат калия

Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

Чтобы назвать основную соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.

Например, (CuOH)2CO3 - гидроксокарбонат меди (II)

Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.

Однако, следует понимать, что многие из кислых и основных солей могут существовать лишь только теоретически, реально же в растворах такие соли, как правило, нестабильны.

Лабораторная работа № 5

Теоретические основы

3
Соли – электролиты диссоциирующие на ионы металла и кислотного остатка.

Ca (NO3)2 ↔ Ca2+ + 2NO-

Соли взаимодействуют:

- с солями, если образуется нерастворимая соль: 

3Na2S + 2FeCl3 = 6NaCl + Fe2S3

- с металлами, более активный металл вытесняет из раствора соли менее активный

CuCl2 + Zn = ZnCl2 + Cu

- со щелочами 2NaOH + ZnCl2 = 2NaCl +Zn(OH)2

- с более сильными кислотами, чем кислота, образующая соль FeS + 2HCl = H2S + FeCl2

Гидролиз соли – это реакция взаимодействия соли с водой, в результате которой образуется ион слабого основания и меняется реакция среды раствора.

Гидролизу подвергаются соли, в состав которых входит ион слабого электролита. Если соль образована слабой кислотой и сильным основанием, то в результате гидролиза среда раствора соли станет щелочной и наоборот.

Выполнение работы

Лабораторная работа № 3

Тема: «Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие кислот с металами, с оксидами металлов, с основаниями и солями»

Цель: Овладение умениями проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности, подтверждающих свойства кислот.

Реактивы и оборудование: Растворы NaOH, HCl, CuSO4, Na2CO3, индикатор метилоранж; Zn; CuO. Штатив с пробирками, горелка

Теоретические основы

4
Кислоты – электролиты диссоциирующие в воде на ионы водорода и ионы кислотного остатка.  

                                                 H2SO4 ↔ 2H+ + SO42-

Химические свойства.

- разбавленные кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до водорода, или имеющие меньший электродный потенциал, чем водород:

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2;

- взаимодействуют с оксидами металлов: 2HCl + ZnО = ZnCl2 + H2О;

- взаимодействуют с основаниями и щелочами:

2HCl + Cu(OH)2 ↓ = CuCl2 + 2H2О HCl + NaOH = NaCl + H2О

- взаимодействуют с солями слабых кислот FeS + 2HCl = H2S + FeCl2

Выполнение работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.031 с.)