Обеспечения мероприятий и действий в сфере гражданской защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечения мероприятий и действий в сфере гражданской защиты



6.1. Основы планирования мероприятий ЦЗ 6.1.1. Общие вопросы

Кардинальное решение проблем защиты населения и территорий Украины от НС, уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно лишь путем проведения целого комплекса мероприятий.

В значительной мере достижение этой цели зависит от умения руководителей всех уровней (от объектового к правительственному), спрогнозировать все возможные последствия НС, четко спланировать мероприятия относительно их предотвращения и ликвидации, организовать управление во время их выполнения, высокого состояния готовности к действиям в НС органов управления, сил и населения. Выполнение всех умений, заданий, прежде всего, будет зависеть от качества планирования и полноты выполнения запланированных мероприятий на объектовом уровне.

Суть планирования мероприятий ЦЗ, на случай НС заключается в анализе состояния ЦЗ, в оценке обстановки, которая может сложиться во время возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения противником современных средств поражения; в разработке мероприятий, направленных на защиту населения и повышение стойкости функционирования промышленных объектов в мирное время и особенный период; в установлении последовательности, сроков, способов осуществления намеченных мероприятий и исполнителей и определении необходимых ресурсов для их проведения.

Главной целью планирования мероприятий ЦЗ является создание условий для организованного и своевременного проведения мероприятий относительно защиты рабочих, служащих, их семей и населения, которое проживает в зоне возможного поражения, и обеспечения успешного проведения РІНР во время ликвидации последствий НС техногенного и естественного характера, в особенный период, участию в территориальной обороне и антитеррористической деятельности. Планирование должно быть также направлено на то, чтобы предотвратить или максимально снизить человеческие и материальные потери, а также обеспечить жизнедеятельность отрасли, региона подчиненных им объектов и населения в случае возникновения вышеупомянутых ситуаций.

При планировании мероприятий ЦЗ на особенный период должно обеспечиваться взаимное согласование и увязка их с мероприятиями мобилизационного развертывания народного хозяйства и мероприятиями, которые проводят военное командование и органы управления ЦЗ.

Планирование должно быть реальным, целеустремленным, конкретным, точным, гибким, перспективным, базироваться на глубоко продуманных решениях, обоснованных расчетах и учитывать специфику и особенности деятельности. Оно должно осуществляться заблаговременно и обеспечивать своевременный ввод планов ЦЗ в действие, особенно во время внезапного возникновения НС техногенного и естественного характера и в особенный период.

Реальность - одно из главных требований к планированию. Она обеспечивается всесторонним и глубоким анализом состояния системы ЦЗ подчиненного звена, правильной оценкой обстановки, которая может сложиться, точными расчетами, суровым учетом человеческих и материальных возможностей, специфики местных условий, а также времени, необходимого для выполнения поставленных заданий.

Целенаправленность в планировании заключается в умении выделить главные задания, определить особенно важные мероприятия, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия руководителя, органов управления и служб ЦЗ. При этом особенное внимание обращается на решение вопросов, связанных с обеспечением высокой готовности органов управления, надежности защиты рабочих, служащих, их семей и населения, которое проживает в зоне возможного поражения, стойкости систем оповещения и связи, а также создания группировки сил гражданской защиты для проведения РІНР.

Конкретность планирования предусматривает, что все запланированные мероприятия и действия должны иметь определенный объем, содержание и быть согласованы между собой за целью, местом, порою, составом сил и способами их выполнения. Кроме того, в планах должны быть определены конкретные должностные лица, какие ответственные за выполнение мероприятий и осуществление контроля.

Эти и другие требования к планированию ЦЗ следует применять в тесной взаимосвязи, потому что все они направлены на полное и эффективное обеспечение действий органов управления, применения сил и средств во время выполнения мероприятий ЦЗ.

Планирование мероприятий для предотвращения НС и уменьшение (минимизации) их возможных последствий осуществляется с учетом достоверности и прогнозируемых рисков возникновения и возможных масштабов последствий.

Планирование мероприятий ЦЗ осуществляется в соответствии с руководящими документами, с учетом научно-обоснованного прогноза возможной обстановки, которая может сложиться во время возникновения НС. Масштабы и последствия возможной НС определяются на основе экспертной оценки, прогноза или модельных экспериментов, проведенных квалифицированными экспертами. В зависимости от полученных результатов разрабатывается план реагирования на угрозу возникновения НС, который утверждается соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Основным заданием плану реагирования на НС или угрозу ее возникновения является сохранение жизни и здоровья людей, минимизация материальных потерь. С этой целью употребляются действенные мероприятия для защиты жилья, дошкольных, учебных и медицинских заведений, мест постоянного пребывания людей, решения вопросов срочной эвакуации населения из территории, на которую может быть распространено опасное действие последствий прогнозируемой НС. Основу плана составляет решение на вмешательство в ситуацию, на основании которого определяются задание функциональным подразделениям органов управления и силам, организация взаимодействия и мероприятия относительно всестороннего обеспечения поисково-спасательной операции, ликвидации последствий НС, предоставление помощи потерпевшим и другие формы реагирования.

Поскольку планы реагирования, разрабатываются заблаговременно, все они ориентируются на гипотетические внепроектные ситуации, но такие, которые имеют место в проектах соответствующих потенциально опасных объектов или такие, что реально имели место.

Для этого детально изучаются естественные (геологические, гидрологические, геофизические, гидрометеорологические, географические...) и техногенные особенности региона, объектов и определяются наиболее для них свойственные.

На каждую определенную ситуацию строится модель или делается детальное описание ситуации, которая уже имела место раньше. Если это - модель, то она должна учитывать, наиболее вероятные негативные последствия из возможных. Например, для аварии на химически-опасном объекте с выбросами опасных-химических веществ к расчету берется весь запас НХР, который есть в хранилищах или в технологической системе, и условия, при которых последствия аварии распространяются на максимальное расстояние и площадь. На основании приведенных выходных данных определяется возможное влияние последствий аварии на население и определяются мероприятия относительно его спасения или защиты другим способом, локализации и ликвидации последствий аварии. Исходя из объемов спасательных, специальных и других работ определяются силы и средства вмешательства, материальные и другие ресурсы, определяется ориентировочный общий порядок действий относительно ситуации, которая возникла.

Этот порядок предусматривает:

- оповещение персонала объекта, населения, которое проживает в пределах зоны возможного поражения или пороговых значений, в зависимости от вида НХР;

оперативные мероприятия относительно оповещения и сбора всего личного состава органов управления или соответствующих групп, приведения в готовность средств связи и пунктов управления;

- оперативные мероприятия по приведению в готовность к действиям по назначению сил и средств реагирования;

- уточнение (прогнозирование) обстановки на объекте (районе или зоне беды) и возможного ее развития;

- уточнение расчетов потребности в силах, материально-технических средствах и ресурсах;

- подготовка предложений к решению на вмешательство в ситуацию и ликвидацию ее последствий;

- подготовка проектов организационных и директивных документов;

- организация обеспечения мероприятий.

В порядке реагирования на НС СГД, а также предприятия, учреждения, организации, которые планируют эксплуатировать хотя бы один ОПН одновременно с разрабатыванием декларации безопасности разрабатывают и утверждают план локализации и ликвидации аварий, который пересматривается каждые 5 лет. Порядок разработки планов локализации и ликвидации аварий, требования к их составу, содержанию и форме определенно в положении, которое утверждено приказом Держгірпромнагляд Украины [92].

План локализации и ликвидации аварий может пересматриваться или уточняться к окончанию 5 лет из даты его разрабатывания в разе:

изменений в условиях деятельности СГД независимо от их причин, которые приводят к необходимости изменения сведений, которые содержатся в плане локализации и ликвидации аварий;

внесение изменений к действующим или принятие новых нормативно-правовых актов, которые влияют на содержание плана локализации и ликвидации аварий;

выдвижение обоснованных требований относительно плана локализации и ликвидации аварий органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

При внесении изменений и дополнений к плану локализации и ликвидации аварий СГД предоставляет соответствующему территориальному органу в сфере ЦЗ соответствующую для этого информацию. Соответствующий территориальный орган в сфере ЦЗ в течение 10 дней после утверждения плана локализации и ликвидации аварий предоставляет через средства массовой информации сведения, необходимые для выполнения населением правил поведения и действий в экстремальных ситуациях, предвиденным этим планом.

Во время ликвидации НС в зависимости от ее уровня штабом из ликвидации НС ведется оперативный план ликвидации НС (см. дополнение 6.6.1).

Мероприятия относительно развития и совершенствования гражданской защиты населения и территорий от НС отображаются в соответствующих планах социально-экономического развития отдельными разделами или разрабатываются отдельные планы развития и совершенствования ЦЗ населения и территорий.

Планирование мероприятий относительно гражданской защиты населения и территорий от НС осуществляется в зависимости от прогнозируемых видов НС, которые могут возникнуть на соответствующей территории (в отрасли, на объекте), характера их происхождения и соответствующих заданий органов и подразделений ЦЗ, в частности на случай угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, на особенный период, участию в территориальной обороне и антитеррористической деятельности.

Мероприятия относительно защиты населения и территорий от НС, которые касаются особенного периода, участию в территориальной обороне и антитеррористических операциях разрабатываются в отдельных планирующих документах закрытого (ограниченного) пользования в соответствии с законодательством в сфере обороны, мобилизации, территориальной обороны и борьбы с терроризмом.

Основные общие мероприятия ЦЗ, которые отображаются в планах ЦЗ, определяются согласно решениям Начальника Гражданской Защиты Украины, указаний руководителей министерств, ведомств, с учетом требований органов государственной власти по вопросам ЦЗ и специфики деятельности отрасли (предприятия).

Службы ЦЗ разрабатывают планы обеспечения выполнения мероприятий и действий сил ЦЗ, предвиденных в планах, при ликвидации последствий НС мирного времени и в особенный период.

Все мероприятия ЦЗ планируются в комплексе и осуществляются дифференцировано, в зависимости от ожидаемого характера возможных НС, размещения объектов и населения относительно возможных зон поражения, с учетом отраслевых (ведомственных) условий и возможной обстановки.

Содержание и структура планов ЦЗ, порядок их разработки, согласования, утверждения, корегування и вводу в действие определяются согласно рекомендациям Начальника Гражданской Защиты Украины с учетом рекомендаций МЧС Украины.

Планы ЦЗ соглашаются со специально уполномоченными соответствующими органами исполнительной власти в сфере ЦЗ, утверждаются руководителем.

Планы ЦЗ подлежат ежегодному корегуванню по состоянию на 1 января проходящего года. Сроки корегування определяются соответствующими руководителями.

Количество экземпляров планов ЦЗ устанавливается по решению соответствующего руководителя с учетом их практической необходимости.

Разработка планов ЦЗ осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере ЦЗ при участии специалистов управлений и отделов, а также - специалистов научно-исследовательских учреждений, исполняющих работы за тематикой гражданской защиты.

До разработки документов планов ЦЗ в полном объеме привлекается ограниченный круг должностных лиц. Остальные специалисты могут получать только одиночные задания относительно разработки отдельных вопросов и подготовки справочного материала.

6.1.2. Организация и порядок планирования

Планирование ЦЗ зависит от конкретных условий обстановки, как и принятия решения, может осуществляться последовательным или параллельным методом. Возможно их сочетание. Но каким бы методом ни осуществлялось планирование, оно во всех случаях предусматривает правильное распределение обязанностей между должностными лицами подразделениями и службами ЦЗ, четкое согласование их деятельности при отработке документов планов ЦЗ.

С целью обеспечения организации и наиболее полной отработки всех вопросов работы руководителя, органов управления ЦЗ относительно планирования ЦЗ можно разделить на три этапа: первый - организационно-подготовительный; второй - практическая разработка и оформление документов плана; третий - согласование, рассмотрение, доработка и утверждение плана.

На первом этапе определяется состав исполнителей, складывается календарный план работы относительно разработки документов плана. Под руководством руководителя подразделения (заместителя руководителя, который ведает вопросами ЦЗ) организуется изучение руководящих директив, указаний старших начальников по вопросам планирования, соответствующих положений уставов, пособий и советчиков, сбор, анализ и обобщение выходных данных, справочных материалов и расчетов, необходимых для планирования, а также для оценки возможной обстановки (в частности: мероприятия, которые необходимо выполнять; даны о потенциальной опасности объектов, которые расположены вблизи отраслевых объектов; расчеты и данные относительно защиты рабочих, служащих, их семей и населения, которое проживает в зонах возможного поражения; даны о силах ЦЗ и ведомственные формирования, которые привлекаются к общему выполнению заданий ЦЗ и др.). До исполнителей приходятся основные задания ЦЗ, распределяются обязанности между ними, уточняются объемы и последовательность разработки документов, сроки их выполнения. При необходимости организуется подготовка исполнителей на специальных занятиях в соответствующих учебных заведениях в сфере ЦЗ.

На втором этапе осуществляется практическая разработка и оформление документов плана, определяется содержание его разделов, проводится необходимое предыдущее согласование, принимаются дополнительные решения по отдельным вопросам и приходятся до исполнителей.

На третьем этапе работы между отмеченными органами окончательно соглашается содержание всех разработанных документов плана и порядок проведения запланированных мероприятий. После этого дорабатываются отдельные вопросы и план ЦЗ подается на утверждение в установленном порядке.

При разработке планов ЦЗ между разными органами управления наиболее пристально соглашаются: порядок взаимного оповещения и информирования об угрозе или возникновении НС в мирное время и в особенный период; состав сил и средств, которые выделяются для общего проведения РІНР в очагах поражения; организация защиты и жизнеобеспечения рабочих, служащих, их семей и населения, которое проживает в зонах возможного поражения; порядок общего использования маршрутов, мостов и переправ; вопрос организации взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления и другое.

После утверждения планов ЦЗ содержание их придется до заинтересованных лиц в части, что их касается. Это осуществляется путем проведения занятий с руководящим составом, рабочими и служащими относительно изучения функциональных обязанностей, предвиденных планами, а также путем доведения до исполнителей выдержек о порядке действий в НС мирного времени или в особенный период.

План ЦЗ (план действий) на случай НС мирного времени состоит из текстовой части и дополнений. Степень детализации вопросов и их последовательность зависит от масштабов, характера и важности заданий, ожидаемой обстановки и отраслевых (ведомственных) условий.

В первом разделе выкладывается оценка достоверной обстановки при возникновении аварий, катастроф и стихийного бедствия. Конкретно указываются все возможные аварии, катастрофы (с учетом угрозы влияния аварий, катастроф, которые могут возникать на других объектах) и стихийные бедствия, размеры последствий и ориентировочный объем работ относительно их ликвидации.

Во втором разделе плана ЦЗ выкладывается организация выполнения мероприятий ЦЗ при угрозе и возникновении НС. В нем отображается: организация оповещения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих, населения, которое проживает в зонах возможного поражения, и населения об угрозе или возникновении НС; организация разведки и наблюдение; мероприятия относительно приведения в готовность сил и средств ЦЗ и их всестороннего обеспечения; порядок выдачи населению индивидуальных средств защиты и укрытия их в защитных сооружениях (защищенных помещениях); организация эвакуации из зон возможного поражения; мероприятия относительно безаварийной остановки производства; мероприятия относительно предупреждения или снижения возможного влияния НС на людей и производственную деятельность; порядок ускоренного проведения инженерно-технических мероприятий, связанных с укреплением существующих или возведением новых инженерных сооружений (рви, заграждения, плотины, дамбы и др.); организация и поддержание непрерывного взаимодействия с органами управления ЦЗ и аварийно-спасательными отрядами (подразделениями), которые привлекаются к проведению спасательных работ; организация проведения РІНР; управление проведением спасательных работ; порядок представления донесений к органам управления ЦЗ.

В третьем разделе определяется обеспечение действий сил и средств подсистемы системы гражданской защиты, которые привлекаются к проведению аварийно-спасательных и другим неотложным работам, а также для осуществления мероприятий относительно защиты населения, сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, материальных ценностей.

Четвертый раздел определяет организацию проведения спасательных и других неотложных работ из устранения непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, возобновления жизнеобеспечения населения.

Пятый раздел указывает на организацию управления мероприятиями и взаимодействую с разными органами исполнительной власти и военным командованием.

К плану ЦЗ рекомендуется иметь такие дополнения: календарный план основных мероприятий ЦЗ, которые выполняются во время угрозы аварий, катастроф, стихийных бедствий и в случае их возникновения *; имели (планы) с указанными потенциально опасными объектами, установок, хранилищ и др., с нанесением возможной обстановки при возникновении достоверных аварий, катастроф и стихийных бедствий; характеристика опасных химических веществ, которые есть на предприятиях региона, отрасли, и способы их нейтрализации; состав (расчеты) сил и средств, которые привлекаются к выполнению мероприятий ЦЗ во время угрозы и возникновения НС; расчеты на проведение евакозаходів; схемы организации управления, связи, оповещения, другие необходимые документы и справочные материалы.

Во время планирования мероприятий ЦЗ применяются не только логические, но и математические методы, особенно при проведении разнообразных расчетов (определение возможностей сил и средств, возможных потерь, на евакозаходи, из прогнозирования обстановки и др.). Для этого широкое приложение находят самые разнообразные средства, в том числе расчетные линейки, таблицы, графика, номограммы, АСУ, заблаговременно подготовлены типичные расчеты, которые позволяют с определенной степенью наглядность отобразить мероприятия, которые планируются, показать исполнителей, сроки выполнения работ и другие данные.

Планирование мероприятий ЦЗ - это творческий процесс, который концентрирует у себя разностороннюю деятельность органов управления и служб ЦЗ, евакокомісії, комиссии по вопросам ТЕБ и НС из организации защиты населения и территорий, повышения стойкости функционирования объектов, проведения РІНР и тому подобное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.034 с.)