Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналитическая психология Юнга
Основные положения аналитической психологии К.Г. Юнга широко известны, нет нужды говорить здесь о них подробно, поэтому ограничимся кратким перечнем понятий, которые имеют непосредственное отношение к изучению девиантного поведения.
Структура личности по Юнгу: Эго – сознательный ум. Личное бессознательное – подавленные сознательные впечатления, переживания при появлении бывшие слишком слабыми, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание доступно сознанию. Комплексы – организованная тематическая группа переживаний, притягивающихся к так называемому ядру комплекса. Комплекс может захватывать власть над личностью. Может осознаваться через ассоциации, но не непосредственно. Коллективное бессознательное – скрытые воспоминания, унаследованные филогенетически (опровергнуто на рациональном уровне современной генетикой). Это врожденное основание структуры личности. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления могут возникать при отвержении бессознательных процессов. Архетипы – универсальная мыслительная форма, содержащая эмоциональный элемент. Наиболее развившиеся архетипы могут быть рассмотрены как отдельные системы внутри личности – персона, анима/анимус, тень. Персона – маска, надеваемая в ответ на: а) требования социальных условностей; б) внутренние архетипические потребности. Это – публичная личность, в противоположность собственной личности, скрытой за внешним проявлением в социальном поведении. Если Эго сознательно отождествляется с Персоной – человек сознает и ценит не собственные чувства, а принятую роль. Анима/анимус – бисексуальная природа человека. Как архетип возникли при постоянном сосуществовании обоих полов. Тень – воплощение животной стороны человеческой природы. Проекция Тени вовне реализуется в образе дьявола или врага. Тень ответственна за социально неодобряемые мысли, чувства, действия. Самость – (символ – мандала) архетип целостности - ядро личности, вокруг которого группируются все системы. Цель жизни, идеал, обладающий свойством недостижимости. Архетип самости не очевиден до достижения человеком среднего возраста, когда он начинает предпринимать усилия сместить центр личности с сознательного на равновесие между ним и бессознательным.
Установки – экстраверсия и интроверсия, одна из которых доминирует, вторая при этом является бессознательной. Функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция. (Мышление – рационально; чувство – оценочная функция, определяющая ценность вещей, дает субъективные переживания; ощущение – перцептивная реалистическая функция; интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний.)
Взаимодействие систем личности: Системы могут: компенсировать друг друга; противостоять и объединяться. Компенсация: - между экстраверсией и интроверсией, - между эго и анимой мужчин / анимусом женщин. Оппозиция: - между эго и личным бессознательным, - между эго и тенью, - между персоной и анимой/анимусом, - между персоной и личным бессознательным, - между коллективным бессознательным и персоной. Объединение: (процесс, похожий на диалектическую триаду) позволяет компонентам создавать качественно новое, направленное на интеграцию личности (самость). Единство противоположностей достигается за счет трансцендентной функции.
Динамика личности.
Понятие психической энергии: - проявление жизненной энергии, энергии организма, как биологической системы. Это гипотетическая конструкция, не могущая быть измеренной, но подчиняющаяся тем же физическим законам, что и энергия в обычном смысле. Психические ценности – количество энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, мера напряженности (или силы в побуждениях и управлении поведением). Возможно обнаружение лишь относительной ценности элемента (сравнительно с другими, но не объективно, то есть только внутри данной личности).
Принцип эквивалентности – (частное проявление закона сохранения энергии) – если энергия расходуется на одно, то она появится в другом (одна ценность ослабевает, другая усиливается). Принцип энтропии - (аналогия второго закона термодинамики) - распределение энергии психики стремится к балансу. Состояние идеального распределения энергии – самость.
Развитие личности по Юнгу
Цель – самореализация, как максимально полная дифференциация и гармоничное сочетание всех аспектов личности. Новый центр – самость, взамен старого центра – эго.
Каузальность и телеология – два подхода к изучению личности, один из которых рассматривает причины, другой – исходит из целей, из того, к чему личность движется. Юнг пропагандировал мысль, что для правильного понимания того, что движет поступками человека, необходимо использовать оба подхода. Стадии развития личности: До пятилетнего возраста – появляются сексуальные ценности, и достигают вершины в подростковый период. Юность и ранняя взрослость – доминируют основные жизненный инстинкты, человек энергичен, страстен, зависим от других (даже в форме сопротивления им). Сороковые годы – смена ценностей – с биологических на более культурные (культурно детерминированные), человек более интровертирован, менее импульсивен. Энергичность уступает мудрости (и как цели, и как инструменту достижения таковой). Ценности личности сублимируются в социальные, религиозные, гражданские и философские символы. Этот период и наиболее значим для личности, и наиболее опасен, если в переносе энергии на новые ценности наблюдаются нарушения.
Прогрессия и регрессия – развитие может направляться в обе стороны. Прогрессия – противостоящие силы объединяются в гармоничном течении психических процессов. Регрессия – сознательное эго согласуется с требованиями среды и требованиями бессознательного. Если фрустрирующие обстоятельства не могут быть преодолены, - энергия либидо не направляется на экстравертные, ориентированные на среду, ценности, иначе говоря, объективные ценности эго трансформируются в субъективные. (слово «ценности» понимается здесь в юнгианском смысле).
Достоинство юнгианского подхода к истолкованию личности – утверждение о внутренней тенденции человека к развитию в направлении гармоничного единства. (Раскрытие изначальной врожденной целостности.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.007 с.) |