Понятие нормы и виды норм в психологии девиантного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие нормы и виды норм в психологии девиантного поведения



Аналитическая психология Юнга

Основные положения аналитической психологии К.Г. Юнга широко известны, нет нужды говорить здесь о них подробно, поэтому ограничимся кратким перечнем понятий, которые имеют непосредственное отношение к изучению девиантного поведения.

 

Структура личности по Юнгу:

Эго – сознательный ум.

Личное бессознательное – подавленные сознательные впечатления, переживания при появлении бывшие слишком слабыми, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Содержание доступно сознанию.

Комплексы – организованная тематическая группа переживаний, притягивающихся к так называемому ядру комплекса. Комплекс может захватывать власть над личностью. Может осознаваться через ассоциации, но не непосредственно.

Коллективное бессознательное – скрытые воспоминания, унаследованные филогенетически (опровергнуто на рациональном уровне современной генетикой). Это врожденное основание структуры личности. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления могут возникать при отвержении бессознательных процессов.

Архетипы – универсальная мыслительная форма, содержащая эмоциональный элемент. Наиболее развившиеся архетипы могут быть рассмотрены как отдельные системы внутри личности – персона, анима/анимус, тень.

Персона – маска, надеваемая в ответ на:

а) требования социальных условностей;

б) внутренние архетипические потребности.

Это – публичная личность, в противоположность собственной личности, скрытой за внешним проявлением в социальном поведении.

Если Эго сознательно отождествляется с Персоной – человек сознает и ценит не собственные чувства, а принятую роль.

Анима/анимус – бисексуальная природа человека. Как архетип возникли при постоянном сосуществовании обоих полов.

Тень – воплощение животной стороны человеческой природы. Проекция Тени вовне реализуется в образе дьявола или врага. Тень ответственна за социально неодобряемые мысли, чувства, действия.

Самость – (символ – мандала) архетип целостности - ядро личности, вокруг которого группируются все системы. Цель жизни, идеал, обладающий свойством недостижимости. Архетип самости не очевиден до достижения человеком среднего возраста, когда он начинает предпринимать усилия сместить центр личности с сознательного на равновесие между ним и бессознательным.

 

Установки – экстраверсия и интроверсия, одна из которых доминирует, вторая при этом является бессознательной.

Функциимышление, чувство, ощущение, интуиция. (Мышление – рационально; чувство – оценочная функция, определяющая ценность вещей, дает субъективные переживания; ощущение – перцептивная реалистическая функция; интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний.)

 

 

Взаимодействие систем личности:

Системы могут: компенсировать друг друга; противостоять и объединяться.

Компенсация:

- между экстраверсией и интроверсией,

- между эго и анимой мужчин / анимусом женщин.

Оппозиция:

- между эго и личным бессознательным,

- между эго и тенью,

- между персоной и анимой/анимусом,

- между персоной и личным бессознательным,

- между коллективным бессознательным и персоной.

Объединение: (процесс, похожий на диалектическую триаду) позволяет компонентам создавать качественно новое, направленное на интеграцию личности (самость).

Единство противоположностей достигается за счет трансцендентной функции.

 

Динамика личности.

 

Понятие психической энергии: - проявление жизненной энергии, энергии организма, как биологической системы. Это гипотетическая конструкция, не могущая быть измеренной, но подчиняющаяся тем же физическим законам, что и энергия в обычном смысле.

Психические ценности – количество энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, мера напряженности (или силы в побуждениях и управлении поведением). Возможно обнаружение лишь относительной ценности элемента (сравнительно с другими, но не объективно, то есть только внутри данной личности).

 

Принцип эквивалентности – (частное проявление закона сохранения энергии) – если энергия расходуется на одно, то она появится в другом (одна ценность ослабевает, другая усиливается).

Принцип энтропии - (аналогия второго закона термодинамики) - распределение энергии психики стремится к балансу. Состояние идеального распределения энергии – самость.

 

Развитие личности по Юнгу

 

Цель – самореализация, как максимально полная дифференциация и гармоничное сочетание всех аспектов личности. Новый центр – самость, взамен старого центра – эго.

 

Каузальность и телеология – два подхода к изучению личности, один из которых рассматривает причины, другой – исходит из целей, из того, к чему личность движется. Юнг пропагандировал мысль, что для правильного понимания того, что движет поступками человека, необходимо использовать оба подхода.

Стадии развития личности:

До пятилетнего возраста – появляются сексуальные ценности, и достигают вершины в подростковый период.

Юность и ранняя взрослость – доминируют основные жизненный инстинкты, человек энергичен, страстен, зависим от других (даже в форме сопротивления им).

Сороковые годы – смена ценностей – с биологических на более культурные (культурно детерминированные), человек более интровертирован, менее импульсивен. Энергичность уступает мудрости (и как цели, и как инструменту достижения таковой). Ценности личности сублимируются в социальные, религиозные, гражданские и философские символы.

Этот период и наиболее значим для личности, и наиболее опасен, если в переносе энергии на новые ценности наблюдаются нарушения.

 

Прогрессия и регрессия – развитие может направляться в обе стороны.

Прогрессия – противостоящие силы объединяются в гармоничном течении психических процессов.

Регрессия – сознательное эго согласуется с требованиями среды и требованиями бессознательного. Если фрустрирующие обстоятельства не могут быть преодолены, - энергия либидо не направляется на экстравертные, ориентированные на среду, ценности, иначе говоря, объективные ценности эго трансформируются в субъективные. (слово «ценности» понимается здесь в юнгианском смысле).

 

Достоинство юнгианского подхода к истолкованию личности – утверждение о внутренней тенденции человека к развитию в направлении гармоничного единства. (Раскрытие изначальной врожденной целостности.)

 

 

Фриц Риман

 

Риман связывает выделение различных типов личности с характерными личностными страхами и соответствующей реакцией на них. Существует четыре типа основных личностных страхов, с которыми, так или иначе, сталкивается каждый человек. Первый – это страх потери собственной идентичности, переживаемый, как утрата «Я» и зависимость. Все мы живем в обществе и должны подстраиваться под других людей, принимать навязываемые нам обществом модели мышления и поведения. При этом нам вполне может грозить утрата собственной индивидуальности, «растворение Я».

 

 

Второй – это страх, одиночества, неприятия нас группой, обществом, переживаемый, как беззащитность и изоляция. Мы должны сохранить свою индивидуальность, но мы должны, так же и наладить отношения с окружающими. Ведь человек реализуется только в обществе себе подобных. Страх перед социальным отторжением так же начинает проявляться в довольно раннем возрасте.

 

 

Третий вид страха связан с конечностью нашего существования – страх перед изменением, переживаемый, как неуверенность. Все мы обречены умереть. Человек – единственное живое существо, осознающее свою конечность. Это осознание не может не вызывать страха. Обычно он трансформируется в страх перед всем преходящем, изменчивым, всем, что символизирует преходящий характер человеческой жизни. У детей достаточно рано проявляется страх перед изменениями, несущими, как кажется угрозу их существованию.

 

Наконец, четвертый вид страха – это страх перед неизменностью, переживаемый, как окончательность и несвобода. Любая жизнь предполагает изменчивость, рост, где-то хаос. Неизменность есть ограничение жизненной активности, в ней стихийная жизнь чувствует угрозу себе. Эту угрозу ребенок воспринимает, усваивая различные правила, подчиняясь нормам, ограничивающим его жизненные проявления.

 

Легко заметить, что страхи носят парный характер – первый со вторым и третий с четвертым – противоположные виды страхов.

 

Гармонично развитая, здоровая личность должна уметь преодолеть каждый из этих страхов. Мы должны научиться взаимодействовать с другими, без опасений потерять собственную идентичность. Так же мы должны уметь сохранять свою индивидуальность и не жертвовать ею ради конформизма. Аналогичным образом, мы должны примириться с тем, что «все течет, все меняется», и мы сами – не вечны. Так же необходимо признавать наличие вечных принципов, направляющих и организующих наше существование, уметь ограничивать свою спонтанность. Если какой-либо страх оказывается не переработанным (что характерно для большинства людей), возникают личностные типы соответствующих профилей.

 

Первый личностный тип – это шизоидный, испытывающий страх перед самоотдачей. Его стремления направлены, прежде всего, на независимость и самодостаточность. Не нуждаться ни в чьей помощи, не быть ни кому обязанным имеет для него решающее значение. Шизоид стремится дистанцироваться от других людей, нарушение дистанции восприн6имается, как угроза «Я» и, потому, пресекается. Этот тип личности отличается неразвитым эмоциональным началом, испытывает значительные сложности в отношениях (особенно близких) с окружающими. В то же время, шизоиды, обычно, обладают развитым интеллектом, компенсирующим эмоциональную неразвитость. Формирование этого типа относится к первым месяцам жизни ребенка, когда ему особенно необходимы тепло, забота и эмоциональный контакт с матерью. Недостаток всего этого приводит к страху перед окружающим миром, формированию базового недоверия к миру.

 

Второй личностный тип – это депрессивная личность, испытывающая страх перед одиночеством и изоляцией. У этих личностей преобладает стремление любить и быть любимым, стремление к доверительным близким контактам. Они стремятся соотнести свое поведение с запросами и требованиями окружающих. В любых межчеловеческих контактах они сильно зависят от партера, испытывая постоянный страх утраты. Отдавая себя партнеру целиком, депрессивные личности утрачивают индивидуальность, отказываясь от собственных желаний, мнений и потребностей. Формирование этого типа связано с длительным периодом зависимости от матери.

 

Третий личностный тип – это личности с навязчивостями, испытывающие страх перед изменчивостью и ненадежностью. Отсюда их стремление все оставить по-прежнему, приверженность раз и навсегда данным принципам. Это консерваторы, занятые проблемой собственной безопасности. Они стремятся все заранее запланировать и предусмотреть. Стремление удержать жизнь от изменений с помощью правил и схем приводит их к навязчивым психическим процессам. Такие личности боятся любви, которая предполагает хаос и необузданность чувств и, потому, воспринимается, как угроза. Они часто вступают в брак по расчету. Для них характерна выраженная воля к власти, опирающаяся на внутреннюю потребность властвовать (а значит, и контролировать) и подчиняться (наличие правил). Формирование этого типа личности относится к периоду между двумя и четырьмя годами, когда ребенок впервые сталкивается с системой правил и запретов. Чрезмерный контроль, окружающий «выдрессированного» ребенка способствует формированию навязчивых расстройств.

 

Четвертый личностный тип – истерические личности, испытывающие страх перед необходимостью и ограничением чувства свободы. Они боятся всяческих ограничений, традиций, порядка, так значимых для лиц с навязчивым развитием. Они живут по принципу «один раз – не в счет», или «если нельзя, но очень хочется – то можно». Истерические личности всячески избегают любой ответственности, напоминающей им о необходимости. Они склонны идти на поводу у своих чувств, артистичны и, обычно, высокого мнения о себе. Истерики любят праздники и стремятся всегда быть в центре внимания, отличаются импульсивностью и несдержанностью. Формирование истерической личности связано с периодом от четырех до шести лет, когда ребенок активно овладевает новыми поведенческими моделями. Здесь особенно необходимы чуткое руководство и стабильное окружение, дающее примеры для подражания. Если окружающая среда характеризуется неустойчивостью, хаотичностью, отсутствием четких правил, если с ребенком обращаются как с малышом, и он не имеет достойных примеров для подражания, – развиваются истерические наклонности.

 

Эрих Фромм

 

Находился под влиянием Маркса и Фрейда, отдавая первому предпочтение и, в своем представлении, используя психоанализ для заполнения пробелов у Маркса. Оба эти влияния обнаружимы в построениях Фромма.

 

Основная тема творчества Фромма – человеческое одиночество, вызванное отчуждением от природы и от других людей. Такая изоляция не обнаруживается у животных.

Такая тема тесно связана с темой свободы, которую Фромм, в этом плане, рассматривает, как негативную категорию. Всякое освобождение приводит (логически) к большему ощущению одиночества и отчужденности.

Следовательно, (по Фромму) возможны два пути – объединиться с другими на основе любви и сотрудничества или искать подчинения.

По Фромму любое устройство (переустройство) общества – есть реализация попытки разрешения базового человеческого противоречия. Таковое состоит в том, что человек одновременно является и частью природы, и отдельным от нее – одновременно и животное и человеческое существо. То есть человек обладает и потребностями (животное), - и самосознанием, разумом, человеческими переживаниями (человек).

(В этом плане разум и сознание приобретают характер тяжкого груза, непосильного для человека, и такой дуализм несет оттенок сожаления об утраченной животности (А.Х.))

 

Гуманистическая психология

Бихевиоризм

 

Скиннер

Наука, утверждал Скиннер, должна изучать то, что относится к области фактов. Идеи и домыслы, – это предмет философского анализа. Факты должны быть фиксируемыми и измеряемыми, иначе научное изучение невозможно. Для психолога, единственным реальным фактом может быть только человеческое поведение – то, что поддается измерениям и анализу.

Поведение всегда имеет под собой причину. Этой причиной является стимул – то, что извне подталкивает человека к действию. Сами действия осуществляются по схеме «стимул-реакция», такое поведение Скиннер называл респондентным. Однако человек, благодаря своим мыслительным способностям способен и к оперантному поведению. (Операнта – спонтанная реакция без действия вызывающего ее стимула.)

Все человеческое поведение – это более или менее сложный набор различных устойчивых или кратковременных реакций. В целом человек стремится к получению положительных и избежанию негативных стимулов. На этом основан механизм научения – закрепления в сознании типичных реакций на типичные стимулы. Поведение, получающее подкрепление, закрепляется и становится «естественным».

 

Д. Доллард, Н. Миллер

Это бихевиористское направление наиболее любопытно с позиции интересов изучаемой нами дисциплины.

Помимо классического и утрированного представления о поведении, как о последовательности стимулов и реакций, этими авторами использовался следующий ряд основополагающих понятий:

Стимульная генерализация – когда некий стимул способен вызывать некую реакцию, стимулы, сходные с ним, так же частично приобретают эту способность.

Генерализация реакции – наоборот: стимул способен вызывать ряд реакций, сходных с основной.

Драйв – мотивационный концепт в поведении, который побуждает активность, но не направляет ее (сам термин принадлежит их предшественнику К.-Л.Халлу).

Согласно этим авторам, драйвы делятся на врожденные (не требующие научения, например, процесс избегания вредного стимула присутствует и у младенца, когда тот отстраняется или плачет) и вторичные - приобретенные вследствие научения (то есть закрепляющиеся при повторениях и подкреплениях).

 

Четыре элемента процесса научения:

- драйв;

- ключ – стимул, руководящий реакцией организма (какой именно она окажется);

- реакция – прежде, чем связаться с конкретным ключом, реакция должна хотя бы однажды возникнуть (одни и те же стимулы могут выступать и в роли драйвов и в роли ключей, например слово «тревога» - в военном смысле – и побуждает к активности и предписывает точную последовательность действий);

- подкрепление – реакции успешные (встретившие положительное подкрепление) имеют больше шансов на закрепление, реакции встретившие подкрепление отрицательное или не встретившие никакого обнаруживают тенденцию к угасанию. Если ни одна из имеющихся в распоряжении индивида реакций не встретила подкрепления, это стимулирует выработку новых вариантов реакций.

 

Ситуации, в которых драйв-продуцирующая внутренняя реакция не приводит к подкреплению, постепенно приводят к угасанию реакции. К этому же результату можно прийти с помощью контробусловливания – то есть процесса, при котором тем же ключом вызывается несовместимая с прежней реакция.

По отношению к высшим психическим процессам дело обстоит так: индивид может управлять процессом генерализации через посредство языка, объединяя ситуации и приписывая им общее значение, например, характеризуя их как «опасные». Слово может так же послужить к побуждению драйва, например, междометия «оп!» или «ба!» употребляются нами в случаях, когда мы сталкиваемся с неожиданностью, как в действиях, так и в размышлениях.

Согласно этому подходу, мышление есть ничто иное, как замещение внутренними реакциями внешних актов. Признается и утверждается, что акт мышления в этом смысле гораздо продуктивнее проб и ошибок на уровне действий.

Авторами подчеркивается значение социального аспекта причин поведения и научения таковому. Под этим подразумевается то, что теория лишь объясняет механизм процесса, а социальная обстановка непрерывно подвергает индивида действию стимулов (вовлекает в ситуации и отношения).

По отношению к возрастному развитию ребенка и связанным с ним неврозам, эта теория высказывается следующим образом.

Ребенок постоянно подвергается действиям непоследовательных предписаний (например, в одних ситуациях ему надлежит быть активным, в других – пассивным). До той стадии, пока через посредство языка (а позже – абстрактных понятий) он не научится разделять или обобщать ситуации, он подвергается фрустрирующему воздействию этих непоследовательных предписаний. Доллардом и Миллером выделяются четыре наиболее вероятные в этом смысле ситуации: кормление, обучение туалету и гигиене, раннее сексуальное обучение, и обучение контролю за гневом и агрессией. В этом вопросе наблюдается сходство с положениями классического психоанализа. Вообще же тот факт, что раннее развитие оказывает решающее влияние на личность бихевиоризмом признается и соответствующие учения им поддерживаются (в своих терминах и в своих интерпретациях).

По отношению к ситуации конфликта эта теория выдвигает следующую схему.

Используются понятия «градиента приближения» - «градиента избегания». Суть дела вкратце обстоит следующим образом. Тенденция избегать отрицательных стимулов и стремиться к положительным возрастает в обратной зависимости от «расстояния до цели» (в широком смысле слова). Причем, скорость изменения обеих тенденций неодинакова – для избегания она выше. Наконец, предполагается, что из двух конкурирующих реакций победит сильнейшая. Таким образом, внутренние конфликты можно подразделить так:

- конфликты с борьбой тенденций приближения и избегания («и хочется и колется»);

- конфликты с двумя конкурирующими реакциями избегания («я не трус, но я боюсь»).

По отношению к неврозам теория Долларда-Миллера утверждает, что симтомы таковых можно представить как выученную реакцию на какой-либо глубинный личностный конфликт, вероятнее всего – бессознательный. Таким образом, симптомы фактически есть навыки – навыки, приобретенные для избавления от неприятных переживаний, вызванных этим конфликтом. Психотерапия, таким образом, должна, во-первых, выявить причину симптомов, а во-вторых, либо предложить альтернативный навык по ее нейтрализации, либо рассматривая симптом как реакцию, так или иначе, добиться ее угасания.

....

Таким образом, согласно бихевиористскому направлению, все человеческое поведение – набор различных устойчивых или кратковременных реакций. Человек стремится к получению положительных и избежанию негативных стимулов. На этом основан механизм научения – закрепления в сознании типичных реакций на типичные стимулы. Поведение, получающее подкрепление, закрепляется и становится «естественным».

С этих позиций, девиантность – результат научения, связанный с различным набором стимулов в окружении каждого человека. Благополучная семья и положительное окружение стимулируют позитивное развитие личности, и наоборот. Исключения объясняются действием вторичных стимулов – (скрытых или не учтенных). Таким образом, девиантному поведению обучаются, как и всякому другому поведению.

Логическое развитие бихевиористского взгляда на девиантное поведение выглядит оптимистичным, поскольку теоретически позволяет избавиться от девиантного поведения при устранении причин негативных стимулов, однако этот взгляд был бы утопическим, поскольку такое устранение не только практически не реально, но и невозможно теоретически. Мир изменчив и, следовательно, невозможно полное предсказание новых стимулов.

Достоинство – возможность коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления (например, поведенческие тренинги).

Недостаток – принципиальное выведение за пределы интересов (возможностей) индивидуально-личностных факторов формирования девиантного поведения.

Еще одним недостатком бихевиоризма можно считать его, мягко говоря, сомнительные этические основания. Следующая цитата говорит сама за себя красноречивее любого обобщения:

 

«Возьмем очень простой пример оперантного обусловливания. Мы можем научить ребенка часто просить конфетку, давая ее всякий раз, когда он просит. Мы можем угасить эту реакцию, попросту не давая конфету в ответ на просьбу ребенка. Тогда мы выясняем, что частота просьб снижается. Есть и другой путь: при просьбе наказывать ребенка шлепком. Когда мы действуем подобным образом, добавляя к ситуации нечто, снижающее вероятность реакции, говорят, что мы наказали реакцию. Наказывающий стимул – это аверсивный (отвращающий) стимул, который, возникая после оперантной реакции, снижает вероятность этой реакции в будущем. Только что мы пояснили общие принципы подхода Скиннера к проблеме модификации поведения. Эти принципы выведены на основе огромного количества тщательно поставленных исследований и обнаружили свою приложимость к широкому кругу проблем.» (Холл К. Линдсей Г. «Теории личности» - М. «Эксмо-пресс» - 1999 - стр. 523)

 

 

 

Вопросы для самопроверки:

1) Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.

2) Какую роль при анализе девиантного поведения играют юнгианские принципы каузальности и телеологии?

3) Почему по Фромму следует воспитывать ребенка в тех ценностных ориентирах, которые имеют хождение в данном обществе?

4) Как по Роджерсу развиваются потребности в позитивном отношении и самоотношении?

5) Какие позитивные и негативные стороны бихевиористской трактовки поведения вы могли бы указать?

 

 


 

[2][

 

Понятие нормы и виды норм в психологии девиантного поведения

Понятие «норма» достаточно широкое. Ученые определяют норму как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум, обязательный порядок, установленную меру.

Главной характеристикой любой нормы следует признать возможность измерения или сопоставления того, что с этой нормой соотносится. как количественно (посредством числа), так и качественно (с помощью словесной характеристики). Два класса норм:

1) норма – как соотношение имеющегося с должным;

2) норма – как описание имеющегося в характеристиках должного;

В качестве примера к первому типу можно привести, скажем, средний рост человека определенной национальности; коэффициент интеллекта,

Ко второму классу можно отнести такие нормы, к которым затруднительно или невозможно подобрать количественного выражения, и соотносить объект с нормой приходится с помощью описаний. Сколько сердец надлежит разбить, чтобы заслужить характеристику донжуана? Грейпфрут – более лимон, нежели апельсин, или, скорее апельсин, чем лимон?.само описание включает множественные характеристики объекта. Как особый тип норм этого класса допустимо рассматривать идеал, к которому имеющееся стремится. О сновной характеристикой идеала является его принципиальная недостижимость.По отношению к поведению конкретного человека в качестве идеала выступают его нравственные принципы, причем, они же могут проявляться и в роли побудительных сил (мотивов) его поступков.

В психологической науке следует  помнить:. В большинстве случаев психолог изучает весьма «тонкие» свойства человеческой души. Эти свойства по своей природе могут быть как непрерывными, так и дискретными – в смысле степени их выраженности или факта их наличия вообще. Например, «тревожность» может изменяться плавно, тогда как понятием «аффект» характеризуют состояние со вполне определенными признаками. Но изучать саму психику можно по внешним проявлениям. (либо только предполагаем некую характеристику причиной данных внешних проявлений, либо объединяем эти внешние проявления под этой характеристикой, как под условным названием.)

Измерив  что-либос помощью методик, исследователь решает задачу приведения качественных характеристик к количественной мере. -переход от второго класса норм – к первому, (например, тревожность, агрессивность,получают числовые характеристики). путем подсчета частотности того или иного варианта результата. (Например, сколько процентов человек, как правило, выбирают тот или иной цвет в тесте Люшера на первое место?)

  Понятие нормы в психологии девиантного поведения Предмет психологии девиантного поведения включал отклоняющиеся от норм: - ситуационные реакции, - психические состояния,- развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации. Общий перечень норм, представляющих психологический интерес:

1 ) Нормы, согласно которым должен (и может) направлять и регулировать свое поведение человек в той или иной ситуации. Выделение таких норм может опираться либо на понятие адекватности, либо на понятие типичности, либо, идеала, идеально должного поведения.   Но типичным может быть и неадекватное поведение, например, в ситуации паники (фильм «Титаник»). Адекватное поведение предполагает рациональную оценку ситуации, либо инстинктивное поведение в ней. Иными словами, возможны различные критерии адекватности:

«— Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны предпочитаете в это время дня?

— Покорнейше... я не пью...

— Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы предпочитаете другие какие-нибудь игры? Домино, карты?

— Не играю, — уже утомленный, отозвался буфетчик.

— Совсем худо, — заключил хозяин, — что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.»

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

 

2 ) Нормы, связанные с характеристикой тех или иных психических состояний.

Под психическим состоянием понимают устойчивый уровень психической деятельности, ко­торый проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Состояния отличаются относитель­ной длительностью (дни, недели). Психические состояния подразделяют на:

- мотивационные — основанные на потребностях (желания, ин­тересы, влечения);

- состояния организованности сознания проявляются в различ­ных уровнях внимательности, работоспособности; - эмоциональные — стресс, аффект, фрустрация;

- волевые (состояния инициативности, целеустремленности, ре­шительности, настойчивости и др.)

Нормы, связанные с психическими состояниями не могут быть универсальными. С одной стороны, они связаны с носителем этой нормы (Кто?), с другой, – с ситуацией применения этой нормы (Где? Когда? При каких обстоятельствах?).

3) Нормы, связанные с развитием личности. Они также условны, буквально: зависят от условий (например, Маугли). Но, зависят и от того, кем именно дается оценка соответствия этой норме? На каких теоретических или опытных основаниях выведена сама норма? К каким людям она применима? Нормы, связанные с развитием личности описывают допустимый диапазон нормативности, а не жестко фиксируют ее. ТЬакие нормы динамичны во временном аспекте, но с учетом возрастов или иных статусов (возрастных, семейных, социальных, профессиональных, и.). (Так,Юнгом подчеркивалась необходимость изучения личности, как с позиции причин, так и с позиции целей (почему он стал таким, каким стал – к чему он стремится в будущем).

Но выделяются и другие критерии выведения норм. Возможно соотнесение индивида с нормами психического здоровья, с адаптацией его в социуме. Каждый подход даст свое толкование норм.

Ю.А. Клейбергом отмечается заимствование психологами понимания нормы и отклонений из медицины, в частности из психиатрии,: «норма — патология». Интенсивно развивавшийся в 80-е годы статистический подход понимает норму как статистическую величину, а не качественную характеристику. Анализируя понятия «норма» и «отклонение», выделяет следующие понимания нормы: а) норма как предписание или запрет;б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;

в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам[1].

Этот же автор указывает: «… особым критерием нормы может служить приспособленность к условиям жизни. Однако если для оценки биологической (физиологической) нормы этот критерий приемлем, то для понимания психологической нормы — нет. По мнению исследователей, в области человеческой психики эти критерии приобретают прямо противоположный смысл: способность легко приспосабливаться к любым новым условиям есть признак «не-нормы», признак моральной и эмоциональной неразвитости, отсутствия системы ценностей.».

 

Вопросы для самопроверки:

1) В чем отличие выделенных нами двух классов принципиально возможных норм?

2) Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

3) Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему – нормы, сравнивающие с эталоном или нормы, устанавливающие диапазон?

Понятие социальной нормы Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

:- социальные нормы — как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; - социальные нормы — как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

История человечества свидетельствует о том, что люди для своего существования и развития используют образцы, создаваемые природой, учатся у нее, перенимают способы и принципы саморегуляции, преобразуют их с учетом своих социальных условий и потребностей. Но законы природы не оказывают прямого, непосредственного регулирующего воздействия на социальные процессы, поведение людей; это воздействие опосредованное, косвенное, скрытое, но всеобщее. (Понятие «пальто» не возникло бы, если бы не существовало понятия «зима»; во всех исторических обществах в том или ином виде имел место праздник, связанный со сбором урожая, Генезис и функционирование законов (норм) природы - естественный, объективный процесс. Возникновение и действие социальных норм выражает субъективную активность людей, творчество, общественные отношения. Но при этом сами социальные нормы тоже возникают и существуют по объективным законам. В сказанном нет никакого противоречия, поскольку объективно существуют и законы природы, и законы общества.

 

Природными причинами, возникновение норм, разумеется, не исчерпывается. С развитием общества акцент в их генезисе все больше смещается на социальные детерминанты, в частности на общественные потребности – то есть на то, в чем нуждается общество, именно как общество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.112 с.)