Глава 5. Ремонт газовой арматуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Ремонт газовой арматуры.



Арматура газопроводов.

Арматурой называют приборы и устройства, которую обеспечивают безопасную и безаварийную работу оборудования.

Вся арматура по назначению разделяется на четыре класса:

I. класс – запорная арматура – для включения и выключения; отдельных участков или всего трубопровода. Должна обеспечивать высокую плотность закрывания и иметь небольшое гидравлическое сопротивление при протекании через нее газа.

II. класс – регулирующая арматура – для изменения количества и давления протекающей по трубам среды. В роли регулирующей арматуры используются регуляторы давления.

III. класс – предохранительная арматура – для защиты от разрушения при повышений давления среды. К ней относятся предохранительные запорные и сбросные клапаны.

IV. класс – контрольная арматура – для проверки рабочего состояния оборудования. К ней относятся трехходовые краны, уравнемерные стекла.

По способу уплотнению корпуса арматура бывает сальниковая и безсальниковая, а по способу присоединения – муфтовая и фланцевая.

В соответствии с правилами Технического надзора на корпусе арматуры должна быть четкая маркировка, где должны быть указаны:

– товарный знак предприятия изготовителя;

– условный проход;

– условное давление;

– направление потока среды;

На маховиках арматуры должно быть обозначение направления вращения при открываний и закрывании.

По условному давлению арматуру разделяют: низкого давления 1 – 10, среднего 16 – 64, высокого 100 – 1000

Условный диаметр прохода – номинальный диаметр отверстия в арматуре или трубе. СТ СЭВ 254 – 76 устанавливает следующий ряд условных проходов, мм: 3, 6, 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500 и т.д.

Условный проход не совпадает с диаметром проходного отверстия арматуры.

ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОВОЙ АРМАТУРЕ

 

Запорная арматура, применяемая на газопроводах, должна быть предназначена для газовой среды и отвечать следующим основным требованиям:

– герметичность затвора (узла, состоящего из седла и плунжера и образующего проходное сечение) – соответствовать I классу согласно ГОСТ 9544 – 75;

– поворотные краны и затворы – иметь ограничители поворота и указатели положения «Открыто – Закрыто», а задвижки с недвижным шпинделем – указатели степени открытия;

– краны с   иметь риску на шпинделе, указывающую направление прохода газа в пробке.

В случае отсутствия арматуры, предназначенной специально для газовых сред, допускается использование арматуры общего назначения при условии выполнения дополнительных требовании по притирке и испытанию (разд. 7. 3) затвора герметичность I класса в соответствии с ГОСТ 9544 – 75.

Запорная арматура должна создавать минимальное сопротивление проходу газа в открытом положении, особенно на газопроводах низкого давления, быстро открываться и закрываться, на что при ручном управлении должно затрачиваться небольшое усилие. Недопустимо применение для этого дополнительных рычагов и других приспособлений.

Запорную арматуру необходимо применять строго по назначению в частности, ее не допускается использовать в качестве регулирующей или дросселирующей, а также на газопроводах, подверженных вибрации и транспортирующих газ с механическими примесями. На газопроводах низкого давления допускается использовать в качестве затворных устройств гидравлические затворы.

Маркировка арматуры. Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизована. Шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей: на первом стоит номер, обозначающий вид арматуры; на втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры; на третьем — порядковый номер изделия; на четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец.

В обозначении, например, крана типа ПБ10бк цифра 11 указывает вид арматуры (кран); Б — материал корпуса (латунь); 10 — порядковый номер изделия; бк — тип уплотнения (без колец).

Одной из величин, определяющих работу арматуры, является давление рабочей среды, которое подразделяют на условное, рабочее и пробное по

Под условным (номинальным) понимают наибольшее избы

точное давление при температуре среды 20 °С, при котором

обеспечивается длительная работа соединений трубопровода и арматуры

Под пробным давлением следует понимать избыточное давление, при котором производят гидравлическое испытание арматуры и деталей трубопровода на прочность и плотность водой при температуре нге менее 5 и не более 70 °С, если в нормативно-технической документации не указана конкретная температура. Предельные отклонения пробного давления не должны превышать ұ5 %.

Под рабочим понимают наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации арматуры и деталей трубопровода.

Снижение допускаемого рабочего давления зависит в основном от прочностных свойств материала деталей арматуры: чем выше рабочая температура, тем ниже максимальное рабочее давление при одном и том же условном.

Условные обозначения материала корпуса арматуры из стали: углеродистой — с, легированной — лс, коррозиовностойкой (нержавеющей) — нж; из чугуна — серого — ч, ковкого — кч; из латуни, бронзы — Б; из винипласта — вп; из пластмассы (кроме винипласта) — п.

 

5.2 Краны.

Устройство кранов

Краны – это арматура, предназначенная для быстрого открывания и закрывания прохода в трубопроводе, а также для регулирования затраты жидкостей и газов. Различают краны проходные, многоходовые, водоразборные и двойного регулирования. Краны выпускаются с условным проходом Ду=15-100 мм.

Пробковые краны бывают:

- по методу уплотнения – сальниковые и натяжные;

- по конструкции соединения – муфтовые, фланцевые, цапковые;

- по материалу корпуса и пробки – чугунные, бронзовые, комбинированные.

Запорным элементом пробкового крана является коническая пробка с прорезью для прохода среды. На четырехгранной головке под ключ наносится риска, которая совпадает с направлением прорези. Если риска на головке совпадает с направлением трубопровода, на котором установлен кран – проход открыт, а если риска размещена поперек трубопровода – закрытый.

Плотность в сальниковых кранах обеспечивается сальниковой набивкой. Уплотнение ее осуществляется затягиванием сальника с помощью накидной гайки или крышки сальника.

В натяжных кранах в нижней части пробки есть шпилька с резьбой, на которую надевается шайба и накручивается гайка. Плотность в этих кранах обеспечивается затягиванием гайки. Краны, установленные на газопроводах, должны иметь упоры, ограничивающие поворот пробки в границах

Трехходовой кран устанавливает между манометром и сифонной трубкой. На его ручке в виде буквы Т нанесены риски, которые совпадают с направлением каналов в пробке. Вращая ее можно поставить кран в следующие положения:


 

 

5.3 Задвижки.

Устройство задвижки

По конструкции задвижки бывают параллельные и клиновые, с выдвижным и недвижным шпинделем. Задвижки обеспечивают небольшое гидравлическое сопротивление потока среды. Воду, пар или газ можно подавать в задвижку с любой стороны.

Параллельная задвижка изготовляется из чугуна с трубопроводом соединяется с помощью фланцев болтами. Она имеет корпус с крышкой и диски, свободно закрепленные на шпинделе. Между дисками устанавливается распорный клин. При вращении маховика по часовой стрелке шпиндель вместе с дисками опускается, клин, упираясь в корпус, раздвигает диски, которые прижимаются к бронзовым кольцам в корпусе и закрывают проход среде. Для плотного закрывания задвижки диски и кольца в корпусе притираются. Когда маховик вращать против часовой стрелки, шпиндель с дисками поднимается, клин опускается, диски и задвижки открываются.

Параллельные задвижки изготовляются диаметром 50, 80, 100, 125, 150, 200, 300, 400 мм.

Клиновые стальные задвижки применяются для воды и пара с рабочим давлением до.., изготовляются без редуктора с , с редуктором  и электроприводом .

В клиновых задвижках проходное отверстие перекрывается клиновым круглым диском. Диск помещается между наклонными уплотнительными кольцами корпуса. При вращении маховика шпиндель с помощью гайки перемещает диск, открывая или закрывая проход.

В задвижках с выдвижным шпинделем последний вращается вместе с маховиком. На конце шпинделя и на дисках есть резьба. При вращении маховика вращается и шпиндель, диски по резьбе поднимаются или опускаются, открывая или закрывая проход.

Уплотнение шпинделя в местах прохода через крышку корпуса в обоих случаях проводится сальниковой набивкой.

5.4 Конденсатосборники.

Конденсатосборники предназначены для сбора и последующего удаления из газопровода конденсата, а также для удаления воды, попавшей в него при строительстве, промывках и пр. Конденсатосборники монтируют в нижних точках газопровода. Жидкость из газопровода попадает в конденсатосборник самотеком. Конденсатосборник состоит из сборника, устанавливаемого под газопроводом, соединенных с ним конденсатоотводом, продувочной трубы с запорной арматурой  и устройства автоматического удаления жидкости. А также линия для выравнивания давления. Конденсатосборники изготовляют из труб и деталей заводского производства. Диаметр и толщину стенок конденсатосборников определяют путем расчета. Конденсатосборникипокрывают антикоррозионной изоляцией, соответствующей изоляции трубопровода на данном участке, и подвергают предварительному гидравлическому испытанию на давление, равное полуторному рабочему давлению в газопроводе. Конденсатосборникипериодически освобождают от конденсата в передвижные емкости, а также возможна перекачка конденсата насосом в ближайший нефтепровод. Конденсатосборникиустанавливают на газораспределительных газопроводах для удаления выпадающего в них конденсата. Различают конденсатосборники низкого, а также среднего и высокого давления.

5.5 Соединение труб и арматуры газопроводов.

По способу присоединения к трубопроводу газовая арматура подразделяется на фланцевую, муфтовую, цапковую и на арматуру с концами под приварку.

Фланцевые соединения самое распространенное соединение. Обычно применяют плоские приварные фланцы. По условному давлению они делятся 6;10;16; и 25  и фланцы приварные встык с выступом тип А, и с впадиной тип Б. Для уплотнения фланцевого соединения применяют прокладочные материалы, выбор которых зависит от давления в газопроводах.

Для давления до 16 применяют паронит марки ПМБ, толщиной от 0,2-6 мм. На низком давлении применяют картон прокладочный марки Б. Прокладка должна быть перед установкой смазана графитовым порошком.

При сборке и разборке фланцевого соединения соблюдают следующий порядок. Разборку ведут после полного отключения и продувки газопровода. Разборку начинают с нижней точки от себя, ослабляя «крест на крест» резьбовое соединение по 3 нитки резьбы.

Сборку начинают после центровки и выправки аналогично разборки. В правильно собранном фланце болт или шпилька должны выходить с гайки не менее чем на 3-4 нитки резьбы, не должно быть перекосов, прокладка не должна иметь выступающие части.

Цапковое соединение – это соединение с накидной гайкой, резьбовое соединение. Резьбовое соединение должно быть уплотнено, для этого используют уплотнительные материалы, такие как лента ФУМ, лен пропитанный цинковым белилом.

5.6 Ремонт и обслуживание газовой арматуры.

. Текущий ремонт запорной арматуры включает в себя следующие работы:  - очистку арматуры от грязи;  - окраску (при необходимости);  - разгон червяка задвижки и его смазку;  - проверку и набивку сальника;  - проверку исправности и ремонт приводного устройства задвижек;  - проверку герметичности всех сварных, резьбовых и фланцевых соединений мыльной эмульсией или прибором;  - смену износившихся и поврежденных болтов и прокладок. Проверка герметичности. Пригодность арматуры для эксплуатации подтверждается гидравлическим испытанием на прочность и плотность металла и на герметичность соединений. Гидравлическому испытанию арматура подвергается в процессе изготовления деталей до и после их механической обработки, а также в готовом виде. Такие испытания проводятся при ремонте арматуры, а также перед установкой на трубопровод (на заготовительных предприятиях монтажных организаций).

Детали арматуры испытывают на прочность и плотность при пробном давлении, когда из полости арматуры полностью удален воздух. Арматуру обычно испытывают при 20. °С с заглушенными проходными отверстиями. Литые детали простукивают свинцовым или медным молотком массой 0,8... 1 кг.

Арматуру с незаваренными трещинами и раковинами, забоинами и окалиной на торцевых плоскостях под прокладку, сварочных фасках концов патрубков и расточках под подкладные кольца, а также с забоинами и срывами резьбы на болтах гидравлическому испытанию не подвергают.

Испытанием на герметичность определяется степень прилегания уплотнительных поверхностей (герметичность) тарелки и седла затвора

Контрольные вопросы: 1. Классификация газовой арматуры? 2. Требования к газовой арматуре?3. Особенности ремонта газовой арматуре? 4. Что включает в себя текущей ремонт арматуры? 5. Устройство клиновой задвижки? 7. Порядок набивки сальникового уплотнения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.021 с.)