Программы, тренинги, игры и упражнения по профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы, тренинги, игры и упражнения по профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков.



4.2.1. Программа "Гнев — это нормально" для старшеклассников [3,8].

 

Цели и содержание программы. В 15-17 лет старшеклассники уже, как правило, имеют достаточно жиз­ненного опыта и рефлексивных умений, чтобы исследовать свой гнев глу­боко и всесторонне. Содержание программы будет сильно зависеть от общей психологической культуры и осведомленности конкретной группы подростков. Однако, составляя эту программу, мы старались подобрать упражнения и техники, которые одинаково хорошо работают вне зависи­мости от того, знают ли они, что такое "бессознательное" или нет.

Цели программы:

1. Создать условия, в которых для участников группы станет возможным принятие ответственности за свой гнев.

2. Предложить упражнения и рефлексивные процедуры, позволяющие участникам группы обнаружить корни своего гнева (иррациональной агрессивности) в определенных ситуациях.

3. Создать условия и предложить способы выбора альтернативных чувств.

Для достижения этих целей в нашей программе предлагается три эта­па психологической работы в тренинговой группе.

Первый этап посвящен анализу ситуации порождения гнева каким-то событием и роли убеждений и концепций в возникновении «отношения» человека к событию.

Выполните задание в форме психологической лабораторной работы: попробуйте осознать, как появляется гнев?

Допустим, происходит какое-то событие: ваш младший брат взял ваш велосипед и сломал его. Ваша реакция? Вы осознаете, что ваши права ущемлены, что вам нанесен урон и что младший брат ослушался вас, не подчинился запрету, вы также осознаете, что он не прав вы кричите: "Идиот! Зачем ты вообще поехал туда? Я тебе говорил, не брать велосипед, или нет?! Его же теперь не починишь! Какой я дурак, что не запер его на замок!". Гнев усиливается в ходе произнесе­ния этой тирады. Итак, подобные тирады, назовем их "горячительные слова", способст­вуют появлению и усилению гнева. Эти слова повторяются вновь и вновь, вы убеждаете себя в их правильности и становитесь все агрессивнее.

Горячительные слова (неважно, произносятся ли они вслух или «про себя») имеют такие особенности:

1) они драматизируют ситуацию: она становится не просто раздража­ющей и неприятной, но «ужасной», «невыносимой», «катастрофиче­ской»;

2) с помощью этих слов вы сообщаете себе, что «ничего нельзя испра­вить», и, конечно, поверив им, перестаете думать о том, как можно было бы это исправить;

3) в них обязательно упоминается о том, кто виноват и что должен или не должен был делать кто-то другой («Ты не должен был ехать туда, ты не должен был брать велосипед»), то есть речь идет об ответст­венности другого, а также о том, что вы лучше знаете, что должен делать другой человек, и это знание является вашим твердым убеж­дением.

Известный психолог Альберт Эллис, исследуя процесс возникновения агрессивных мыслей, предложил полезную схему. Начиная с 9 класса, подростки «усваивают» ее с поразительной легкостью, чего нельзя ска­зать о взрослых. Допустим, есть Событие (факт) и эмоциональная реакция человека на произошедшее - Чувства. Задайте вопрос о том, что следует из чего: С из Ч или Ч из С? В ходе дискуссии подростки начинают понимать, что в этой логической схеме не хватает еще одного компонента — Отношения к «С», то есть моих ожиданий и принципиальных убеждений относительно «С». Таким образом, «Ч» — это результат согласования между «С» и «О». Если событие и мое ожидание не согласуются, я испытываю гнев. Он не должен был брать, но взял. Он должен был слушаться меня, но не послу­шался. Мой гнев обращен на брата, который не соответствует моим ожи­даниям от него.

Польза СХЕМЫ «С — О — Ч» в том, что с ее помощью открывается иной путь совладания с гневом, путь, отличный от простой релаксации и кана­лизации гнева. Это путь смены отношения к происходящему событию.

Вывод первого этапа, таким образом, следующий: гнев порожден во­все не событиями реальной жизни, а моим отношением к этим событиям.

Второй этап работы более глубокий. Он посвящен «голосам и событи­ям прошлого», которые на бессознательном уровне сформировали ряд убеждений человека, порождающих сильный гнев. Именно травмирую­щие переживания детства являются причиной «неуправляемого» гнева, когда ресурсы произвольности в некоторых ситуациях исчерпываются и человек не может справиться с собой. Часто гнев иррационален. Тон голо­са, отдаленное внешнее сходство, жест или какая-то манера человека, с которым вы, может быть, только что познакомились, может вызвать не­мотивированный гнев. Гнев, порожденный детскими обидами, но направ­ленный на что-то случайное - тему разговора, просьбу этого нового зна­комого или на него самого. Обнаружить нити, тянущиеся из детства, очень трудно без специальных условий. Эти условия и предлагаются на втором этапе работы со старшеклассниками по теме «Гнев - это нор­мально».

Способ, который предлагается в этой программе, называется визуали­зация прошлого. Мы предлагаем мысленно вернуться в прошлое и пред­ставить сцены гнева, агрессии, направленной на вас или тех людей, кото­рые, обижая вас, вызывали вашу агрессию. Эта процедура может быть болезненной для участников группы, поэтому она требует специальной подготовки группы и создания определенной атмосферы доверия и за­щищенности. Визуализации не всем даются легко, поэтому начинать можно с простых упражнений: «Закройте глаза. Сделайте несколько глу­боких вдохов и представьте... цветок. Попробуйте увидеть его как можно более подробно: как он освещен? Какие у него лепестки? Есть ли листья? К чему он прикреплен или как растет? Добавьте слуховые ощущения. Слышите ли вы какие-то звуки? Добавьте тактильные ощущения. Каков он на ощупь, мысленно прикоснитесь к нему, добавьте запах. Вы чувству­ете его запах? Добавьте вкусовые ощущения... и т.д.». Поделитесь в па­рах тем, что вы увидели.

По этой же схеме попробуйте сделать упражнение на визуализацию бо­лезненных переживаний и травмирующих ситуаций.

1. С закрытыми глазами сделайте несколько медленных глубоких вдо­хов, расслабьтесь.

2. Внутренним взором найдите в вашем прошлом ситуацию, напол­ненную гневом (открытым или скрываемым). Идите как можно даль­ше в прошлое, вспомните ситуацию, которая повторялась часто.

3. Когда вы выбрали какую-то конкретную ситуацию, попробуйте кон­кретно и четко увидеть участников ситуации, обращайте внимание на жесты, слова, выражение лиц и пр. Обратите внимание на ваши собственные тон голоса, слова и жесты.

4. Обратите внимание на свои чувства: что вы чувствуете кроме гнева? Страх? Возбуждение? Вину?

5. Вздохните несколько раз глубоко и медленно. Постепенно, не от­крывая глаз, перенеситесь в настоящее, представьте комнату, в ко­торой проходят наши занятия. Откройте глаза и расскажите партне­ру о том, что с вами было. Вариант: запишите в дневник впечатления от упражнения.

Третий этап посвящен поискам альтернативных опосредующих схем для тех, кто не удовлетворен своим гневливым поведением и своими пе­реживаниями, связанными с гневом.

Если вам не нравятся последствия вашего иррационального гнева, по­пробуйте выбрать альтернативное отношение к прошлому и настоящему, вызывающему у вас гнев.

«Прохладные мысли» и как научиться ими пользоваться

Гнев является следствием моих размышлений. «Горячительные мысли» акцентируют внимание на требованиях, которые я предъявляю к другим, к себе и к жизни в целом. Эти требования начинаются с таких слов: «ни­кто не имеет права», «ты должен», «я обязан», «я требую» и т.д.

Попробуем предположить, что «никто никому ничего не должен». А если представить, пусть на несколько минут, что «никто не приходит в этот мир, чтобы удовлетворять моим ожиданиям»? Что тогда произойдет с моими чувствами по отношению к сделанному младшим братом, например? Ког­да мы перестаем говорить на языке долженствования, исчезает драмати­зация и безысходность произошедшего. «Самое страшное, что могло бы быть» превращается в небольшое препятствие или в невезение. Когда мы перестаем говорить на языке долженствования, мы перестаем обвинять кого-то в том, что он не соответствует нашим ожиданиям - само произо­шедшее не станет от этого приятным, но исчезнет разочарование.

Итак, столкнувшись со своим гневом, ищите систему долженствова­ния: кто (или что) задолжал вам? Кому должны вы? Ответ на эти вопросы и будет ключом к «горячительным» мыслям.

Зрелый человек отличается реалистическим видением мира. Один из способов видеть мир реалистически - помнить о том, что люди не могут быть безупречными и имеют право ошибаться, что никто из людей (вклю­чая наших родителей) не пришел в этот мир, чтобы удовлетворять твоим ожиданиям, а также помнить, что каждый человек своим путем идет к зре­лости.

Вспомним исходный случай. Какими могли бы быть «прохладные» мыс­ли по поводу сломанного младшим братом велосипеда? "Почему он сломал его? Может быть, проблема просто в том, что он не умеет кататься, но очень хочет научиться? Тогда нужно поучить его. А мо­жет быть, он отомстил мне за что-то, сломав мою вещь? Это означает, что я чем-то сильно обидел его. Может быть, поговорить с ним об этом спо­койно сегодня вечером? А может быть, у него были серьезные и уважи­тельные причины ехать туда, куда я ему не разрешил?».

В случае, когда кто-то действительно нарушает ваши права, действуя по принципу: «Ты мне ничего не сделаешь», просто будьте твердыми. Скажи­те себе: «Это несправедливо, и это должно быть исправлено (остановле­но), хоть это занятие и не доставляет мне удовольствия». Прежде чем подтверждать свои слова действиями, сделайте вот что: прямо и спокойно сообщите человеку, что он нарушает ваши права; делайте это еще и еще раз в тех случаях, когда ваши права нарушены; человек имеет право знать, что он нарушает чьи-то права. Скажите ему (или ей): «Уважай мои права, и я буду уважать твои!»; если он (или она) не желает обсуждать условия мирного сосущество­вания, предложите выбирать в такой форме: «Выбирай, ты переста­нешь делать то, что ты делаешь, или мне придется..., хотя мне вовсе не хочется делать это». При этом речь далеко не всегда идет о физичес­ких воздействиях, есть множество способов проявить твердость без рукоприкладства.

Заключительное упражнение:

1. В своем блокноте опишите ситуации, вызывающие у вас гнев.

2. Опишите ситуации объективным языком, то есть так, как каждую из них зафиксировала бы видеокамера.

3. Определите цели своего гнева (по списку, приведенному выше).

4. Запишите как можно точнее свои «горячительные» речи.

5. Предложите альтернативу в виде «прохладных» мыслей.

6. Какие новые чувства появились у вас теперь? Таким образом, на третьем этапе в ходе разнообразных психологичес­ких процедур можно создать условия, в которых подростки не только ос­воят новые способы совладания с гневом, но и захотят их использовать.

В данной программе поддержка используется двояко. Во-первых, все участники группы, рабо­тающие в данной программе, получают много поддержки, тем больше, чем больше компонент враждебности в их агрессивном поведении. Во-вторых, поддержка является в этой программе предме­том специального изучения. Все члены группы учатся оказывать под­держку друг другу, своим близким и самим себе. Многочисленные упраж­нения и приемы, отработка которых является обязательной составляю­щей тренинга, подобно градуснику, точно указывают «температуру» аг­рессивности того или иного подростка, так как враждебно настроенному человеку они просто не даются.

 

 

4.2.2. Игры и упражнения по снижению агрессивности [3, 8]

 

Качественно организовать работу по снижению агрессивности и коррек­ции поведения помогут игры и упражнения, целью которых является прояв­ление, переживание и отыгрывание агрессии. Такие игры должны содержать в себе элементы моделирования, конструирования, трансформации.    

Для игр могут понадобиться следующие материалы: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, мелки, клей, ножницы, газеты, журналы (для кол­лажей), магнитофон, различные аудиозаписи, музыкальные инструменты, костюмы или их элементы, краски для тела или грим, парики, зеркало и др. К классическому артнабору необходимо добавить некоторые материалы, кото­рые представляют особый интерес с точки зрения работы с агрессивными подростками.

Игры с использованием изобразительных материалов и музыкаль­ных инструментов.

«Отношение к миру»

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага.

Подростки делятся на пары и садятся за стол друг против друга. На столе между ними лежат два листа бумаги и карандаши.

Ведущий говорит о том, что существует правило: «Мир относится к тебе так, как ты относишься к миру». Предлагается подумать о своих состояниях, чувствах, эмоциях: «Мы бываем спокойны, бываем тревожны; бываем добры и приветливы, а иногда злы и агрессивны; бываем внимательны друг к другу, а иногда ведём себя разрушительно и оскорбительно. Остановитесь на одном из состояний, которое особенно актуально для вас. Подумайте о нём, прочув­ствуйте его».

Теперь один из пары с помощью карандашей выражает своё состояние на бумаге. Задача второго - прочувствовать состояние партнёра и отобразить его с помощью карандашей на том же листе бумаги (5 минут). Затем участ­ники меняются ролями.

Обсуждение:

Когда вы размышляли о своих состояниях, что пришло вам в голову?

Какое состояние вы рисовали на бумаге, как на него реагировал ваш
партнёр?

Какие цвета, формы и символы вы использовали для передачи своего
состояния?

Постарайтесь понять, почему на разные состояния вы реагировали так,
а не иначе?

Если меняется наше состояние, как изменяется мир вокруг нас?
«Громко и тихо»

Материалы: карандаши или мелки, бумага, магнитофон, записи спокой­ных и энергичных музыкальных фрагментов.

Подросткам предлагается прослушать спокойные музыкальные фраг­менты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью каран­дашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Затем все слушают фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Надо представить, к каким вещам, к каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нари­совать несколько ассоциаций.

Обсуждение:

Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, а какие - громкие, неспокойные?

Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

«Пара противоположностей»

Материалы: музыкальные инструменты, магнитофон, записи спокойных и энергичных музыкальных фрагментов, карандаши, фломастеры, мелки и т.п., ватман (на каждого участника), ножницы, клей, плотная хлопчатобу­мажная нить,

Ведущий: Весь мир состоит из противоположностей; чёрное и белое, день и ночь, добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно противополож­ностей. Давайте остановимся на дуальности «агрессивный - доброжелатель­ный». Возьмите каждый по листу ватмана. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи). Переверните ватман и продуб­лируйте силуэт с другой стороны. Одна сторона ватмана - это «Я агрессив­ный», другая - «Я доброжелательный». Используя журналы и изобразитель­ные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе. Для того чтобы готовую ра­боту можно было примерить на себя как часть костюма, отрежьте необходи­мую длину нити и прикрепите её" в верхней части силуэта. Теперь при жела­нии вы можете оказаться в костюме доброжелательности или агрессивности. Надев «костюм», выберите из музыкальных инструментов те, с помощью ко­торых можно выразить эти противоположности. Можно использовать музы­кальные фрагменты. Походите в «костюме» одной и другой своей стороны, подвигайтесь, как двигаются доброжелательные, потом как агрессивные лю­ди. Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке?

Затем проходит презентация противоположностей: каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, поче­му использовал те или иные цвета и символы. Озвучивает противоположно­сти музыкальными инструментами и демонстрирует характерные движения или рассказывает о них. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.

 Обсуждение:

ü Что было самым сложным в этой работе?

ü Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

ü Что происходит с человеком, если в нём преобладает одна сторона?

ü Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

ü Как агрессивному человеку научиться быть доброжелательным, а доброму - защищаться

 

Проволока

Свойства: жёсткая, гнётся, наматывается, пружинит.

Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков. Про­волока отражает их состояние: жёсткости, сжатой пружины, опасности. Сги­бая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из неё различные скульпту­ры, они изменяются сами. Скульптура перестаёт быть опасным куском про­волоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту. Скульп­турой любуются, её фотографируют, ей хотят украсить помещение или пода­рить. Возможно, работая с этим материалом, они выходят из-за «колючей проволоки»?

 

Игры с проволокой

1. Проволочный человек

Цель: содействие формированию навыка самоуправления.

Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подрост­ков.

Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

Группа делиться на двойки. Участники внутри пар обмениваются фигу­рами проволочного человека и рассказывают о том, какой он, чем отличается от других... Затем партнёры встают друг напротив друга и один, держа в ру­ках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать руку, сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен отражать все эти действия, как зеркало. Последним действием проволочный человек воз­вращается в первоначальное состояние. На это упражнение отводится 3-5 минут, затем партнёры меняются. Процесс можно сопровождать фоновой му­зыкой.

Выставка и обсуждение: в течение 5 минут подростки рассматривают всех проволочных человечков.

Что отражает мой проволочный человек?

Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

Что такое самоуправление и само контроль?

Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.221 (0.047 с.)