Методика «Родителей оценивают дети» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Родителей оценивают дети»



Данная методика создана на базе методики «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

 И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.

Цель методики: предназначена для изучения представлений ребенка о сти­ле семейного воспитания; использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи, кроме того, знакомство ро­дителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.

Описание методики. Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ. Процедура проведения и интерпретация аналогична тем, которые были описаны выше.

Инструкция: «Предлагаемый опросник содержит мнение детей о взаимоотношениях с родителями. Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы общем согласны с ними, то на бланке ответов зачеркните номер, им соответствующий. Если вы не согласны, не делайте никаких пометок. В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете».

 

Текст методики

1. Мои родители считают: все, что они делают, они делают ради меня.

2. У моих родителей часто не хватает времени позаниматься со мной чем-нибудь интересным: куда-нибудь пойти вместе, поговорить о каких-нибудь проблемах.

3. Мои родители часто разрешают мне такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Мои родители не любят, когда я обращаюсь к ним с вопросами. Говорят: «Догадайся сам».

5. Я имею дома гораздо больше обязанностей, чем большинство моих то­варищей.

6. Меня даже мои родители не могут заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Мои родители считают, что мне лучше не задумываться над правильнос­тью их взглядов.

8. Обычно я возвращаюсь домой тогда, когда захочу.

9. Мои родители не оставляют безнаказанным ни одного моего плохого по­ступка, считают, что только тогда я стану человеком.

10. По возможности родители стараются меня не наказывать.

11. Когда мои родители в хорошем настроении, нередко прощают мне то, за что в другое время наказали бы.

12. Родители любят меня больше, чем друг друга.

13. Мне кажется, что раньше, когда я был маленький, родители любили меня больше, чем сейчас.

14. Когда я подолгу упрямлюсь или злюсь, родители часто понимают, что по­ступили по отношению ко мне неправильно.

15. У моих родителей долго не было детей и моего появления очень ждали.

16. От своих родителей я часто слышу, что воспитание детей очень утоми­тельное дело.

17. Я подозреваю, что у меня есть какие-то качества, которые выводят роди­телей из себя.

18. Мои родители часто конфликтуют из-за различия во взглядах на мое вос­питание.

19. Мои родители говорят, что я для них самое главное в жизни.

20. Мои родители мало интересуются, где я пропадаю.

21. Родители стараются покупать мне такую одежду, какую я сам выбору даже если она дорогая.

22. Мои родители считают меня непонятливым. Говорят: «Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить тебе».

23. Мне нередко приходилось (или приходится) присматривать за моим млад­шим братом (сестрой).

24. Мои родители предпочитают что-то сделать сами, чем «связываться» со мной

25. Мои родители очень злятся, когда я подмечаю их слабости и недостатки

26. Я сам (сама) (без участия родителей) решаю, с кем мне дружить.

27. Мои родители считают, что дети должны не только любить их, но и бояться.

28. Родители меня ругают очень редко.

29. В своей строгости по отношению ко мне у родителей возникают большие колебания. Иногда они очень строги, а иногда все разрешают.

30. Мы с мамой понимаем друг друга лучше, чем с отцом.

31. Моих родителей огорчает, что я слишком быстро стал взрослым(ой).

32. Если я упрямлюсь, то родители делают так, как я хочу.

33. Мои родители считают меня слабым(ой) и болезненным(ой).

34. Мои родители (или один из них) считают, что если бы у них не было детей. они бы добились гораздо большего в жизни.

35. У меня есть некоторые слабости, с которыми упорно борются мои родители.

36. Нередко бывает, когда меня наказывает один из родителей, другой упрекает его в излишней строгости и начинает утешать меня.

37. Мои родители часто говорят, что заботы обо мне занимают наибольшую часть их времени.

38. Мои родители редко посещают родительские собрания.

39. Мои родители стараются купить мне все, что я захочу, даже если это стоит дорого.

40. От моих родителей часто можно услышать, что они сильно устают от об­щения со мной.

41. Мои родители часто поручают мне важные и трудные дела.

42. Мои родители считают, что на меня нельзя положиться в серьезном деле.

43. Мои родители считают, что главное, чему родители должны научить сво­их детей — это слушаться.

44. Я сам (сама) решаю — курить мне или нет.

45. Мои родители считают, что чем строже они относятся ко мне, тем лучше для меня.

46. Мои родители очень мягкие люди.

47. Если мне что-то нужно от родителей, то я стараюсь выбрать момент, когда они в хорошем настроении.

48. Мои родители часто говорят, что когда я вырасту, то они мне будут не нужны.

49. Мои родители считают, что чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

50. Часто мое упрямство есть результат неправильного отношения родителей ко мне.

51. Мои родители постоянно переживают за мое здоровье.

52. Мои родители считают, что если бы у них не было детей, то их здоровье было бы гораздо лучше.

53. Мои родители считают, что, несмотря на все их усилия, некоторые мои недостатки остаются без изменений.

54. Мой отец считает, что я его недолюбливаю.

55. Мои родители считают, что ради меня им от многого в жизни пришлось отказаться.

56. Бывает, что родители не знают о моих оценках и поведении, потому что едко заглядывают в мой дневник.

57. Мои родители тратят на себя значительно больше денег, чем на меня.

58. Мои родители не любят, когда я что-то прошу. Говорят, что лучше знают, его мне надо.

59. Мои родители считают, что у меня было более трудное детство, чем у большинства детей.

60. Обычно я делаю дома только то, что мне хочется, а не то, что хотят родители.

61. Мои родители считают, что я должен(а) уважать их больше, чем всех дру­гих людей.

62. Я сам (сама) решаю, на что мне тратить сваи деньги.

63. Мои родители строже относятся ко мне, чем другие родители к своим детям.

64. Мои родители считают, что от наказания меня мало проку.

65. Члены нашей семьи неодинаково строги со мной. Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.

66. Мои родители часто говорят, что им бы хотелось, чтобы я не любил(а) никого, кроме них.

67. Мои родители часто говорят, что когда я был(а) маленький(ой), то нравился(лась) им больше, чем теперь.

68. Часто я понимаю, что родители затрудняются в выборе решений, как поступить со мной.

69. Мои родители многое позволяют мне из-за моего слабого здоровья.

70. Я часто слышу от родителей, что воспитание детей — тяжелый и неблаго­дарный труд. Что они отдают мне все, а взамен не получают ничего.

71. Мои родители считают, что я не понимаю добрых слов и единственное, что на меня действует — это строгие постоянные наказания.

72. Моя мать считает, что отец настраивает меня против нее.

73. Мои родители говорят, что все время думают только обо мне, моих де­лах, здоровье и т.д.

74. Мои родители редко заглядывают в мой дневник.

75. Я всегда умею добиваться от родителей того, чего мне хочется.

76. Мои родители говорят, что им больше нравится, когда я веду себя тихо и спокойно.

77. Я стараюсь во всем помочь родителям.

78. Мои родители считают, что если даже я уверен(а), что они не правы, то должен делать так, как говорят они.

79. У меня мало обязанностей по дому.

80. Выходя из дому, я редко говорю родителям куда иду.

81. Мои родители считают, что бывают случаи, когда лучшее наказание это ремень.

82. Мои родители говорят, что многие недостатки пройдут сами собой с возрастом.

83. Мои родители берутся за меня лишь тогда, когда я что-то натворю. Если все тихо, они оставляют меня в покое.

84. Я часто слышу от матери (отца), что если бы я не был(а) их ребенком. а она (он) была (был) бы помоложе, то наверняка в меня влюбилась(лся) бы.

85. Мои родители говорят, что когда я был маленьким, со мной было инте­реснее говорить, чем сейчас.

86. Мои родители считают, что в моих недостатках виноваты они сами, потому что неумело меня воспитывали.

87. Мои родители говорят, что моя жизнь и здоровье стоило им огромных усилий.

88. Мои родители считают, если бы у них не было детей, они бы жили лучше

89. Мои родители считают, что если они предоставят мне свободу, то я не медленно использую это во вред себе и окружающим.

90. Нередко бывает, что если мать говорит мне одно, то отец говорит другое и наоборот.

91. Мои родители говорят, что тратят на меня больше сил и времени, чем на себя.

92. Мои родители мало знают о моих делах.

93. Мои желания — закон для моих родителей.

94. Когда я был маленький, то очень любил спать с родителями (или с од­ним из них).

95. Мои родители считают, что у меня плохой желудок.

96. Мои родители говорят, что они нужны мне, лишь пока я не вырос, а по­том я все реже буду вспоминать о них.

97. Иногда мне кажется, что ради меня родители пошли бы на любую жертву.

98. Мои родители считают, что мне нужно уделять значительно больше вре­мени, чем они могут.

99. Когда я ласков(а) с родителями, они мне все прощают.

100. Мои родители хотели бы, чтобы я обзавелся(лась) семьей как можно позже — после 30 лет.

101. Моих родителей беспокоит, что мои руки и ноги часто бывают очень холодными.

102. Мои родители говорят, что я маленький(ая) эгоист(ка) и совсем не ду­маю об их здоровье, чувствах и т. д.

103. Мои родители считают, что если бы они не отдавали мне все время и силы, то я бы плохо кончил(а).

104. Когда у меня все благополучно, родители меньше интересуются мои­ми делами.

105. Моим родителям трудно сказать мне «нет».

106. Мои родители огорчены, что я все меньше в них нуждаюсь.

107. Мои родители считают, что мое здоровье хуже, чем у большинства моих сверстников.

108. Мои родители считают, что я испытываю по отношению к ним слишком ало благодарности.

109. Мои родители считают, что я не могу обходиться без их постоянной помощи.

110. Большую часть своего свободного времени я провожу вне дома.

111. Обычно у меня очень много времени для развлечений.

112. Я часто слышу от родителей, что кроме меня им больше никто на свете не нужен.

113. Моих родителей волнует мой беспокойный и прерывистый сон.

114. Нередко я слышу от родителей сожаления, что они слишком рано по­женились.

115. Мои родители считают, что всего, чего я добился(лась) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), я добился(лась) только благодаря их по­стоянной помощи.

116. Моими делами в семье в основном занимается кто-то один из родителей.

117. Кончив уроки, я обычно занимаюсь тем, что мне нравится.

118. Когда я иду на свидание, у моих родителей портится настроение.

119. Мои родители обеспокоены тем, что я часто болею.

120. Мои родители не помогают, а осложняют мою жизнь.

 

Бланк ответов к опроснику РОД

 

Фамилия, имя__________________________________________________             

Возраст _______________________________________________________               

Количество и возраст братьев и сестер_____________________________ 

 

Бланк для ответов

ДЗ

1 19 37 55 73 Г+ 6
2 20 38 56 74 Г- 7
3 21 39 57 75 У± 5
4 22 40 58 76 У- 4
5 23 41 59 77 Т+ 4
6 24 42 60 78 Т- 4
7 25 43 61 79 3+ 4
8 26 44 62 80 3- 3
9 27 45 63 81 С+ 4
10 28 46 64 82 С- 4
11 29 47 65 83 Н 5
12 30 48 66 84 РРЧ 7
13 31 49 67 85 ПДК 4
14 32 50 68 86 ВН 3
15 33 51 69 87 ФУ 7
16 34 52 70 88 НРЧ 7
17 35 53 71 89 ПНК 4
18 36 54 72 90 ВК 4
91 97 103 109 115 Г+  
92 98 104 110 116 Г-  
93 99 105 111 117 У+  
94 100 106 112 118 РРЧ  
95 101 107 113 119 ФУ  
96 102 108 114 120 НРЧ  
             
             

 

 

3.4. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)[3].

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

 

Инструкция

«Подчеркните ответ»

I. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

- Всегда.

- Иногда.

- Никогда.

II. Как вы ведете себя в критической ситуации?

- Внутренне кипите.

- Сохраняете полное спокойствие.

- Теряете самообладание.

III. Каким считают вас коллеги?

- Самоуверенным и завистливым.

- Дружелюбным.

- Спокойным и независтливым.

IV. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

- Примите ее с некоторыми опасениями.

- Согласитесь без колебаний.

- Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как вы будете себя вести, если кто то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

- Выдадите ему по первое число.

- Заставите вернуть.

- Спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

VI. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся(лась) с работы позже обычного?

- Что это тебя так задержало?

- Где ты торчишь допоздна?

- Я уже начал(а) волноваться.

VII. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

- Стараетесь обогнать машину, которая показала вам хвост?

- Вам все равно, сколько машин вас обошло.

- Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

VIII. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

- Сбалансированными.

- Легкомысленными.

- Крайне жесткими.

IX. Что вы предпринимаете, если не все удается?

- Пытаетесь свалить вину на другого.

- Смиряетесь.

- Становитесь впредь осторожнее.

X. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

- Пора бы уже запретить им такие развлечения.

- Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать.

- И чего мы столько с ними возимся?

XI. Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?

- И зачем я только на это нервы тратил?

- Видно, его физиономия шефу приятнее.

- Может быть, мне это удастся в другой раз.

XII. Как вы смотрите страшный фильм?

- Боитесь.

- Скучаете.

- Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

- Будете нервничать во время заседания.

- Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

- Огорчитесь.

XIV. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

- Обязательно стараетесь выиграть.

- Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

- Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

- Стерпите, избегая скандала.

- Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

- Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI.   

- Поговорите с учителем.

- Устроите скандал родителям малолетнего преступника.

- Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по вашему, вы человек?

-Средний.

-Самоуверенный.

-Пробивной.

XVIII. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

- Простите, это моя вина.

- Ничего, пустяки.

- А повнимательней вы быть не можете?

XIX. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

- Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?

- Надо бы ввести телесные наказания.

- Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.

XX. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?

- Тигра или леопарда.

- Домашнюю кошку.

- Медведя.

 

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

Результаты

45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.

36 – 44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности вам не помешает!

Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам – по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по 7 и более вопросам вы получили по 1 очку, и менее чем по 7 вопросам – по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.

 

 

4. Методические рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения у подростков.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

 

4.1. Уровни профилактики

 

Первичная профилактика

1. Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания.

2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

3. Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стра­тегий поведения и личностных ресурсов.

4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способст­вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективно­го поведения:

a. Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

b. собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

c. умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку;

d. осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

a. формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критиче­ской самооценки и позитивного отношения к возможностям своего раз­вития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

b. формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и раз­решать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

c. формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспектив­ные цели и достигать их;

d. формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

e. формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;

f. формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, по­нимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуа­ций, выражения чувств, принятия решений);

g. формирование умения принимать и оказывать психологическую и соци­альную поддержку окружающим.

6. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:

a. навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

b. навыков восприятия, использования и оказания психологической и со­циальной поддержки;

c. навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

d. навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального про­странства;

e. навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

f. навыков бесконфликтного и эффективного общения.

Вторичная профилактика:

1. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;

2. исследование генограммы семьи;

3. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родителъских границ;

4. наличие четких семейных ролей.

  Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.134 с.)