Исследование уровня физической подготовленности и физической работоспособности юношей 15-16 лет занимающихся вольной борьбой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование уровня физической подготовленности и физической работоспособности юношей 15-16 лет занимающихся вольной борьбой



 

Известно, что физически тренированные люди обладают повышенной устойчивостью к воздействию различных экстремальных факторов внешней среды, что в полной мере относится и к спортсменам занимающихся борьбой. Для тренированных людей характерен повышенный функциональный резерв организма. Под влиянием тренировок повышается психоэмоциональная устойчивость организма, укорачивается латентное время двигательных реакций (Подлипняк Ю.Ф., 1975; Ильинича В.И., 2002; др.).

Одной из основных задач проведенных нами исследований, явилось определение физической работоспособности у юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы. Одной из методик определения был выбран гарвардский степ-тест (описание данного теста представлено во второй главе). Основные результаты исследований представлены в              таблице № 1.

 

 

 


Рисунок 1. Результаты тестирования физической работоспособности по гарвардскому степ-тесту юношей 15-16 лет занимающиеся в секции вольной борьбы, (данные представлены в % соотношении)

 

На рисунке 1 представлены данные физической работоспособности юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы. Следует отметить, что 47% испытуемых имеют отличную физическую работоспособность, 33% - хорошую работоспособность, у 13% средняя работоспособность и всего 7% имеют работоспособность ниже среднего. Полученные нами результаты дают основание полагать, что в целом у детей данной возрастной категории высок уровень развития физической работоспособности.

 

Для более объективной оценки уровня физической работоспособности юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы, нами была проведена функциональная проба по Квергу. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Данные представленные на рисунке 2 свидетельствуют о том, что 50% испытуемых имеют очень хорошую физическую работоспособность, 45% - хорошую работоспособность и 5 % имеют удовлетворительную физическую работоспособность.

 

 

 

 


Рисунок 2. Результаты тестирования физической работоспособности по функциональной пробе Квергу юношей 15-16 лет занимающиеся в секции вольной борьбы, (данные представлены в % соотношении)

 

Полученные нами данные в результате проведения гарвардского  степ-теста и функциональной пробы по Квергу небезосновательно дают основания утверждать, что у детей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы уровень физической работоспособности находится на высоком уровне развития.

Далее необходимо рассмотреть данные полученные в результате тестирования физической подготовленности испытуемых. Оценка уровня развития физической подготовленности юношей 15-16 лет производилась на основании программы  СДЮСШОР  «Локомотив» по вольной борьбе города Брянска, которая разрабатывалась на основе приказа Минспорта России от 21.02.2013 года № 73 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба». Данная  программа является основным документом планирования и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса в учебно-тренировочных группах. При ее составлении за основу были взяты приказы Минспорта, директивные и нормативные документы регламентирующие деятельность спортивных школ, которые охватывают большой комплекс подготовки юных спортсменов. Эта программа предусматривает подготовку детей до 3-х лет обучения и свыше. При ее разработке был учтен опыт обучения и тренировки юных борцов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и спортивной медицине, по теории и методики физического воспитания, педагогике, гигиене, психологии.

В данной программе определены критерии нормативных требований и упражнений, воспитательные мероприятия, календарный план спортивных мероприятий. В ней выстроена строгая последовательность процесса подготовки детей занимающихся борьбой и преемственность в решении задач:

- воспитание трудолюбия в овладении техникой различных упражнений;

- воспитание морально-волевых качеств;

- развития стойкого интереса к занятиям в спортивной секции;

- развития физических качеств (быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости, координации);

- укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов.

Педагог или тренер-преподаватель при решении этих задач поэтапно должен проводить отбор детей для специализации в отдельных видах борьбы, главным критерием, которого должны служить результаты его подопечных в соревновательной деятельности.

Далее нами будут рассмотрены данные физической подготовленности юных борцов 15-16 лет, полученные в результате их тестирования.

Для определения координации и ловкости использовался челночный бег 3х10 метров, он проводился в легкоатлетическом манеже физкультурно-спортивного комплекса «Локомотив», со старта по два человека, результат фиксировался ручным хронометром с точностью до десятых долей секунд. Обязательным условием было пересечение обусловленных линий одной ногой, повороты выполнялись как без помощи, так и с помощью рук. Полученные нами результаты представлены на рисунке 3.

 

 


Рисунок 3. Результаты выполнения тестового задания «челночный бег 3х10 м» юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы, (данные представлены в секундах)

 

Данные представленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что большая часть испытуемых - 55% выполнила тестовое задание за 7,4 сек, 30% испытуемых показали - 7,5 сек, 10% юношей – закончило дистанцию за 7,7 сек и 5% - пробежали за 7,8 сек.

Для оценки уровня развития мышечной силы рук, верхнего плечевого

пояса, проводили подтягивание на перекладине из виса закрытым хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения (пауза 1–2 с), без рывков и маховых движений ногами, подбородок выше уровня перекладины. Полученные нами результаты представлены на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4. Результаты выполнения подтягивания на перекладине из виса закрытым хватом сверху, юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы, (данные представлены в количестве раз)

Анализ результатов представленных на рисунке 4 позволяет нам констатировать, что более 60% испытуемых смогли подтянуться 10 и более раз, 30% - 9 раз, 6% - 6 раз и 4% - 4 раза и меньше раза.

Для оценки уровня развития быстроты выполнялся бег на дистанции 30 метров с высокого старта (одна попытка), соблюдая зоны безопасности до стартовой линии и после линии финиша (время фиксировалось по ручному секундомеру). Данные полученные нами в результате тестирования представлены на рисунке 5.

 

 

Рисунок 5. Результаты выполнения тестового задания «бег на 30 м» юношами 15-16 лет занимающиеся в секции вольной борьбы, (данные представлены в секундах)

 

 

Данные представленные на рисунке 5 свидетельствуют о том, что 40% испытуемых выполнили предлагаемый норматив за 5,4 сек, 35% испытуемых пробежали за 5,8 сек и медленнее, а 25% испытуемых за 5,6 сек.

Для тестирования силовой выносливости нами использовалось тестовое задание – подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке. Результаты полученные в итогам тестирования представлены на рисунке 6.

 

 

 


Рисунок 6. Результаты выполнения тестового задания - подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке юношей 15-16 лет занимающимися в секции вольной борьбы (данные представлены в количестве раз)

 

Результаты представленные на рисунке 6 свидетельствуют о том, что 45,0 % испытуемых выполнило данное тестовое задание 5 раз и более, 35,0% выполнило 4 раза, 12,0% выполнило 3 раза и 8% выполнило 2 и менее раза.

Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей нами применялся прыжок в длину с места (измерение проводилось по общепринятым правилам отсчета длины прыжка, учитывался лучший результат по трем попыткам). Полученные данные представлены на рисунке 7.

 

Рисунок 7. Результаты выполнения тестового задания – прыжок в длину с места юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы (данные представлены в сантиметрах)

 

Данные приведенные на рисунке 7 свидетельствуют, что 60,0% испытуемых прыгнуло 160 см и более, 25% юношей - от 150 см до 157 см и менее 149 см прыгнуло 15% испытуемых.

Для определения уровня развития выносливости использовалось тестовое задание бег на 800 метров. Выполнение данного норматива производилось в легкоатлетическом манеже физкультурно-спортивного комплекса «Локомотив». Круг манежа 200 метров, испытуемым предлагалось пробежать четыре круга. Время фиксировалось по ручному секундомеру. Полученные результаты приведены на рисунке 8.

 

 

Рисунок 8. Результаты выполнения тестового задания бег на 800 метров юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы (данные представлены в минутах и секундах)

 

Данные приведенные на рисунке 8 позволяют нам заключить, что 40 % испытуемых преодолели дистанцию от 3 мин 15 сек до 3 мин 20 сек, 35 % от 3 мин 20 сек до 3 мин 25 сек и 25 % испытуемых пробежали от 3 мин 25 сек до 3 мин 30 сек.

Подводя итог рассмотрения данной главы необходимо отметить, что в результате исследования уровня физической работоспособности юношей   15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы нами было установлено, что уровень их физической работоспособности находится на высоком уровне. Тестирование их физической подготовленности позволяет констатировать тот факт, что полученные результаты в результате тестирований в целом соответствуют требованиям предъявляемым Приказом Минспорта России от 21.02.2013 года № 73 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба». Что свидетельствует о хорошем уровне их физической подготовленности.
                                                     ВЫВОДЫ

В результате анализа научно-методической литературы были выявлены и приведены основные мнения в отношении понятия физической работоспособности, определены и рассмотрены ряд методик направленных на определение физической работоспособности. Различными ученными установлено, что для более качественной и эффективной оценки физической работоспособности  нельзя использовать только одну методику, необходимо применять несколько методик. Также нами были рассмотрены основные вопросы физического воспитания детей 15-16 летнего возраста. Определенно, что в возрасте 15-16 лет происходит увеличение индивидуальных раз­личий у детей, данный факт необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом и оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих либо низкие или высокие результаты. При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо учитывать и половые особенности учащихся.

Полученные нами данные в результате исследования физического развития и функционального состояния юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы дают возможность заключить, что в целом уровень их физического развития и функционального состояния соответствует предъявляемым требованиям к данной возрастной категории.

В результате исследования уровня общей и специальной физической подготовленности юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы  следует отметить, что уровень их физического развития находиться на хорошем уровне и соответствует требованиям предъявляемым приказом Минспорта России от 21.02.2013 года № 73 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба».

Одним из основных вопросов данной работы было определение уровня физической работоспособности юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы. Для тестирования нами были использованы две проверенные и общепризнанные методики: функциональная проба по Квергу и гарвардский степ-тест (описание приводится во второй главе).

 Данные полученные в результате применения функциональной пробы по Квергу свидетельствуют о том, что 50% испытуемых имеют очень хорошую физическую работоспособность, 45% - хорошую работоспособность и 5 % имеют удовлетворительную физическую работоспособность.

Результаты, полученные после применения гарвардского степ-теста, позволяют констатировать, что 47% испытуемых имеют отличную физическую работоспособность, 33% - хорошую работоспособность, у 13% средняя работоспособность и всего 7% имеют работоспособность ниже среднего.

Полученные нами данные после использования обеих методик дают основание констатировать тот факт, что в целом у юношей в возрасте 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы выявлен высокий уровень развития физической работоспособности.


Практические рекомендации

Проведенное исследование позволило обосновать ряд практических рекомендаций, которые можно использовать при подготовке юношей в возрасте 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы.

Данные полученные в ходе настоящего исследования, доступны для учителей физической культуры, тренеров детско-юношеских спортивных школ и в свою очередь позволят расширить знания в области развития физической работоспособности и физической подготовленности – юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы и позволит выявить и конкретизировать наиболее подходящие средства и методы для их развития, что в дальнейшем будет способствовать повышению уровня учебно-тренировочного процесса занимающихся.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алишев Н.В., Егоров АС. К понятию «работоспособ­ность человека» // Теория и практика физической культуры, 1985. – № 5. – С. 45–47.

2. Аулик И.В. Определение физической работоспособно­сти в клинике и спорте. – Изд. 2-е.– М.: Медицина, 1990. – 192 с.

3. Виру А.А., Пярнат Я.П. Оценка работоспособности организма при помощи нагрузок со ступенчато повышающейся мощностью до отказа // Теория и практика физической культу­ры, 1971. – № 7. – С. 23–26.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспи­тания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.

5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.

6. Граевская Н.Д. Оценка функционального состояния спортсменов по показателям состояния и взаимосвязи различных физиологических систем организма // В сб.: Современная система и методы лечебного контроля в спорте. – Малаховка: 1986. С. 4–11.

7. Гребняк В.П. Оценка функциональных возможностей организма при выполнении физической работы // Физиология человека,1984. – № 1. – С. 31– 40.

8. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учеб.пособие для студентов вузов / Т. Н. Греченко. М.: Гардарики, 1999. – 356 с.

9. Давиденко Г.М. Экспериментальное исследование выносливости и методов ее совершенствования у спортсменов с различными морфологиче-скими особенностями: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – М., 1972. – 24 с.

10. Дорошенко А.С. Повышение работоспособности и эффективности деятельности спортсменов комплексными методиками личностной психофи-зической регуляции: Дис...канд. пед. наук: 13.00.04 Майкоп 2001. – 190 с.

11. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.:Гуманит. из.центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.

12. Дубровин В.И. Спортивная медицина [Текст]: / В.И. Дубровин. – М.: Владос, 1999. – 479 с.

13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/д, 1996.

14. Ендальцев Б.В. Прогнозирование работоспособности в необычных условиях на основе результатов выполнения физических упражнений // Тез.докл. итоговой научной конференции. СПб, 1997. С. 73–74.

15. Загрядский В.П., Егоров А.С. К понятию «работоспособность чело-века» // Гигиена труда и профессиональные заболевания, 1971. – № 4. – С. 21–24.

16. Зациорский В.М., Запорожанов В.А., Тер-Ованесян И.А. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте //Теория и практика физической культуры, 1971, № 4. – С.59–63.

17. Карпман В.Л. и д.р. Тестирование в спортивной медицине. – М.: Физкультура и спорт, 1988.208 с.

18. Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки. //Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 12. – С. 49–52.

19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.

20. Мотылянская Р.Е., Артамонов В.Н. Методологические основы определения физической работоспособности у юных спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1982 – № 9. – С. 24–27.

21. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.

22. Никифорова Т.В. Повышение специальной работоспособности лыжников-гонщиков младших разрядов средствами локальной нагрузки: автореферат дис.... кандидата педагогических наук – СПб, 1993

23. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: АСТ Астрель, 2003. – 863 с.

24. Основы педагогики и психологии высшей школы». Под ред. А.В. Петровского. – М.: МГУ, 1986. 303с.

25. Подлипняк Ю.Ф. Исследование влияния условий среднегорья на специальную работоспособность и функциональное состояние легкоатлетов-спринтеров: Автореф. дис. …канд. пед. наук; 13.00.04. /Ю.Ф.Подлипняк; ВНИИФК. – М., 1975. – 26 с.

26. Приказ Минспорта России от 21.02.2013 года № 73 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба»

27. Розенблат В.В. Слово в защиту понятия «работоспособность» // Теория и практика физической культуры, 1986 – № 9. – С. 26–28.

28. Рогозин В.А., Назаров И.Б., Казаков В.Н. Генетические маркеты физической работоспособности человека // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 12. – С. 34–36.

29. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов – М.: Академический Проект; Фонд «Мир» – 2004. – 576 с.

30. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб.для студ. сред. и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.

31. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Шустина Б.Н. – М.: СААМ, 1995. – 445 с.

32. Спортивная метрология //Учебник для институтов физкультуры / Под.ред. В.М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.

33. Ставицкий К.Р., Худаков Н.А. К вопросу о контроле за психологической работоспособностью спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1987. № 10. С. 33–34.

34. Талай В.А., Антонов М.Ф. Нетрадиционные пути повышения физической работоспособности // Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи. Тезисы международной научно практической конференции/ Под ред. проф. В.Н. Костюченкого, проф. В.А. Правдивцева. – Смоленск: Изд-во СГМА, 1998. – С. 205–206.

35. Треков А.И. Методика совершенствования работоспособности курсантов вузов как средство повышения их военно-профессиональной готовности: Дис.... канд. пед. наук: 20.01.06: Пермь, – 2000. 164 c.

36. Холл К., Элвин С., Линдсей Гарднер. Теория Личности. / Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: Экспо-Пресс, 2000. – 592 с.

37. Хрущев С.В., Соболев А.М., и др. Об изменении подходов к технологии оценки успеваемости по предмету физическая культура в образовательных учреждениях. // Физкультура в профилактике лечении и реабилитации. – М. 2009. – № 39 (30). – С. 39–42.

38. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002.м-488.

39. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физическая культура и спорт. 1991. – 224 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.046 с.)