Структурные формулы амилозы и амилопектина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные формулы амилозы и амилопектина



Гликоген

Гликоген – полимер, в основе которого лежит мономер мальтоза.

В животных организмах гликоген является структурным и функциональным аналогом растительного крахмала.

Гликоген является основной формой хранения глюкозы в животных клетках.

Гликоген образует энергетический резерв, который может быть быстро мобилизован при необходимости восполнить внезапный недостаток глюкозы.

По строению гликоген подобен амилопектину, но имеет ещё большее разветвление цепей.

Целлюлоза

Целлюлоза (или клетчатка) – наиболее распространённый растительный полисахарид. Она обладает большой механической прочностью и выполняет роль опорного материала растений.

Наиболее чистая природная целлюлоза – хлопковое волокно – содержит 85-90% целлюлозы. В древесине хвойных деревьев целлюлозы содержится около 50%.


Белки

Белки – полимеры, элементарные звенья которых представляют собой остатки аминокислот.

Десятки, сотни и тысячи молекул аминокислот, образующих гигантские молекулы белков, соединяются друг с другом, выделяя воду за счёт карбоксильных и аминогрупп. Структуру такой молекулы можно представить так:


Белки
– природные высокомолекулярные азотосодержащие органические соединения. Они играют первостепенную роль во всех жизненных процессах, являются носителями жизни. Белки содержатся во всех тканях организмов, в крови, в костях.

Белки содержатся во всех тканях организмов, в крови, в костях. Энзимы (ферменты), многие гормоны представляют собой сложные белки.

Белок, так же как углеводы и жиры, - важнейшая необходимая часть пищи.

Природный каучук

Натуральный (природный) каучук – полимер на основе мономера изопрена.

Природный каучук содержится в млечном соке каучуконосных растений, главным образом, тропических (например, бразильского дерева гевея).

Другой природный продукт – гуттаперча – также является полимером изопрена, но с иной конфигурацией молекул.

Сырой каучук липок непрочен, а при небольшом понижении температуры становится хрупким.

Чтобы придать изготовленным из каучука изделиям необходимую прочность и эластичность, каучук подвергают вулканизации – вводят в него серу и затем нагревают. Вулканизированный каучук называется резиной.

Синтетические полимеры

Синтетические полимеры - это разнообразные материалы, обычно получаемые из дешёвого и доступного сырья. На их основе получают пластические массы (пластмассы), искусственные и синтетические волокна и пр.

Пластмассы – сложные композиции, в которые вводят различные наполнители и добавки, придающие полимерам необходимый комплекс технических свойств.

Полимеры и пластмассы на их основе, являются ценными заменителями многих природных материалов (металла, дерева, кожи, клеев и т.д.).

Синтетические волокна успешно заменяют натуральные – шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные.

При этом важно подчеркнуть, что по ряду свойств материалы на основе синтетических полимеров часто превосходят природные. Можно получать пластмассы, волокна и другие соединения с комплексом заданных технических свойств. Это позволяет решать многие задачи современной техники, которые не могли быть решены при использовании только природных материалов.

Полимеризационные смолы

К полимеризационным смолам относят полимеры, получаемые реакцией полимеризации преимущественно этиленовых углеводородов или их производных.

Примеры полимеризационных смол: полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид и пр.

Полиэтилен.

Полиэтилен – полимер, образующийся при полимеризации этилена.

Или сокращённо:


Полиэтилен
– предельный углеводород с молекулярным весом от 10000 до 400000. Он представляет собой бесцветный полупрозрачный в тонких слоях и белый в толстых слоях. Полиэтилен - воскообразный, но твёрдый материал с температурой плавления 110-125 градусов С. Обладает высокой химической стойкостью и водонепроницаемостью, малой газопроницаемостью.

Его применяют в качестве электроизоляционного материала, а также для изготовления плёнок, используемых в качестве упаковочного материала, посуды, шлангов и т.д.

Свойства полиэтилена зависят от способа его получения. Полиэтилен высокого давления обладает меньшей плотностью и меньшим молекулярным весом (10000- 45000), чем полиэтилен низкого давления (молекулярный вес 70000- 400000), что сказывается на технических свойствах.

Для контакта с пищевыми продуктами допускается только полиэтилен высокого давления, так как полиэтилен низкого давления может содержать остатки катализаторов – вредные для здоровья человека соединения тяжёлых металлов.

Полипропилен.

Полипропилен – полимер пропилена, следующего за этиленом гомолога непредельных этиленовых углеводородов.


По внешнему виду это каучукоподобная масса, более или менее твёрдая и упругая.

Отличается от полиэтилена более высокой температурой плавления.

Полипропилен используют для электроизоляции, для изготовления защитных плёнок, труб шлангов, шестерён, деталей приборов, высокопрочного и химически стойкого волокна. Последнее применяют в производстве канатов, рыболовных сетей и т.д.

Плёнки из полипропилена значительно прозрачнее и прочнее полиэтиленовых. Пищевые продукты в упаковке из полипропилена можно подвергать температурной обработке (варке и разогреванию и пр.).

Полистирол

Полистирол образуется при полимеризации стирола:


Он может быть получен в виде прозрачной стеклообразной массы.

Применяется как органическое стекло, для изготовления промышленных товаров (пуговиц, гребней и т.п.).

Искусственный каучук

Отсутствие в нашей стране природного каучука вызвало необходимость в разработке искусственного метода получения этого важнейшего материала. Советскими химиками был найден и впервые в мире осуществлён (1928-1930) в промышленном маштабе способ получения синтетического каучука.

Исходным материалом для производства синтетического каучука служит непредельный углеводород бутадиен или дивинил, который полимеризуется подобно изопрену.


Исходный бутадиен получают из этилового спирта или бутана, попутного нефтяного газа.

Конденсационные смолы

К конденсационным смолам относят полимеры, получаемые реакцией поликонденсации. Например:

· фенолформальдегидные смолы,

· полиэфирные смолы,

· полиамидные смолы и т.д.

Фенолформальдегидные смолы

Эти высокомолекулярные соединения образуются в результате взаимодействия фенола (С6Н5ОН) с формальдегидом (СН2) в присутствии кислот или щелочей в качестве катализаторов.

Фенолформальдегидные смолы обладают замечательным свойством: при нагревании они вначале размягчаются, а при дальнейшем нагревании затвердевают.

Из этих смол готовят ценные пластмассы – фенолопласты. Смолы смешивают с различными наполнителями (древесной мукой, измельчённой бумагой, асбестом, графитом и т.д.), с пластификаторами, красителями и из полученной массы изготавливают методом горячего прессования различные изделия.

Полиэфирные смолы

Примером таких смол может служить продукт поликонденсации двухосновной ароматической терефталевой кислоты с двухатомным спиртом этиленгликолем.

В результате получается полиэтилентерефталат – полимер, в молекулах которого многократно повторяется группировка сложного эфира.

В нашей стране эту смолу выпускают под названием лавсан (за рубежём – терилен, дакрон).

Из неё изготавливают волокно, напоминающее шерсть, но значительно более прочное, дающее несминаемые ткани.

Лавсан обладает высокой термо-, влаго-, и свтостойкостью, устойчив к действию щелочей, кислот и окислителей.

Полиамидные смолы

Полимеры этого типа являются синтетическими аналогами белков. В их цепях имеются такие же, как в белках, многократно повторяющиеся амидные –СО–NH– группы. В цепях молекул белков они разделены звеном из одного С -атома, в синтетических полиамидах – цепочкой из четырёх и более С -атомов.

Волокна, полученные из синтетических смол, - капрон, энант и анид – по некоторым свойствам значительно превышают натуральный шёлк.

Из них вырабатывают красивые, прочные ткани и трикотаж. В технике используют изготовленные из капрона или анида верёвки, канаты, отличающиеся высокой прочностью. Эти полимеры применяют также в качестве основы автомобильных шин, для изготовления сетей, различных технических изделий.

Капрон является поликонденсатом аминокапроновой кислоты, содержащей цепь из шести атомов углерода:


Энант
– поликонденсат аминоэнантовой кислоты, содержащий цепь из семи атомов углерода.

Анид (найлон и перлон) получается поликонденсацией двухосновной адипиновой кислоты НООС-(СН2)4-СООН и гексаметилендиамина 2-(СН2)6- NН2.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова биологическая роль аминов, их распространение в природе, применение.

2. Каково влияние анилина на окружающую среду?

3. Доведите амфотерность аминоуксусной кислоты.

4. Как можно получить аминоуксусную кислоту из метану?

5. Какова биологическая роль пептидов и белков?

6. Четыре уровня организации белковых молекул.

7. Главные направления применения биотехнологий.

8. Хначение ДНК и РНК.

9. Пути синтеза белков.

10. Процесс полимеризации.

11. Процесс поликонденсации.

12. Общие физическиесвойства полимеров.

13. Отрасли применения полиэтилена.

14. Отличие каучука от резины.

 

Литература

1. Буринська Н.М., Депутат В.М., Сударєва Г.Ф., Чайченко Н.Н. Хімія: Підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів (профільний рівень). – К.: Педагогічна думка, 2010. – 352 с., іл., табл.

2. Величко Л.П. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх начальних закладаів: Академічний рівень. – К.: Освіта, 2011. – 223 с.

3. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.

6. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.

7. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.

8. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

9. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

10. Попель П.П., Крикля Л.С. Хімія: підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів. – К.: ВЦ «Академія», 2010. – 208 с.: іл.

11. Попель П.П., Крикля Л.С. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх навчальних закладаів (академічний рівень). – К.: ВЦ «Академія, 2011. – 352 с.: іл.

12. Попель П.П., Крикля Л.С, Савченко І.О. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх навчальних закладів. – К.: ВЦ «Академія», 2007. – 272 с.

13. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001-2002.

14. Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.

15. Ярошенко О.Г. Хімія: Підручник для 10 класу загальноосвітніх начальних закладів (рівень стандарту, академічний рівень). – К.: Грамота, 2010. – 224 с.: іл.

 

Тема 18: «Химия и жизнь».

 

План:

1. Химия в жизни.

2. Приготовление пищи.

3. Спички.

4. Карандаши.

5. Стекло.

6. Мыла и моющие средства.

7.    Химические средства гигиены и косметики

8. Дезодоранты.

9. Косметчиеские средства.

10. Свеча и электрическая лампочка.

Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия,

изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических

заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не

подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например,

 умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. При

опускании кусочка лимона в стакан горячего чая происходит ослабление

окраски — чай здесь выступает в роли кислотного индикатора, подобного

лакмусу. Аналогичное кислотно-основное взаимодействие проявляется при

смачивании уксусом нарезанной синей капусты. Хозяйки знают, что капуста

при этом розовеет. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой или

гася водой известь, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и

довольно сложные химические реакции.

Приготовление пищи — это тоже химические процессы. Необходимо лишь

отметить, что в любом живом организме в огромных количествах

осуществляются различные химические реакции. Процессы усвоения пищи,

дыхания животного и человека основаны на химических реакциях. В основе

роста маленькой травинки и могучего дерева также лежат химические реакции.

Спички

Высекание искр при ударе камня о кусок пирита FeS2 и поджигание ими

обуглившихся кусков дерева или растительных волокон было способом

получения огня человеком. Для перенесения огня в Древнем Риме использовали

деревянные палочки, обмакнутые в расплав серы.

В современной зажигалке воспламенение горючего производится под действием

искры, получающейся от сгорания мельчайшей частицы «кремня», срезанной

зубчатым колесиком.

Существует несколько разновидностей современных спичек. По назначению

различают спички, зажигающиеся в обычных условиях, влагоупорные

(рассчитанные на зажигание после хранения во влажных условиях, например в

тропиках), ветровые (зажигающиеся на ветру) и др.

Карандаши

Для изготовления рабочей части графитового карандаша готовят смесь графита

и глины с добавкой небольшого количества гидрированного подсолнечного

масла. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель

различной мягкости — чем больше графита, тем более мягкий грифель.

В состав грифелей цветных карандашей входят каолин, тальк, стеарин

(широкому кругу людей он известен как материал для изготовления свечей) и

стеарат кальция (кальциевое мыло).

Стекло

В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого

песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 2—3 %. Особенно

нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах

окрашивает стекло в зеленоватый цвет. Для придания стеклу нерастворимости

в воде в него вводят известь, известняк, мел. Все они характеризуются

одной и той же химической формулой — СаСО3.

 В состав стекла входят оксиды SiO2, Na2O и СаО. Они образуют сложные

соединения — силикаты, которые являются натриевыми и кальциевыми солями

кремниевой кислоты.

В стекло вместо Na2O с успехом можно вводить К2О, а СаО может быть заменен

MgO, PbO, ZnO, BaO. В каждом стекле содержится немного глинозема Аl2О3,

попадающего из стенок стекловаренного сосуда. Иногда его добавляют

специально. Оксид борной кислоты В2О3 делает стекло более устойчивым к

резким температурным изменениям. Свинец сильно увеличивает показатель

преломления стекла. Оксиды щелочных металлов увеличивают растворимость

стекла в воде, поэтому для химической посуды используют стекло с малым их

содержанием. Окраску стекла осуществляют введением в него оксидов

некоторых металлов или образованием коллоидных частиц определенных

элементов.

Хрусталь, хрустальное стекло — это силикатное стекло, содержащее различное

количество оксида свинца. Часто на маркировке изделия указывается

содержание свинца. Чем больше его количество, тем выше качество хрусталя.

Хрусталь характеризуется высокой прозрачностью, хорошим блеском и большой

плотностью.

Кварцевое стекло получают плавлением чистого кварцевого песка или горного

хрусталя, имеющих состав SiO2. Расплавленный кварц обладает высокой

вязкостью и из него трудно удаляются пузырьки воздуха. Поэтому кварцевое

стекло часто легко узнается по заключенным в нем пузырькам. Важнейшим

свойством кварцевого стекла является способность выдерживать любые

температурные скачки.

Пеностекло — пористый материал, представляющий собой стеклянную массу,

пронизанную многочисленными пустотами. Оно обладает тепло- и

звукоизоляционными свойствами, небольшой плотностью и высокой прочностью,

сравнимой с бетоном. Пеностекло не тонет в воде и потому используется для

изготовления понтонных мостов и спасательных принадлежностей. Однако его

главная область применения — строительство. Пеностекло является

исключительно эффективным материалом для заполнения внутренних и наружных

стен зданий.

При нагревании стекло размягчается и легко вытягивается в тонкие и длинные

нити. Характерным свойством тонких стеклянных нитей является чрезвычайно

высокое удельное сопротивление разрыву. Из нитей изготавливают стекловату,

стекловолокно и стеклоткани.

Мыла и моющие средства

Французским химик Шеврель открыл стеариновую, пальмитиновую и олеиновую

кислоты, как продукты разложения жиров при их омылении водой и щелочами.

Сладкое вещество, полученное Шееле, было Шеврелем названо глицерином.

Сорок лет спустя Бертло установил природу глицерина и объяснил химическое

строение жиров.

В состав различных жиров входят в различных соотношениях пальмитиновая,

стеариновая, олеиновая и другие кислоты.

В производстве мыла давно используют канифоль, которую получают при

переработке живицы хвойных деревьев. Введение канифоли в больших

количествах делает мыло мягким и липким.

Кроме использования мыла в качестве моющего средства оно широко

применяется при отделке тканей, в производстве косметических средств, для

изготовления полировочных составов и водоэмульсионных красок.

Химические средства гигиены и косметики

Слово гигиена происходит от греч. «гигиенос», что означает целебный,

приносящий здоровье, а косметика — от греч., означающее искусство

украшать.

Одним из путей профилактики кариеса является очистка зубов и полоскание

ротовой полости после приема пищи. Это приводит к предотвращению

образования мягкого налета и зубного камня. Имеются сведения, что одним из

древнейших препаратов для чистки зубов была табачная зола.

Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Они имеют

меньшую истирающую способность по сравнению с порошками, более удобны в

применении и характеризуются более высокой эффективностью. Зубные пасты

подразделяются на гигиенические и лечебно-профилактические. Первые

оказывают только очищающее и освежающее действие, а вторые, кроме того,

служат для профилактики заболеваний и способствуют лечению зубов и полости

рта.

Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие,

загустители, пенообразующие. В качестве абразивов чаще всего применяют

химически осажденный мел СаСО3. Установлено, что компоненты зубной пасты

способны влиять на минеральную составляющую зуба и, в частности, на эмаль.

Поэтому в качестве абразивов стали применять фосфаты кальция: СаНРО4,

Са3(РО4)2, Са2Р2О7. Кроме того, в качестве абразивов в различных сортах

паст применяют оксид и гидроксид алюминия, диоксид кремния, силикат

циркония, а также некоторые органические полимерные вещества, например

метилметакрилат натрия. На практике часто используют не одно абразивное

вещество, а их смесь.

Дезодоранты

Дезодоранты — это средства, устраняющие неприятный запах пота. У здоровых

людей на 98—99 % пот состоит из воды. С потом из организма выводятся

продукты метаболизма: мочевина, мочевая кислота, аммиак, некоторые

аминокислоты, жирные кислоты, холестерин, белки, стероидные гормоны и др.

Из минеральных компонентов в состав пота входят ионы натрия, кальция,

магния, меди, марганца, железа, а также хлоридные и иодидные анионы.

Дезодоранты (косметические средства от пота) бывают двух типов. Одни

тормозят разложение выводимых с потом продуктов метаболизма путем

инактивации микроорганизмов или предотвращением окисления продуктов

потовыделения. Действие второй группы дезодорантов основано на частичном

подавлении процессов потовыделения. Такие средства называют

 антиперспиранами. Этими свойствами обладают соли алюминия, цинка,

циркония, свинца, хрома, железа, висмута, а также формальдегид, таннины,

этиловый спирт. На практике из солей в качестве антиперспиранов чаще всего

используют соединения алюминия. Перечисленные вещества взаимодействуют с

компонентами пота, образуя нерастворимые соединения, которые закрывают

каналы потовых желез и тем самым уменьшают потовыделение. В оба типа

дезодорантов вводят отдушки.

Косметические средства

Промышленность выпускает перламутровые губные помады и кремы, а также

шампуни с перламутровыми блесками. Перламутровый эффект в косметических

средствах создается солями висмутила ВiOСl и BiO(NO3) или титанированной

слюдой — перламутровым порошком, содержащим около 40 % ТiO2. Давно

известныжемчужные или испанские белила. Их основным компонентом является

BiO(NO3)2, образующийся при растворении нитрата висмута Bi(NO3)3 в воде. В

косметике эти белила используют для приготовления белого грима.

Для создания специальных косметических средств (гримов) применяют оксид

цинка ZnO, получаемый прокаливанием основного карбоната (ZnOH)2CO3. В

медицине его используют в присыпках (в качестве вяжущего, подсушивающего,

дезинфицирующего средства) и для изготовления мазей.

В состав косметических декоративных пудр входят: тальк, каолин, ZnO, TiO2,

MgCO3, крахмал, цинковые и магниевые соли стеариновой кислоты, а также

органические и неорганические пигменты, в частности Fe2O3. Тальк придает

пудре сыпучесть и скользящий эффект. Его недостатком является способность

впитываться в кожу и придавать жирный блеск.

Каолин обладает высокой укрывистостью и способностью впитывать избыток

жировых выделений кожи. Оксиды цинка и титана обладают хорошей

 укрывистостью. Крахмал придает коже бархатистость, а благодаря стеаратам

цинка и магния пудра хорошо удерживается на коже и делает ее гладкой.

Компактная пудра в отличие от рассыпной содержит связующие добавки:

натрийкарбоксиметилцеллюлозу, высшие жирные кислоты, воски, многоатомные

спирты и их эфиры, минеральные и растительные масла. Они позволяют

получать при прессовании брикеты определенной формы, которые сохраняют

прочность при длительном употреблении.

В быту в качестве дезинфицирующего и отбеливающего средства широко

используют растворы (3, 6, 10 %-ные) пероксида водорода.

Атомарный кислород обладает особенно сильным окислительным свойством.

Благодаря ему растворы пероксида водорода разрушают красящие вещества и

отбеливают ткани из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, шелк, перья,

волосы. Способность пероксида водорода обесцвечивать волосы используют в

косметике.

Иногда для окраски волос применяют соли серебра, меди, никеля, кобальта,

железа. В таком случае крашение волос осуществляют при помощи двух

растворов. Один из них содержит соли данных металлов: нитраты, цитраты,

сульфаты или хлориды, а второй — восстановители: пирогаллол, таннин и др.

При смешении этих растворов ионы металлов восстанавливаются до атомов,

которые и осаждаются на поверхности волос.

Наиболее распространенный лак для ногтей представляет раствор

нитроцеллюлозы в органических растворителях. Нитроцеллюлозу получают

нитрованием целлюлозы (хлопковой или древесной) смесью азотной и серной

кислот. В качестве растворителей используют амиловый эфир уксусной

кислоты, ацетон, различные спирты, этиловый эфир, а также их смеси. В лак

добавляют пластификаторы — касторовое масло или другие экстракты, которые

препятствуют обезжириванию ногтей и предохраняют их от ломкости.

Свеча и электрическая лампочка

Сальные свечи готовили из вытопленного сала, которое затем очищали

механически (процеживанием через ткань) или химически (глиноземом или

дубильными веществами) и обесцвечивали так же, как и воск. При горении

сальные свечи сильно коптили.

Спермацет для спермацетных свечей извлекали из полостей, находящихся в

голове китов. Он освобождался от сопутствующих жидких масел выжиманием

холодным или горячим прессованием. Если была необходимость, то проводилась

очистка посредством мыльного щелока. Свечи, изготовленные из спермацета,

отличались белизной и полупрозрачностью. При горении со временем оплывали.

Парафиновые свечи вначале были довольно дорогими, так как парафин

извлекали при перегонке дегтя растительных веществ. Затем в Англии его

начали добывать из торфа. Современные свечи состоят из смеси парафина и

церезина.

Лампочка состоит из стеклянного баллона, в который введены держатели

спирали, и из самой спирали. Спираль изготовлена из вольфрама — одного из

наиболее тугоплавких металлов. Его температура плавления равна 3410 °С.

Кроме высокой тугоплавкости, вольфрам обладает еще одним очень важным

свойством — высокой пластичностью. Держатель изготовлен из молибдена —

элемента-аналога вольфрама. Важнейшим свойством молибдена является малый

коэффициент линейного расширения. При нагревании он увеличивается в

размере так же, как и стекло. Поскольку при нагревании и охлаждении

молибден и стекло изменяют размеры синхронно, последнее не трескается и

потому не нарушается герметизация.

 

Контрольные вопросы:

1. Инструкция по безопасности с бытовыми химикатами.

2. Маркировка химикатов.

3. Определение групп товаров бытовой химии.

4. Значение химических препаратов в быту.

5. Правила утилизации бытовых химикатов.

 

 

Литература

1. Буринська Н.М., Депутат В.М., Сударєва Г.Ф., Чайченко Н.Н. Хімія: Підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів (профільний рівень). – К.: Педагогічна думка, 2010. – 352 с., іл., табл.

2. Величко Л.П. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх начальних закладаів: Академічний рівень. – К.: Освіта, 2011. – 223 с.

3. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.

6. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.

7. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.

8. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

9. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

10. Попель П.П., Крикля Л.С. Хімія: підручник для 10 класу загальноосвітніх навчальних закладів. – К.: ВЦ «Академія», 2010. – 208 с.: іл.

11. Попель П.П., Крикля Л.С. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх навчальних закладаів (академічний рівень). – К.: ВЦ «Академія, 2011. – 352 с.: іл.

12. Попель П.П., Крикля Л.С, Савченко І.О. Хімія: підручник для 11 класу загальноосвітніх навчальних закладів. – К.: ВЦ «Академія», 2007. – 272 с.

13. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001-2002.

14. Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.

15. Ярошенко О.Г. Хімія: Підручник для 10 класу загальноосвітніх начальних закладів (рівень стандарту, академічний рівень). – К.: Грамота, 2010. – 224 с.: іл.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.22 с.)