Тема 1. Патопсихология как раздел клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Патопсихология как раздел клинической психологии



Шувалов, Ю.Н.

Методические указания студентам по дисциплине: «Патопсихология» (рабочая тетрадь) / Ю.Н.Шувалов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2013 – 45с.

 

В пособии представлены задания к практическим и самостоятельным видам работ студентов, которые раскрывают вопросы действия практического психолога в ходе работы муниципального образовательного учреждения специального типа. Предназначено для студентов факультета психологии, по специальности 050716.65 «Специальная психология» с доп. специальностью 050715.65 «Логопедия»

ББК 75-3р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология». Он относится к дисциплинам предметной подготовки и строится на основе целого ряда дисциплин, изученных ранее. Большое значение для успешного изучения студентами дисциплины «Патопсихология» имеет актуализация содержания понятий «возрастная норма» и «индивидуальная норма», «нормальное развитие психики», «аномальное развитие психики», «патологическое развитие психики».

В программе курса представлены основные виды патологических нарушений психических процессов и личности детей и взрослых, рассмотрены принципы и методы проведения патопсихологического исследования, особенности составления патопсихологического заключения.

Основной целью курса является ознакомление студентов с основными причинами и проявлениями нарушений психики в детском и подростковом возрасте.

Задачи:

· ознакомление студентов с организацией и содержанием работы патопсихолога;

· ознакомление студентов с различными научными теоретическими и практическими концепциями в истории психологии, изучающих проблему соотношения распада и развития психики;

· патопсихологическое изучение детей и подростков, овладение студентами теоретическими и практическими сведениями о норме и патологии развития детей и подростков;

· изучение принципов построения патопсихологического исследования;

· овладение студентами методами патопсихологии (эксперимент, наблюдение, беседа с больными) и экспериментально-патопсихологические методиками, выявляющими нарушение психических процессов и состояний;

· изучение нарушений психических процессов и личности при психических заболеваниях.

                

Студенты должны знать: предмет и задачи патопсихологии; экспериментально-психологические методики исследования нарушений психических процессов и состояний; основные научные теоретические и практические концепции, изучающие проблему соотношения распада и развития психики; патогенез основных нарушений психики в детском и подростковом возрасте.

Студенты должны уметь: проводить патопсихологический эксперимент; выявить нарушения психических процессов и состояний; установить причину их возникновения, условия патогенеза; составить патопсихологическое заключение; спрогнозировать возможные пути коррекции и профилактики при нарушении психических процессов и состояний.

Студенты должны владеть: основными патопсихологическими методиками.

Ключевые понятия курса: предмет и объект патопсихологии, патопсихологическое обследование, патопсихологическое заключение, патопсихологический эксперимент, внутренняя картина болезни, клиника болезни, психическая травма, структура патопсихологического синдрома при нарушении психики, симптом, депривация, идентичность, симбиоз, невроз, фобии, навязчивости, патогенез при нарушении психических процессов и состояний - шизофрении, олигофрении, деменции, диффузных органических поражениях головного мозга, аффективных расстройствах, эпилепсии, истерии, реактивных психозах, психопатиях, акцентуациях, ПТСР, депрессии, суициде

 

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины: «Патопсихология»

Название темы

Количество часов

лекции ПЗ лаб. СРС Всего
1. Предмет и задачи патопсихологии. 4 2   4 10
2. Патопсихологическое исследование. 4 2 2 8 16
3. Методы патопсихологии 2 2 - 8 12
4. Экспериментальные методики патопсихологии 4 2 2 18 26
5. Патопсихология познавательной деятельности и личности. 8 4 - 8 20
6. Нарушения психических процессов и личности при психических заболеваниях. Шизофрения 2 2 - 6 10
7. Нарушения психических процессов и личности при психических забо- леваниях. Эпилепсия 2 2 - 4 8
8. Нарушения психической деятельности при органических поражениях ЦНС разного генеза. 2 2 - 4 8
9. Пограничные состояния 2 2 - 4 8
10. Патопсихологическое изучение детей и подростков 6 2 2 10 20
11. Организация и содержание работы патопсихолога 2 - - 2 4

ИТОГО:

38 22 6 76 142

Рекомендуемая литература

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособ. для студ.вузов/В.В.Лебединский.-5-е изд., стер.-М:Академия, 2008.- 144 с.
Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности/Л.С.Цветкова.-2-е изд., испр.- М: Московский психолого-социальный ин-т, 2008.- 424 с.
Зейгарник, Б. В. Патопсихология: Учебник / Б.В. Зейгарник.– М.: ЭКСМО, 2010.- 368 с.
Клиническая психология: Хрестоматия /Сост. Н.Тарабрина.-СПб:Питер,2004.-352с.-(Хрестоматия по психологии).
Бизюк А.П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., Речь, 2010.
Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология/ В.М. Блейхер.- М.: МОДЭК, 2009.- 460 с.
Яньшин, П.В. Клиническая психодиагностика личности / П.В. Яньшин.- Спб.: Речь, 2007. – 320 с.
Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф.- Прайм-Еврознак, 2007.- 354 с.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2008.
Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., Медицина 1987.
Психиатрия и наркология: Учебное пособие для студентов. /Под ред. Менделевича. – М., Академия, 2005.
Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая психология. - М., Академия, 2007.
Клиническая психология: Хрестоматия /Сост. Н.Тарабрина.-СПб:Питер,2004.-352с.-(Хрестоматия по психологии).

Задания к теме 1

1.1. Дайте характеристику патопсихологии и ее отличительные черты от психопатологии.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Перечислить задачи, которые решает патопсихолог.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. В каком значении использовала термин «патопсихология» Б.В.Зейгарник?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Дайте краткую характеристику жизни и деятельности В.М. Бехтерева.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Раскройте сущность работ Л.С. Выготского для патопсихологии.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Раскройте понятие «нормы» со стороны статистического подхода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7. Дайте характеристику критериям нормального развития ребенка (по Л. Пожару).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.8. Перечислить критерии психического здоровья человека (по ВОЗ).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.9. Раскройте сущность понятия «патология».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется теоретический раздел психиатрии, изучающий признаки психических заболеваний, их динамику, симптоматические и синдромоголические предпосылки постановки психиатрического диагноза и пользующийся для решения своих информационных задач психологический семиотикой?

2. Для какой науки типичен клинико-описательный метод?

3. Какие задачи относится к спектру прикладных задач патопсихологии?

4. Кому принадлежит приоритет использования в психиатрии ассоциативного эксперимента? 

5. Кто первый в России открыл в психиатрической клинике кабинет, предназначенный для экспериментальных психологических исследований?

6. Кому принадлежит введение термина «патологическая психология»?

7. Кому принадлежит введение понятия «клиническая психология»?

8. Кто из отечественных психологов был инициатором создания журнала «невропатология и психиатрия»?

9. Кому принадлежит организация «Психоневрологического института» в России?

10. В каком году А.Ф. Лазурским был предложен метод естественного эксперимента?

11.  Кому принадлежит мнение, что психическая болезнь изменяет и разрушает сложившуюся систему отношений, а нарушение в системе отношений личности, в свою очередь, могут привести к болезни?

12. Кто первый ввел в область детской психологии исторический принцип, реализованный в дальнейшем в культурно-историческую концепцию развития психики?

13. Кто считается основоположников отечественной нейропсихологии? 

14. Как называется подход в определении НОРМЫ психики, построенный на традиционном противопоставлении нормы и не вызывающим разногласий формам психической патологии?

15. Можно ли считать, что НОРМА и ЗДОРОВЬЕ это совпадающие категории?

16. Кому принадлежит описание переходных ступеней здоровья?

17. Как называется наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека и животных? 

18.  Как называется знание причин болезни, вызывающих какое-либо состояние в самостоятельную нозологическую форму?

19. В какой по счету Международной классификации болезней понятие «психическая болезнь» заменено на термин «психическое расстройство»?

20. Как называется исход психического расстройства, при котором никаких признаков или симптомов расстройства уже нет, но при этом сохраняется открытый вопрос - не появится ли расстройство снова?

 

 

Задания к теме 2-3

2.1. Перечислить основные принципы патопсихологического исследования.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Описать технологию проведения патопсихологического исследования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Дать общую схему составления патопсихологического заключения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Перечислить основные обязанности патопсихолога.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Раскройте сущность патопсихологического эксперимента.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6. Дайте характеристику тестам как специфического измерительного инструмента.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.7. Раскройте сущность проективных методик.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Какой принцип патопсихологических исследований позволяет решать психокоррекционные и реабилитационные задачи?

2. Из скольких этапов состоит экспериментально-психологическое исследование? 

3. Кому принадлежит высказывание, что «подобно тому, как нет, и не может быть стереотипного построения исследования, стереотипного подбора методик, не может быть и стандарта в составлении заключения»?

4. Могут ли в детских психиатрических отделениях на должности патопсихологов быть зачислены дефектологи?

5. Как называется метод патопсихологии, в рамках которого создаются или моделируются искусственные условия, провоцирующие человека на выражение качеств и особенностей психической деятельности, недоступных для наблюдателя в обычных условиях?

  1. Как называются специфические измерительные инструменты, отличающиеся высоким уровнем стандартизации предшествующей инструкции, предъявляемого стимульного материала, времени предъявления, регламентированностью количественной обработки и интерпретации результатов?
  2. Кто является главным «заказчиком» диагностически полезной информации?

 

Задания к теме 4

4.1. Раскройте суть методики Джекобсона по изучению особенностей кратковременной памяти.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Раскройте суть методики зрительной памяти А.Л. Бентона и дайте примеры ошибок при тяжелой патологии мозга.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. Раскройте суть методики «Сравнение понятий», предложенной В.М. Бехтеревым

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4. Составьте патопсихологическое заключение, использую методику определения личностных состояний А.Т. Джерсайлда.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Раскройте сущность метода пиктограмм.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Раскройте сущность методики «Классификация предметов».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Кто предложил методику запоминания 10 простых слов?

2. Кто разработчик методики исследования зрительной памяти?

3. С какого возраста можно применять методику «Исключение предметов»?

4. Кто является автором методики «Сравнение понятий» и «Понимание силлогизмов»?

5. Кто является автором методики определения нервно-психического напряжения?

6. Кто является разработчиком метода пиктограмм и его использование в патопсихологии?

7. В каком году Куртом Гольдштейном была разработана методика «Классификация предметов» для исследования больных с афатическими расстройствами?

 

Задания к теме 5.1. Нарушения восприятия

5.1.1.Дайте клиническое описание «Гипестезии».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.1.2. Дайте клиническое описание «Парастезии».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.1.3. Дайте клиническое описание «Соматоагнозии».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.1.4. Дайте характеристику симптома «deja vu»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется полная утрата чувствительности, даже при значительных по силе раздражениях? 

2. Как называется результат нарушения мотивационного компонента восприятия, часто наблюдающейся при поражении лобных долей полушария головного мозга? 

3. Как называется восприятие, при котором возникающие и вынесенные вовне образы и представления не имеют под собой реального внешнего раздражителя?

4. Кому принадлежит приоритет в описании псевдогаллюцинаций?

5. Как называется искажение формы, величины окружающих предметов?

6. Как называется разновидность дереализации, симптомом которой является «уже виденное»? 

7. Кем была предложена типология деперсонализованных феноменов у детей?

8. Как называется ошибочное, ложное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений?

 

Задания к теме 5.2. Нарушение памяти

5.2.1. Дайте характеристику нарушения избирательности мнемической деятельности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.2.2. В чем сущность термина «Гипомнезия»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.3. Дайте характеристику «Ретроградной амнезии».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.4. Раскройте симптомы «Гипермнезии».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.5. Раскройте сущность «конфабуляции» (по С.С. Корсакову – «Галлюцинации памяти»).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2.6. В чем сущность «Криптомнезии»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено нарушение перехода информации из кратковременной памяти в долговременную? 

2. Каким термином обозначается ослабление памяти, ухудшения способности к запоминанию или точному воспроизведению информации?

3. Как называется утрата способности запоминать новую информацию, забывать текущие события, собственные состояния, переживания и ощущения?

4. Какому типу парамнезий относится расстройство, при котором происходит присвоение воспоминаний?

5. Какому типу парамнезий присущ феномен «deja vu» (уже виденного, уже слушаемого, уже обдуманного)? 

 

 

Задания к теме 5.3. Нарушения мышления

5.3.1. Дайте характеристику нарушений операционной стороны мышления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.2. Дайте характеристику «Ментизма» и укажите при каких заболеваниях оно проявляется.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.3. Опишите симптомы «Шперрунга» и отметьте, для каких болезней он типичен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.3.4.Опишите симптомы резонёрства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.5. Дайте характеристику разорванности речи и«Вербигерации».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.6. С чем сущность символического мышления и когда оно наблюдается?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.7.Опишите симптомы бреда.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.8. Дайте характеристику разноплановости мышления в трактовке Б.Ф.Зейгарник.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3.9. Дайте характеристику нарушения критичности мышления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Как называется нарушение операционной стороны мышления, при котором происходит снижение уровня обобщенности, доминирование непосредственных, конкретных представлений о предметах и явлениях, недостаточный уровень абстрагирования?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.12 с.)