Соотношение различных психических заболеваний ( гипотезы ): 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение различных психических заболеваний ( гипотезы ):



Важные моменты:

1) область психологии, а не медицины

2) Психолог должен хорошо знать норму

 

Теоретическая основа - фундаментальные положения общей психологии.

 

Патопсихология это смежная дисциплина, которая связана с медициной, психиатрия, нужно четко разделять патопсихологию и психопатологию!! Объекты близки, но сами они разные.

Психопатология - раздел психиатрии, отрасль медицины, описание признаком психических заболеваний (патогенез), выяснет причину заболеваний (их этиология), изучает критерии прогноза болезни, лечение и профилактика псих заболеваний.

 

Патопсихолог исследует и анализирует те компоненты псих деятельности выпадение которых является причиной наблюдаемой в клинике симптоматики, т.е. исследует механизмы нарушений.

 

Гипотеза Лурия - Полякова, выделяют 4 уровня нарушения и функционирования ЦНС:

1) Патобиологический (низший)

2) Физиологический

3) Пато-нейропсихологический

4) Психопатологический (высший)

Главный метод психиатрии - клиникоописательный метод, а патопсихологии - экспериментальнопсихологический метод

 

Бехтерев выделил патологическую психологию и включил ее в ряд отраслей объективной психологии.

 Эмпирические исследования аномального состояния психики - конец 19в.

Франц психиатры и психологи Т. Рибо и И. Тэн - основатели клинической психологии.

Рибо основывается на идеях Спенсера и Джексона ("закон обратного развития псих.функций")

Тэн обращал внимание на аномальные состояния психики. Болезнь - самый надежный, но медленный, иногда ускоряемый с помощью наркотиков.

 

Шарко и гипноз

 

Метод изучения исключительных случаев - Альфред Бине (драматурги, шахматисты, счетчики, интеллект ребенка(так как он неразвившейся, ненормальный))

 

Эббингауз - идея о количественном изучении памяти, экспериментальные методы

 

Э. Кребелин настаивал на применении экспериментальных методов

 

Зигмунд Фрейд - метод свободных ассоциаций, которые интерпретируются. 

 

Русские психиатры

Бехтерев

Общение с Вундтом и Шарко, активно практиковал гипноз и агитировал этот метод. 1885 год первая лаборатория, где проводились эксперименты, при психологической клинике Казанского университета.

 

В.Ф. Чиж в городе Тарту, организовал психологические эксперименты, проводили опыты на себе.

 

Кандинский, страдал псих расстройством, которое привело его к суициду, книга "о псевдогаллюцинациях".

 

Сергей Сергеевич Корсаков, организовал вторую лабораторию на базе психиатрической клиники МГУ. Первый директор Такарский О.О. Также этой лабораторией заведовал Бернштейн. Начал работу по психологической диагностике душевных заболеваний, был приверженцем нозологического направления, классификация душевных болезней, каждому психологическому расстройству соответствует своя психологическая картина. Первые тесты на русском языке: "эксперементально-психологические тесты Бернштейна". Диагностировалось восприятие, понимание сюжетных картинок и т.д.

 

Рыбаков - первый в России сборник психологических методик.

 

1) Использование комплекса методик

2) Качественный анализ расстройств психики

3) Личностный подход

4) Соотнесение результатов исследования с данными полученными на здоровых лицах

 

1914 год - психологический институт при МГУ

 

Феноменология нарушений псих деятельности при различных псих заболеваний

Прогрессивный паралич, последняя стадия сифилиса мозга

 

Психиатрия:

1) Большая (психозы)

2) Малая (пограничная клиника)

 

Эндогенные расстройства - (внутренние) психическое расстройство состояние вызванное внутренними причинами.

 

Экзогенные расстройства - в следствии поражения головного мозга

 

Психогенные расстройства - ответ на какое то психотравмирующее событие в жизни

 

Основные заболевания:

 

Шизофрения (50% больных). Эйген Блейлер первым предложил это название.

Симптомы: нарушение восприятия (галлюцинаторное поведение, слуховые галлюцинации, изменение обоняния, кинестетические галлюцинации), нарушение эмоций (низкая мотивация), расстройства мышления (нарушение логики, искажение ассоциативного процесса, бредовые идеи). Не дифференцируют что реально, что нет, не считаю свое состояние критическим. Часто нет причины связи между жизненными ситуациями и болезнью, есть провоцирующие факторы. Острое состояние часто купируется. Более 50% больных заболевают в возрасте до 30 лет (м. 17-23, ж. 20-25). Премарбит - доболезненные особенности личности. У 30% нет особенностей характера перед болезнью.

Благоприятное начало:

Острое начало, высокий интеллект, провоцирующие факторы, благоприятная семейная жизнь, у женщин легче протекает болезнь, внешние вредности.

  Неблагпориятный прогноз при болезни:

При дебюте заболевания в раннем возрасте, низкий интеллект, если в премарбите есть шизойдные черты, при наследственной отягащенности, при телесных и слуховых галлюцинациях, эндокринные заболевания и туберкулез, умственное и физическое перецтомление, при беременности или послеродовый психоз.

2 главные формы шизофрении:

Больные с преобладанием продуктивной(позитивной) симптоматики.

Продуктивная симптоматика - психоз, когда ечть что то продуктивное: голоса, подозрительность, враждебность, когда что то добавчлется в психику больного

Негативная симптоматика - утрачиваются эмоц. реакции, общая недостаточность мотивации, аутизация, снижение энергетического потенциала.

 

Паранойдный тип шизофрении (лечение более эффективно)

Простой тип шизофрении (уменьшенный мозжечок, кора)

У половины больных остаются остаточные явления и есть вероятность повтора болезни. Возможно полное выздоровление, также улучшение, с возрастом также может улучшаться.

Предсмертная ремиссия - случай, когда человек, находящийся в состоянии "овоща", перед смертью поблагодарил доктора, который за ним все время ухаживал.

 

Варианты возникновения шизофрении:

Генетическая теория расстройства (пропорциональное усиление или ослабление заболевания). Если никто не болел 1%, вторая степень родства - 2%, 1-ая степень родства - 30%, оба родителя - 50%, гомозиготные близнецы - 50%, гетерозеготные - 15%. Инфекция может быть получена в раннем детстве и долго сохраняться в латентном состоянии.

 

Экологическая гипотеза - местные факторы среды (зараженная еда, вода, воздух и т.д.)

 

Конституциональная концепция - шизойдная конституция (высокий астеник)

 

Биохимическая - нарушение обмена дофамина.

 

Ритмологические теории - Шизфореники часто рожаются с конца ноября по начало марта.

 

Нейрогенетическая концепция - шизофрения это болезнь хвостатого ядра

 

Нарушение развития созревания мозга в результате аномальной передачи сигналов мозга между разными отделами мозга.

 

Психоаналитическая концепция - эмоциональная холодность матери к ребенку.

 

Шизофреники это люди из прошлого или будущего

Аффективные расстройства настроения - настроение, которое выглядит как психоз и нарушает адаптацию. Биполярные - хорошее настренеие, маниакально депрессивный психоз, депрессивный синдром. Монополярные - время от времени возникают депрессивные синдромы и маниакальные психозы. Вероятность депрессивного синдрома у женщин 20%, у мужчин 10%, биполярное у мужчин и женщин - 1%. Часто которые принадлежат к высоким соц слоям, 50% больных имеют одного родителя с расстройством

 

Биполярное расстройство - псих болезнь, проявляющаяся повторными тяжелыми нарушениями эмоциональной сферы и настроения, при котором длительные приступы немотивированной перемежаются с периодами подъема настроения, повышенной энергичности и активности. Выздоровление между эпизодами полное! Маниакальные эпизоды от 2 нед до 4 месяцев, депрессия до 6 месяцев. 1 эпизод может быть в любом возрасте.

 

Основные симптомы депрессий и маний:

Депрессивное настроение, снижение интересов, активности, влечения, сосредоточенность на своем состоянии, снижение самооценки, бессонница, суицидальные мысли, чувство безнадежности и страха, суицидальные дествия и расширенные суициды (убил семью а потом себя), потер веса, бред

 

Основные симптомы маниакального эпизода:

Маниакальное настроение, нет нужды во сне, ощущения величия, расторможенность, импульсивность, неустойчивость внимания, речевая активность, скачка идей (с одной темы перескок на другую), нарушение логики, бред.

 

Гиппомания - промежуточное состояние без бреда и галлюцинаций, нормальная активность, подъем настроения небольшой.

 

Эпилепсия - хроническое заболевание нервной системы, характеризующееся разнообразными пароксизмальными(возбуждение, раздражение) расстройствами, а также типичным изменением личности и когнитивной сферы. На отдаленных этапах болезни могут возникнуть психозы. Может быть успешно вылечено. Более половины заболевают в возрасте до 15 лет. Распространенность - 5-10 случаев на тысячу. Есть семейная предрасположенность. Параксизмы судорожные - большой судорожный припадок с последующей амнезией этого припадка. Малые приступы(абсанс) - короткие периоды потери сознания.

Опасность данных приступов: отмирание клеток головного мозга.

Возможны бессудорожные расстройства, сумеречное расстройство сознания (человек находиться в прострации, то что он делает амнезируется). В 50-60% случаев есть эффект "ауры", которое предшествует приступу.

 "С Библией в руках, с камнем за пазухой". Эпилепсия - расстройство органического генеза.

Основные виды экспертиз:

Военная экспертиза (ВВК)

Направляют тех, кто состоял на учете у психиатра или у кого были психические проблемы. Также может попасть тот, кто ведет себя не совсем адекватно во время медкомиссии.

Основные задачи психолога: вопрос о степени и особенностях умственного недоразвития; дифференциальная диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы, в некоторых случаях очень сложная.

Судебно-психиатрическая экспертиза

(психолог работающий в больнице не проводит судебно-психологических экспертиз; Судебно-психологические экспертизы проводятся относительно психически здоровых лиц) Психологи, которые проводят судебно-психиатрическую экспертизу должны иметь статус эксперта (человек должен иметь высшее психологическое образование, спец подготовка по судебной психологии и аттестацию как эксперт. Он является гос служащим). Принимает участие в проведении комплексных психолого-психиатрические экспертизы. Производятся для лиц с психическими отклонениями. Вопросы ставятся отдельно (по постановлению судьи или следователя). Находился ли подэкспертный в состоянии физиологического аффекта? (исключительное состояние, когда может быть сужено сознание, фрагментарное восприятие, у здорового человека). Определение несовершеннолетних обвиняемых с психическими отставаниями руководить своими действиями и осознавать их характер (интересует соответствие психологического возраста, психолог не может определить с точностью до месяца, может определить период психического развития). Определение психологического состояния лица в период непосредственно предшествующей смерти доведение до суицида). Учитывается возможность симулятивного и дисимулятивного поведения.

Трудовая (медико-социальная) экспертиза.

Основные задачи: установление группы инвалидности.

Нарушение может быть стойким и временным. Установление структуры дефекта и установление соотношения дефекта с охранными сторонами психической деятельности. Соотнесение полученных результатов с требованиями профессии. Выявление степени выявленных расстройств. Могут быть эффекты симуляции, случаи агровации, явления дисимуляции. Псих больные некритичны, переоценивают свои возможности, реже недооценивают (чаще у соматических). Трудоспособность зависит от состояния больного, его установка на труд, критичность к своему состоянию. Наличие определенной регуляции и контролю собственной деятельности.

 

Исследование развития аномального ребенка и выбор путей его обучения (психолого-педагогическая экспертиза)

Задачи психолога: участие в решении дифференциально-диагностических задач, связанные с определением интеллектуального развития, диагностика нарушения поведения, либо оба параметра вместе. Данные сопоставляются с параметрами нормального развития ребенка того же возраста, это сравнение позволяет оценить характер умственного развития, степень недоразвития, чем оно обусловлено, обязательно надо сделать прогноз обучаемости и рекомендовать пути обучения (где он может обучаться). Обязательно использование эксперимента по типу обучающего характера! Исследование детей с нарушением поведения; Причины: ребенка неправильно воспитывали, акцентуация характера, пубертатный крис. Психолог должен дифференцировать. Психолог помогает в виде выборе лечебных и коррекционных воздействий. Консультирование родителей. Исследование недостаточно изученных психических расстройств. Объектом изучения могут быть исключительные случаи, которые редко встречаются в группе. Участие в профилактической, реабилитационной и психокоррекционной работе.

3 этапа профилактики:

первичная профилактика (внедрение здорового образа жизни, культуры, со здоровыми людьми) - распространение психологических знаний, выступления в прессе, на телевидение, общение с родителями,, психокоррекционная работа - психолог учит справляться с повседневными трудностями и конфликтами (здоровых людей), консультирование

Вторичная - работа с группой риска населения по психическим заболеваниям, по пограничным расстройствам, по алкоголизму и наркомании.

Третичная - помощь переболевшим людям в целях предупреждения декомпенсации и инвалидизации.

 

Реабилитация - широкая система мер, в которую входят фармокобиологические средства (медикаментозное лечение), психосоциальные методы лечения, мероприятия направленные на социальное окружение больных (соц работник). Форма организации работы - реабилитационна бригада, которой руководит врач, с которым сотрудничает психолог и соц работник. Создание благоприятной терапевтической среды в больнице. Исследование взаимоотношений больных в семье.

 

(Госпитализм - люди, которые долгое время находится в условиях больничного заключения)

 

  Первичной формой деятельности патопсихолога является психологическая диагностика.

Методы:

1) Психологический анамнез. История больного. Иногда требуется его дополнять. Отличается от медицинского (совокупность сведений которые собираются у больного для установления сведений и постановки диагноза). Отличие от ананмнеза врача: задача психологического анамнеза является получение от больного сведений для оценки его личности, его отношения к самому себе, оценки отношений к собственной болезни. Направлен на то, чтобы выявить какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как болезнь сказывается на нем (Внутрення Картина Болезни). Внешне сходны псих и мед анамнез. Функция интервью еще и психотерапевтическая. Психологический анамнез делится на анамнез болезни и ананмнез жизни. Анамнез болезни - распрос о влиянии болезни на различные стороны жизни больного, выслушивание жалоб. Как и каким образом жалобы предъявляются. Психолог не ограничивает больного, с целью эмоционального отреагирования (40 минут максимум). Следует выяснить после жалоб, как влияет болезнь на трудоспособность, на учебу. Следующая сфера - сфера семейных отношений, уоторая также может меняться под воздействием болезни. Психологический анамнез жизни: перенесенные в прошлом болезни и реакция на них. Профессиональный путь. Семья и взаимоотношения в семье (семейная ситуация). Отношения с непосредственным окружением вне семьи. Наиболее тяжелые события в жизни и реакция на них. Вредные привычки также важно. Способы сбора: свободные непринужденные беседы с больным; формализованная карта - схема, которая заполняется больным; формализованная карта - схема, которую заполняет сам психолог, во время беседы с больным; свободная непринужденная беседа с последующим заполнением карты - схемы и составлением записи, обобщающей информации. Субъектиный (со слов испытуемого и объективный (распрос о больном других лиц, которые хорошо знают больного и обстоятельства его заболевания) психологический анамнез. Психологический катамнез - повторное собирание сведений о больном через определенный промежуток времени. Эти сведения позволяют подтвердить или опровергнуть правильности установленного диагноза и различают ближайший катамнез - через несколько дней или недель сбор сведений, и отдаленный катамнез - через годы.

2) Анализ истории болезни

3) Наблюдение - изучение явления в тех условиях, при которых оно возникает вне зависимости от нашего вмешательства, в силу естественного хода вещей. Поведение больного, эмоциональное реагирование больного. Ситуации наблюдения больного: осмотр больного другими специалистами, общение с близкими в комнате встреч, как наблюдает за другими больными. 2 основных показателя: психическое состояние больного и особенности его личности. Наблюдение начинается при первом контакте. Важно наблюдать за вегетативными реакциями. 2 основных способа регистрации наблюдения: записывать свободным текстом или специальные карты схемы

4) Стандартизированные методы исследования: интеллектуальные тесты и различные опросники

5) Проективные методы исследования

6) Патопсихологический эксперимент относится к методам анализа единичного случая, в этом методе пересекаются естественный и лабораторный эксперименты. Для патопсихологического эксперимента характерно сочетание ориентировки психолога на специфику индивидуального случая и на нормативные показатели. Принципы построения патопсихологическогоэксперимента: основной принцип - принцип моделирования обычной психической деятельности. Задания которые дает психолог - модели психической деятельности которые типичны для обучения, для труда, для общения. Те умственные операции используется и в друг х жизненных ситуациях. Функциональные пробы - задания, которые даются больному. Отличие патопсихологического эксперимента от общего в том, что оно. Принцип учета отношения больного к ситуации исследования. Виды отношения больного к патопсихологическому эксперименту: активный; настороженное; формально - ответственное отношение (больные послушно выполняют требования без личной заинтересованности); пассивное отношение. Отношение негативное или неадекватное (отказ в участии, не следуют инструкции, выполняют все по своему). Принцип системного качественного анализа особенностей протекания психической деятельности больного. Предполагается тщательный анализ процесса работы. Выявленные нарушения должны быть рассмотрены в комплексе с другими результатами. Принцип учета сохранных форм психической деятельности больного.

Помощь больному должна быть дозированной и существует градация форм помощи больному во время патопсихологического исследования: простое переспрашивание; одобрение и стимуляция дальнейших действий; вопрос о том, почему больной что то сделал; наводящие вопросы и критические замечания; подсказка или совет действовать тем или иным способом; демонстрация нужных действий и просьб их повторить; обучение больного тому, как надо выполнять задания (последовательно, поурочно). Правило, по которому выбирают помощь: сначала легкие виды помощи, потом показ и обучение. Второе правило - экспериментатор не должен быть многословным и активным, вмешательство должно быть скупое, редкое, обдуманное. Третье правило - каждое вмешательство экспериментатора вносится в протокол, как и ответные действия и фразы больного. Пятый принцип - использование комплекса экспериментальных приемов. Требование повторных исследований одного и того же партнера, так как выявленное нарушение может быть нестойким. Принцип протоколирования хода исследования. Недопустима свободная беседа и интерпретация результатов эксперимента по памяти экспериментатора. Необходимо вести протоколирование!!! В протокол заносятся основные данные о больном, заносятся жалобы больного, сведения о поведении больного (действия, эмоциональные реакции, суждения). Протокол: слева записи психолога, поцентру его дейсвтия, справа его фразы.

 

Принципы анализа и интерпретации патопсихологического исследования.

Анализ и обобщение фактов которые свидетельствующих об эмоциональном состоянии больного. Следует учитывать роль фармакотерапии (дрожание рук, неусидчивость). Оценивается эмоциональная реактивность, настроение, стабильность нестабильность эмоц реакции, насколько доверителен в контакте, сохранны ли чувства юмора, есть ли чувство дистанции и адекватность поведения и эмоций, зависимость эмоциональных состояний от успеха и неуспеха.

Оценка мотивированности больного в эксперименте. Осознается ли ситуация как экспериментальная или нет? Необходимо обратить внимание на результаты методики самооценки, уровень его самокритичности.

Сопоставительный анализ результатов по разным методикам. Анализируется весь экспериментальный материал, все протоколы и записи. Из разных методик вычленяются данные, характеризующее состояния псих процессов. Выявляются стержневые нарушения псих д-ти. Важно проанализировать как с этим нарушением связано расстройство другой функции. Сравнение отдельные уровни отдельных псих функций.

Квалификация выявленных психических нарушений и формулирование особого патопсихологического синдрома, психологическая квалификация выявленных расстройств и формулирование особого патопсихологического синдрома. Этапы патопсихологического исследования: подготовительный и основной.

Подготовительный этап. Задачу исследования формулирует врач, он направляет больного к психологу. Психолог изучает историю болезни. Врач должен подготовить больного, объяснить задачу и поставить цель.

Основной этап. Проведение медико - психологического исследования, включает: беседа, наблюдение, эксперимент. Первый тип беседы - в узком плане, для сбора псих анализа. Жалобы больного на состояние псих процессов. Второй тип - беседа во время эксперимента.

Проведение патопсихологического обследования после установки благожелательного контакта. Главное чтобы инструкции были понятны больному. Инструкция должны быть четкими. Время работы 1-2 часа

Эксперимент следует проводить с утра в первой половине дня. Анализ и сопоставление данных и после составление заключения.

 

Заключение по данным патопсихологического исследования

Шапка

Написать, исследовался ли раньше больной, и если исследовался, рассказать об этом

Жалобы больного

Описание важно вести не по методикам и не по психическим процессам. Описание и формулировка синдрома, возможно противоречия, которые необходимо объяснить, можно привести пару ярких примеров. В конце пишется резюме, в котором содержится данные о диагнозе которые даются опосредованно через описание структуры нарушения.

 

4 формы заключения:

Форма 0 - самые сложные, по данным нейропсихологического исследования, требуют высокой квалификации. Также заключение для комплексной судебной психологической экспертной комиссии, как перед психологом стоит ряд вопросов. Время выполнения таких заключений - 20-25 часов.

Форма 1- по данным полного психодиагностического исследования и проводится для дифференциальной диагностики уточнения степени и гдубины расстройства и т.д. Время выполнения 9-10 часов

Форма 2 - заключение по данным частичного обследования, когда интересует сенсомоторное, волевая или эмоц сфера (5-6 часов)

Форма 3 - заключение по данным MMPI, с дальнейшей интерпретацией и описанием профиля (3-4часа).

 

Нарушения самосознания

Деперсонализация - нарушение самосознания

Три типа:

1) чувство утраты ранних форм самосознания: чувство утраты активности, единства я. При усилении возникает чувство утраты я и раздвоение. Ощущение того, что ты пустота. Явления соматопсихической деперсонализации (ощущение неправильного функционирования собственного тела и его частей). Встречается при органических заболеваниях мозга, при легкой шизофрении и пограничных состояниях, после тяжелых псих нагрузок. Сочетается с реакциями невротического характера, страхи, депрессии, навязчивые нарушения и изменения личности выражены слабо. Человек склонен к навязчивому самонаблюдению, приходящие приступы или длительные стабильные состояния.

2) наблюдается чувство потери индивидуальности. Собственная измененность сопровождается коммуникативными изменениями, считаю себя чужими среди остальных, не так выражены явления соматопсихической деперсонализации. Встречается при вялотекущей шизофрении, течениенарастающее.

3) психическая анестезия, промежуточное положение между первым и вторым типом, чувство утраты высших эмоций, в начальной стадии или легких формах ощущение эмоц недостаточности, называют себя живыми трупами, может присоединиться соматопсихическая деперсонализация. Наблюдается в депрессивных состояниях эндогенного происхождения, редко при орг заболеваниях и личностных расстройствах. Наблюдается в 15-22 лет. К 30 годам могут редуцироваться, или меньше быть выражены

Деперсонализзация осознается больным как болезненное свойство.

Механизмы бреда основаны на искаженном самовосприятии. Начинает ощущать некоторые темные чувства.

Нарушения восприятия

Восприятие - перцептивная деятельность, характеризующаяся обобщенностью и мотиврованностью.

Гиперстезия - сверхсильные ощущения. Бывает у больных с неврозами (невростения).

Гипостезия - пониженная чувствительность ко всему

Анестизия - ничего. Чувствует

Синестезия - ощущения обнаруживаются в одном из анализаторов, хотя раздражение было в другом

Дисхромотопсия - расстройство цвета

 

Эйдетизм - чувственно яркое представление, способность к сохранению и воспроизведению живого детального образа. Часто наблюдается у творческих людей.

Важные моменты:

1) область психологии, а не медицины

2) Психолог должен хорошо знать норму

 

Теоретическая основа - фундаментальные положения общей психологии.

 

Патопсихология это смежная дисциплина, которая связана с медициной, психиатрия, нужно четко разделять патопсихологию и психопатологию!! Объекты близки, но сами они разные.

Психопатология - раздел психиатрии, отрасль медицины, описание признаком психических заболеваний (патогенез), выяснет причину заболеваний (их этиология), изучает критерии прогноза болезни, лечение и профилактика псих заболеваний.

 

Патопсихолог исследует и анализирует те компоненты псих деятельности выпадение которых является причиной наблюдаемой в клинике симптоматики, т.е. исследует механизмы нарушений.

 

Гипотеза Лурия - Полякова, выделяют 4 уровня нарушения и функционирования ЦНС:

1) Патобиологический (низший)

2) Физиологический

3) Пато-нейропсихологический

4) Психопатологический (высший)

Главный метод психиатрии - клиникоописательный метод, а патопсихологии - экспериментальнопсихологический метод

 

Бехтерев выделил патологическую психологию и включил ее в ряд отраслей объективной психологии.

 Эмпирические исследования аномального состояния психики - конец 19в.

Франц психиатры и психологи Т. Рибо и И. Тэн - основатели клинической психологии.

Рибо основывается на идеях Спенсера и Джексона ("закон обратного развития псих.функций")

Тэн обращал внимание на аномальные состояния психики. Болезнь - самый надежный, но медленный, иногда ускоряемый с помощью наркотиков.

 

Шарко и гипноз

 

Метод изучения исключительных случаев - Альфред Бине (драматурги, шахматисты, счетчики, интеллект ребенка(так как он неразвившейся, ненормальный))

 

Эббингауз - идея о количественном изучении памяти, экспериментальные методы

 

Э. Кребелин настаивал на применении экспериментальных методов

 

Зигмунд Фрейд - метод свободных ассоциаций, которые интерпретируются. 

 

Русские психиатры

Бехтерев

Общение с Вундтом и Шарко, активно практиковал гипноз и агитировал этот метод. 1885 год первая лаборатория, где проводились эксперименты, при психологической клинике Казанского университета.

 

В.Ф. Чиж в городе Тарту, организовал психологические эксперименты, проводили опыты на себе.

 

Кандинский, страдал псих расстройством, которое привело его к суициду, книга "о псевдогаллюцинациях".

 

Сергей Сергеевич Корсаков, организовал вторую лабораторию на базе психиатрической клиники МГУ. Первый директор Такарский О.О. Также этой лабораторией заведовал Бернштейн. Начал работу по психологической диагностике душевных заболеваний, был приверженцем нозологического направления, классификация душевных болезней, каждому психологическому расстройству соответствует своя психологическая картина. Первые тесты на русском языке: "эксперементально-психологические тесты Бернштейна". Диагностировалось восприятие, понимание сюжетных картинок и т.д.

 

Рыбаков - первый в России сборник психологических методик.

 

1) Использование комплекса методик

2) Качественный анализ расстройств психики

3) Личностный подход

4) Соотнесение результатов исследования с данными полученными на здоровых лицах

 

1914 год - психологический институт при МГУ

 

Феноменология нарушений псих деятельности при различных псих заболеваний

Прогрессивный паралич, последняя стадия сифилиса мозга

 

Психиатрия:

1) Большая (психозы)

2) Малая (пограничная клиника)

 

Эндогенные расстройства - (внутренние) психическое расстройство состояние вызванное внутренними причинами.

 

Экзогенные расстройства - в следствии поражения головного мозга

 

Психогенные расстройства - ответ на какое то психотравмирующее событие в жизни

 

Основные заболевания:

 

Шизофрения (50% больных). Эйген Блейлер первым предложил это название.

Симптомы: нарушение восприятия (галлюцинаторное поведение, слуховые галлюцинации, изменение обоняния, кинестетические галлюцинации), нарушение эмоций (низкая мотивация), расстройства мышления (нарушение логики, искажение ассоциативного процесса, бредовые идеи). Не дифференцируют что реально, что нет, не считаю свое состояние критическим. Часто нет причины связи между жизненными ситуациями и болезнью, есть провоцирующие факторы. Острое состояние часто купируется. Более 50% больных заболевают в возрасте до 30 лет (м. 17-23, ж. 20-25). Премарбит - доболезненные особенности личности. У 30% нет особенностей характера перед болезнью.

Благоприятное начало:

Острое начало, высокий интеллект, провоцирующие факторы, благоприятная семейная жизнь, у женщин легче протекает болезнь, внешние вредности.

  Неблагпориятный прогноз при болезни:

При дебюте заболевания в раннем возрасте, низкий интеллект, если в премарбите есть шизойдные черты, при наследственной отягащенности, при телесных и слуховых галлюцинациях, эндокринные заболевания и туберкулез, умственное и физическое перецтомление, при беременности или послеродовый психоз.

2 главные формы шизофрении:

Больные с преобладанием продуктивной(позитивной) симптоматики.

Продуктивная симптоматика - психоз, когда ечть что то продуктивное: голоса, подозрительность, враждебность, когда что то добавчлется в психику больного

Негативная симптоматика - утрачиваются эмоц. реакции, общая недостаточность мотивации, аутизация, снижение энергетического потенциала.

 

Паранойдный тип шизофрении (лечение более эффективно)

Простой тип шизофрении (уменьшенный мозжечок, кора)

У половины больных остаются остаточные явления и есть вероятность повтора болезни. Возможно полное выздоровление, также улучшение, с возрастом также может улучшаться.

Предсмертная ремиссия - случай, когда человек, находящийся в состоянии "овоща", перед смертью поблагодарил доктора, который за ним все время ухаживал.

 

Варианты возникновения шизофрении:

Генетическая теория расстройства (пропорциональное усиление или ослабление заболевания). Если никто не болел 1%, вторая степень родства - 2%, 1-ая степень родства - 30%, оба родителя - 50%, гомозиготные близнецы - 50%, гетерозеготные - 15%. Инфекция может быть получена в раннем детстве и долго сохраняться в латентном состоянии.

 

Экологическая гипотеза - местные факторы среды (зараженная еда, вода, воздух и т.д.)

 

Конституциональная концепция - шизойдная конституция (высокий астеник)

 

Биохимическая - нарушение обмена дофамина.

 

Ритмологические теории - Шизфореники часто рожаются с конца ноября по начало марта.

 

Нейрогенетическая концепция - шизофрения это болезнь хвостатого ядра

 

Нарушение развития созревания мозга в результате аномальной передачи сигналов мозга между разными отделами мозга.

 

Психоаналитическая концепция - эмоциональная холодность матери к ребенку.

 

Шизофреники это люди из прошлого или будущего

Аффективные расстройства настроения - настроение, которое выглядит как психоз и нарушает адаптацию. Биполярные - хорошее настренеие, маниакально депрессивный психоз, депрессивный синдром. Монополярные - время от времени возникают депрессивные синдромы и маниакальные психозы. Вероятность депрессивного синдрома у женщин 20%, у мужчин 10%, биполярное у мужчин и женщин - 1%. Часто которые принадлежат к высоким соц слоям, 50% больных имеют одного родителя с расстройством

 

Биполярное расстройство - псих болезнь, проявляющаяся повторными тяжелыми нарушениями эмоциональной сферы и настроения, при котором длительные приступы немотивированной перемежаются с периодами подъема настроения, повышенной энергичности и активности. Выздоровление между эпизодами полное! Маниакальные эпизоды от 2 нед до 4 месяцев, депрессия до 6 месяцев. 1 эпизод может быть в любом возрасте.

 

Основные симптомы депрессий и маний:

Депрессивное настроение, снижение ин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.189 с.)