Понедельник Вторник   Среда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понедельник Вторник   Среда



География /6                  Литература /7                        Иностранный язык /10

Русский язык /11           Русский язык /11                   Русский язык /11

Физика /9                       Биология /6                            География /6

Математика /11             Иностранный язык /10          Математика /11

Физкультура /5              Математика /11                     Химия /9

----------------------           Физкультура /5                      История /8

42 ------------------------------        ----------------------------

                                              50                                         55

                  Четверг                                         Пятница

               История /8                                    Биология /6

               Математика /11                            Русский язык /11

               Иностранный язык /10                Литература /7

               Химия /9                                       История /8

               Физика /9                                     Труд /4

               Черчение /3                                  Труд /4

                ----------------------------                -----------------------

50 40

  При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.     

   Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы её наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегчённым днём.

  Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

  Оценка школьного расписания.

  Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе должны обязательно учитывать динамику изменения работоспособности и физиологических функций учащихся на протяжении учебного дня и недели. Основная задача рациональной организации учебных занятий заключается в том, чтобы, используя сочетание разнообразных видов деятельности, обеспечить сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне.

  В составлении школьного расписания необходимо учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и они, при правильной организации занятий, снимают утомление, возникшее на предшествующих занятиях. В качестве одного из возможных способов оценки можно использовать ранговую школу трудности, предложенную И.Г.Сивковым в 1975 году.

  Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов первыми и вторыми уроками, а в средних и старших классах – вторыми и третьими, т.е. вводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трёх трудных уроков подряд (например: физика, математика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного направлений с уроками физкультуры, труда, пения, рисования, что даёт учащимся возможность переключиться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение всей недели.

Школу трудности уроков используют и для гигиенической оценки школьного расписания. С этой целью подсчитывают сумму баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузку изображают графически (по оси абсцисс – дни недели, по оси ординат – нагрузка в баллах) и сравнивают её с динамикой недельной работоспособности учащихся. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если получается кривая с одним подъёмом в среду (2) или в четверг (при шестидневной учёбе) или с двумя (1) – во вторник и в пятницу при пятидневке. Расписание оценивается как нерациональное, если наибольшая сумма баллов приходится на начало или конец недели, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. В последние годы осуществлён переход большого числа школ на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для динамики работоспособности детей, т. к. исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота), более продолжительный отдых даёт также возможность активно использовать их для занятий физкультурой и спортом. Однако гигиенисты считают, что недопустимо сокращение учебной недели за счёт увеличения ежедневной нагрузки, т.е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, в связи с большим периодом врабатываемости после двух выходных дней в расписании необходимо
предусмотреть облегчение занятий в понедельник.

  Требования к оборудованию помещений.

 

  Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится её цветная маркировка.

  Запрещается использовать вместо стульев скамейки. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

  Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и её маркировка по ГОСТам «столы ученические» и «стулья ученические»

Номера      мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки стола обращённого к ученику по ГОСТу 4015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 2 3 4 5 6 1000-1150 1150-1300 1300-1450 1450-1600 1600-1750 свыше 1750 460 520 580 640 700 760 Оранжевый Фиолетовый Жёлтый Красный Зелёный голубой 260 300 340 380 420 460

  При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

- между рядами двух местных столов – не менее 60 см;

- между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50-70 см;

- между рядами столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – не менее 100, а при наличии оборотных классов – 120 см;

- от демонстрационного стола до учебной доски не менее 100;

- от первой парты до учебной доски 2,4-2,7 м;

- наибольшая удалённость последнего места учащегося от учебной доски – 860 см;

- высота нижнего края учебной доски над полом 80-90 см;

- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся 2-3 ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6-7 лет.

Схема санитарного обследования детских учреждений.

1. Месторасположение.

2. Содержание территории (теневых навесов, малых архитектурных форм, песочниц, процентное озеленение участка).

3. Вывоз мусора, пищевых отходов.

4. Проектная мощность, списочный состав, фактическая посещаемость групп, наличие круглосуточных групп.

5. Обеспеченность холодной и горячей водой (водоснабжение).

6. Дата и время проведения капитального или текущего ремонта.

7. Санитарное содержание пищеблока:

- использование посуды по назначению;

- наличие разделочных досок, ножей, их применение, маркировка;

- наличие ёмкостей для мытья столов, сырой и готовой продукции, кипячение ветоши;

- состояние холодильного и технологического оборудования;

- проводится ли вентиляция, бракерат пищи, наличие журналов;

- оставляются ли суточные пробы, контрольное блюдо;

- график выдачи пищевых продуктов, его соблюдение;

- наличие амбарного журнала и кладовщика;

- санитарная одежда, маркировка, использование по назначению;

- режим мытья кухонной посуды;

- хранение уборочного инвентаря;

- хранение продуктов.

 

Санитарное содержание групп:

1. Санитарная одежда, маркировка, использование по назначению;

2.Уборочный инвентарь, маркировка, использование;

3. Использование ветоши и ёмкости для мытья посуды;

4. Режим мытья посуды, хранение;

5. Режим мытья игрушек (ёмкость, ветошь);

6. Смена постельного белья, полотенец, использованных салфеток и транспортировка;

7. Соответствие мебели согласно росту и возрасту;

8. Содержание спальни, температура, маркировка постельных принадлежностей;

9. Содержание туалета (уборочный инвентарь, хранение горшков);

10. Режим проветривания;

11. Питьевой режим;

12. Соответствие освещения;

13. Санитарно-техническое состояние группы;

14. Наличие на прачечной оборудования, стиральной машины, центрифуги, котлов;

15. Соблюдение и наличие графика смены белья (журнал);

16. Правила принятия грязного белья (хлопчатобумажные мешки, клеёнчатые мешки), обработка их раствором мыла, маркировка ёмкости, ветошь;

17. Хранение чистого белья;

18.Наличие уборочного инвентаря, маркировка, использование их по назначению.

 

Задача №1.

Укажите район, в котором по результатам оценки гармоничности морфо-функционального состояния детей выявлена наиболее неблагоприятная ситуация.

Число детей (%) Район №1 Район №2 Район №3 P < 0,05
С гармоничным разви-тием С дисгармоничным раз- витием за счёт избытка  массы С дисгармоничным раз- витием за счёт дефици- та массы   65,2     21,5     13,3   64,5     20,3     15,2   69,1     19,6     11,3   1-2 2-3   1-3 1-2 2-3

Задача №2.

Укажите район, состояние здоровья детей в котором является наиболее неблагоприятным.

Число детей (%) Район №1 Район №2 Район №3 P < 0,05
1-й группы здоровья 2-й группы здоровья 3-5й группы здоровья 6,0 45,3 48,7 6,4 43,4 50,2 11,0 39,3 49,7 1-3 2-3 1-3 1-2 2-3

Задача №3.

Укажите район, состояние здоровья детей в котором является наиболее неблагоприятным.

Число детей (%) Район №1 Район №2 Район №3 P < 0,05
1-й группы здоровья 2-й группы здоровья 3-5й группы здоровья 10,6 41,3 48,1 10,4 41,4 49,2 11,0 36,3 52,7   1-3 2-3 1-3 2-3

Задача №4.

Укажите район, в котором по результатам оценки уровня биологического развития детей выявлена наиболее неблагоприятная ситуация.

Число детей (%) Район №1 Район №2 Район №3 P < 0,05
С уровнем биологическо- го развития, соответству- щим возрасту С уровнем биологическо- го развития, опережаю- щим возраст С уровнем биологическо-го развития, отстающим от возраста     70,7     2,3     27,0     66,4     6,9     26,7     66,2     4,0     29,8     1-2 1-3     1-2 2-3     1-3 2-3

 

Задача №5.

Укажите район, в котором по результатам оценки уровня биологического развития детей выявлена наиболее неблагоприятная ситуация.

Число детей (%) Район №1 Район №2 Район №3 P < 0,05
С уровнем биологическо- го развития, соответству- ющим возрасту С уровнем биологическо-го развития, опережаю- щим возраст С уровнем биологическо-го развития, отстающим от возраста     70,7     6,3     24,0     66,4     6,8     26,7     66,2     4,8     29,0     1-2 1-3     1-2 2-3     1-3 2-3

 

Задача №1.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Иванова И. С участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенёс 3 ОРВИ.

 

Задача №2.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Иванова И. С участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено.

Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.

За год, предшествовавший обследованию, перенёс ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху.

Задача №3.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Волкова И. С участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счёт дефицита массы тела.

Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенёс ОРВИ, парагрипп.

 

Задача №4.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Иванова И. С участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено.

Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.

За год, предшествовавший обследованию, перенёс 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину.

 

Задача №5.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Иванова И. С участием специалистов хронических заболеваний не выявлено.

Физическое развитие отстаёт от паспортного возраста, гармоничное.

За год, предшествовавший обследованию, перенёс пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит.

 

Задача №6.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Волкова И. С участием специалистов диагностировано: хронический тонзиллит, декомпенсированная форма.

Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.

За год, предшествовавший обследованию, перенёс 4 острые фолликулярные ангины, грипп, паратонзилярный абсцесс.

 

Задача №7.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Волкова И. С участием специалистов диагностировано: плоскостопие. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.

За год, предшествовавший обследованию, перенёс 3 ОРВИ, парагрипп.

 

Задача №8.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Волкова И. С участием специалистов диагностировано: уплощение стопы.

Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.

За год, предшествовавший обследованию, перенёс 2 ОРВИ, парагрипп.

 

Задача №9.

Отметьте, к какой группе здоровья относится ребёнок.

При врачебном осмотре Волкова И. С участием специалистов диагностировано: бронхиальная астма, в стадии клинической и лабораторной ремиссии.

Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное.

За год, предшествовавший обследованию, перенёс 2 ОРВИ, парагрипп.

Словарь терминов

Адаптация – приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Адаптация зрительная – свойство глаза приспосабливаться к различным уровням яркости за счет изменения своей световой чувствительности. Различают адаптацию к темноте (темновая адаптация) и к свету (световая адаптация).

Акклиматизация – сложный социально-биологический процесс активного приспособления к новым климатическим условиям.

Аккомодация глаза – процесс приспособления к восприятию предметов, находящихся на различных расстояниях, путем изменения преломления света в оптической системе глаза.

Аллергия – состояние измененной реактивности организма в виде повышения его чувствительности к повторным воздействиям каких-либо веществ или к компонентам собственных тканей.

Ампер – единица силы электрического тока в СИ.

Антициклон – область повышенного давления в атмосфере, при котором устанавливается малооблачная тихая погода продолжительностью от нескольких суток до нескольких дней.

Беккерель (Бк) – единица активности нуклида в радиоактивном источнике; равен активности радионуклида, в котором за время 1 сек. Происходит один спонтанный переход из определенного ядерно-энергетического состояния этого радионуклида.

Бел – относительная величина, показывающая кратность усиления звука с точки зрения его восприятия при изменении физической силы звука в 10 раз.

Биометеорология – раздел метеорологии, изучающий влияние погоды на живые организмы, в частности на организм человека.

Биоритм – автономный процесс периодического чередования колебаний интенсивности и характера физиологических процессов и реакций, протекающих в живых организмах.

Биосфера – внешняя оболочка Земли, включающая нижнюю часть атмосферы. Всю гидросферу и верхнюю часть литосферы, населенную живыми организмами.

Болезнь – общее или частичное ограничение жизнедеятельности организма, обусловленное срывом компенсаторно-приспособительных механизмов под воздействием внешних и внутренних факторов и характеризующееся стеснением свободы деятельности.

Вредное вещество – вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе контакта с ним, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Герц – частота колебательного процесса, в котором за одну секунду совершается одно полное колебание.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Грей – единица поглощенной дозы ионизирующего излучения, при которой веществу массой 1 кг передается энергия 1 Дж.

Действие бластомогенное – биологическое действие различных факторов окружающей среды, вызывающих образование опухолей различных тканей.

Действие тератогенное – свойство физического, химического, биологического или другого фактора нарушать процесс эмбриогенеза, способствуя возникновению аномалий развития.

Десинхроноз – состояние организма, обусловленное рассогласованием биологических ритмов в связи с быстрой сменой временных поясов. При работе в ночное время, появляющееся нарушением сна, аппетита и пр.

Допустимая суточная доза – максимальное количество вещества (мг) на 1 кг массы тела, ежедневное пероральное поступление которого на протяжении всей жизни человека не оказывает неблагоприятного влияния на его жизнедеятельность, здоровье, а также здоровье будущих поколений.

Допустимое суточное поступление – максимальное количество вещества (мг) в суточном рационе питания, ежедневное пероральное поступление которого на протяжении всей жизни человека не оказывает неблагоприятного влияния на его жизнедеятельность, здоровье, а также здоровье будущих поколений.

Загрязнение – такое состояние, когда в объекте окружающей среды загрязнитель находится в количествах, превышающих ПДК, и может вызывать неблагоприятное влияние на здоровье и условия проживания человека.

Загрязнитель – любой природный или антропогенный физический агент, химическое вещество или биологический вид, попадающий в окружающую среду или возникающий в ней в количествах, превышающих обычное (допустимое) свое содержание.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Здоровье населения – статистическое понятие, которое характеризуется комплексом социально-экономических и демографических показателей, уровнем физического развития, заболеваемостью и инвалидностью определенной группы людей.

Зиверт (Зв) – эквивалентная доза, при которой произведение поглощенной дозы ионизирующего излучения в биологической ткани стандартного состава на средний коэффициент качества равно 1 Дж/кг.

Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам антигенной природы, несущим чужеродную генетическую информацию.

Канцергены – вещества, обладающие способность вызывать развитие опухолей.

Климат – многолетний закономерно повторяющийся режим погоды, присущий данной местности.

Коли-индекс – количество лактозоположительных кишечных палочек, обнаруживаемых в определенном объеме исследуемого объекта (для воды – в 1000 мл, для пищевых продуктов и почвы – в 1 г).

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – процентное соотношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке горизонтальной поверхности внутри помещения светом, прошедшим через незаполненный световой проем и исходящим от равномерно яркого неба, к освещенности (в тот же момент) под открытым небом.

Кумуляция – явление накопления (суммирования) повторных доз (концентраций) вредных химических веществ, при котором последующая доза (концентрация) поступает в организм раньше, чем заканчивается действие предыдущей.

Люкс (лк) – единица освещенности; освещенность поверхности площадью 1м² при световом потоке падающего на нее излучения, равном 1 лм.

Люмен (лм) – единица светового потока; световой поток, излучаемый точечным источником в телесном угле 1 ср при силе света в 1кд.

Максимальная переносимая доза (концентрация) химического вещества – максимальная доза вещества, не приводящая к гибели животных.

Максимально разовая ПДК – концентрация нормируемого вещества в атмосферном воздухе за 30-минуутных период усреднения, которая гарантирует отсутствие рефлекторного влияния на организм человека.

Максимально допустимая нагрузка (МДН) – максимальная интенсивность всей совокупности факторов окружающей среды, которая не оказывает прямых и косвенных вредных влияний на организм человека и его потомство и не ухудшает санитарных условий жизни.

Максимально допустимый уровень – максимальное количество вредного вещества в единице массы продукта, которое при ежедневном физиологическом потреблении в течение неограниченного периода времени не вызывает каких-либо патологических изменений в организме и наследственных заболеваний у потомства.

Метод эпидемиологический – совокупность способов изучения здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных, эндокринных и пр.) и экзогенных социальных и природных (химических, физических, биологических, психогенных и пр.) факторов.

Мутагены – факторы окружающей среды, обусловливающие возникновение генных и хромосомных мутаций.

Мутация – всеобщее свойство живых организмов, лежащее в основе эволюции и селекции всех форм жизни и заключающееся во внезапном изменении генетической информации.

Ноосфера – глобальная оболочка планеты (стратосфера, космическое пространство, глубокие слои литосферы), куда распространяется деятельность человека или результаты его деятельности.

Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) – временный норматив содержания веществ в атмосферном воздухе или в воздухе рабочей зоны, установленный расчетным путем с помощью экспресс-экспериментальных методов прогнозирования токсичности.

Ориентировочно допустимое количество (ОДК) – временный норматив содержания химического вещества в почве, разработанный с помощью расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогнозирования миграции химических веществ из почвы в контактирующие среды.

Предельно допустимый выброс веществ в атмосферу (ПДВ) – научно-технический норматив, устанавливаемый для каждого загрязнителя и источника выброса, выполнение которого обеспечивает соблюдение ПДК на селитебной территории населенного пункта с учетом выбросов соседствующих предприятий (фоновое загрязнение).

Предельно допустимая доза (ПДД) – наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за год, которое при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызывает в состоянии здоровья персонала (категории А) неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами исследования.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – максимальное количество вредного вещества в единице объема или массы, которое при ежедневном воздействии в течение неограниченного периода времени не вызывает каких-либо болезненных изменений в организме и неблагоприятных наследственных изменений у потомства; является условной, эталонной, реперной (отсчетной) величиной, установленной в экстремальных, строго регламентированных лабораторных условиях; единица масштаба, от которой ведут измерении степени опасности загрязнения объектов окружающей среды.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) – нормативное значение поступления и содержания радиоактивного вещества в организме, его концентрации в воде и воздухе, рассчитанное на основании ПДД.

Погода – совокупность физических свойств приземного слоя атмосферы за относительно короткий отрезок времени (часы, сутки, недели).

Санитария – практическое применение разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий обучения и воспитания, быта, труда, отдыха и питания людей с целью сохранения и укрепления здоровья людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.089 с.)